Сценарий внеклассного мероприятия по патриотическому воспитанию - Акция «Блокадный хлеб»

Цель акции: Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ. Задачи акции: Познакомить ребят с понятием блокада. Познакомить со страшным периодом в жизни нашей страны. Пробудить в детях чувство сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда и на протяжении всей Великой Отечественной войны .      Зимой 1941-1942 года в городе не было топлива и электроэнергии. Люди, истощенные голодом, измученные непрерывными бомбежками жили в не отопляемых дом...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Воробьева Ольга Петровна, МОБУ «Академическая СОШ» Вышневолоцкого района Тверской области, социальный педагог.

Внеклассное мероприятие по патриотическому воспитанию школьников:

акция «Блокадный хлеб»

Подготовили и провели: социальный педагог Воробьева Ольга Петровна, общественное молодежное объединение «Лидер».

Цель акции: Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ.

Задачи акции:

  1. Познакомить ребят с понятием блокада;

  2. Познакомить со страшным периодом в жизни нашей страны;

  3. Пробудить в детях чувство сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда и на протяжении всей Великой Отечественной войны с помощью.

Сценарий внеклассного мероприятия по патриотическому воспитанию - Акция «Блокадный хлеб»

Ведущий (ученик)1: В сердцах наших жить будут вечно
Герои минувшей войны.
Нам память о них дорога бесконечно,
И ею с тобой мы сильны.

(аудизапись «В далеком тревожном военном году…»)

Зловещие языки пламени, рвущие ввысь и испепеляющие все, что встает на их пути. Искаженные ужасом лица женщин, прижимающих к груди насмерть перепуганных детей. Душе раздирающие стоны раненых. Грохот орудий. Свист пуль. И всюду трупы людей, еще недавно думающих о будущем, мечтавших о любви и счастье.

Все это и есть война - самое страшное событие, которое только может случиться как в жизни отдельного человека, так и в истории всего человечества.

Что может быть страшнее, чем война?!
Лишь слезы да страдания несет она.
И счастье разбивает у людей,
Любимых разлучает и друзей.

Ведущий(ученик)2:На нашу страну 22 июня 1941 года напала фашистская Германия, во главе которой стоял Адольф Гитлер. Он намеревался захватить нашу страну за 6 недель. Большую часть славянских народов фашисты хотели истребить, а оставшихся загнать в военные поселения, превратив в рабов. Чтобы поработить наш народ, надо было захватить столицу нашего государства - Москву. Гитлер хотел, чтобы от города ничего не осталось. Решено было затопить Москву, поставив огромные плотины вокруг города. К середине октября немцы были у стен столицы. Но Москва не сдалась. День и ночь люди готовились к обороне. 600 самолетов - истребителей охраняли небо Москвы. Битва за Москву продолжалась с 30 сентября 1941 года по 20 апреля 1942 года.

Сценарий внеклассного мероприятия по патриотическому воспитанию - Акция «Блокадный хлеб»

Аудизапись «Сводка советского информбюро о освобождении блокадного Ленинграда».

Ведущий(ученик)3:27 января 1944 года - что это за дата?

27 января 1944 года - это дата полного снятия немецко-фашистской блокады с Ленинграда.

Что такое блокада?

Ужасную участь готовил Гитлер Ленинграду.

Для осуществления этого варварского замысла гитлеровское командование бросило к Ленинграду огромные военные отряды. На помощь нашим воинам пришло народное ополчение. Вместе со взрослыми сражались с врагом и ленинградские мальчишки - сыновья полков и юнги.

Ведущий(ученик)4:На защиту родного города поднялись все ее жители. В короткий срок он был превращен в город - крепость. В нем построили 35 км. баррикад, 4170 дотов, 22 тысячи огненных точек. Вместе со взрослыми ребята дежурили на чердаках и крышах при налетах вражеской авиации. Они тушили зажигательные бомбы, возникшие пожары. Их называли часовыми ленинградских крыш.

Ведущий(ученик)5:Стремясь сравнять город с землей, фашисты обрушили на него за время осады: 150 тысяч тяжелых снарядов, 5 тысяч фугасных, более 100 тысяч зажигательных бомб. 8 сентября 1941 года, захватив город Шлиссельбург, фашисты прорвали на южный берег Ладожского озера. Ленинград оказался полностью блокирован с суши.

Ведущий(ученик)6:С каждым днем в городе таяли запасы продовольствия. Были сокращены нормы. Рабочие получали в день хлеба по 250 грамм, а служащие и дети по 125 грамм. Муки в этом хлебе почти не было, его выпекали из отраслей, мякоти, целлюлозы. Хлеб был почти единственным питанием ленинградцев.

Ведущий(ученик)6: А какова цена блокадного ленинградского хлеба? Что такое блокадный хлеб?

Блокадный хлеб - это пищевая целлюлоза 10 %, жмых - 10 %, обойная пыль - 2 %, выбойки из мешков - 2 %, хвоя - 1 %, ржаная обойная мука - 75 %. При выпечке этого хлеба формы для выпечки смазывали соляровым маслом (другого не было).

В начале блокады хлеб пекли из смеси ржаной, овсяной, ячменной, соевой и солодовой муки. Через месяц к этой смеси стали добавлять льняной жмых, отруби и муку из затхлого зерна.

Ведущий(ученик)7:А еще месяц спустя тесто делали из целлюлозы, хлопкового жмыха, обойной пыли, мучной сметки, вытряски из мешков кукурузной и ржаной муки, березовых почек и сосновой коры.

Когда была в наличии, использовалась коревая мука (от слова корка). Как и откуда бралась эта мука? Когда в Ладоге тонули машины, везшие муку в блокадный город, ночью специальные бригады крючьями на веревках поднимали из воды мешки. Иногда мука находилась под водой больше двух недель. В середине такого мешка какое-то количество муки было сухим, а внешняя промокшая часть при высыхании схватывалась, превращаясь в твердую корку. Эти корки разбивали на куски, а затем измельчали и перемалывали. Эта коревая мука давала возможность значительно сократить количество других малосъедобных добавок в блокадном хлебе.

Ведущий(ученик)8:И не смотря ни на что, множество людей рисковало жизнью, доставляя муку через Ладогу осажденному, умирающему, но несдающемуся городу. Блокадный хлеб был бесценен.

Не легче было и всем остальным и на фронте и в тылу. Не будь хлеба - не было бы и Победы!

Ведущий(ученик)1:Зимой 1941-1942 года в городе не было топлива и электроэнергии. Люди, истощенные голодом, измученные непрерывными бомбежками жили в не отопляемых домах. Замерзли водопровод и канализация. За водой ходили на набережную Невы, делали прорубь и набирали воду под обстрелами. Смерть входила во все дома. Свыше 640 тысяч ленинградцев погибло от голода.

Ведущий(ученик)2:Враги надеялись, что жестокие лишения пробудят в ленинградцах низменные инстинкты, запутают в них все человеческое. Они думают, что голодные, мерзнущие люди перессорятся между собой из-за куска хлеба, из-за полена дров, перестанут защищать город и в конце концов сдадут его. Недаром 30 января 1942 года Гитлер цинично заявил: «Ленинград мы штурмуем сознательно. Ленинград выжрет самого себя». Но гитлеровцы просчитались. Люди, пережившие блокаду, до сих пор помнят глубокую человечность безмерно страдающих ленинградцев, их доверие и уважение друг к другу.

Ведущий(ученик)3: В осажденном городе работали 30 школ. Местом учебы стали и некоторые бомбоубежища жилых зданий. Даже в таких жутких условиях дети учились. Это был подвиг. Опасен и тяжел путь в школу. На улицах часто рвались снаряды. В школах и бомбоубежищах, где проводились занятия, стоял такой мороз, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках, рукавицах. Руки коченели, а мел выскальзывал из пальцев. Ученики шатались от голода. У всех была общая болезнь - дистрофия. А к ней еще прибавилась и цинга. Кровоточили десны. Качались зубы. Ученики умирали не только дома, на улице, по дороге в школу, но, случалось и прямо в классе.

Ведущий(ученик)4:Девочка руки протянула
Уснула,
А оказалось - умерла..
Никто не обронил ни слова,
Лишь хрипло, сквозь метельный стон,
Учитель выдавил, что снова
Уроки после похорон (Ю. Воронов)

Ведущий(ученик)5:Ольга Бергольц писала: «сто двадцать пять блокадных грамм с огнем и кровью пополам». Город не просто жил, он давал фронту танки и самолеты. Промышленность города за 900 героических дней дала фронту более 2000 танков, 1500 самолетов, 150 тяжелых орудий, 12000 минометов и пулеметов, 10 миллионов снарядов и мин.

Но рабочие требовались еще больше, так как прежние уходили в народное ополчение.

На заводы и фабрики пришли мальчишки и девчонки, досрочно выпущенные из ремесленных училищ. Многие из них становились на подставки, чтобы достать рычаги своих станков.

Подростки-рабочие работали в невыносимых условиях. Голодные, изможденные, они по 12-14 часов не выходили из промерзших цехов и вносили свой вклад в разгром врага.

Ведущий(ученик)6:Страна помогала Ленинграду в его героической борьбе. С Большой земли в осажденный город с невероятными трудностями доставляли продукты и топливо. Оставалась узкая полоска воды Ладожского озера. Но поздней осенью Ладога замерзла и эта единственная ниточка, связавшая город со страной оборвалась.

И тогда по Ладожскому озеру проложили автомобильную трассу. От нее зависело спасение жителей города, обеспечение фронта всем необходимым.

Ведущий(ученик)7:22 ноября 1941 года по еще неокрепшему льду пошли первые грузовики с мукой.

«Дорогой жизни» шел к нам хлеб,
Дорогой жизни многих к многим.
Еще не знают на земле
Страшней и радостней дороги. (О. Бергольц)

Все, кто обслуживал ледовую трассу, - водители, дорожники, связисты, зенитчики, регулировщики - работали в необычайно сложных условиях. В цепенящую стужу, в слепящий буран, под непрерывными бомбежками и обстрелами.

Ведущий(ученик)8:Вплоть до 23 апреля 1942 года по Ладожскому озеру непрерывно двигались автоколонны с продуктами, а обратно на Большую Землю вывозили детей, раненых, истощенных людей.

Скольких людей спасла эта дорога!

Ведущий(ученик)1:Народ очень точно назвал ее «дорогой жизни». Наконец наступила весна 1942 года, но с весной пришли новые заботы. Зимой город не очищался. Людям угрожала эпидемия. Голодные, измученные за зиму, они приводили в порядок дворы, улицы.

Ведущий(ученик)2:Летом была вскопана и засеяна каждая полоска земли: на пустырях, в парках. Учителя, ученики для школ заготавливали дрова, разбирали деревянные дома.

22 декабря 1942 года была учреждена медаль «За оборону Ленинграда». 1500000 ленинградцев были представлены к награде. Из них 15249 детей. Войска Ленинградского и Волховского фронтов получили приказ - в январе 1943 года прорвать блокаду!

Ведущий(ученик)3:13 января 1943 года вражеское кольцо было прорвано. Но окончательное освобождение наступило только через год. 13 января 1944 года войска Ленинградского и Волховского фронтов при активной поддержке Балтийского флота и отрядов партизан начали операцию по ликвидации вражеских группировок.

Ведущий(ученик)4:За две недели они разгромили немецкую армию, отбросили оккупантов на 650-1000 километров от Ленинграда, освободили более 800 городов и деревень. Город полностью был освобожден от блокады.

Ведущий(ученик)5:В честь выигранного сражения 27 января 1944 года над Невой прогремели 24 залпа торжественного салюта.

Ведущий(ученик)6:Мы чашу горя выпили до дна.
Но враг не взял нас никаким измором
И жизнью смерть была побеждена
И победили человек и город!
Год сорок второй…
Полгорода лежит в земле сырой
Неугасима память поколений
И память тех, кого так свято чтим,
Давайте, люди, встанем на мгновенье
И в скорби постоим и помолчим (В. Суслов)

Минута молчания

Ведущий(ученик)7:Все может родная земля:
Накормить своим хлебом, напоить из своих родников, удивить своей красотой.
Вот только защитить сама себя не может:
Защита родной земли - долг тех, кто ест ее хлеб, кто пьет ее воду, любуется ее красотой.

Ведущий(ученик)8: Предлагаем все желающим подойти и взять кусочек хлеба, символизирующий тот блокадный кусочек хлеба весом 125 грамм и просто помянем погибших в Ленинграде в годы блокады.

Аудизапись «Темная ночь», «Священная война»

Сценарий внеклассного мероприятия по патриотическому воспитанию - Акция «Блокадный хлеб»

Сценарий внеклассного мероприятия по патриотическому воспитанию - Акция «Блокадный хлеб»

Сценарий внеклассного мероприятия по патриотическому воспитанию - Акция «Блокадный хлеб»

Сценарий внеклассного мероприятия по патриотическому воспитанию - Акция «Блокадный хлеб»

Сценарий внеклассного мероприятия по патриотическому воспитанию - Акция «Блокадный хлеб»

Сценарий внеклассного мероприятия по патриотическому воспитанию - Акция «Блокадный хлеб»

Сценарий внеклассного мероприятия по патриотическому воспитанию - Акция «Блокадный хлеб»Сценарий внеклассного мероприятия по патриотическому воспитанию - Акция «Блокадный хлеб»

© 2010-2022