Технологическая карта урока по теме Обращение (5 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План - конспект урока русского языка в 5 классе

  1. ФИО (полностью) - Потапова Светлана Геннадьевна

  2. Место работы - МБОУ СОШ № 20 города Кирова

  3. Должность - учитель русского языка и литературы

  4. Предмет - русский язык

  5. Класс - 5

  6. Тема - Обращение.

  7. Базовый учебник - Русский язык 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений В 2 частях/

(Т.А.Ладыженская, М. Т. Баранов, Л.А.Тростенцова и др.,науч.редактор - Н.М. Шанский)

М.:Просвещение, 2013

Технологическая карта урока

Тема урока

Обращение

Цель урока

Познавательные: познакомить с понятием «обращение»; какова его функция в речи.

Развивающие: развивать критическое мышление через чтение информационного текста; развивать логическое мышление; развивать умение работать в паре, в группе.

Воспитательные: воспитывать умение внимательно слушать и слышать, уважать других и быть к ним благожелательным

Задачи

Формировать умение находить обращения в предложениях.

Формировать умение отличать обращение от подлежащего.

Формировать умение составлять предложения с обращением с учетом речевой ситуации.

Формировать умение использовать обращение , как средство оценки того, кто говорит, и того, к кому обращаются с речью.

Формировать умение верно ставить знаки препинания.

УДД

Регулятивные: организовать свое рабочее место под руководством учителя; определять план выполнения заданий на уроке; оценивать результат своей деятельности.

Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя, товарищей; слушать и понимать речь других; работать в малой группе и группе.

Познавательные: формулирование познавательной цели; поиск и выделение нужной информации в тексте учебной статьи; ориентироваться в учебнике; анализ с целью выявления признаков; выбор оснований и критериев для сравнения

Планируемые результаты

Предметные: знать: определение обращения; опознавательный признак выделения обращения - звательная интонация; правило постановки знаков препинания в предложениях с обращением; схемы предложений с обращением; случаи возможного смешения подлежащего и обращения; уметь: интонационно и пунктуационно выделять обращения в предложении; составлять предложения с обращениями.

Метапредметные: уметь анализировать, сравнивать, делать выводы, обобщать, строить рассуждения; определять последовательность действий, соотносить цели и результаты своей деятельности; свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

Личностные: понимание определяющей роли русского языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, формирование устойчивой мотивации к обучению.

Основные понятия

Обращение.

Тип урока

Урок усвоения новых знаний.

Технологии

Проблемное обучение; развитие критического мышления через чтение и письмо; здоровьесберегающие технологии; развивающее обучение.

Виды деятельности

Индивидуальная, работа в парах, групповая работа, фронтальная.



Решаемые проблемы

Каковы условия выделения обращения в устной и письменной речи?

Межпредметные связи

Литература.

Оборудование.

Ресурсы

Компьютер, интерактивная доска, м/проектор;

Тесты для 5 класса: Русский язык;uroki.net/doс.htm ;раздаточный материал.

Место урока

Первый урок по теме



Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УДД

1.Организационный момент.















2.Актуализация знаний.

Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала



3. Целеполагание и мотивация учебной деятельности учащихся.













4.Первичное усвоение новых знаний.















5.Осознание и осмысление учебной информации.







6. Первичное закрепление учебной информации.





Физкультминутка





























7.Рефлексия ( подведение итогов урока).









8.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.







Задача учителя: создать доброжелательную атмосферу в классе, проложить невидимую нить понимания к познанию в сотрудничестве.

Вступление в урок:

-Здравствуйте, ребята и гости нашего урока!

-Звонок прозвенел? - Да!

-Уже закончился урок? - Нет.

-Только начался? - Да.

-Все готовы трудиться? - Да.

-Можно всем садиться.

-Ребята, давайте улыбнемся друг другу, нашим гостям.

-Когда мы улыбаемся, мы реже ошибаемся. И чаще награждаемся подарками судьбы. Пусть подарками станут хорошие оценки и отличное настроение у вас. Надеюсь на вашу активную работу. А для начала поставьте себя на «Лесенку успеха»

- Мы продолжаем с вами, ребята, изучение раздела «Синтаксис. Пунктуация».

- И задача нашего урока - рассмотреть еще одну новую тему, какую? Вы ее сможете назвать сами после того, как ответите на вопросы кроссворда.

- Молодцы! Что у вас получилось?

- Итак, что за термин? Давайте запишем тему урока.

Тема урока - Обращение.

- Всем нам при общении

Поможет обращение.

К людям, звездам или птицам

Можешь смело обратиться,

При письме не забывай,

Запятые расставляй!!!

-Давайте определим задачи нашего урока:

У - учиться, узнать… Что должны узнать? Чему учиться?

Р - развивать ….Что будем развивать?

О - объяснять…Что будем объяснять?

К - контролировать, конструировать…Что будем контролировать?

- Молодцы, мальчики и девочки!

- Дети, у вас у каждого на парте информационный текст. Прочитайте текст, выделите главную информацию , делая пометки на полях.

Маркировка текста:

+ - я это знал.

!- новое для меня, главное

V - интересно

? - у меня вопрос (инсерт)

Учитель проходит и наблюдает за работой учащихся.

- Ребята, вы прочитали информационный текст.

( проверка маркировки текста)

- Что вы знали про обращение?

- Что показалось для вас интересным?

- Какая информация для вас новая?

- Что открыли для себя?

- Давайте соотнесем всю главную информацию и создадим кластер.

(Учитель контролирует и наблюдает работу детей)

Защита кластера (1 - 2).

- Молодцы, спасибо!

- Давайте обратимся к учебнику п 42 (чтение правила)

- Ребята, перед нами предложения, вставьте в них обращения:

Ребята, дорогие читатели, юные друзья

…. не забывайте, что книга - ваш помощник в учебе.

… читайте книги!

… Посещайте библиотеку!

Работа с предложениями.

-Дети, встаньте, потянитесь, покрутитесь и нагнитесь, ну, сейчас все улыбнитесь!

А теперь опять садитесь!

-Ребята, а есть ли разница в ооабщении одного человека к другому? От чего зависит обращение к человеку?(от возраста, ситуации, отношений между людьми)

- Часто по обращению можно понять, каков человек, который обратился и тот, к которому обращаются. Обращением можно выразить ласку, доброту, заботу, доброжелательность, и наоборот, злость, недовольство. Нет, не простое - это искусство, обращение к человеку. Главное - не опоздать с добрыми словами.

- А какие добрые слова вы знаете?( здравствуйте, будьте добры, пожалуйста, простите за беспокойство, всего доброго, спасибо, благодарю)

- Можно ли обойтись без обращения? - (Нет)

- Давайте проверим, умеем ли мы общаться с людьми. Ведь нас окружают разные люди: одноклассники, учителя, родители и тд.

- Составьте предложения, с которыми вы обратитесь к учителю, родителям, прохожему. Постарайтесь использовать «Слова вежливости».

- А сейчас посмотрите, кто сидит рядом с тобой. Как вы обращаетесь друг к другу?

- Обменяйтесь тетрадями, запишите в тетрадь комплимент, похвалите соседа или соседку по парте за работу на уроке. Обязательно используйте обращение.

-Кто желает прочесть?

(Учитель дополняет, организует и сопровождает деятельность учащихся)

- Что нового узнали?

-Понравилось ли вам на уроке?

-Какое у вас настроение, ребята?

-Удалось ли на уроке сделать вам какое - то маленькое открытие?

- Составьте предложение с обращение и отправьте на мое имя телеграмму, используя глаголы : старался, находил, объяснял, узнал, понял, молчал, затруднялся, не понял.



П 42, правило упр. 215, 216

Рассказ о обращении

***выписать 10 предложений с обращениями из сказок А.С. Пушкина.

Настраиваются на урок. Демонстрируют готовность к уроку.









Дети работают с «Лесенкой успеха»



Отвечают на вопросы. Строят высказывание.

( На столах у каждого лежат кроссворды)



Учащиеся записывают число, классная работа, тему урока в тетрадях.





Отвечают на вопросы учителя. Строят высказывание.







Читают информационный текст.







Дети отвечают на вопросы учителя.

Работа с текстом.





Работа в парах. Систематизируют информационный материал в виде смысловых блоков.



Дети защищают свой кластер, оценивают других.





Составляют предложения

















Отвечают на вопросы учителя, слушают его речь, вспоминают и называют «добрые слова»







Работа в группах.

Дети составляют предложения









Отвечают на вопросы. Определяют уровень приобретенных знаний

Лесенка успеха.



Регулятивные: планируют необходимые действия, операции.

Коммуникативные: отвечают на вопросы учителя- инициативное сотрудничество.







Регулятивные: предвидят уровень усвоения знаний.













Познавательные: осознают учебно - позавательную задачу.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество.

Познавательные: подведение под понятие темы и задач урока;

Регулятивные: высказывание предположений на основе наблюдений, корректируют свою точку зрения; ставят учебные задачи в сотрудничестве с учителем

Коммуникативные: отвечают на вопросы учителя, слушают других.



Познавательные: поиск и выделение нужной информации.

Коммуникативные: взаимодействие строить понятные для партнера высказывания, уметь выражать свои мысли.

Регулятивные: соотнесение того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно, самоконтроль





Личностные: проявляют способность к оценке чужих и самооценке своих действий.

Познавательные: осознанное построение речевого высказывания в устной и письменной формах; анализ , синтез, структурирование знаний.





Регулятивные: самоконтроль, коррекция.









Познавательные: устанавливают причинно - следственные связи, делают выводы.

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний;

Коммуникативные: излагают свои мысли в устной форме; высказывают и обосновывают свою точку зрения в сотрудничестве с учителем и одноклассниками и делают вывод







Познавательные: умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

Коммуникативные: строят монологическое высказывание, осуществляют совместную деятельность с учетом конкретных задач; умение задавать вопросы для уточнения работы.

Личностные: оценивание личностных ценностей.





Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека;

Коммуникативные: формулируют собственные мысли;

Регулятивные: оценивают свою работу;

Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности.















© 2010-2022