План-конспект открытого урока по литературе в 5-м классе по теме «Мои любимые сказки А. С. Пушкина»

Урок внеклассного чтения по сказкам А. С. Пушкина в 5-В классе по теме “Мои любимые сказки А. С. Пушкина” включает обобщающие задания по развитию речи: устные сочинения, инсценирование, работу с эпитетами, выразительное чтение и ответы на вопросы в форме викторины. Учащиеся 5-В класса со средними учебными способностями, активны на уроках, любят отвечать на поставленные вопросы, выполнять различные задания игрового плана. Образовательные цели: Обобщить и дополнить знания учащихся, которые 5-кл...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План-конспект открытого урока по литературе в 5-м классе по теме «Мои любимые сказки А. С. Пушкина»

Урок внеклассного чтения по сказкам А. С. Пушкина в 5-В классе по теме "Мои любимые сказки А. С. Пушкина" включает обобщающие задания по развитию речи: устные сочинения, инсценирование, работу с эпитетами, выразительное чтение и ответы на вопросы в форме викторины.

Учащиеся 5-В класса со средними учебными способностями, активны на уроках, любят отвечать на поставленные вопросы, выполнять различные задания игрового плана.

Образовательные цели:

  • Обобщить и дополнить знания учащихся, которые 5-классники получили на уроках литературы по творчеству А.С. Пушкина;

  • Проверить умение школьников ориентироваться в содержании произведения;

  • Учить детей употреблению различных обращений в зависимости от ситуаций общения;

  • Организовать работу так, чтобы способствовать поиску новых, ранее не замеченных деталей, для того, чтобы в конечном итоге прийти к целостному восприятию и осмыслению прочитанного;

  • Осуществить интегрированную связь уроков русского языка, этики, музыки, живописи.

Развивающие цели:

  • Растить вдумчивого читателя, способного анализировать, сравнивать, обобщать;

  • Развивать навыки выразительного чтения;

  • Развивать память, связную монологическую речь учащихся;

  • Способствовать развитию творческого воображения и актерских способностей детей;

Воспитательные цели:

  • Поддерживать интерес к урокам литературы, вызвать желание неоднократно возвращаться к пушкинским произведениям;

  • Прививать любовь к возвышенному, поэтическому миру сказки;

  • Заронить в детские души семена добра, справедливости, любви к ближнему, научить радоваться своим успехам и успехам друзей;

  • Воспитывать чувство прекрасного;

  • Привлечь к работе на уроке всех учащихся.

Опережающие задания к уроку:

  • устное сочинение "Моя первая встреча со сказками А.С. Пушкина"

  • инсценировка

  • выразительное чтение отрывка из поэмы "Руслан и Людмила", стихотворения «Няне»

  • иллюстрации к сказкам А. С. Пушкина

Оборудование к уроку:

  • Портрет Пушкина

  • Выставка рисунков-иллюстраций к сказкам А.С. Пушкина

  • компьютер, мультимедийный проектор, экран, колонки.

  • Презентация №1, №2

  • Музыкальное сопровождение: Глинка М.И. Отрывок из оперы «Руслан и Людмила».Сады Черномора.; М.И.Глинка Увертюра к опере «Руслан иЛюдмила»; П.И. Чайковский "Времена года". Январь (У камелька).

Эпиграф к уроку:

Что за прелесть эти сказки!

Каждая есть поэма!
А.С. Пушкин



Ход урока

1. Вступление. Видеосъёмка портрета А.С. Пушкина (Презентация №1, слайд№1), детских рисунков на фоне мелодии М.И.Глинки «Руслан и Людмила» (Сады Черномора).

2. Слово учителя:

"Счастье - это путешествие. Необязательно с переменой мест. Путешествие может быть в душу человека - в мир писателя, поэта", - говорил В. Высоцкий. Сегодня мы с вами тоже отправляемся в путешествие. Мы ещё раз пройдём по пушкинскому Лукоморью. В прологе к поэме "Руслан и Людмила" это слово написано с маленькой буквы - "у лукоморья дуб зелёный" - и обозначает всего-навсего излучину морского берега ("лука" - изгиб берега). А мне почему-то всегда хочется писать это слово с большой буквы.

- Как вы думаете, почему? (Ребята высказывают свои предположения)

Учитель: Да, Лукоморье - это уже целое государство, огромная страна, со своими неведомыми дорожками и чудесами, населённая самыми разными людьми - добрыми и злыми, умными и не очень, сильными, храбрыми, могучими. (слайд №2)

3. Чтение учеником стихотворения «У лукоморья»

4. Слово учителя.

А ещё мы совершим путешествие в мир поэта А. С. Пушкина, увидим, каким предстаёт он на страницах своих волшебных сказок.

Поэт Шубин назвал пушкинские сказки золотыми.

- А какие определения (эпитеты) дали бы вы сказкам нашего замечательного поэта?

(Примерные ответы учеников: восхитительные, прелестные, чудесные, светлые, красивые, умные, добрые…)

Учитель: Встреча со сказками бывает в жизни каждого человека. Иногда эта встреча запоминается на всю жизнь, открывая дверцу в мир волшебства и добра. (слайд №3)

5. Выступление ученика: устное сочинение "Моя первая встреча со сказками Пушкина".

6. Слово учителя: (слайд №4)

Ребята, я хочу обратить ваше внимание на эпиграф к нашему уроку: «Что за прелесть эти сказки!». Это слова самого Александра Сергеевича. Так он говорил о сказках, которые ему рассказывала Арина Родионовна.

- Кто такая была Арина Родионовна? (слайд №5)

С младенчества няня лелеяла Сашу. Благодаря Арине Родионовне он окунулся в мир волшебных народных сказок, старинных былей и небылиц, которые она замечательно рассказывала.

Пушкин посвятил ей не одно стихотворение. Например, стихотворение «Няне».

7. Ученик читает стихотворение «Няне»

8. Слово учителя.

От Арины Родионовны Пушкин услышал впервые и про избушку на курьих ножках, и «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях». Семь сказок записал поэт со слов няни в свою специально заведённую тетрадь. Пленительные старинные предания и былины, рассказанные няней, уводили в мир чудесных превращений. Став поэтом, Пушкин расцветил их своей чудесной поэтической фантазией. Сказки Арины Родионовны получили новое воплощение. Композиторы положили их на музыку. (слайд №6)

9.Звучит увертюра к опере «Руслан и Людмила»

10. Слово учителя. (слайд №7)

Всё было мудро предназначено

Судьбой - и сказки и былины.

Его сама Россия нянчила

Руками крепостной Арины.

В светелке - теплота перинная,

Свеча устало догорала,

И пеня русская, старинная

Его, младенца, пеленала…

11.Сценка. (На фоне мелодии П.И. Чайковского - "Времена года". Январь (У камелька).

ведущий читает текст, за столом сидит Арина Родионовна (вяжет), рядом маленький Пушкин.)

Ведущий. Мерцали редкие огни деревни Михайловское: В доме Пушкиных, стоявшем среди парка, утонувшего в сугробах, светилось лишь одно окно: Сейчас, когда ночь окутывала землю, нет писем, не звенит колокольчик, возвещая о чьем-то приезде: И кажется, что не всем белом свете они только двое: Пушкин и няня.

Няня. - Вот взялись они за руки, и пошли, куда глаза глядят. Идут, идут - видят озеро большое, а у озера - табун лошадей. Захотелось Иванушке пить, а сестрица Аленушка не пускает. "Не пей, говорит, братец, а то будешь жеребеночек. Потерпи, милый, до колодца:" (Клубок шерсти скатился с колен няни на пол. Она, кряхтя, нагнулась, подняла и снова задвигала спицами, лукаво поглядела на Александра.) Сказывать дальше, аль спать будешь?

Ведущий. Она быстро досказала сказку.

Няня. - Высватали Иванушке царевну из соседнего царства, свадьбу учинили, и такой веселый пир пошел, какого с начала мира не было: И я там была, - закончила няня, складывая работу и втыкая спицы в шерсть, - мед, пиво пила, по губам текло, да вот, жаль, в рот не попало. (Она тяжело поднялась с табурета). - Ну, спи, Христос с тобой, - сказала она и перекрестила Александра, приговаривая: "Спи, глазок, спи другой. О хорошем думай - сон хороший увидишь".

Ведущий. Александр внимательно слушал сказку. Он затвердил в ней почти каждое слово, но готов был слушать еще и еще. Его убаюкивал певучий голос няни, а в голове шевелились при этом какие-то неясные и приятные мысли.

12. Слово учителя .

Сегодня вы, ребята, вспомните, что знаете о сказках Пушкина, а, может быть, узнаете и что-нибудь новое.

13. Викторина по сказкам А.С. Пушкина (Презентация №2)

План-конспект открытого урока по литературе в 5-м классе по теме «Мои любимые сказки А. С. Пушкина»слайд№1

План-конспект открытого урока по литературе в 5-м классе по теме «Мои любимые сказки А. С. Пушкина»слайд№2

План-конспект открытого урока по литературе в 5-м классе по теме «Мои любимые сказки А. С. Пушкина»слайд№3

План-конспект открытого урока по литературе в 5-м классе по теме «Мои любимые сказки А. С. Пушкина»слайд№4

План-конспект открытого урока по литературе в 5-м классе по теме «Мои любимые сказки А. С. Пушкина»слайд №5

План-конспект открытого урока по литературе в 5-м классе по теме «Мои любимые сказки А. С. Пушкина»слайд№6

План-конспект открытого урока по литературе в 5-м классе по теме «Мои любимые сказки А. С. Пушкина»слайд№7

План-конспект открытого урока по литературе в 5-м классе по теме «Мои любимые сказки А. С. Пушкина»слайд№8

План-конспект открытого урока по литературе в 5-м классе по теме «Мои любимые сказки А. С. Пушкина»слайд№9

План-конспект открытого урока по литературе в 5-м классе по теме «Мои любимые сказки А. С. Пушкина»слайд№10

План-конспект открытого урока по литературе в 5-м классе по теме «Мои любимые сказки А. С. Пушкина»слайд№11

План-конспект открытого урока по литературе в 5-м классе по теме «Мои любимые сказки А. С. Пушкина»слайд №12

План-конспект открытого урока по литературе в 5-м классе по теме «Мои любимые сказки А. С. Пушкина»слайд№13

План-конспект открытого урока по литературе в 5-м классе по теме «Мои любимые сказки А. С. Пушкина»слайд№14

План-конспект открытого урока по литературе в 5-м классе по теме «Мои любимые сказки А. С. Пушкина»слайд№15

План-конспект открытого урока по литературе в 5-м классе по теме «Мои любимые сказки А. С. Пушкина»слайд№16

План-конспект открытого урока по литературе в 5-м классе по теме «Мои любимые сказки А. С. Пушкина»слайд№17

14. Подведение итогов. Выставление оценок.

Слово учителя.

Молодцы! Многих героев сказок узнали.

- Понравился ли вам наш урок?

- Интересны пушкинские сказки?

- Согласны ли вы со словами А.С. Пушкина: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»

Спасибо за ваше участие. Наш урок завершён.



© 2010-2022