Основные виды проектирования в детском саду

Проектирование в области педагогики и образования относится к социальной сфере, его продукт можно отнести к разряду гуманитарных проектов. Смысл и цель гуманитарного проектирования – усовершенствование того, что определяется особенностями человеческой природы и человеческих отношений. Педагогическое проектирование – особый преобразовательный вид профессиональной деятельности, имеющий целью создание и реализацию педагогических замыслов, направленных на совершенствование педагогических объектов. Виды проектирования в образовании  (В.И.Слободчиков) 1.    Социально – педагогическое проектирование 2.    Педагогическое проектирование 3.    Психолого – педагогическое проектирование 1.    Социально – педагогическое проектирование (в большей степени относится к руководящим должностям, в моей практике не используется) 2.    Педагогическое проектирование (проект «Мальчики и девочки»; проект «Транспорт», «Мой домашний любимец» - воспитательно – образовательный процесс; Хозяйственно бытовой труд, Календарь ожиданий – предметно-развивающая среда группы) 3.    Психолого – педагогическое проектирование (проект «Основы безопасности», «Чудо - прищепки», «Разноцветная неделя») В практике встречаются проекты, которые нельзя отнести четко только к одному типу проектов.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Основные виды проектирования в детском саду

Проектирование в области педагогики и образования относится к социальной сфере, его продукт можно отнести к разряду гуманитарных проектов. Смысл и цель гуманитарного проектирования - усовершенствование того, что определяется особенностями человеческой природы и человеческих отношений.

Педагогическое проектирование - особый преобразовательный вид профессиональной деятельности, имеющий целью создание и реализацию педагогических замыслов, направленных на совершенствование педагогических объектов.

Виды проектирования в образовании (В.И.Слободчиков)

  1. Социально - педагогическое проектирование

  2. Педагогическое проектирование

  3. Психолого - педагогическое проектирование



  1. Социально - педагогическое проектирование образовательных учреждений и развивающих образовательных сред, адекватных определенным видам образовательных процессов, а главное традициям, укладу и перспективам развития в конкретном регионе

Содержание в дошкольной сфере:

  • разнообразие и вариативность дошкольных образовательных учреждений;

  • Концепции и программы их развития;

  • Структура нормативно-правовых основ управления ДОУ с учетом перспектив развития мегаполиса и культуросообразности;

  • Модели и новые структуры, обеспечивающие развития дошкольного образования.

  1. Педагогическое проектирование как построение развивающей образовательной практики, образовательных программ и технологий, способов и средств педагогической деятельности

Содержание в дошкольной сфере:

  • Воспитательно-образовательного процесса;

  • Предметно-развивающей среды ДОУ;

  • Планов и программ, методик и технологий обучения, инновационных моделей воспитательно-образовательной системы с ее элементами, связями и системаообразующими факторами

  1. Психолого - педагогическое проектирование развивающих образовательных процессов в рамках определенного возрастного интервала, создающее условия для становления человека как подлинного субъекта собственной жизни и деятельности

Содержание в дошкольной сфере:

  • Создание и реализация отдельных педагогических конструктов (конспекты игр и занятий, сценарии проведения досугов и праздников, дидактические средства обучения);

  • Образовательные проекты совместной деятельности (педагоги - дети - родители)


  1. Социально - педагогическое проектирование (в большей степени относится к руководящим должностям, в моей практике не используется)

  2. Педагогическое проектирование (проект «Мальчики и девочки»; проект «Транспорт», «Мой домашний любимец» - воспитательно - образовательный процесс;

Хозяйственно бытовой труд, Календарь ожиданий - предметно-развивающая среда группы)

  1. Психолого - педагогическое проектирование (проект «Основы безопасности», «Чудо - прищепки», «Разноцветная неделя»)

В практике встречаются проекты, которые нельзя отнести четко только к одному типу проектов.

Педагогические проекты в ДОУ включают в себя совокупность последовательно сменяющих друг друга видов деятельности:

  • Анализ внешней и внутренней среды и результатов деятельности ДОУ;

  • Разработку концепции «Детский сад Будущего», положение о городском конкурсе детских и детско-родительских творческх проектов;

  • Разработку программы развития ДОУ с учетом удовлетворения потребности населения

  • Оптимизацию деятельности каждого специалиста ДОУ в поле проекта

  • Подготовку плана всего комплекса работ, связанных с формированием нового содержания и организации воспитательно-образовательного процесса

Реализация подготовленных таким образом проектов коренным образом меняет облик ДОУ, профессиональную культуру педагогов и специалистов, обеспечивая развитие системы и повышение качества дошкольного образования.

Проектирование может осуществляться всеми педагогами и специалистами дошкольного образования, но на различных уровнях, в зависимости от категории деятельности

В моей практике были реализованы парные проекты с учителем - логопедом

  • Проект «Игрушки» (создание картотеки пальчиковых игр на стихи А.Барто, участие в конкурсе «Снежный городок»)

  • Проект «Хозяйственно-бытовой труд»

(разучивание пальчиковых игр про трудовые процессы, участие в конкурсе «Хозяйственно - бытового труда»)

Чтобы проектировать успешно, необходимо развивать две группы умений:

Первая группа обеспечивает теоретическое проектирование

  • Анализ ситуации и определение противоречия, идентификация проблемы;

  • Разработка концепции решения педагогической проблемы;

  • Определение целей проектирования и прогнозирования конечного результата;

  • Выбор критериев;

  • Моделирование проекта (принятие решений);

  • Конструирование проекта (разделение на подцели);

  • Исследование условий (ресурсных возможностей);

  • Синтез знаний из разных областей;

  • Техническая подготовка (систематизация и схематизация материала);

  • Определение методов и средств в оптимальном их сочетании;

  • Планирование действий;

  • Составление документации по проекту и работа с ней.

Вторая группа обеспечивает организацию проектирования

  • Рациональная организация этапов проектной деятельности (самоорганизация и организация коллектива);

  • Создание и поддержка коллективного творчества;

  • Определение нестандартных решений презентации проектной деятельности;

  • Контроль и регулирование (собственной или совместной) проектной деятельности;

  • Корректировка проекта в соответствии с условиями;

  • Презентация готового продукта в соответствии с условиями и рефлексия.

Выделенные группы умений позволяют успешно реализовать запланированную проектную деятельность

Виды проектирования в образовании (В.И.Слободчиков)


  1. Социально - педагогическое проектирование

  • разнообразие и вариативность дошкольных образовательных учреждений;

  • Концепции и программы их развития;

  • Структура нормативно-правовых основ управления ДОУ с учетом перспектив развития мегаполиса и культуросообразности;

  • Модели и новые структуры, обеспечивающие развития дошкольного образования.

  1. Педагогическое проектирование

  • Воспитательно-образовательного процесса;

  • Предметно-развивающей среды ДОУ;

  • Планов и программ, методик и технологий обучения, инновационных моделей воспитательно-образовательной системы с ее элементами, связями и системаообразующими факторами

  1. Психолого - педагогическое проектирование

  • Образовательные проекты совместной деятельности (педагоги - дети - родители)

  • Создание и реализация отдельных педагогических конструктов (конспекты игр и занятий, сценарии проведения досугов и праздников, дидактические средства обучения);


Чтобы проектировать успешно, необходимо развивать две группы умений:

Первая группа обеспечивает теоретическое проектирование

  • Анализ ситуации и определение противоречия, идентификация проблемы;

  • Разработка концепции решения педагогической проблемы;

  • Определение целей проектирования и прогнозирования конечного результата;

  • Выбор критериев;

  • Моделирование проекта (принятие решений);

  • Конструирование проекта (разделение на подцели);

  • Исследование условий (ресурсных возможностей);

  • Синтез знаний из разных областей;

  • Техническая подготовка (систематизация и схематизация материала);

  • Определение методов и средств в оптимальном их сочетании;

  • Планирование действий;

  • Составление документации по проекту и работа с ней.

Вторая группа обеспечивает организацию проектирования

  • Рациональная организация этапов проектной деятельности (самоорганизация и организация коллектива);

  • Создание и поддержка коллективного творчества;

  • Определение нестандартных решений презентации проектной деятельности;

  • Контроль и регулирование (собственной или совместной) проектной деятельности;

  • Корректировка проекта в соответствии с условиями;

  • Презентация готового продукта в соответствии с условиями и рефлексия.

Выделенные группы умений позволяют успешно реализовать запланированную проектную деятельность









































































Основные позиции педагога, проектирующего детскую деятельность в детском саду



© 2010-2022