Анализ декады МО преподавателей русского языка

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

7

Анализ проведённых открытых уроков во время Декады МО

Подготовила Монастырская В.Н.,

руководитель МО учителей русского языка

В первой половине октябре 2015 года согласно плану ВШК была проведена Методическая неделя учителей русского языка. Накануне был составлен график, определены цели и задачи. Декада прошла очень организованно, много учителей других предметов посещали открытые уроки, что говорит о творческой работе учителей русского языка качественной подготовке к урокам. После каждого урока был сделан самоанализ урока, затем присутствующие отмечали в основном положительные стороны урока, потому что все уроки прошли на высоком методическом уровне, делились своими наблюдениями, делали замечания. Очень интересно и полезно проходило обсуждение, так как анализ чьего-то урока - это сравнение конкретного, проведенного учителем урока с теоретической моделью урока, составленной в соответствии с современными дидактическими и методическими требованиями, с передовым опытом и здравым смыслом, что послужило материалом для обобщения опыта работы. Ведь мы сейчас столкнулись на практике с применением новых подходов в образовании.

Первой проводила урок русского языка в 11 классе Монастырская Валентина Николаевна по теме «Грамматическая основа. Согласование сказуемого с подлежащим», реализуя основную цель: подготовка учащихся к ЕНТ. Перед школой 21 информационного века стоит задача развития познавательной активности и самостоятельности учащихся, что очень важно при системном повторении. С изменением содержания образования, подходов к образовательному процессу, появлением новых педагогических технологий, в том числе информационно-коммуникационных, возможности решения данной задачи существенно расширились, поэтому есть возможность изготовить макеты, с помощью графического организатора систематизировать весь учебный материал. Это было хорошо видно на уроке. Учитель работает над тренировкой всех видов памяти, чтобы учащиеся смогли запомнить весь материал по предмету. Видна плодотворная и целенаправленная работа учителя. Все виды работ на уроке подчинены одной цели: ликвидация пробелов в знаниях ребят. Видно, что дети осознанно подходят к выполнению тестовых заданий, наблюдается интерес к предмету, богатая наглядность к уроку рассчитана на зрительное запоминание орфограмм, дано домашнее задание на закрепление темы. Урок прошёл интересно и цели достиг.

Сегодня учитель, особенно прошедший трёхмесячные курсы, имеет возможность качественно изменить процесс обучения и воспитания, что мы увидели на уроке у Ашимовой Эльмиры Ермековны в 7 « ә» классе по теме « Простые и составные числительные» . Информационные и коммуникационные технологии облегчают творческую работу педагога, помогают совершенствовать и развивать своё мастерство. На уроке был заметен интенсивный путь развития ребят. А при таком темпе образования учительница смогла изменить сами методы обучения, найти другие, более современные и доступные способы подачи знаний. Её ученики, слаженно работающие в группах, продемонстрировали умение самостоятельно работать с новой информацией, а также находить, осмысливать, преобразовывать, и, наконец, синтезировать на базе имеющейся информации новые знания. Хорошо было заметно на уроке у Эльмиры Ермековны применение новых подходов в обучении и формирование функциональной грамотности как наиболее перспективное направление развития учебного процесса, которое позволит учащимся в дальнейшем выстроить линию самообразования и саморазвития.,

Нусипбаева Бахыт Советхановна применение передовых технологий в своей работе считает необходимым. Её урок был очень высоко оценён ещё и потому, что она не проходила курсы, однако работа в группах при изучении темы «Сложносочинённое предложение» была грамотно выстроена, поэтому была эффективной. Приёмы активизации познавательной и речевой деятельности учащихся были хорошо продуманы и имели плавный переход. Урок Бахыт Советхановны - это яркий показатель умения учителя организовать детей на всех этапах, выстроить композицию урока при эффективном использовании учебного материала за счет новшеств, внедрять новые подходы, изучая путем самообразования, повышения профессионализма через самоподготовку и участие в коучингах, прислушиваясь к рекомендациям учителей 1 уровня. Ей осталось только показать себя в профессиональных конкурсах.

Ашимова Гульмира Ермековна давала урок литературы в 7 «а» классе по произведению А.П. Чехова «Каштанка» из списка внеклассного чтения. В основе урока лежал интерактивный метод обучения. Данный урок является единственным при изучении темы, поэтому звучала лаконичная информация об Антоне Павловиче. Основной целью урока всё-таки был анализ содержания рассказа. Вначале удачно была проведена речевая разминка, которая и была направлена на тренировку эмоционального чтения. Ребята с интересом выполняли задания в группах, охотно отвечали на вопросы, учителю даже приходилось некоторых останавливать, видно было, что все знают текст. Также была эффективно проведена словарная работа. Она помогла учащимся объяснить сложные слова, которые затрудняют восприятие текста. Беседа после прочтения помогла выяснить, какое впечатление произвел сюжет рассказа на слушателей. Ребята активно участвовали в объяснении своих чувств. Задавались толстые и тонкие вопросы по содержанию текста, которые целенаправленно возвращали ребят к выборочной работе с текстом. Эти задания помогли им ориентироваться в тексте, уметь находить необходимый материал, выделять главное по заданию учителя. Но самое главное, это воспитательная роль урока, на котором прививалось уважительное отношение к одноклассникам и присутствующим, для нас было удивительно то, что дети поворачивались лицом при ответе к гостям, воспитывалось доброе отношение к животным, умение слушать других детей и учителя. На мой взгляд, урок был проведён методически грамотно. Для снижения нагрузки в середине урока была проведена физкультминутка. На протяжении всего урока использовались новые подходы в образовании. Подобрано дифференцированное домашнее задание. На уроке присутствовала комфортная обстановка. Считаю данный урок результативным.

Абдыкалыкова Жаныл Байдылдаевна провела урок литературы в 9 гр классе по теме «И один в поле воин…» на основе анализа произведения А. С. Грибоедова «Горе от ума». Применяла методы и приёмы работы, позволяющие формировать умение чувствовать, видеть, понимать значение главного образа в комедии путём столкновения точек зрения. Она смогла создать условия для проблемного анализа художественного текста, выделения ключевых слов, образов, идей, выявления причинно - следственных связей. Весь материал урока способствовал формированию аналитического мышления и эмоционального потенциала, интеллектуальных навыков сопоставления, обобщения, структурирования, развитие речевых навыков. Особенно замечательно было то, что вся беседа с учащимися способствовать процессу духовного развития через внимательное и вдумчивое чтение комедии и сопоставление с сегодняшним днём и жизненным опытом учащихся. Воспитание самостоятельности, сотрудничества, коллективизма, коммуникативности отличало этот урок. Богатая подборка высказываний, записанных на доске, помогала учащимся во время дискуссии выстраивать свои суждения, вскрывая парадоксальность жанра, названия произведения, вскрывая проблему "безумия" в комедии. В итоге каждый учащийся смог ответить на поставленные вопросы или наметил пути их решения. Урок понравился всем присутствующим и был высоко оценён. И было бы здорово, если б Жаныл Байдылдаевна сделала методическую разработку урока, расписала подробно ход урока, поместив туда и те письма, которые дети написали, так как дома им было предложено составить "Письмо Чацкому из 21 века": в эпистолярном жанре выразить свое отношение к главному герою комедии. Включить выражения: мне импонирует в Вас:, я восхищаюсь:, удивительно то, что:; хочу поделиться:, хочу поспорить с Вами:, мне не совсем понятно. Затем уже с готовым материалом участвовать в каком-либо конкурсе для учителей.

Мухамеджанова Алтын Бозбошановна проводила урок русского языка в 11 ә классе по теме « Словосочетание и предложение как основные единицы синтаксиса» Русский язык - это обязательный предмет для итоговой аттестации учащихся, поэтому главная задача урока - подготовка к ЕНТ, а также активизация речевой и мыслительной деятельности. На уроке было видно, что учащиеся могут определить строение словосочетания и знают грамматическое значение словосочетания, продолжали знакомство с разделом «Синтаксис». Выработка навыков нахождения главного и зависимого слов в словосочетаниях - это прямая подготовка к качественному решению тестовых заданий, а выработка навыков составления предложений из словосочетаний - это реализация цели: воспитывать речевую культуру учащихся. Совершенствовать устную и письменную речь ребята могли через групповую работу, которая не совсем удалась из-за отсутствия практики и поэтому усвоение теории через новые формы работы было сумбурным. Однако способствовало созданию благоприятной атмосферы в классе, раскрепощение слабых ребят удаётся именно через групповую работу. Анализ ошибок, допущенных в пробных тестах, - отправная точка для развития творческого мышления, а опрос по теории позволил актуализировать имеющиеся у учащихся знания , повторить фонетику в связи с изучаемым материалом; разговор о профессиях носил воспитательный характер и смог пробудить познавательный интерес к изучаемому материалу. Урок цели достиг, так как в конце урока они показали умение не только овладеть информацией, но и критически ее оценить, осмыслить, применить. Учащиеся определяют функцию словосочетания, называют предмет, действие и признак более точно. На примерах словосочетаний могут составить предположения о профессиях, понимая, что профессия - это социальная характеристика человека. Однако учительнице не удалось помочь учащимся самим определить направление в изучении темы, всё подавалось ею сразу и самой, поэтому ей было порекомендовано самой не решать задачи фазы осмысление материала, не мешать ребятам во время работы над ним. Лишь только надо помочь активно воспринимать изучаемый материал; соотнести старые знания с новыми. Дать возможность больше ребятам самим во время рефлексии обобщить материала, подвести итоги.

Шинтасова Роза Жарболатовна работает с самыми маленькими школьниками, поэтому и урок давала в 0 «А» классе. Мы видели, как она приводит детей в кабинет, строит их рядами, приучает ровненько стоять за партами. Доска в кабинете ярко оформлена по теме, дети видят, что будут изучать тему «Буква «О». А предметом речи - будет Осень. Это урок русского языка. Интерактивный метод обучения - основной на уроке. До урока была проделана основная работа: дети выучили стихи, рассказывали друг за другом, работали по учебнику, отвечали на вопросы. А в конце урока им был предложен видеоролик с красивыми слайдами, но беседы по увиденным пейзажам не было, поэтому было сделано замечание: наглядность своей функции не выполнила. И то, что овцу дети назвали бараном, приводит к выводу, что слабовато получилась словарная работа по учебнику. Рекомендации: усилить словарную работу, лучше продумывать композицию урока.

Фастова Ирина Анатольевна провела урок русского языка в 6 «Г» гр классе по теме « Лексика. Значение слова. Омонимы, синонимы, антонимы». Главным на уроке было применение новых подходов в обучении, что ей очень хорошо удалось сделать. Учителя, прошедшие курсовую подготовку, отмечали правильное построение уроков, использование групповой формы работы, приёмы на этапе рефлексии. Цели были сформулированы согласно требованиям времени: могут самостоятельно определять лексическое и грамматическое значения слов, использовать синонимы ,антонимы, омонимы и паронимы в речи; могут систематизировать ,классифицировать и обобщать теоретический материал по теме, применять его на практике; будут совершенствовать культуру речевого поведения на уроке через публичное выступление. Тип урока: углубление в тему. Во время урока использовались такие ресурсы, как учебник, тетради, справочный материал по теме урока, была подготовлена презентация и яркая наглядность. Очень понравился оргмомент , на первый взгляд, это всего лишь приём для эмоционального настроя, однако «Выбери конфетку» было одновременно и процессом деления на группы. А игровая форма - охота на зайцев и физминутка говорят о том, что Ирина Анатольевна учитывает возрастные особенности ребят. Ничего не подаётся в готовом виде, до всего дети должны дойти самостоятельно, к примеру, вопросы: «Как вы думаете, какова будет первая часть нашей темы?», «Посмотрите на наглядность, здесь зашифрована вторая часть темы. Итак, что мы сегодня должны знать и что уметь к концу урока?» И учащиеся формулируют тему и цели урока. Продуманно также было и закрепление теоретических знаний в форме тренинга, работы по учебнику и приёма «Закончи фразу». Всё это сделало процесс изучения темы интересным, занимательным, ярким. Многим присутствующим понравился этап Рефлексия - «Твое отношение к уроку», когда ребята клеили стикеры к смайликам, а несколько человек комментировали свой выбор. Урок был высоко оценён.

Урок русского языка, который провела Саргаскаева Суджата Саятовна в 6кг классе по теме «Фонетический разбор» был для многих как мастер-класс. Вот тут-то мы увидели, как грамотно идёт применение новых методов в обучении и подходов в образовании. Ещё до урока Суджата Саятовна эмоционально настроила ребят, приподняла настроение, а со звонком началась плодотворная работа. Опрос по теории показал отличные знания ребят в области фонетики. Реализация знаний была в тетрадях и на доске. А для работы в группе предлагались не пустые листы бумаги, а уже написано сверху, что это фонетический разбор, который дети производили, а затем лидер группы озвучивал, все остальные внимательно слушали. Вот в этом и видна была постоянная работа учителя, так как все дети понимают, чтобы защита постеров прошла успешно, нужно быть предельно внимательными к тому, что написано, в это время не разговаривать, а только слушать выступающих ребят, не перебивать друг друга, чётко работает правило «поднятой руки». Особенно оценили учителя подбор материала по принципу «лучше меньше, да лучше», выбранные несколько слов были досконально разобраны, лексическое значение озвучено, работа с орфограммами проведена, транскрипция сделана. А вопрос: «Нет ли у нас ошибок на доске?» - всякий раз привлекает внимание всех. Работа с текстом «Грубая благодарность» начинается с выразительного чтения учителем, что служит образцом для учеников, удачна лексическая работа со словами: саба(мешок), зинг-баба(священный дух). Словарная работа ещё реализует воспитательные задачи, когда дети выясняют, что такое благодарность, так ненавязчиво, но очень точно ведётся воспитательная работа на уроке, так плавно идёт беседа, что дети и не понимают, что их не просто спрашивают, а формируют их мировоззрение, иначе говоря, воспитывают, поэтому и не отторгают ничего. А «Разминка для ума» была очень интересной не только для учеников, но и для учителей. Дети называют орфограммы, учитель говорит: «Нет», они убирают это слово, так и остаётся на доске всего лишь одно слово «сосед», когда вновь внимание обращается на фонетику и орфографию. Всем присутствующим понравилась физминутка, дети пели песню, двигались, отдохнули, но продолжали тренироваться, ведь главное на уроке - правильно говорить по-русски. Удачна была работа над орфограммой «Чередование согласных», так как был предложен богатый материал, наглядно видно, где и как происходит чередование: «бычок - бык, рожки - рога, крикнуть - кричать, прибегать - прибежать, скажут - сказать». А в итоге всем было ясно, кто какие оценки получит, ведь в течение всего урока ребятам раздавались стикеры, сдав дневник, ясно, у кого какой урожай за урок. У того такая оценка и будет. Таксономия Блума была показана блестяще и многие предметники могли этому поучиться.

Вывод: методическая неделя прошла успешно и плодотворно. Все учителя подготовились хорошо, каждый урок был разобран по этапам, проанализирован на заседании МО. Пришли к выводу: нарушений выявлено не было, так как говорили больше о положительных моментах на уроках, лишь незначительные замечания были по урокам Шинтасовой Р.Ж. и Мухамеджановой А.Б., эти учителя получили конкретные рекомендации.

© 2010-2022