Тест по педагогике и методике русского языка

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тест по педагогике, методике

Каждый ответ- 2 балла


1. Исходная концептуальная схема, ведущая идея, модель постановки и решения проблем, господствующая в течение определенного периода- это:

А) закон

Б) концепция

В) парадигма

Г) доктрина


2. Целостная модель образовательного процесса, системно определяющая структуру и содержание деятельности обеих сторон этого процесса (учителя и ученика), имеющая целью достижения планируемых результатов с поправкой на индивидуальные особенности его участников - это:

А) технология;

Б) план;

В) образовательная технология;

Г) проект


3. Теория и практика познания, регулирования и реализации образовательно- воспитательными средами процесса социализации или ресоциализации человека, результатом которого являются приобретение индивидом ориентации и эталоном поведения (убеждений, ценностей, соответствующих чувств и действий) это:

А) Коррекционная педагогика;

Б) Социальная педагогика;

В) Педагогика;

Г) Этнопедагогика


4. Комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности - это:

А) профессиональное мастерство;

Б) педагогические способности;

В) профессиональное становление;

Г) профессиональная компетентность


5. Выделите цели урока, ориентированные на развитие информационной культуры обучающихся:

А) содействовать развитию у детей умений общаться;

Б) обеспечить развитие у школьников умения выделять узловые моменты своей или чужой деятельности как целого;

В) создать условия для развития у школьников умения структурировать информацию;

Г) обеспечить у школьников развитие умений составлять простой и сложный планы.


6. Современные подходы в теории и практики воспитания:

А) системный;

Б) синергетический;

В) деятельностный;

Г) личностно- ориентированный


7. Соотнесите функции методов с их характеристикой.

1. Посредством метода достигается цель обучения. а) побуждающая

2. При помощи метода происходит высокий уровень б) воспитывающая

развития.

3. При помощи метода формируются воспитательные в) обучающая

качества.

4. Метод стимулирует познавательную активность г) контрольно-коррекционная

учащихся.

5. При помощи метода можно диагностировать д) развивающая

результаты обучения.


Ответ:1-а, 2-д,3-б,4-а,5-г

8. Основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников образовательного учреждения является:

1.Образовательная программа.

2.Учебный план.

3.Государственный образовательный стандарт.

4.Закон «Об образовании».



9. Источник учебной информации, раскрывающий в доступной для учащихся форме предусмотренное образовательными стандартами содержание - это:

1. Учебник.

2. Учебный план.

3. Учебная программа.

4. Рабочая тетрадь.


10. Способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов, - это:

1. Личностные результаты

2. Метапредметные результаты

3. Предметные результаты


11. Устойчивые, объективные, существенные связи между сторонами педагогического процесса, социальными и педагогическими явлениями, на основе которых строится теория и методика воспитания и обучения, педагогическая практика. - это

1. Педагогические технологии

2. Педагогические правила

3. Педагогические закономерности

4. Педагогические принципы.


12. Фундаментальное основание педагогической деятельности, базирующееся на определенной концепции - это:

1. Стратегия

2. Подход

3. Технология

4. Методика


13. Приоритетное развитие сферы образования на фоне других социально-экономических структур предполагает принцип:

1. Принцип фундаментализации

2. Принцип вариативности образования

3. Принцип опережающего образования

4. Принцип полноты образования.


14. Включение в содержание образования видов деятельности учащихся по его освоению является отражением:

1. Принципа структурного единства содержания образования на различных уровнях общности и на межпредметном уровне

2. Принципа единства содержательной и процессуально-деятельностной сторон обучения

3. Принципа доступности и природосообразности содержания образования

4. Принципа учета социальных условий и потребностей общества


15. Способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования- это:

1. Методический прием

2. Правило

3. Метод

4. Технология


16. Принцип, обеспечивающий единство общего, специального и дополнительного образования во всех видах образовательных институтов - это:


1. Принцип открытости

2. Принцип вариативности образования

3. Принцип опережающего образования

4. Принцип полноты образования


17. Возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов - это


1. Эффективность педагогической технологии

2. Воспроизводимость педагогической технологии

3. Управляемость педагогической технологии

4. Концептуальность педагогической технологии


18. Принцип, указывающий на объективную необходимость приведения любой педагогической деятельности в соответствие с природой человека - это:

1. Принцип культуросообразности

2. Принцип индивидуализации

3. Принцип природосообразности

4. Принцип личностной ориентированности


19. Среди перечисленных видов педагогической деятельности к базовым относится:

1. Проектирование

2. Исследование

3. Организационно-методическая работа

4. Педагогическое общение


20. В классификации методов обучения словесные, наглядные и практические методы выделяют по:

1. Ведущему источнику знаний.

2. Характеру умственной деятельности учащихся.

3. Ведущей дидактической цели.

4. Логике рассуждений.


21. Выберите приоритетный показатель, которым должен руководствоваться учитель при выборе программы по предмету:

А. Объем программы

Б. Наличие грифа Министерства образования и науки

В. Учет в программе возрастных особенностей ученика

Г. Содержание программы


22. Когда мы говорим об инклюзивном образовании, мы имеем в виду образование:


А. Организованное особо комфортным образом для детей-инвалидов;

Б. Приспособленное к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями;

В. Приспособленное к дистанционному обучению всех детей;

Г. Организованное на одной территории для детей с разными видами ограничений по здоровью.

23. Современные требования к уроку бывают трёх видов (назовите их):

1. Чёткое определение места урока среди других уроков,

- соответствие содержания урока учебной программе с учётом подготовки учащихся,

- учёт принципов целостного педагогического процесса,

- выбор методов и более эффективных средств и приёмов обучения,

- наличие межпредметных связей.

2. Формирование памяти, внимания и мышления школьников,

- воспитание нравственных качеств личности,

- развитие познавательного интереса и мотивов,

- соблюдение учителем педагогического такта, выдержки и терпения,

- развитие творческих способностей,

- создание проблемной ситуации.

3. Наличие продуманного плана проведения урока,

- чёткость проведения урока (в соответствии со структурой урока),

- создание рабочеё дисциплины,

- использование средств обучения и информационных технологий,

- завершённость урока, его гибкость и подвижность.

(Дидактические. Воспитательные и развивающие методы. Организационные требования к уроку.)

24. Основная единица образовательного процесса, чётко ограниченная временными рамками , планом работы и составом участников----------------------------------- (Урок)

25. Наиболее распространенная и используемая на практике классификация типов урока:-----------------------------------------------------------------------------------------------------.

(1.Изучение нового материала. 2.Урок закрепления знаний и формирование умений и навыков. 3.Урок обобщения и систематизации знаний. 4.Урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков учащихся. 5.Комбинированный или смешанный урок.)

26. Нестандартный урок - это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную структуру. Назовите типы нестандартных уроков.

(1.уроки - «Погружения». 2.уроки - Деловые игры. 3. уроки - Пресс-конференции. 4. Уроки - соревнования. 5. Уроки типа КВН. 6. Театрализованные уроки. 7. Уроки - консультации. 8. Компьютерные уроки. 9. Уроки - творчества. 10. Уроки - аукционы. 11. Уроки - зачёты. 12. Уроки - формулы. 13. Уроки - конкурсы. 14. Уроки - игры. 15. Уроки - суды. 16. Уроки - фантазии. 17. Уроки - концерты.)

27. Из предложенных ответов укажите правильный.

а) принципы обучения - это исходные правила и закономерности;

б) принципы обучения - исходные положения, которые определяют содержание, организационные формы и методы учебной работы в соответствии с целью воспитания и обучения.

в) принципы обучения выражают общие закономерности и методы преподавательской работы учителя в соответствии с потребностями общества.

28. Установите соответствие между принципами и правилами обучения.

  1. Принцип доступности а) обучая, обеспечивайте понимание учащимися

смысла каждого слова, предложения;

  1. Принцип прочности б) обучая, учитывайте особенности учащихся;

  2. Принцип наглядности в) помните, что забывание изученного интенсивно

идет сразу после обучения, поэтому необходимо

повторять;

  1. Принцип сознательности г) помните, дитя мыслит формами, красками,

и активности ощущениями вообще.


Ответ: 1-А, 2-В, 3-Г,4-Б

29. Соотнесите функции методов с их характеристикой.

1. Посредством метода достигается цель обучения. а) побуждающая

2. При помощи метода происходит высокий уровень б) воспитывающая

развития.

3. При помощи метода формируются воспитательные в) обучающая

качества.

4. Метод стимулирует познавательную активность г) контрольно-коррекционная

учащихся.

5. При помощи метода можно диагностировать д) развивающая

результаты обучения.

/Ответ: 1-В ,2-Д,3-Б,4-А,5-Г

30 К наглядным методам обучения относятся:

а) рассказ, б) демонстрация, в) упражнение, г) иллюстрация, д) работа с книгой, е) наблюдение, ж) видеометод.














Тест для учителей русского языка

Каждый ответ- 1 балл


1. Что является предметом методики русского языка?

(Предметом методики русского языка является процесс овладения языком.)


2 Методика русского языка решает четыре задачи:

А) зачем изучать;

Б) чему учить;

В) как учить;

Г) как контролировать усвоенное.

Какой из перечисленных вопросов касается цели и задач обучения?


3. Методика русского языка решает четыре задачи:

А) зачем изучать;

Б) чему учить;

В) как учить;

Г) как контролировать усвоенное.

Какой из перечисленных вопросов касается содержания обучения?

4. Что представляют собой лингвистические основания методики преподавания русского языка?

(Современное состояние русской лингвистики.)


5. Какой наукой разработаны дидактические принципы, которыми пользуются все частные методики и в том числе методика русского языка?

(Общие дидактические принципы разработаны педагогикой.)


6. Наряду с лингвистическими и педагогическими учитываются также психологические основания методики русского языка. В чём их суть?

(Суть психологических оснований методики русского языка в обосновании психологии усвоения грамматики, орфографии и пунктуации, развития речи, психологии обучения письму, овладения чтением, восприятием речи.)


7. Кто из выдающихся педагогов автор эти строк: «В языке одухотворяется весь народ и вся его родина; в нём претворяется творческой силой народного духа в мысль, в картину и звук небо отчизны, её воздух, физические явления, её климат, её поля, горы и долины, её леса и реки, её бури и грозы - весь тот глубокий, полный мысли и чувства голос родной природы, который говорит так громко о любви человека к его иногда суровой родине…»

(Автор этих строк К.Д.Ушинский)


8. Проблемная ситуация - интеллектуальное затруднение, потребность активного поиска, активного усвоения знаний. Центральным элементом в проблемной ситуации является неизвестное новое, которое должно быть исследовано, изучено. Поиск неизвестного - главное звено проблемного обучения (М.И.Махмутов). Назовите способ, которым учитель создал проблемную ситуацию, спросив, с каким ударением следует прочитать глаголы записанном на доске предложении:

Явитесь в штаб фронта - попросите машину.

(Учитель создал проблемную ситуацию при помощи проблемной задачи.)


9. К критериям языкового оформления изложений и сочинений НЕ относится:

  • стилистическое единство и выразительность речи;

  • соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм;

  • богатство словаря и грамматического строя речи;

  • правильность и уместность употребления языковых средств

10. Какой принцип русской орфографии определяет основное направление в методике обучения правописанию?

(Морфологический принцип - т.е. единообразное написание морфем)

11. С какой целью учителю нужно уяснить принципы орфографии?

(Учителю нужно уяснить принципы орфографии для применения наиболее эффективных методов и приёмов работы по изучению орфографии.)

12. Что должны знать и уметь ученики, когда приступаем к изучению правописания морфем, базирующихся на морфологическом принципе?

(Ученики должны знать состав слова и уметь проверять сомнительные согласные и безударные гласные в каждой морфеме.)

13. Что должны знать и уметь ученики, когда приступаем к изучению правописания морфем, базирующихся на фонетическом принципе?

(Ученики должны знать состав слова: морфемный и звуковой, правила произношения и графического обозначения звуков или их сочетаний в каждой позиции.)


14.Укажите номер ошибочного утверждения «К сложным формам организации речи относятся…»

  • диалогическое единство,

  • сложная синтаксическая конструкция,

  • сложное синтаксическое целое.

15. Какие словоформы разграничивают на письме дифференцирующие написания?

  • Совпадающие по фонемному составу.

  • Не совпадающие по фонемному составу.

  • Совпадающие по произношению.

  • Не совпадающие по произношению.

16. Какой принцип из ниже перечисленных не относится к правилам слитного, раздельного или дефисного написания слов?

  • Лексико-синтаксический.

  • Словообразовательно-композиционный.

  • Традиционный.

  • Стилистический.

17. Что такое просторечье?

  • Разновидность литературного языка.

  • Диалект.

  • Разновидность национального языка, используемая в повседневном общении малообразованной частью его носителей.

  • Разговорная речь.

18. Как называется общая наука, изучающая язык?

  • Грамматикой.

  • Словесностью.

  • Риторикой.

  • Языкознанием (лингвистикой.)

19. Что такое национальный русский язык?

  • Русский литературный язык

  • Язык художественной литературы

  • Язык всех говорящих на нем

  • Язык русской нации, включающий в себя все многообразие языковых средств, используемых говорящими на этом языке как на родном

20. Что такое литературный русский язык?

  • Язык художественной литературы

  • Высшая форма национального русского языка, обладающая строгими нормами произношения, правописания, употребления слов и грамматических форм

  • Язык бытового общения

  • Язык средств массовой информации

21. Что такое функциональные стили литературного языка?

  • Разновидности литературного языка, обслуживающие определенные сферы общения и обладающие своеобразием в использовании языковых средств

  • Территориальные разновидности национального языка

  • Социальные разновидности языка

  • Употребление языка в книжной и разговорной формах

22.Какие дополнительные значения, передаваемые единицами языка, изучаются стилистикой?

  • О сфере жизни, в которой происходит общение (функционально-стилисти-ческое значение)

  • О типах ситуаций, в которых эти единицы, как правило, употребляются (экспрессивно-стилистическое значение)

  • Об общественной оценке явлений, обозначенных данными единицами языка (оценочно-стилистическое значение)

  • Все ответы правильные

23. Какие из перечисленных типов НЕ относятся к типам лексического значения слова?

  • Лексико-грамматический тип (связи слов)

  • Тип номинативности (прямое и переносное значения)

  • Тип мотивированности (первичное и вторичное значения)

  • Тип синтагматичности (сочетаемости)

24. Актуальное членение предложения позволяет указать тему и рему, соотнести тема-рематическое (актуальное) членение с синтаксическим Обычно тему выражает:

  • Сказуемое

  • Подлежащее

  • Дополнение

  • Определение

  • Обстоятельство

25. Структурно-семантическая классификация сложносочиненных предложений опирается прежде всего на характер сочинительных союзов, соединяющих предикативные части К ним НЕ относятся союзы:

  • Соединительные

  • Разделительные

  • Сочинительные

  • Противительные

  • Пояснительные

  • Присоединительные

26. Единицами современного синтаксиса текста НЕ являются:

  • Предложение

  • Абзац

  • Сложное синтаксическое целое

  • Фрагмент

  • Словосочетание

27. Сколько частей имеет сложное синтаксическое целое в своем полном виде?

  • Одну

  • Две

  • Три

  • Четыре

  • Много

28. К методам контроля за усвоением знаний НЕ относится:

  • фронтальный опрос;

  • рассказ ученика;

  • подбор слов и составление словосочетаний и предложений учащимися и их анализ;

  • ответы на вопросы

29. Прочитайте текст.
В траве поднимается веселая молодая трескотня, какой не бывает днем; треск, посвистывание, царапание, степные басы, тенора и дисканты - все мешается в непрерывный монотонный гул. (А. П. Чехов). Определите тип описания

  • портретное

  • интерьерное

  • пейзажное

  • жанровое

30. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

  • м…нера, м…нархия, м…нополия, нарком…ния.

  • м…никюр, м…нжета, м…ндат, м…нускрипт.

  • м…нограмма, мелом…ния, м…ноплан, м…нипуляция.

  • м…нолит, м…нуфактура, м…нолог, м…невр.

31. Прочитайте отрывок из сказки Л.Кэррола. Найдите примеры шуточного объяснения происхождения и значения слов. Как называется этот прием?

  • Он утверждал, что хочет взглянуть на гиппопотама,- объяснила Белая королева. - Увы, гиппопотам тут не бывает.

  • А где же он бывает? - заинтересовалась Алиса.

Там, конечно, - ответила Белая королева.

- Бывал бы он тут, его называли бы Гиппопотут.

  • стилизация

  • этимологизация

  • паронимическое противопоставление

  • анафора

32. В каждой паре данных ниже словосочетаний одно построено правильно, а в другом нарушена сочетаемость слов. Найдите ошибки.

(1-2) Сжали рожь, сжали урожай; (3-4) ширина натуры, ширина реки; (5-6) могущественное государство, могущественное дерево; (7-8) раздеть ребенка, раздеть сапоги; (9-10) поехал обратно, заболел обратно; (11-12) сделали подвиги сделали вылазку.

  • 2,3,5,8,10,11

  • 1,3,4,7,9

  • 1,2,4,9,10, 11

  • 1.2,5,7,9

33. Слова рыбарь, дружество относятся к

  • фонетическим архаизмам

  • словообразовательным архаизмам

  • семантическим архаизмам

  • грамматическим архаизмам

34. Найдите среди следующих примеров случаи контекстуальной антонимии:

  • Корень учения горек, а плод сладок.

  • На Руси не все караси - есть и ерши.

  • Ученье - свет, а неученье - тьма.

  • Мягко стелет, да жестко спать.

35. К полным лексическим омонимам относятся слова

  • коса (песчаная) - коса (девичья)

  • закапывать лекарство - закапывать яму

  • жгут (глаг.) - жгут (сущ.)

  • атлас (географический) - атлас (цветастый)

36. К грамматическим ошибкам относятся:

  • употребление слова в несвойственном ему значении

  • нарушение управления

  • повторение одного и того же слова

  • неудачная видо-временная соотнесенность глагольных форм

37. К грубым орфографическим ошибкам относятся:

  • дефис в наречиях

  • прописная и строчная буква в составных собственных наименованиях

  • слитное и раздельное написание наречий

  • буквы и - ы после приставок

38. Грубыми пунктуационными ошибками считаются:

  • замена одного знака другим

  • запятая в сложносочиненном предложении с общим второстепенным членом

  • пропуск запятых при вводном слове

  • неправильная последовательность сочетающихся знаков

39. Коммуникативная компетенция - это…

  • осведомленность школьников в системе родного языка

  • осведомленность школьников в особенностях функционирования родного языка в устной и письменной форме

  • знания учащихся о науке «Русский язык», ее разделах, целях, методах, этапах развития

  • интеграция учащихся в культуру родного края

40. Найдите развивающую цель урока

  • Проконтролировать степень усвоения понятия полные и краткие прилагательные;

  • сформировать навык правописания кратких прилагательных с основой на шипящую;

  • формировать умение на основе сопоставления находить в предложении полные и краткие прилагательные;

  • вырабатывать навык построения монологического высказывания.


100 баллов

© 2010-2022