Выступление на педсовете Формирование системы качества знаний через самоподготовку

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формирование системы качества знаний воспитанников через самоподготовку.

Учебная деятельность воспитанников является ведущей в учебно-воспитательном процессе, и на нее возлагается главная нагрузка в образовательном развитии учащихся. Самоподготовка - органичное продолжение процесса обучения, осуществляемого учителем. В свою очередь, навыки и умения, приобретаемые воспитанниками в процессе самоподготовки, продолжают свое развитие на уроках. Поэтому только тесная взаимосвязь воспитателя и учителя может способствовать улучшению качества знаний учащихся. Требования, предъявляемые воспитателем должны быть едины с требованиями учителя на уроке. На самоподготовке органически сочетаются образовательные и воспитательные задачи. В основе самоподготовки лежит самостоятельный учебный труд каждого воспитанника группы и оказание ему индивидуальной помощи в случае необходимости со стороны воспитателя. Все приемы самостоятельной рациональной работы по предмету формируются на уроке учителем. На самоподготовке осуществляется закрепление этих навыков под руководством воспитателя.

Отсюда основные воспитательные задачи самоподготовки:

  • Закрепление знаний через выполнение домашнего задания,

  • Выработка рациональных методов и приемов организации умственного труда.

  • Развитие у воспитанников навыков и умений самостоятельной работы с книгой, справочной литературой, интернетинформацией,

  • Расширение кругозора, словарного запаса через информацию из художественной и научно-популярной литературы.

  • Сформировать положительное отношение к учебе.

Успех самоподготовки определяется следующим:

  • К выполнению домашнего задания дети приступают в одно и то же время (после обеда, продолжительного отдыха не менее 2-х часов и обязательного пребывания на воздухе),

  • Целесообразной регламентацией времени,

  • Строгой определенностью выполнения домашнего задания, в основе которой лежит принцип: от более сложного и трудоемкого к более легкому.

Процесс самоподготовки имеет определенную структуру. Опыт воспитателей показывает, что обязательными этапами самоподготовки являются:

  • Подготовка детей к работе,

  • Самостоятельное изучение материала,

  • Самоконтроль и самооценка,

  • Заключительный педагогический контроль.

В организационной части самоподготовки выясняется объем домашнего задания, Осуществляется выбор порядка выполнения заданий. Необходимо проследить, чтобы дети начали подготовку с обязательного повторения правил, нашли и прочитали их в учебнике и лишь после этого переходили к самостоятельному выполнению письменных работ. На этом периоде учащимся необходимо научиться рациональной организации своей деятельности, чтобы работа была продуктивной, а результаты положительными.

На этапе самостоятельной работы учащиеся овладевают способами действий, приемами учебной работы. Основными приемами в этой части самоподготовки являются: самостоятельная работа, поиск информации, практическая деятельность, коллективная работа, упражнение и переключение на разные виды деятельности. Если остановиться на 2 этапе самоподготовки - самостоятельное изучение учебного материала, самоконтроль и самооценка, то можно проследить, что формы и приемы организации самостоятельной деятельности воспитанников у каждого воспитателя в чем-то сходные, а некоторые воспитатели никогда не останавливаются на достигнутом и ищут новые приемы работы, тем самым работая на конечный результат, повышение качества знаний воспитанников.

Воспитатели младшей группы (1-4 классы) при выполнении домашнего задания работают в тесном контакте со своим учителем. В начальной школе широко используются следующие формы выполнения домашней работы:

  • Коллективная - в основном это выполнение таких предметов как русский язык и математика: происходит разбор задания, повторение учебного материала, учатся новые правила и затем выполнение самого задания. Слабые воспитанники могут выполнять эти предметы на черновиках и после проверки воспитателем выполняют его на чистовик. (1-4кл.)

  • Групповая - это группы из 4 человек и 1 старший. Эта форма используется по таким предметам как математика, чтение, окружающий мир, английский язык (3 -4 кл.).

  • Работа в парах - пара (сильный - слабый): чтение, математика, выучивание правил.

  • Работа по кругу - таблица, чтение, окружающий мир. (2кл.).

  • Индивидуальная с воспитателем - слабые ученики выполняют домашнюю работу под тщательным контролем воспитателя.

Воспитатели начальной школы при выполнении домашнего задания часто используют видиоматериал на электронных носителях по русскому языку, математике, окружающему миру, чтению. Видиоматериал предоставляется учителем или подбирается воспитателем (Артемова О.М., Токарева М.А., Федорова Н.В.) На самоподготовках также используется дидактический материал: например это карточки на повторение по русскому языку, математике, окружающему миру.

Контроль выполненного домашнего задания происходит в устной форме: правила, таблица, чтение; 100% визуальная проверка письменных работ, проверка задания в игровой форме, воспитатель может написать ответы на доске по математике, а учащиеся сверяются и ищут самостоятельно ошибки.

Обязательно в течение самоподготовки воспитанники прерываются на физминутки - это упражнения для глаз, упражнения - энергизаторы. Упражнения проводят дети, воспитатель или с видиоролика.

В средней школе у нас работают такие опытные воспитатели как Запека С.И., Платонова О.М., Костенко Г.П. У каждого из них сформировалась своя система выполнения домашнего задания. Что общего можно выделить на основном этапе работы?

  • Обычно уроки начинают выполнять с русского языка (рекомендовано во многих методических разработках): повторяют и учат правила, делают разбор упражнения, если оно довольно сложное и затем приступают к выполнению (7-9кл.).

  • Работа в группах 3+1 (7-8 кл)

  • Работа в парах: «сильный-слабый» или как встречается у Светланы Ивановны «сильный-сильный».

  • Индивидуальная работа воспитателя со слабыми учащимися. (7-9кл.)

Контроль выполнения домашнего задания.

В 8 классе в контроле выполнения домашнего задействован учебный сектор, Дети учат уроки, а затем принимают задание по устным предметам. Воспитатель проверяет 100% наличие письменных работ.

Хочется отметить, что Костенко Г.П. при выполнении домашнего задания использует видиоматериал по географии, истории, литературе.

Проведение самоподготовки в старших классах существенно отличается от предыдущих. Почти вся самоподготовка проходит в виде самостоятельной работе воспитанников. Учителя-предметники широко используют компьютерные возможности и выставляют задания в виде тестовых работ, в форме ЕГЭ на рабочем столе компьютера, конечно, учитывается, что работа с книгой является основой самоподготовки. Но как показывает практика воспитателей на самоподготовках, как и в других учебных группах широко используется такие формы работы как работа в парах, воспитатель - ученик, учитывая то, что старшие классы небольшие по количеству. При индивидуальной работе воспитанник сам планирует свою работу, так как зачастую у каждого свой объем работы и индивидуальное тестовое задание, реферат. 10 и 11 классы часто работают самостоятельно в информационном классе, используют библиотечный справочный материал. В конце самоподготовки подводятся краткие итоги. Отмечаются положительные моменты и недостатки в работе.

Вопросы повышения качества знаний рассматриваются на МО: структура самоподготовки, требования предъявляемые к ведению самоподготовок, в этом учебном году Артемова О.М. провела открытую самоподготовку, администрация школы также контролирует качество проведения самоподготовок.

Учебный труд с присущими только ему видами и формами деятельности играет важную роль в жизни школьников. Он требует физического и умственного напряжения, затраты сл и энергии, значительного времени. Постоянное и организованное выполнение заданий, осуществляемое в один и тот же определенный отрезок времени, благотворно воздействует на формирование привычки готовить уроки. От воспитателя зависит многое, чтобы обеспечить успех претворения замыслов учителя в жизнь, так как влияние самоподготовки на последующие за ней уроки неоспоримо.



© 2010-2022