- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Основные виды проектирования в детском саду
Основные виды проектирования в детском саду
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Презентации |
Автор | Пашкова С.С. |
Дата | 25.02.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Основные виды проектирования в детском саду
Проектирование в области педагогики и образования относится к социальной сфере, его продукт можно отнести к разряду гуманитарных проектов. Смысл и цель гуманитарного проектирования - усовершенствование того, что определяется особенностями человеческой природы и человеческих отношений.
Педагогическое проектирование - особый преобразовательный вид профессиональной деятельности, имеющий целью создание и реализацию педагогических замыслов, направленных на совершенствование педагогических объектов.
Виды проектирования в образовании (В.И.Слободчиков)
-
Социально - педагогическое проектирование
-
Педагогическое проектирование
-
Психолого - педагогическое проектирование
-
Социально - педагогическое проектирование образовательных учреждений и развивающих образовательных сред, адекватных определенным видам образовательных процессов, а главное традициям, укладу и перспективам развития в конкретном регионе
Содержание в дошкольной сфере:
-
разнообразие и вариативность дошкольных образовательных учреждений;
-
Концепции и программы их развития;
-
Структура нормативно-правовых основ управления ДОУ с учетом перспектив развития мегаполиса и культуросообразности;
-
Модели и новые структуры, обеспечивающие развития дошкольного образования.
-
Педагогическое проектирование как построение развивающей образовательной практики, образовательных программ и технологий, способов и средств педагогической деятельности
Содержание в дошкольной сфере:
-
Воспитательно-образовательного процесса;
-
Предметно-развивающей среды ДОУ;
-
Планов и программ, методик и технологий обучения, инновационных моделей воспитательно-образовательной системы с ее элементами, связями и системаообразующими факторами
-
Психолого - педагогическое проектирование развивающих образовательных процессов в рамках определенного возрастного интервала, создающее условия для становления человека как подлинного субъекта собственной жизни и деятельности
Содержание в дошкольной сфере:
-
Создание и реализация отдельных педагогических конструктов (конспекты игр и занятий, сценарии проведения досугов и праздников, дидактические средства обучения);
-
Образовательные проекты совместной деятельности (педагоги - дети - родители)
-
Социально - педагогическое проектирование (в большей степени относится к руководящим должностям, в моей практике не используется)
-
Педагогическое проектирование (проект «Мальчики и девочки»; проект «Транспорт», «Мой домашний любимец» - воспитательно - образовательный процесс;
Хозяйственно бытовой труд, Календарь ожиданий - предметно-развивающая среда группы)
-
Психолого - педагогическое проектирование (проект «Основы безопасности», «Чудо - прищепки», «Разноцветная неделя»)
В практике встречаются проекты, которые нельзя отнести четко только к одному типу проектов.
Педагогические проекты в ДОУ включают в себя совокупность последовательно сменяющих друг друга видов деятельности:
-
Анализ внешней и внутренней среды и результатов деятельности ДОУ;
-
Разработку концепции «Детский сад Будущего», положение о городском конкурсе детских и детско-родительских творческх проектов;
-
Разработку программы развития ДОУ с учетом удовлетворения потребности населения
-
Оптимизацию деятельности каждого специалиста ДОУ в поле проекта
-
Подготовку плана всего комплекса работ, связанных с формированием нового содержания и организации воспитательно-образовательного процесса
Реализация подготовленных таким образом проектов коренным образом меняет облик ДОУ, профессиональную культуру педагогов и специалистов, обеспечивая развитие системы и повышение качества дошкольного образования.
Проектирование может осуществляться всеми педагогами и специалистами дошкольного образования, но на различных уровнях, в зависимости от категории деятельности
В моей практике были реализованы парные проекты с учителем - логопедом
-
Проект «Игрушки» (создание картотеки пальчиковых игр на стихи А.Барто, участие в конкурсе «Снежный городок»)
-
Проект «Хозяйственно-бытовой труд»
(разучивание пальчиковых игр про трудовые процессы, участие в конкурсе «Хозяйственно - бытового труда»)
Чтобы проектировать успешно, необходимо развивать две группы умений:
Первая группа обеспечивает теоретическое проектирование
-
Анализ ситуации и определение противоречия, идентификация проблемы;
-
Разработка концепции решения педагогической проблемы;
-
Определение целей проектирования и прогнозирования конечного результата;
-
Выбор критериев;
-
Моделирование проекта (принятие решений);
-
Конструирование проекта (разделение на подцели);
-
Исследование условий (ресурсных возможностей);
-
Синтез знаний из разных областей;
-
Техническая подготовка (систематизация и схематизация материала);
-
Определение методов и средств в оптимальном их сочетании;
-
Планирование действий;
-
Составление документации по проекту и работа с ней.
Вторая группа обеспечивает организацию проектирования
-
Рациональная организация этапов проектной деятельности (самоорганизация и организация коллектива);
-
Создание и поддержка коллективного творчества;
-
Определение нестандартных решений презентации проектной деятельности;
-
Контроль и регулирование (собственной или совместной) проектной деятельности;
-
Корректировка проекта в соответствии с условиями;
-
Презентация готового продукта в соответствии с условиями и рефлексия.
Выделенные группы умений позволяют успешно реализовать запланированную проектную деятельность
Виды проектирования в образовании (В.И.Слободчиков)
-
Социально - педагогическое проектирование
-
разнообразие и вариативность дошкольных образовательных учреждений;
-
Концепции и программы их развития;
-
Структура нормативно-правовых основ управления ДОУ с учетом перспектив развития мегаполиса и культуросообразности;
-
Модели и новые структуры, обеспечивающие развития дошкольного образования.
-
Педагогическое проектирование
-
Воспитательно-образовательного процесса;
-
Предметно-развивающей среды ДОУ;
-
Планов и программ, методик и технологий обучения, инновационных моделей воспитательно-образовательной системы с ее элементами, связями и системаообразующими факторами
-
Психолого - педагогическое проектирование
-
Образовательные проекты совместной деятельности (педагоги - дети - родители)
-
Создание и реализация отдельных педагогических конструктов (конспекты игр и занятий, сценарии проведения досугов и праздников, дидактические средства обучения);
Чтобы проектировать успешно, необходимо развивать две группы умений:
Первая группа обеспечивает теоретическое проектирование
-
Анализ ситуации и определение противоречия, идентификация проблемы;
-
Разработка концепции решения педагогической проблемы;
-
Определение целей проектирования и прогнозирования конечного результата;
-
Выбор критериев;
-
Моделирование проекта (принятие решений);
-
Конструирование проекта (разделение на подцели);
-
Исследование условий (ресурсных возможностей);
-
Синтез знаний из разных областей;
-
Техническая подготовка (систематизация и схематизация материала);
-
Определение методов и средств в оптимальном их сочетании;
-
Планирование действий;
-
Составление документации по проекту и работа с ней.
Вторая группа обеспечивает организацию проектирования
-
Рациональная организация этапов проектной деятельности (самоорганизация и организация коллектива);
-
Создание и поддержка коллективного творчества;
-
Определение нестандартных решений презентации проектной деятельности;
-
Контроль и регулирование (собственной или совместной) проектной деятельности;
-
Корректировка проекта в соответствии с условиями;
-
Презентация готового продукта в соответствии с условиями и рефлексия.
Выделенные группы умений позволяют успешно реализовать запланированную проектную деятельность
Основные позиции педагога, проектирующего детскую деятельность в детском саду