- Преподавателю
- Школьному психологу
- Аналитическая справка по адаптации первоклассников
Аналитическая справка по адаптации первоклассников
Раздел | Школьному психологу |
Класс | 1 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Бабаян А.В. |
Дата | 29.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Аналитическая справка процесс адаптации
первоклассников к школьному обучению
Цель обследования :изучение процесса адаптации и оценка
школьной мотивации первоклассников.
ЗАДАЧИ ОБСЛЕДОВАНИЯ:
ОПРЕДЕЛИТЬ УРОВЕНЬ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ
ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ.
ИЗУЧЕНИЕ ОТНОШЕНИЯ ПЕРВОКЛАССНИКА К ШКОЛЕ.
ДИАГНОСТИКА МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ
Н.Г. ЛУСКАНОВОЙ.
В жизни каждого человека наступает новый этап, когда он становится учеником и вступает в ещё непознанный мир, в котором господствуют свои правила и обязанности. Все люди разные, и поэтому кому-то будет сложно адаптироваться в новом мире, а кому-то наоборот легко. Для многих детей поступление в школу может стать трудным испытанием. Хотя бы с одной из следующих проблем сталкивается каждый ребёнок:
- режимные трудности;
- коммуникативные трудности;
- проблема взаимоотношения с учителем;
- проблемы, связанные с изменением семейной обстановки.
Специалисты в области возрастной психологии считают, что о готовности ребёнка к школе следует судить по таким характеристикам, которые отражают особенности его психики в целом и являются новообразованиями, возникшими в его игровой деятельности, но подготовившими переход к учебной.
При поступлении в школу каждый ребёнок должен иметь базовую психологическую подготовку по следующим компонентам:
-
Интеллектуальная готовность;
-
Личностная готовность;
-
Социально-психологическая готовность;
-
Физическая готовность.
Согласно этим критериям различают три уровня адаптации к школе:
-
Высокий уровень;
-
Средний уровень;
-
Низкий уровень.
В 1 «А» классе обучается 28 человек, из них 15 человек - первый уровень (высокий уровень мотивации) У таких детей есть позновательный мотив,стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Ученики четко следуют всем указаниям учителя,добросовестны и ответственны,сильно переживают,если получают неудовлетворительные оценки.
3 человека-второй уровень (хорошая школьная мотивация) Подобные показатели имеют большинство учащихся начальных классов успешно справляющихся с учебной деятельностью.
7 человек-третий уровень (положительное отношение
к школе ,но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью).
Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе ,однако чаще ходят в школу,чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками,иметь красивый портфель,ручки,тетради. Познавательные
мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени,и учебный процесс их мало привлекает.
Истекший период обучения показал, что социально-психологическая адаптация проходит по-разному.
С высоким уровнем адаптации 15 учеников. Так как ребята способны работать по аналогии, делать выводы, различают временные промежутки, они могут удерживать правило и следовать этому правилу, учащиеся могут работать по инструкции, заданному плану. Внимательно слушают указания учителя, соотносят свои действия с ними, могут выполнить поручения без контроля, не испытывают затруднения при решении усложнённых задач.
К среднему уровню я могу отнести 10 учащихся. Эти дети успешно адаптировались к обучению в школе. Обычно у них преобладает хорошее настроение, активное отношение к учебе, дети положительно относятся к школе, её посещение не вызывает отрицательных переживаний. Понимают учебный материал, но выполняют задания только при контроле. Основное содержание учебных программ усваивают, но бывают сосредоточены только тогда, когда заняты чем-то для них интересным.
Низкий уровень адаптации у 1 ученика. Этот ребенок затрудняется работать самостоятельно, не справляются с самостоятельными работами, усваивают учебный материал фрагментами, требуют постоянного контроля, побуждения к действию, напоминания, могут работать с длительными переменами. У ребят низкий кругозор, недостаточная осведомленность.
10 учащихся имеют ярко выраженные логопедические нарушения.
В 1 «Б» классе обучается 27 человек, из них 13 человек - первый уровень (высокий уровень мотивации)У таких детей есть познавательный мотив,стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Ученики четко следуют всем указаниям учителя,добросовестны и ответственны,сильно переживают,если получают неудовлетворительные оценки.
7 человека-второй уровень (хорошая школьная мотивация) Подобные показатели имеют большинство учащихся начальных классов успешно справляющихся с учебной деятельностью.
5 человек-третий уровень (положительное отношение
к школе ,но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью)
Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе ,однако чаще ходят в школу,чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками,иметь красивый портфель,ручки,тетради. Познавательные
мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени,и учебный процесс их мало привлекает.
Истекший период обучения показал, что социально-психологическая адаптация проходит по-разному.
С высоким уровнем адаптации у 13 учеников. Так как ребята способны работать по аналогии, делать выводы, различают временные промежутки, они могут удерживать правило и следовать этому правилу, учащиеся могут работать по инструкции, заданному плану. Внимательно слушают указания учителя, соотносят свои действия с ними, могут выполнить поручения без контроля, не испытывают затруднения при решении усложнённых задач.
К среднему уровню я могу отнести 12 учащихся. Эти дети успешно адаптировались к обучению в школе. Обычно у них преобладает хорошее настроение, активное отношение к учебе, дети положительно относятся к школе, её посещение не вызывает отрицательных переживаний. Понимают учебный материал, но выполняют задания только при контроле. Основное содержание учебных программ усваивают, но бывают сосредоточены только тогда, когда заняты чем-то для них интересным.
7 учащихся имеют ярко выраженные логопедические нарушения.
В 1 «В» классе обучается 26 человек, из них 20 человек - первый уровень (высокий уровень мотивации)У таких детей есть познавательный мотив,стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Ученики четко следуют всем указаниям учителя,добросовестны и ответственны,сильно переживают,если получают неудовлетворительные оценки.
3 человека-второй уровень (хорошая школьная мотивация) Подобные показатели имеют большинство учащихся начальных классов успешно справляющихся с учебной деятельностью.
1 человек-третий уровень (положительное отношение
к школе ,но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью).
Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе ,однако чаще ходят в школу,чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками,иметь красивый портфель,ручки,тетради. Познавательные
мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени,и учебный процесс их мало привлекает.
Истекший период обучения показал, что социально-психологическая адаптация проходит по-разному.
С высоким уровнем адаптации у 20 учеников. Так как ребята способны работать по аналогии, делать выводы, различают временные промежутки, они могут удерживать правило и следовать этому правилу, учащиеся могут работать по инструкции, заданному плану. Внимательно слушают указания учителя, соотносят свои действия с ними, могут выполнить поручения без контроля, не испытывают затруднения при решении усложнённых задач.
К среднему уровню я могу отнести 4 учащихся. Эти дети успешно адаптировались к обучению в школе. Обычно у них преобладает хорошее настроение, активное отношение к учебе, дети положительно относятся к школе, её посещение не вызывает отрицательных переживаний. Понимают учебный материал, но выполняют задания только при контроле. Основное содержание учебных программ усваивают, но бывают сосредоточены только тогда, когда заняты чем-то для них интересным.
3 учащихся имеют ярко выраженные логопедические нарушения .
Выводы и рекомендации:
Проведенное исследование позволило выявить детей, которые в первую очередь нуждаются во внимании и помощи педагога- психолога .С детьми, показавшими неблагополучие в результате этого обследования, была проведена дополнительная диагностическая, а там где была необходимость, коррекционная работа.
Изучение общей ситуации по классу позволило выявить, где сосредоточены переживания большинства детей каждого класса, и это позволило понять, какие обстоятельства своей новой жизни дети воспринимают как пугающие, стрессовые.
Педагогам было рекомендовано давать этим детям больше поддержки, демонстрировать веру в их возможности.
Родителям были даны соответствующие рекомендации :
Самое главное, что вы можете подарить своему ребенку,это ваше внимание.
Выслушивайте его рассказы о школе, задавайте уточняющие вопросы. И помните: то, что кажется вам не очень важным, для вашего сына или дочери может оказаться самым волнующим событием за весь день! Если ребенок увидит ваш интерес к его делам и заботам, он обязательно почувствует вашу поддержку.
Помогите ребенку установить отношения со сверстникам и чувствовать себя уверенно.
Особенно ваша помощь понадобится, если ребенок не ходил до школы в детский сад. В этом случае он не привык к тому, что внимание взрослых распределяется сразу между несколькими детьми. Хвалите ребенка за общительность, радуйтесь вслух его новым школьным знакомствам. Поговорите ним о правилах общения со своими ровесниками, помогите стать вашему ребенку интересным другим. Учите его новым играм, чтобы он мог показать их друзьям. Пригласите одноклассников вашего ребенка к вам домой - простое чаепитие, а маленький хозяин научится принимать гостей.
"Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: "Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?" А сам думает: "Скажет живая - я ее умертвлю, скажет мертвая - выпущу". Мудрец, подумав, ответил: "Все в твоих руках". Эту притчу я взяла не случайно.
В наших руках возможность создать в школе такую атмосферу, в которой дети и взрослые будут чувствовать себя "комфортно ".
Подготовила педагог-психолог МБОУ «СОШ№9» А.А .Бабаян