Доклад на тему Организация коррекционно-развивающей работы с обучающимися с нарушением слуха во внеурочное время

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Научные работы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Организация коррекционно-развивающей работы с обучающимися с нарушением слуха во внеурочное время

Психическое развитие детей, имеющих нарушение слуха, подчиняется тем же общим закономерностям, которые обнаруживаются в развитии нормально слышащих детей. В то же время выявляются специфические закономерности развития, характерные для детей, имеющих нарушение слуха. Поэтому, главной задачей является исправление вторичных отклонений и коррекция.

Но когда говорят о коррекционно - развивающей работе, то она не может вычлениться из триединой схемы образования: обучение, воспитание, развитие. Под коррекционно-развивающей работой понимают систему медицинских, педагогических, психологических мероприятий, способствующих полноценному развитию всех детей, преодолению отклонений в их развитии и служащих целям адаптации и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья или любых детей, испытывающих трудности в обучении и в социальной адаптации в целом.

Поскольку развитие учащихся осуществляется в ходе обучения и в процессе воспитания, то и коррекционное воздействие будет присутствовать в этой деятельности. Коррекционно-развивающая работа занимает центральное положение в системе, так как она определяет дефектологическую направленность учебно-воспитательного процесса в специальной школе. Коррекционно-развивающая работа имеет самостоятельный выход на среду, так как система функционирует не изолированно, а в конкретных социальных условиях. Среда обусловливает общественные цели специального образования: становление и разностороннее развитие личности учащихся, их социально-трудовую реабилитацию, компенсацию дефекта, усвоение социального опыта человечества в доступной форме.

Вся система коррекционно-развивающей работы, сложившаяся в специальной (коррекционной) школе-интернате направлена:

1. На реализацию комплексного индивидуально ориентированного психолого-медико-педагогического сопровождения в условиях образовательного процесса всех детей с особыми образовательными потребностями с учётом состояния здоровья и особенностей психофизического развития. Коррекционно-образовательная система школы ориентирована на весь состав учащихся и обусловлена желанием педагогического коллектива обучать всех детей, поступивших в школу:

- это обучающиеся с нарушенной слуховой функцией;

- это обучающиеся с задержкой психического развития;

- это обучающиеся с интеллектуальной недоразвитием;

- это обучающиеся с глубокой умственной отсталостью;

2. Коррекционно-развивающая работа - это комплексная работа по оказанию помощи разным детям с ограниченными возможностями здоровья и направлена на создание специальных условий воспитания, обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, безбарьерной среды жизнедеятельности и учебной деятельности.

3. Коррекционно-развивающая работа направлена на социальную адаптацию обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья к реалиям окружающего мира.

Основой коррекционно-развивающей работы является материальное оснащение учебно-воспитательного процесса: современной звукоусиливающей аппаратурой, учебными программами, наглядно-дидактическим материалом, учебниками и методическими пособиями, современными техническими и информационными средствами обучения: компьютерными речевыми программами, ультрафиолетовым оборудованием в кабинете психологической разгрузки, интерактивными досками, интернетом, компьютерами и ноутбуками, учебниками с электронными приложениями, электронными образовательными ресурсами, которыми должна быть обеспечена школа.

Использование в коррекционно-развивающей работе школы информационных, коммуникационных технологий является важным условием реализации образовательных стандартов. Однако принципиальным является то, что коррекционно-развивающая работа не является неким самостоятельным разделом в учебно-воспитательном процессе, она пронизывает все направления деятельности школы, все аспекты учебно-воспитательного процесса: учебную деятельность и внеклассную работу.

Коррекционно-развивающая работа включает:

- выбор оптимальных для развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья коррекционных программ/методик, методов и приёмов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями;

- организацию и проведение внеклассных занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и всестороннего развития;

- организацию и проведение самоподготовки;

- организацию и проведение внеклассных мероприятий, прогулок, экскурсий и др.

Внеклассное занятие по своему назначению и программному материалу является одной из форм деятельности, в которой заложена тесная связь с уроками образовательного цикла. В школе проводятся занятия, направленные формирование навыков самообслуживания, социальную и бытовую адаптацию, развитие коммуникативной функции, всех психических процессов. Основной задачей внеклассных занятий является формирование навыка общения и адаптации к окружающему миру.

Самостоятельная учебная работа на самоподготовке преследует цель выработки навыков самообразования, самовоспитания и призвана способствовать всестороннему развитию личности обучающихся. При этом возникают новые возможности в развитии у детей положительного отношения к учебе, устойчивых интересов и навыков для дальнейшей самообразовательной работы.

Важное место в системе коррекционно-развивающих технологий принадлежит внеклассным мероприятиям, познавательным экскурсиям, прогулкам. Это и посещение кружков, выставок, различных мероприятий в школе и за ее пределами, взаимодействие с различными организациями по проектам, игры на свежем воздухе. Все мероприятия направлены на коррекцию имеющихся недостатков детей, на всестороннее развитие, на желание и умение общаться с окружающими людьми.

Мероприятия, внеклассные занятия, самоподготовка в школе проводятся с учётом особенностей психофизиологического развития и индивидуальных возможностей детей с ограниченными возможностями здоровья по нескольким направлениям:

- адаптация и социализация детей в образовательной среде, развитие сферы межличностных отношений ребенка;

- развитие познавательных процессов на основе формирования высших психических функций (внимания, восприятия, мышления, памяти, речи);

- развитие эмоционально-волевой сферы, развитие мотивации обучения;

- ранняя профилактика и своевременная коррекция недостатков и отклонений в психическом и личностном развитии детей, сохранение и укрепление психофизического здоровья ребенка.

При организации коррекционной работы во внеурочное время педагоги используют передовые технологи, внедряют инновационные формы и методы работы, используют на занятиях различные виды игровой деятельности, сказкотерапию, музыкотерапию.

На занятиях и самоподготовке формируются коммуникативные универсальные учебные действия:

- умение договариваться о распределении функций и ролей, приходить к общему решению в совместной деятельности;

- умение строить понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы, использовать речь для регуляции своего действия;

- умение осуществлять взаимный контроль;

- умение оценивать правильность выполнения задания сверстников.

Обучая и воспитывая неслышащих детей педагог формирует житейские понятия; организационные умения и навыки и умение работать в коллективе. В решении задач речевого общения создаются благоприятные условия для формирования и закрепления навыков разговорной речи. Содержание коррекционно-развивающей работы определяют следующие принципы:

- соблюдение интересов ребёнка;

- системность;

- непрерывность;

- вариативность;

- принцип личностно-ориентированного подхода;

- принцип дифференцированного подхода;

- принцип доступности предлагаемого материала.

Для детей выстраивается коррекционно-развивающая работа, направленная на постепенное увеличение меры самостоятельности, подчинение своей деятельности поставленной цели при организующей, стимулирующей помощи взрослого; переключение обучающихся на практическую деятельность с предметами или на другие облегченные задания, подкрепляющие их веру в собственные силы и т. д.

Успешность коррекционно-развивающей работы зависит от взаимодействия учителя и воспитателя: согласованности их действий, информированности о работе друг друга и её результатах, скоординированности планов работы. Связь воспитательной работы с обучением осуществляется по принципу опережающего, параллельного или последующего взаимодействия. Такая интеграция обеспечивает целостность, системность и последовательность процесса обучения и воспитания, направленного на формирование личности ребёнка, коррекцию недостатков развития, создания предпосылок социальной адаптации школьников с ограниченными возможностями здоровья.







ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ»













Тема: «Организация коррекционно-развивающей работы с обучающимися с нарушением слуха во внеурочное время»









Бякова Я.Л.

Воспитатель













пос. Вычегодский, 2016

© 2010-2022