Рабочая программа внеурочной деятельности Мой мир (5 класс)

Раздел Школьному психологу
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ардатовская средняя школа №1»


Принята на заседании

педагогического совета

протокол №

от 2015г

УТВЕРЖДЕНО приказ директора школы

№ № от 2015 года








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ



«Мой мир»

Автор-составитель: Полянцева Ольга Викторовна, педагог-психолог


Возраст обучающихся: 11-13 лет


Срок реализации: 2 год


Количество часов в неделю: 1час в 2 недели



















Ардатов, 2015

Введение

Программа « Мой мир» призвана создать условия для успешной адаптации детей в школе и повышения уровня психологической готовности детей к обучению, познавательному развитию, общению.

Актуальность: Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения определяет личностное развитие и формирование универсальных учебных действий у школьников наряду с предметными результатами обучения.

Наряду с формированием универсальных учебных действий важной задачей становится необходимость формирования у школьников ценностных, нравственных установок и ориентиров, введение в мир большой духовной культуры. Такое непосредственное взаимодействие выстраивается в процессе внеурочной деятельности. Деятельность, общение и бытие ребенка являются теми сферами и теми основными средствами, окультуривая которые учитель осуществляет физическое, нравственное воспитание, гарантирует успешность социализации и индивидуализации современных школьников, содействует развитию их способностей.

Цель программы: формирование у учащихся 5-6-х классов положительного отношения к обучению в средней школе посредством снятия эмоционального напряжения, чувства тревожности, развития коммуникативных навыков и повышения самооценки, формирование положительной коммуникативной деятельности и саморегуляции.

Задачи:

  1. Снизить накопившееся эмоциональное напряжение, уровень агрессии у пятиклассников.

  2. Снизить уровень тревожности пятиклассников.

  3. Способствовать развитию навыков социальной компетентности (саморегуляция и коммуникативные навыки).

  4. Способствовать самопознанию учащихся 5-6-х классов и повышению их самооценки.

  5. Развивать творческие и организаторские способности учащихся 5-6-х классов.

  6. Сформировать адекватные формы поведения в новых школьных ситуациях

  7. Развить социальные и коммуникативные умения, необходимые для установления межличностных отношений друг с другом, с новыми учителями и другими сотрудниками школы.

Методы и приёмы, используемые в программе:

1. Ролевые игры. Разыгрывание различных ситуаций, предлагаемых как этюды (например, обиженный и обидчик; учитель и ученик).

2. Дискуссии. Обсуждение вопросов, связанных с основной темой занятия.

3. Рисуночная арт-терапия. Задания могут быть предметно-тематические («Я в школе», «Мое любимое занятие», «Мой самый хороший поступок») и образно-тематические: изображение в рисунке абстрактных понятий в виде созданных воображением ребенка образов (таких, как «Счастье», «Добро»), а также изображающие эмоциональные состояния и чувства («Радость», «Гнев», «Обида»).

4. Моделирование образцов поведения. Поскольку тревожность и страхи перед определенными ситуациями обусловлены отсутствием у младшего подростка адекватных способов поведения, подобраны игры и упражнения на снятие тревожности, на преодоление школьных страхов, которые позволяют преодолеть тревожность и расширить поведенческий репертуар ребенка.

5. Метафорические истории и притчи.

Сроки реализации программы.

Программа «Мой мир» общим объемом 34 час изучается в течение

2 лет и рассчитана на обучение учащимися 5-6 классов.

Занятия проводятся в течение учебного периода 1 час в две недели.

Возрастная характеристика группы.

Программа составлена с учетом возрастных особенностей развития младших подростков (11-13 лет).

Форма организации детского коллектива. Кружок.

Перечень основных разделов


Наименование разделов

Всего часов

1

Можно ли учиться с удовольствием

9

2

Искусство общения

7

3

Мы - команда

5

4

Учимся управлять эмоциями

5

5

Цель и пути её достижения

6

Наука отдыхать

2

Описание содержания занятий

Раздел 1. «Можно ли учиться с удовольствием»

Тема 1.1 Здесь и сейчас мы собрались. Формирование эмоционального отношения к занятиям. Адаптация детей к новому стилю общения взрослого.

Тема 1.2 «Здравствуй, 5 класс!». Создание дружеской атмосферы взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения детей друг с другом в классе.

Тема 1.3 Я и мой класс. Изготовление портрета-коллажа; раскрытие различных сторон человека: предпочтение, способности, мечты и т.д.

Тема 1.4 Я и моя школа. Знакомство с требованиями основной школы.

Тема 1.5 Принятие правил. Принятие правил поведения в группе; принятие правила группового взаимодействия;

Тема 1.6 Что поможет мне учиться. Формирование учебных умений, Обучение приемам организации учебной деятельности.

Тема 1.7 Легко ли быть учеником. Знакомство с правилами обучения и поведения в основной школе.

Тема 1.8 Оценка и отметка. Определение понятий оценка и отметка, что важнее.

Тема 1.9 Портрет идеального учителя. Обучение правилам поведения и общения со взрослыми. Диагностика представлений детей об учителях.

Раздел 2 «Искусство общение»

Тема 2.1 Средства общения. Развитие представлений учащихся о понятии «общение». Знакомство с функциями и формами общения, оценка возросшей значимости роли общения.

Тема 2.2 Какой я собеседник? Изучение индивидуальных, особенностей личности ребёнка.

Тема 2.3 Умение слушать и слышать. Понятие активного слушания. Развитие у учащихся умения молчать, слушать, ставить себя на место другого человека.

Тема 2.4 Правила честного спора. Развитие у учащихся умения молчать, слушать, ставить себя на место другого человека.

Тема 2.5 Общение без слов. Изучение приемов невербальной коммуникации, раз­витие представлений учащихся об интерпретации невербальных сигналов в общении.

Тема 2.6 Поговорим рисунками. Передача информации с помощью рисунка.

Тема 2.7 Портрет нашего класса. Создание коллективного коллажа на тему «я-ты, он-она, вместе дружная семья»

Раздел 3 «Мы - команда»

Тема 3.1 Наши сходства и различия. Определение понятия «роль»; многообразие жизненных ролей; принятие роли в зависимости от ситуации; определение собственного Я.

Тема 3.2 Как избежать конфликтов. Актуализация опыта детей, связанного с ситуацией «когда меня дразнят», «когда я дразню кого-то», « когда при мне кого-то дразнят»; психологические средства избегания конфликта.

Тема 3.3 Сплочённость и доверие. Выяснение представлений детей о понятиях «командный дух», «единство», «ответственность за общее дело»; практические задания по осознанию данных понятий;

Тема 3.4 Взаимопонимание и взаимопомощь. Развитие умения вставать на позицию другого человека, проявлять эмпатию; обсуждение пережитых чувств.

Тема 3.5 Командный дух. Выяснение представлений детей о понятиях «командный дух», «единство», «ответственность за общее дело»; практические задания по осознанию данных понятий;

Раздел 4 «Учимся управлять эмоциями»

Тема 4.1 Наши эмоции и чувства. Знакомство учащихся с понятиями «эмоции», научить определять эмоциональное состояние других людей.

Тема 4.2 Проявление эмоций и чувств. Изготовление портрета-коллажа; раскрытие различных эмоций .

Тема 4.3 Как преодолеть негативные эмоции. Определение способов, помогающих справляться с негативные эмоции; практическое применение данных способов в конкретных ситуациях.

Тема 4.4 Наши страхи. Коллективное переживание и взаимная поддержка; виды страхов; наличие страхов у каждого человека.

Тема 4.5 Приёмы создания позитивного настроя. Разработка способов преодоления страха; отработка навыков преодоления страха.

Раздел 5 «Цель и пути её достижения»

Тема 5.1 Значение планов и целей. Знакомство с критериями цели. Дискуссия совместное обсуждение. Навык формулирование цели поступка

Тема 5.2 Какие цели бывают. Анализ собственных ценностей и целей.

Тема 5.3 Как правильно поставить цель. Развитие способности к самоопределению жизненных целей и определение необходимых качеств для их достижения.

Тема 5.4 Ложные и истинные цели. Осознание жизненных целей и способов их осуществления. Сказка ложь, да в ней намек.

Тема 5.5 Почему мы не всегда достигаем цели. Повышение уверенности в достижении жизненных целей.

Тема 5.6 Учимся ставить цели. Осмысление личных целей на период обучения в основной школе;

Раздел 6 «Наука отдыхать»

Тема 6.1 Правила здорового питания. Воспитание желание здорового образа жизни путем формирования понимания основного рационального сбалансированного питания учащимися.

Тема 6.2 Правила здорового сна. Знакомство с приемами релаксации.


Предполагаемые результаты реализации программы

«Мой мир»

1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний о нормах коллективной жизни; об основных формах и правилах общения; о способах и приёмах управления своими эмоциями

2. Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к родной школе, своему классу, к своему собственному здоровью и внутреннему миру.

3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного ценностно окрашенного социального действия):

опыт публичного выступления по проблемным вопросам; опыт заботы о малышах и организации их досуга; опыт самостоятельной организации праздников и поздравлений для других людей; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми; опыт управления другими людьми и взятия на себя ответственности за других людей.

Результаты формирования регулятивных универсальных учебных действий

Обучающийся научится:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата.

Результаты формирования коммуникативных универсальных учебных действий

- осознавать качества необходимые для учащегося средней школы:

- оценивать некоторые высказывания людей с точки зрения их уместности, тактичности в данной ситуации;

- объяснять значение эффективного общения, взаимопонимания в жизни человека, общества;

- осознавать важность соблюдения правил речевого этикета как выражения доброго, уважительного отношения к другим людям;

- адаптироваться применительно к ситуации общения, строить своё высказывание в зависимости от условий взаимодействия;

- учитывать интересы других людей при общении, проявлять эмоциональную отзывчивость и доброжелательность в спорных ситуациях;

- осознавать ответственность за своё речевое поведение;

- анализировать свои речевые привычки, избавляться от плохих привычек;

  • осознавать значимость активной гражданской и социальной деятельности.

Результаты формирования личностных универсальных учебных действий


  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание;

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;

  • задавать вопросы;

  • контролировать действия партнёра;

  • использовать речь для регуляции своего действия;

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

- слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, понимать точку зрения другого.

- слушать собеседника, кратко излагать сказанное им в процессе обсуждения темы, проблемы;

- признавать возможность существования разных точек зрения и права каждого иметь свою.


Формы и виды контроля:

- анкетирование.


Методические рекомендации:

Каждое занятие начинается ритуалом приветствия, выполняющим функцию установления эмоционально-позитивного контакта психолога с ребенком и формирования у ребенка направленности на сверстников, и завершается ритуалом прощания. Эти процедуры сплачивают детей, создают атмосферу группового доверия и принятия. Разминка включает упражнения, которые помогают детям настроиться на работу, повышают уровень их активности и способствует формированию групповой сплоченности. Основная часть занятия включает в себя психотехнические упражнения, игры и приемы, направленные на решение основных задач тренинга.

Предпочтение отдается многофункциональным техникам, таким как моделирование образцов поведения, позволяющим преодолеть тревожность и расширить поведенческий репертуар ребенка. Тревожность и страхи перед определенными ситуациями обусловлены отсутствием у младшего подростка адекватных способов поведения, поэтому в основной части занятия в первую очередь представлены упражнения и игры, направленные на снятие тревожности и школьных страхов. Обсуждение итогов занятия, или рефлексия является обязательным этапом и предполагает эмоциональную и смысловую оценку содержания занятия в ходе заключительного обсуждения. Соблюдение подобной структуры занятий, привыкание к ней детей помогает им войти в новую деятельность и сформировать соответствующие ожидания.







Литература:

  1. Грецов А. Тренинг общения для подростков. СПб, 2007.

2.Коблик Е. Г. Первый раз в пятый класс! М., 2007

3.Ю.А.Голубева(и др.).-Тренинги с подростками: программы, конспекты занятий. Волгоград: Учитель,2013.-206 с.

4.С.А. Коробкина. Адаптация учащихся на сложных возрастных этапах: система работы с детьми, родителями, педагогами. Волгоград:Учитель,2011.-238 с.









Календарно-тематическое планирование

5 класс


Тема занятия

Дата проведения

Корректировка

Здесь и сейчас мы собрались

16.09


Здравствуй, 5 класс

30.09


Я и мой класс

14.10


Я и моя школа

28.10


Принятие правил поведения в группе

11.11


Что поможет мне учиться

25.11


Легко ли быть учеником

16.12


Оценка и отметка.

30.12


Портрет идеального учителя

13.01


Средства общения

27.01


Какой я собеседник

10.02


Умение слушать и слышать

24.02


Правила честного спора

9.03


Общение без слов

23.03


Поговорим рисунками

13.04


Портрет нашего класса

27.04


Мы - команда

18.05



























Календарно-тематическое планирование

6 класс


1

Наши сходства и различия



2

Как избежать конфликтов



3

Сплочённость и доверие



4

Взаимопонимание и взаимопомощь



5

Командный дух.



6

Наши эмоции и чувства



7

Проявление эмоций и чувств



8

Как преодолеть негативные эмоции



9

Наши страхи



10

Отработка навыков преодоления страха



11

Приёмы создания позитивного настроя.



12

Цель и пути её достижения



13

Анализ собственных ценностей и целей.



14

Повышение уверенности в достижении жизненных целей



15

Правила здорового питания



16

Правила здорового сна



17

Знакомство с приемами релаксации.






© 2010-2022