- Преподавателю
- Школьному психологу
- Рабочая программа дисциплины Введение в профессию психолог
Рабочая программа дисциплины Введение в профессию психолог
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Чернова А.А. |
Дата | 09.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Академия психологии и педагогики
УТВЕРЖДАЮ
Директор Академии психологии и педагогики
________________/Ермаков П.Н.
«____»______________2014 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«ВВЕДЕНИЕ В ПРОФЕССИЮ «ПСИХОЛОГ»»
Направление подготовки
37.03.01 «Психология»
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр
Кафедра психологии управления и акмеологии
Курс _1_ Семестр _1_
Форма обучения заочная
Программа разработана: Чернова Анастасия Александровна, доцент кафедры психологии управления и акмеологии
Рецензент: Афанасенко И.В. доцент кафедры психологии личности ЮФУ, к.пс.н.
Ростов-на-Дону, 2014
Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании
Учебно-методического совета Кафедры психологии управления
Академии психологии и педагогики и акмеологии
протокол заседания
от 02.09. 2014 г. № 1 от 02.09. 2014 г. № 1
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
кафедры психологии управления и акмеологии
от 12.09 2014 г. № 2
-
Цели и задачи освоения дисциплины
Дисциплина «Введение в профессию психолог» включена в учебный план программы подготовки бакалавров по направлению «Психология». Освоение дисциплины предполагает формирование компетенций учащихся в области базового понимания истории появления профессии психолога, основных видов деятельности профессиональных психологов в научной и практических сферах, а также системы подготовки профессиональных психологов и принципы организации психологического сообщества. Основными принципами построения учебно-методического комплекса являются модульное структурирование образовательного процесса и компетентностный подход к формированию личности учащегося.
Цель освоения дисциплины - изучение истории накопления психологических знаний в науке и практике, а также основных отраслей психологии, организации деятельности психолога.
Задачи профессиональной деятельности, к которым готовит дисциплина:
В практической деятельности:
- анализ психологических свойств и состояний, характеристик психических процессов, различных видов деятельности индивидов и групп;
В научно-исследовательской деятельности:
- Изучение научной информации отечественного и зарубежного опыта;
В педагогической деятельности:
- преподавание психологии как общеобразовательной дисциплины;
В организационно-управленческой деятельности:
- использование нормативно-правовых и этических знаний при осуществлении профессиональной деятельности.
-
Место дисциплины в структуре ООП ВПО
Курс «Введение в профессию » относится к вариативной части профессионального цикла (С.З) подготовки бакалавра.
Дисциплина имеет логические и содержательно-методические взаимосвязи с рядом дисциплин базовой части профессионального цикла: «История психологии», «Психология труда», «Основы консультативной психологии», «Психодиагностика», - те дисциплины, для которых прохождение дисциплины «Введение в профессию» необходимо как предшествующее. Данную учебную дисциплину дополняет последующее освоение «Социальной психологии», «Психологии личности», «Экспериментальной психологии» и др.
-
Требования к результатам освоения содержания дисциплины
Студенты должны обладать следующими компетенциями:
1) способностью описывать структуру деятельности профессионала в рамках определённой сферы (психологический портрет профессионала), прогнозировать, анализировать и оценивать психологические условия профессиональной деятельности (ПК-3);
Знать:
- основные этапы профессионализации личности, а так же динамику мотивационной сферы на разных этапах профессионального становления;
- проблему «модели специалиста»;
- особенности профессионализации студентов-психологов;
Уметь:
- составить психологический портрет профессионала;
- создавать оптимальные, эффективные психологические условия профессиональной деятельности;
Владеть:
- навыками определения и описания мотивационной и операциональной сферы профессионала;
- навыками прогнозирования и оценивания психологических условий профессиональной деятельности.
2) способностью понимать социальную значимость своей профессии, цель и смысл государственной службы, выполнять гражданский и служебный долг, профессиональные задачи в соответствии с нормами морали, профессиональной этики и служебного этикета (ОК-2);
Знать:
- основные отрасли и подотрасли психологии;
- основные виды профессиональной деятельности психолога;
- основные сферы профессионализма;
- профессиональные сообщества психологов и формы их профессионального общения;
- профессиональную этику психолога.
Уметь:
- выполнять задания, предусмотренные программой;
- свободно и адекватно использовать специальные термины;
- ориентироваться в различных отраслях, видах деятельности и направлениях психологии;
- соблюдать в своей деятельности профессионально-этические нормы;
Владеть:
- навыками выполнения профессиональных задач в соответствии с профессиональной этикой и служебным этикетом.
-
Содержание и структура дисциплины
№
Модуля
Наименование
Модуля
Содержание модуля
1
2
3
1
Формирование психологии как самостоятельной науки
Место психологи среди других наук. Сравнительная характеристика житейской, научной и практической психологи. История развития практической психологии.
Основные отрасли и подотрасли психологии. Психология в образовании. Психология в здравоохранении. Психология в политике. Психология в сфере экономики. Юридическая психология. Психология в силовых структурах. Психология в спорте. Психология в рекламе. Психология в сфере социальных отношений. Психология труда и организационная психология.
2.
Профессиональная деятельность и личность психолога
Психопрофилактика. Психологическая коррекция. Психодиагностика. Психологическое консультирование. Психотерапия. Социально-психологический тренинг.
Личность профессионала. Мотивация выбора профессии «психолог». Особенности профессионализации студентов-психологов.
Проблема «модели специалиста». Сравнительная характеристика квалифицированного и неквалифицированного практического психолога.
Становление и развитие профессионала в ходе обучения. Основные этапы профессионализации личности.
Основные сферы профессионализма. Динамика мотивационной сферы на разных этапах профессионализации.
Социально-профессиональные ролевые позиции психологов. Проблема профессиональных деструкций в развитии психолога. Пути профессионального совершенствования психолога.
Профессиональная этика психолога.
Профессиональные сообщества психологов и формы их профессионального общения.
-
Структура дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа. Зачет.
Вид работ
Трудоемкость, час.
№
семестра
Всего
Общая трудоемкость
1
72
Аудиторная работа:
1
Лекции (Л)
1
4
Практические занятия (ПЗ)
1
4
Лабораторные работы (ЛР)
1
-
Самостоятельная работа:
1
Проектное задание (ПЗ)
1
20
Эссе (Э)
1
5
Тест рубежного контроля (ТРК)
1
10
Самостоятельное изучение модулей
1
20
Контрольная работа (К)*
1
-
Самоподготовка
1
5
Подготовка и сдача зачета
1
-
Вид итогового контроля
1
Зачет
№
модуля
Наименование
Модуля
Всего
Л
ПЗ
ЛР
Внеауд.
работа
СР
1
Формирование как самостоятельной науки
4
-
30
2
Профессиональная деятельность и личность психолога
4
-
30
Итого:
72
8
-
60
4.3. Самостоятельное изучение модулей дисциплины
№
модуля
Темы, выносимые на самостоятельное изучение
Кол-во
часов
2
Профессиональный и личностный рост психолога
4
1
Профессиональный и жизненный путь Л.С.Выготского, А.Н. Леонтьева, З.Фрейда, Г.Ю. Айзенка и др. психологов.
4
2
Социально-психологический тренинг как метод практической психологии.
6
5. Образовательные технологии
Образовательные технологии: компетентностно-ориентированное обучение, модульная технология, система зачетных единиц (кредитов), балльно-рейтинговая система оценки результатов.
Информационные технологии: мультимедийное обучение (презентации), информационные системы (Цифровой кампус, ИИК, электронные библиотечные каталоги), сетевое компьютерное тестирование уровня освоения дисциплины, дистанционные образовательные технологии (консультация индивидуальная (off-line).
При проведении занятий используются инновационные методы обучения, активные и интерактивные формы занятий (проблемная лекция, , проектные задания, эссе, иные формы) в сочетании с внеаудиторной работой.
6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости
и промежуточной аттестации
6.1. Эссе: «Мои представления об идеальном психологе».
Написать эссе на тему: «Мои представления об идеальном психологе».
План:
1. Почему, по каким причинам я выбрал профессию психолога? (Вы, отвечая на вопрос «почему?», описываете мотив выбора профессии, что побудило вас к такому выбору. Что привело вас в психологию: книга, человек, случай?…).
2.Зачем я хочу стать военным психологом? (Зачем? То есть цель вашего обучения здесь).
3.Достоинства и недостатки профессии. ( То что вы пока еще не являетесь специалистами в области психологии не означает, что вы не можете представить проблемы, трудности с которыми, возможно, придется столкнуться специалисту данной области, а так же достоинства перечислить).
4.Какими качествами необходимо обладать, чтобы стать профессиональным психологом? (Здесь вы составите своего рода психограмму - документ, содержащий список профессионально важных качеств. Составляете своего рода психологический портрет «успешного психолога»).
6.2. Написать реферат по выбранной теме (список отраслей и подотраслей психологии ниже).
-
Психология в образовании.
-
Психология в здравоохранении.
-
Психология на предприятии и в организациях.
-
Психология в политике.
-
Психология в силовых структурах.
-
Психология в спорте.
-
Психология в рекламе.
-
Психология труда
-
Организационная психология.
-
Психология в сфере экономике.
-
Юридическая психология.
-
Консультативная психология.
6.2. Проектные задания:
1. Составить презентацию в программе PowerPoint по одной из тем 2 модуля.
2. Сделать коллективную презентацию или видеофильм об одной из кафедр академии психологии и педагогики (научные интересы, преподавательский состав, лаборатории).
6.4. Тесты рубежного контроля:
-
Какие психологические знания называют житейскими?
А)знания, которые накапливаются и используются в повседневной жизни;
Б) знания, которые опираются на эмпирические научные факты;
В) знания, полученные через опыт и эффективность работы специалиста;
Г) знания, накопленные за многовековую историю в разных философско-религиозных учениях.
2. На что опираются знания научной психологии? (выбрать все возможные варианты)
А) объективность;
Б) рациональность и осознанность;
В) конкретность и практичность;
Г) фрагментарность;
Д) эмоциональность.
3.Назовите основную цель практической психологии.
4. Перечислите наиболее известных отечественных психологов XX века.
5.Перечислите отрасли прикладной психологии.
6.Перечислите отрасли фундаментальной психологии.
Перечень вопросов, выносимых на зачет:
-
Житейская, научная, практическая психология.
-
Формирование психологии как самостоятельной науки.
-
История развития практической психологии.
-
Основные отрасли и подотрасли психологии.
-
Психология в образовании.
-
Психология в здравоохранении.
-
Психология на предприятии и в организациях.
-
Психология в политике.
-
Психология в силовых структурах.
-
Психология в спорте.
-
Психология в рекламе.
-
Основные виды профессиональной деятельности психолога. Психопрофилактика.
-
Основные виды профессиональной деятельности психолога. Психологическая коррекция.
-
Основные виды профессиональной деятельности психолога. Психодиагностика.
-
Основные виды профессиональной деятельности психолога. Психологическое консультирование.
-
Основные виды профессиональной деятельности психолога. Психотерапия.
-
Социально-психологический тренинг как метод практической психологии.
-
Профориентация.
-
Мотивация выбора профессии «психолог». Особенности профессионализации студентов-психологов.
-
Личность профессионала. Профессиональная этика психолога.
-
Проблема «модели специалиста». Сравнительная характеристика квалифицированного и неквалифицированного практического психолога.
-
Социально-профессиональные ролевые позиции психологов.
-
Становление и развитие профессионала в ходе обучения.
-
Основные этапы профессионализации личности.
-
Управление процессом профессионализации.
-
Основные сферы профессионализма.
-
Динамика мотивационной сферы на разных этапах профессионализации.
-
Проблема профессиональных деструкций в развитии психолога.
-
Пути профессионального совершенствования психолога.
-
Профессиональные сообщества психологов и формы их профессионального общения.
1.7 Учебно-методическое обеспечение дисциплины
а) Основная литература:
-
Шмелева И.А. Введение в профессию. Психология: учебное пособие для студентов вузов. М.: Питер, 2007. - 253 с.
-
Гальперин П.Я. Введение в психологию: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по гуманитарным специальностям. М.: КДУ, 2007. - 336 с.
-
Общая психология: психология в структуре современных наук, психические познавательные процессы, психические состояния и их регуляция, психология личности: учебное пособие для студентов вузов и слушателей курсов психологических дисциплин / А.Г. Маклаков. СПб : Питер, 2009.
-
Тюшев Ю. В. Выбор профессии: тренинг для подростков. СПб : Питер, 2006.
5.Введение в профессию «психолог»: Уч.пособие / В.И. Вачков, И.Б. Гриншпун и др. М.; Изд-во НПО «МОДЕК», 2004. 464 с.
б) Дополнительная литература:
-
Аминов Н.А., Молоканов М.В. Социально-психологические пред
посылки специальных способностей школьных психологов // Вопросы психологии. 1992. №1. С.74-83.
-
Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник. М.: Аспект
Пресс, 2002. С.323-343. -
Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов. СПб.: Пи
тер, 2003. -
Введение в практическую социальную психологию: учебное пособие / Под ред. Ю.М. Жукова, Л.А. Петровской, О.В. Соловьевой.2-е изд.
М: Смысл, 1996. -
Горбатенко А.С. Общая и прикладная психология. Ростов н/Д: Феникс, 2002.
-
Дубровина И.В., Прихожан A.M. Положение о школьной психологической службе // Вопросы психологии. 1985. №2.
-
Климов Е.А. Сообщество психологов России: сущее и должное //
Вопросы психологии. 1995. №2. -
Миронова Т.Б. Актуальные проблемы профессионального самоопределения студентов-психологов//Психология в вузе, 2005. №3, с.31-42.
-
Молоканов М.В. Влияние личностных особенностей на профессиональный выбор в практической психологии // Психологический журнал. 1998. №2. С.79-96.
-
Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии. Т. 1. Ростов н/Д: Феникс, 1996. С.7-41.
-
Почебут Л.Г., Чикер В.А. Организационная социальная психология. Речь: СПб, 2000. С. 9-16.
-
Практический психолог детских образовательных учреждений.
Программа и методические рекомендации. Ставрополь: СПГИ, 1994. -
Психологическая диагностика: учебное пособие / Под ред. К.М.
Гуревича, Е.М.Борисовой.2-е изд.-М.:УРАО,2000.-С.280-292. -
Психологическая служба в образовании: Теория и практика. Вып.2 (Опыт организации психологической службы в системе образования. Ростов н/Д, 1996.
-
Психологическая служба в образовании: Теория и практика. Вып.
5 (Положение о деятельности педагога-психолога учреждений образования. Ростов н/Д, 1997. -
Российский психологический журнал. 2004. №1.
-
Самоукина Н.А. Работа социального психолога в банковской системе // Вопросы психологии. 1997. №4.
-
Социальная психология: Учебное пособие / Под ред. А.Н. Сухова. А.А. Деркача. М.: Академия, 2001.
-
Фокин В.А. Об особенностях профессионализации студентов-психологов//Вестник МГУ, № 2, серия 14, 2005. С.33-44.
г) Интернет-ресурсы:
- электронные каталоги Зональной научной библиотеки ЮФУ (library.sfedu.ru/): основной фонд, публикации учёных ЮФУ, авторефераты диссертаций, диссертации, журнальные статьи, иностранная литература, редкие книжные издания, библиотека МИОН;
- полнотекстовые подписные электронные ресурсы ЮФУ: JSTOR, SpringerLink, Elibrary, Аcademic Search Premier, Библиотека Оксфордского Российского фонда и др;
- размещенные в информационном интегрирующем комплексе (dbs.sfedu.ru/) и цифровом кампусе (incampus.ru/) ЮФУ.
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины
8.1. Учебно-лабораторное оборудование
Компьютерный класс (12 посадочных мест) факультета психологии ЮФУ для проведения лабораторных заданий.
8.2. Программные средства.
- электронные каталоги Зональной научной библиотеки ЮФУ (library.sfedu.ru/): основной фонд, публикации учёных ЮФУ, авторефераты диссертаций, диссертации, журнальные статьи, иностранная литература, редкие книжные издания, библиотека МИОН;
- полнотекстовые подписные электронные ресурсы ЮФУ: JSTOR, SpringerLink, Elibrary, Аcademic Search Premier, Библиотека Оксфордского Российского фонда и др.
8.3. Технические и электронные средства:
- кафедральная оргтехника: ноутбук, мультимедийный проектор, проекционный экран;
- презентация по дисциплине.
Имеется доступ к сети Интернет для самостоятельной работы и контроля магистрантов.
1.9 Учебная карта дисциплины
-
Учебная карта дисциплины «Введение в профессию «психолог» (ДО)
№
Виды контрольных мероприятий
Текущий контроль
Рубежный контроль
Модуль 1. «Формирование психологии как самостоятельной науки»
1
Работа на семинарских занятиях
10
2
Эссе
8
3
Тест
10
Модуль 2. «Профессиональная деятельность и личность психолога»
1
Работа на семинарских занятиях
10
2
Проектное задание
12
3
Тест
10
ВСЕГО
40
20
Бонусные баллы
до 10
баллов
Посещение лекций - 1 балл за 1 пару.
Промежуточная аттестация
(в форме зачета)
40
баллов
Зачет в форме тестирования.