Человек и несвобода в творчестве Варлама Шаламова

Шаламов, как никто другой, сумел рассказать миру обо всех ужасах лагеря, дав исчерпывающий анализ не только лагерного бытия тех лет, но и широчайший обобщенный анализ времени, - писала Ирина Павловна Сиротинская (она является исследователем его архивов и творчества).В данной разработке представлены некоторые страницы творчества писателя, прошедшего 20 лет заключения в советских лагерях. Варлам Шаламов – это «Колымские рассказы» прежде всего. Именно они стали грозным документом той эпохи.        ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Человек и несвобода в творчестве Варлама Шаламова (на примере «Колымских рассказов» как «документа эпохи»)

Тип урока: комбинированный урок.

Формы урока: беседа с элементами ролевой игры и использованием индивидуальных опережающих заданий.

Методы: эвристический (частично - поисковый), метод творческого чтения, фронтальный опрос.

Цели урока:

Образовательная - дать представление о лагерной прозе в современной литературе; показать, каким изображает человека в условиях лагеря Варлам Шаламов (познакомить учащихся с биографией и особенностями творчества через анализ «Колымских рассказов»).

Развивающая - продолжить развитие умения анализировать художественный текст и понимать авторскую позицию; совершенствовать навыки умения давать нравственную оценку прочитанному; развивать интерес к истории Родины через изучение художественного произведения.

Воспитывающая - воспитывать уважение к литературе и ценностям отечественной культуры.

Оборудование и материалы:


  • Видеомагнитофон, кадры из х/ф режиссёра В. Фатьянова «Последний бой майора Пугачёва»;

  • Произведения лагерной прозы: А. Солженицын «Архипелаг ГУЛАГ», О. Волков «Погружение во тьму», А. Жигулин «Чёрные камни», Ю. Виноградов «Десятый круг ада», В.Шаламов «Колымские рассказы» идр.;

  • Портрет (ксерокопия) В. Шаламова;

  • Ксерокопии рассказов В. Шаламова «Ягоды», «Воскрешение лиственницы»;

  • Газета «Несколько жизней Варлама Шаламова»;

  • Серия иллюстраций «Жизнь и творчество Варлама Шаламова».

Биография Варлама Шаламова (1907-1982)


Творчество и личность писателя неразрывны, особенно такого писателя, как Варлам Шаламов. «Мне не трудно вернуться к ощущениям детских лет. Колыму же я никогда не забуду. И всё же - это жизни разные. В общем, пережитого хватило бы на несколько жизней», - так Варлам Тихонович писал в своей книге «Несколько моих жизней».

Варлам Шаламов родился 18 июня 1907 года в Вологде, в семье священника Тихона Николаевича Шаламова и его жены Надежды Александровны. Дед и прадед писателя тоже были священниками.

Отцовский книжный шкаф был в его полном распоряжении. В юности читал беспрерывно всё, т.к старался в литературе находить ответы на интересующие его вопросы, «…ведь с юности думалось, как послужить людям, принести хоть какую-нибудь пользу, недаром прожить жизнь, сделать что-то, чтобы жизнь была теплей и человечней».

Вот с этим багажом он окунулся в бурные воды 20 века. Мир Добра разрушился очень легко. Революция. Семья оказалась нищей, погиб брат, ослеп отец.

«Помню бывшие в большой моде антирелигиозные диспуты. Я сам был участником этих диспутов. Мой отец - слепой священник - ходил сражаться за Бога. Сам я лишён религиозного чувства. Но отец мой был верующим человеком и эти выступления считал своим долгом, нравственной обязанностью. Я водил его под руку как поводырь. И учился крепости душевной».

Шаламов и не знал, что эта «крепость душевная» очень потребуется ему в жизни.

Столкновение личности с тоталитарным государством - вот суть трагической судьбы и жизни Варлама Шаламова.

В 1923 г. блестяще окончив школу, он не получил направления в Московский университет от РОНО, как сын священника.

В 1926 г. был, наконец, объявлен свободный конкурс для поступления в МГУ, и Шаламов поступил на 1 курс факультета советского права.

В 1928 г. был исключён из университета «за сокрытие социального происхождения» - он написал в анкете, что его отец - инвалид. Но он был сыном священника, поэтому не имел права на высшее образование.

В начале 1929 он целиком отдаётся политической деятельности: печатает статьи в подпольной типографии, распространяет документы оппозиции, участвует в митингах протеста «Долой Сталина!»

19 февраля 1927 год Шаламов впервые арестован за распространение «Завещания Ленина». Он получил срок 3 года исправительно-трудовых лагерей и отправился по этапу в Вишерский лагерь (Северный Урал)

В 1931г. Шаламов был освобождён, вернулся в Москву, женился на Галине Игнатьевне Гудзь, работал в профсоюзных журналах, печатал рассказы, очерки. « Я не стану больше заниматься политикой, т.к. раз и навсегда понял, что в борьбе за власть я буду в руках политиканов. Литература и искусство теперь станут главным делом моей жизни».

Но 12 января 1937 года его вновь арестовали за «контрреволюционную троцкистскую деятельность» (КРТД), которой он, естественно, не занимался:

«С первой тюремной минуты мне стало ясно, что никаких ошибок в аресте нет, что идёт планомерное истребление целой «социальной» группы - всех, кто запомнил из русской истории последних лет не то, что в ней следовало запомнить…». Он был осуждён на 5 лет заключения в лагерях с «использованием на тяжелых физических работах». Литер «КРТД» (контрреволюционная троцкистская деятельность) был фактически смертным приговором.

В декабре 1938 г. его арестовывают на прииске по сфабрикованному «делу юристов» и везут в Магадан. Потом опять - угольный забой, штрафная зона (у властей одна цель - добавить срок!).

22 июня 1943 г. - суд в посёлке Ягодном, где Шаламов назвал И. Бунина русским классиком. Ему дают 10 лет за антисоветскую агитацию. Этот срок «прикрыл» страшный литер «КРТД».

«Шла война. Золотые прииски Колымы были для страны «цехом № 1», и само золото называли тогда «металлом № 1». Фронту нужны были солдаты, приискам рабочая сила. Это было время, когда колымские лагеря уже не пополнялись столь щедро, как прежде, в довоенное время, именно по этой причине восстановлению рабочей силы придавали большое значение».

В 1951 г. срок кончился, но на материк, на Большую землю, заключённых не пускали. Выехать с Колымы он не мог, работал там фельдшером.

В 1956 г. Шаламов был реабилитирован «за отсутствие состава преступления». В ГУЛАГе (на Колыме) он провёл около 20 лет. Шаламов хорошо знал преступный мир, так как прошёл все девять кругов гулаговского ада.

Казалось бы, жизнь продолжается…Но годы ГУЛАГа дали о себе знать: Шаламов тяжело заболел, долго лежал в больнице, но об отдыхе не было и речи. Он работает над сборниками рассказов «Колымские рассказы», «Левый берег», «Очерки преступного мира» и др., пишет стихи, которые были им самим собраны в книгу «Колымские тетради».

Годы «оттепели» не принесли признания его литературных трудов, но и это не остановило Шаламова, он продолжает воплощать в слово всё пережитое и перечувствованное им когда-то.

Вот так умереть, как Коперник, от счастья,

Не раньше, не позже - теперь,

Когда даже смерть перестала стучаться

В мою одинокую дверь.

Когда на пороге - заветная книга,

Бессмертья загробная весть,

Теперь - уходить! Промедленья ни мига!

Вот высшая участь и честь!

Вступительное слово учителя.

Сегодня на уроке мы приоткроем некоторые страницы творчества писателя, прошедшего 20 лет заключения в советских лагерях. Варлам Шаламов - это «Колымские рассказы» прежде всего. Именно они стали грозным документом той эпохи.

Шаламов, как никто другой, сумел рассказать миру обо всех ужасах лагеря, дав исчерпывающий анализ не только лагерного бытия тех лет, но и широчайший обобщенный анализ времени, - писала Ирина Павловна Сиротинская (она является исследователем его архивов и творчества).

«Колымские рассказы» были написаны в период между 1954-1973 г. Двадцать лет отдал он созданию колымской эпопеи. Трудно найти подходящие слова, чтобы оценить этот подвиг человека и писателя.

145 рассказов составляют 6 сборников:

«Колымские рассказы» (33 рассказа) 1954-1962 гг.

«Левый берег» (25 рассказов) 1956-1965 гг.

«Артист лопаты» (28 рассказов) 1955-1964 гг.

«Очерки преступного мира» (8 рассказов) 1959 год

«Воскрешение лиственницы» (30 рассказов) 1965-1967 гг.

«Перчатка, или КР-2» (21 рассказ) 1962-1973 гг.


  • Почему Шаламов обращается к рассказам?

Сам он так писал: «Роман умер. Людям, прошедшим революции, войны и лагеря, нет дела до романа. На смену роману должна прийти новая проза - документ».

Шаламов выдвигает принцип документальности, делающей эту прозу «преображённым документом». Но в его творчестве выстраданное собственной кровью выходит на бумагу, как документ души, преображённое и освещённое огнём таланта.


  • Как вы думаете, почему Шаламов так категорично отказывается от вымысла в художественной литературе?

Ответ учащихся:

(Вымысел, приблизительность могут стать кощунством при обращении к лагерной теме. Только человек, прошедший весь ужас Колымы, способен достоверно рассказать нам, читателям, обо всём, что довелось пережить тем, кто прошёл через все унижения).

- Молодец!

Варлам Шаламов так писал в книге «Воспоминания»:

Самым, пожалуй, страшным, беспощадным был холод. Мороз свыше 55 градусов, который определяли по плевку, стынущему на лету. Первое обморожение: пальцы, руки, нос, всё, что прихватит малейшим движением воздуха. В горах Колымы нет места, где не дули бы ветры.

Голод - вторая сила, разрушающая меня в короткий срок.

Третья сила - отсутствие силы. Нам не дают спать, рабочий день 14 часов. Плюс два часа на завтрак, два часа на обед и два часа на ужин. Сколько же осталось для сна - четыре часа. Я сплю где придётся, где остановлюсь, тут и засыпаю.

Побои - четвёртая сила. Бьют все: конвой, нарядчик, бригадир, блатарь, командир роты, и даже парикмахер считает должным отвесить оплеуху.

Что тут выбросить из памяти?


  • Каковы реалии этого мира?

  • Каково художественное пространство «Колымских рассказов»?

Чтобы окунуться в этот мир, давайте посмотрим, какие порядки царят на Колыме, каковы взаимоотношения между людьми?

Рассказ «На представку» (сборник «Колымские рассказы»)

Инсценировка.

Беседа с учащимися.

  • Каковы ваши впечатления от увиденного?

Колымский лагерь принципиально отличается от тюрьмы. Это место, где отменяются все прежние человеческие законы, нормы, привычки. Труднее всех было в этих условиях интеллигенции (в нашем случае - это Гаркунов). Его речь принципиально отличается от жаргона блатных, он пытается даже в такой ситуации разговаривать с ними на "ВЫ".


  • Как бы вы себя повели на месте Гаркунова?

Очень трудно предсказать поведение человека в такой ситуации. Но на Колыме, как мне кажется, действуют свои законы выживания: ведь Наумову смог дать отпор человек, от лица которого и ведётся весь рассказ. Он ему прямо заявляет: "Не выйдет, Наум, ты меня знаешь". А Гаркунов, видимо, производил впечатление человека доброго, которого можно сломать, поэтому и убивают его из-за шерстяного свитра.


  • Как вам кажется, в чём состоит главный парадокс этого рассказа?

Особое впечатление на меня произвела фраза Наумова "Не могли, что ли без этого?" Причём возмущение вызвано не убийством человека, а ущербом, нанесённым выигранной им вещи.

  • Какой вывод можно сделать, проанализировав эту ситуацию?

Реалии мира, в котором живут герои "Колымских рассказов" - это смерть. Там люди без прошлого, без биографии, без воспоминаний. Там человек думает только о себе, о том, чтобы выжить.

Крнечно, не зря почти каждый рассказ В. Шаламова заканчивается фразой - пощёчиной: "Теперь надо было искать другого партнёра для пилки дров".

Итог учителя:

Сам Шаламов говорил: "Дружбы в холоде и голоде не бывает", наверное, поэтому в его рассказах каждый за себя.

Надо отметить, что нигде в своих рассказах Шаламов никого не судит, не поучает, не осуждает. Но он - единственный в своих рассказах несломленный, выстоявший.

Анализ рассказа "ЯГОДЫ" (сборник "Колымские рассказы")

Мы уже говорили с вами, что во главу угла Шаламов ставит не просто документ, а "документ авторской души" и профессионализм. Следующий рассказ "ЯГОДЫ" - это документальный пересказ того, что происходило на лесоповале.

Дома вы читали этот рассказ, а я предлагаю посмотреть отрывок их х\ф "Последний бой майора Пугачёва" (режиссёр В. Фатьянов).

Беседа с учащимися.

В творчестве Шаламова существенную роль играет деталь - символ, поэтому точно нарисованные подробности имеют символическое значение.


  • Просмотрите текст (вы его должны были прочитать к уроку) и подумайте, какие детали в рассказе обладают символическим значением?

Бревно -------------- палка дров

Удар сапогом ------------ ощущение тепла

Запугивания Серошапки ---------избавление

Ягоды (брусника, голубика, черника) -----------смерть

ЖИЗНЬ ___смерть Рыбакова(баночка с ягодами)_______жизнь для рассказчика

ВЫВОДЫ: Ягоды - вроде бы символ жизни, безвозмездных даров природы, не разбиравшихся, кто к ним прикасается: хозяева жизни, блатные, друзья или враги народа… Но на Колыме и эти дары природы несут смерть.

И в заключении снова - фраза-пощёчина:

- Тебя хотел, - сказал Серошапка, - да ведь не сунулся!

© 2010-2022