Урок русского языка на тему: Слитное, дефисное и раздельное написание наречий

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Слитное, дефисное и раздельное написание наречий.

Цели: 1. Повторить и систематизировать материал по правописанию наречий;

2. закрепить и углубить знания учащихся о правописании наречий;

3. развивать логическое мышление, орфографическую грамотность,

умение анализировать и делать выводы, речевую культуру;

4. воспитывать внимание, самостоятельность.

Тип занятия: систематизация материала по правописанию наречий.

Методы: исследовательский и частично - поисковый.

Формы: индивидуальная, групповая.

Оборудование: учебник, тесты, раздаточный материал: текст, карточки, доска, проектор.

Межпредметные связи: литература

Внутрипредметные связи: акцентология, орфоэпия, лексика, орфография.

Литература:

1. Гольцова Н.Г., Шамшин И. В., Мищерина М. А. Русский язык. 10-11 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений, Москва, « Русское слово», 2010

2. Федорова М. В. Изучение наречий в школе: Кн. для учителя: Из опыта работы.- М.: Просвещение, 1992.

3. Иванова В. А. Занимательно о русском языке: Пособие для учителя. -Л.: Просвещение. Ленингр. отд-ние, 1990.

4. Сборник экзаменационных заданий по русскому языку. Федеральный банк экзаменационных материалов (открытый сегмент). ЕГЭ.- Разработано ФИПИ,М.: Эксмо, 2008.

5. Козлова Р. П., Чеснокова Н. В.Тесты по русскому языку: 5-7 классы. - М.: ВАКО, 2008

Структура урока:

Вступительное слово учителя. Приветствие.

I. Актуализация прежних знаний.

1. Орфоэпическая разминка.

2. Проверка домашнего задания

II. Повторение и систематизация знаний по правописанию наречий.

1. Орфографический диктант.

2. Творческий диктант.

3. Индивидуальная работа.

4. Наблюдение за лексически верным использованием наречий в речи.
Сценка «Нормально»

5. Работа с карточками.

6. Работа с текстом.

III. Контроль.

Тестовые задания.

IV. Подведение итогов

1. Домашнее задание

2. Рефлексия
«Метод пяти пальцев»

Ход занятия.

Вступительное слово учителя

Приветствие.

Обратимся к строчкам Р. Рождественского:

(На экране высвечиваются строки Р. Рождественского под ф/з):

Все начинается с любви…

Твердят:

«Вначале было слово…»

А я провозглашаю снова:

Все начинается с любви!

Все начинается с любви:

И озаренье, и работа,

Глаза цветов, глаза ребенка-

Все начинается с любви-

С любви!

Я это точно знаю.

Р. Рождественский.

-Ребята, о чём этот прекрасный текст?

-А что начинается с любви?

-Какой частью речи являются выделенные слова?

Именно этой удивительной части речи и будет посвящен наш урок. Наша цель - обобщить и систематизировать как можно больше знаний по теме «Наречие», активно употреблять наречия в речи, а также расширить словарный запас и оценить богатство русского языка.

I. Актуализация прежних знаний.

1. Орфоэпическая разминка.

Правильно расставьте ударение в наречиях:

НенадОлго

дОсуха

нАвзничь

нАдвое

красИвее

удОбнее

дОчиста (вытри)

(сделай) инАче

надОлго

2. Проверка домашнего задания (упр. 291)

II.Повторение и систематизация знаний по правописанию наречий.

1. Орфографический диктант.

Записать слова:

По-дорожному, извне, по двое, вдвое, наглухо, мало-помалу, бок о бок, зачастую, вничью, по-сорочьи, в одиночку, по-моему, вверх, во-вторых, в открытую, насмарку, на ура.

2. Творческий диктант.

Задание: по лексическому значению определить слово и записать его.

1. Лист бумаги, сложенный в 4 раза (вчетверо).

2. Дежурные убирали кабинет 2 раза (дважды).

3. Брошюры, купленные попутно с книгами (заодно).

4. Уклониться в сторону (вбок)

5. Запомнить надолго (навек, навсегда).

6. Сделать что-то очень быстро (наспех).

7. Прийти в нужный час (вовремя).

8. Бегать, догоняя кого-то (вдогонку).

9. Разбить на мелкие кусочки (вдребезги).

3. Индивидуальная работа.

Используя данные ниже примеры, заполните таблицу.

Приставки в наречиях пишутся

слитно

раздельно

через дефис

(На)бок, (на)века, (на)верх, (на)верху, (на)зло, (на)кануне, (по)два, (по)уши, (на)авось, (по)французски, (по)польски, (по)братски, (на)слово, (на)смех, (на)вытяжку, (на)глухо, (на)силу, (по)верху, (по)долгу, (по)птичьи, (по)прежнему, (по)дружески, (на)берегу, (на)глаз, (на)славу, (в)глубь, (в)высь, (в)верх, (в)низ, (в)начале, (с)начала, (до)тла, (до)верху, (до)низу, (до)свидания, (до)отвала, (по)одиночке, (с)плеча, (с)роду, (к)стати, (в)сухомятку, (в)плавь, (от)части, (по)зарез, (по)неволе, точь(в)точь, (во)первых.

4. Наблюдение за лексически верным использованием наречий в речи.
Сценка «Нормально»

Вспомните, как вы обращаетесь с наречием нормально? Что оно значит?


Встретил я вчера одного приятеля. Давно не виделся с ним. Спрашиваю:
- Как живешь?
- Нормально.
- А с учебой как?
- Нормально.
- Ты, говорят, болел. Теперь - все в порядке?
- Нормально.
- Хорошо, значит?
- Ну, я же говорю - нормально.
- Странно ты говоришь.
- Почему? Нормально.
- Ты считаешь - нормально?
- Нормально.
Приятель ушел, а я подумал: «Странно… А ведь когда-то была вполне нормальным человеком!» (А. Шибаев)


- Ребята, что у вас вызвало улыбку? Почему нельзя использовать слово «нормально» так, как один из приятелей в рассказе?
Русский язык богат синонимами. Чтобы не повторять на письме, в рассказе или беседе одно слово, надо заменить его другим, близким по смыслу. Надо стремиться выражаться яснее и уметь ценить это в других людях.

5. Какие наречия нужно отличать от сущ. с предлогами? (с пространственным и временным значением).

Работа с карточками.

Задание: отметить «+», где в предложении наречие, а где - сочетание существительного с предлогом:

наречие

Примеры

Сущ. с предлогом

В*начале книги этот персонаж еще упоминается пару раз, а потом о нем ни слова.

В *даль туманную уходит теплоход.

Науку изучают с азов, дружбу берегут
с *начала.

Узкая тропа вела в*глубь.

Ах, если бы можно было зажить с*начала.

В *начале осени стояли солнечные дни.

По*низу юбки шли вышитые узоры.

Сосуд был наполнен до*верху.

В* верху страницы находился герб страны.

Дым стелется по*низу.



6. Замените фразеологизмы наречием:

1) спит как убитый (беспробудно, крепко)

6) знать как свои пять пальцев (наизусть)

2) работать спустя рукава (небрежно, плохо)

7) работать засучив рукава (старательно)

3) кот наплакал (мало)

8) не в бровь, а в глаз (удачно, остро)

4) при царе горохе (очень давно, неизвестно когда)

9) на птичьих правах (незаконно)

5) на ночь глядя (поздно вечером, ночью)

10) идти своей дорогой (самостоятельно)

Как мы видим, в русском языке возможна замена одного слова другим или целым словосочетанием, что говорит о богатстве и красоте нашего языка. Недаром И.С.Тургенев писал: «О, великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!»

6. Работа с текстом.

  1. Прочитайте текст.

  2. Определите его стиль. Докажите.

  3. Определите тип речи. Докажите.

  4. Вставьте и выпишите пропущенные орфограммы.


Герой наш отв…чал всем и каждому и чу…ствовал какую(то) ло…кость (н…)обыкновен…ую, раскланивался (на)прав… и (на)лев…, по обыкновению своему несколько (на)бок, но совершен…о свободно, так что оч…ровал всех. Дамы тут же обступили его блистающею гирляндою и нан…сли с собой целые облака всякого рода благоуханий: одна дышала розами, от другой несло фиалками, третья вся (на)сквозь была продушенна резедой. Чичиков подымал только нос (к)верху да нюхал. В нарядах их вкусу было пропасть: муслины атласы, кисеи были таких бледных модных цв…тов, каким даже и названия нельзя было подобрать до такой степени дошла тонкость вкуса. А между тем герою нашему готовилась пр…неприятнейшая (н…)ожиданность.
(Н.В. Гоголь)

(Герой наш отвечал всем и каждому и чувствовал какую-то ловкость необыкновенную, раскланивался направо и налево, по обыкновению своему несколько набок, но совершенно свободно, так что очаровал всех. Дамы тут же обступили его блистающею гирляндою и нанесли с собой целые облака всякого рода благоуханий: одна дышала розами, от другой несло фиалками, третья вся насквозь была продушена резедой. Чичиков подымал только нос кверху да нюхал. В нарядах их вкусу было пропасть: муслины, атласы, кисеи были таких бледных модных цветов, каким даже и названия нельзя было подобрать: до такой степени дошла тонкость вкуса. А между тем герою нашему готовилась пренеприятнейшая неожиданность)

III. Контроль.

Тестовые задания.

1.В каком сочетании имеется наречие и пишется слитно?

  1. хранить (в)тайне;

  2. действовать (в)тайне.

2. В каком ряду все наречия пишутся через дефис?

  1. (в)трое, (по)заячьи;

  2. (мало)помалу, (по)прежнему;

  3. точь(в)точь, (без)устали.

3. Укажите ряд, в котором все наречия пишутся слитно.

  1. (с)лева, (до)нельзя, (после)завтра, (в)двое, (на)мертво;

  2. (с)молоду, (без)толку, (тот)час, (до)бела.

4. Укажите ряд, в котором все наречия пишутся раздельно.

  1. (в)упор, (до)упаду, (с)лету, (по)наслышке;

  2. (в)обмен, (за)границу, (без)оглядки, (в)корне (неправ).

IV. Подведение итогов

1. Домашнее задание: упр. 301, написать как можно больше наречий к глаголу «отстаивать»

2. Рефлексия
«Метод пяти пальцев»
Обвести свою руку и на каждом пальце написать ответ на соответствующий вопрос.

М (мизинец) - мыслительный процесс.
Какие знания, опыт я сегодня получил?
Б (безымянный) - близость цели.
Что я сегодня делал и чего достиг?
С (средний) - состояние духа.
Каким было сегодня мое преобладающее настроение, состояние духа?
У (указательный) - услуга, помощь.
Чем я помог, чем порадовал или чему поспособствовал?
Б (большой) - бодрость, физическая форма.
Каким было мое состояние сегодня? Что я сделал для своего здоровья?


© 2010-2022