Урок литературы по теме Гуманистический пафос произведения Леонида Андреева Кусака. Авторская позиция в произведении. 7 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок литературы в 7 классе

Тема: Гуманистический пафос произведения Леонида Андреева "Кусака". Авторская позиция в произведении.

Цели:

Продолжать обучать анализу художественного текста, формировать навыки устанавливать причинно-следствеенные связи, формировать понятие об авторской позиции и способах её выражения.

Развивать умение выделять главное, существенное, логически излагать свои мысли.

Воспитывать милосердие, сострадание, способность отвечать за свои поступки.

Оборудование: презентация, видеофрагмент из м/ф «Большой секрет», к/ф «Собачье сердце», игрушки - собака, карточки с таблицами.

Ход урока

1.Организационнный момент.

Чтение темы.

Слайд 1

2. Актуализация знаний.

Слайд 2

- В нашей теме есть слово пафос. Что оно значит, когда мы встречались с этим термином?

Пафос - греческое слово, которое обозначает эмоциональную речь или письменный текст, переполненный возвышенными чувствами, которые должны вызвать у тех, кто его слушает или читает, сильный отклик.

Слайд 2

Гуманистический пафос - стремление главных героев к высоким гуманистическим идеалам, их возвышение и утверждение наперекор обстоятельствам и противодействию окружающих.

- Что такое авторская позиция? Как, с помощью чего в художественном произведении может быть выражена авторская позиция?

Авторская позиция - авторское понимание жизни и её оценка, в частности оценка изображаемых характеров. Существуют разные способы выражения АП: прямое высказывание автора, через портрет. Особенности поведения персонажей, пейзаж, цвет, время и т. д. В художественном произведении важно каждое слово.

- Продолжить мне хотелось бы чтением стихотворения Юлии Вихареваой:

Но прежде давайте на мгновение попробуем увидеть мир глазами бездомной собаки.

Видеофрагмент из к/ф «Собачье сердце»

Слайд 2

Так было...Не пустила в дом собаку,
Что шла со мною рядом всю дорогу.
И хоть мне было жаль её, однако,
Я с нею распрощалась у порога.

«Себе хозяев ищешь? - Понимаю!
Прости, но не ходи за мною дальше...»
Собака встала, лапу поджимая
И честно глядя мне в лицо, без фальши.

А я...А я была насквозь фальшива -
От ласкового голоса до взгляда.
Я ей сказала: «Мне и так паршиво.
Не до тебя, хоть взять была бы рада...»

И с тем исчезла в сером полумраке,
Закрыв перед беднягой дверь несмело,
Мне было стыдно, что для той собаки
Могла я другом стать... Да не сумела.

- Почему было стыдно героине стихотворения? Только лишь от того, что не стала другом для собаки?

- Кто догадался, о чем сегодня мы будем говорить на уроке, какова его тема?

(О сострадании, о любви к животным).

- Поможет нам в этом рассказ Леонида Андреева «Кусака», который вы прочитали дома.

Анализируя рассказ Леонида Андреева, мы выясним, какова авторская позиция в этом произведении и подумаем, совпадает ли наше отношение к братьям нашим меньшим с писательским отношением, Это и будет наша цель.

- Прочитайте знаменитые слова замечательного французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери в их оригинальном звучании.

Слайд 5

- Мы в ответе за тех, кого приручили.

Слайд 6

Эти слова знакомы практически всем. Но немногие помнят, наверное, что в сказке «Маленький принц» есть еще и другие слова: Когда даёшь себя приручить, потом случается и плакать.

- К нашему уроку я подобрала еще один эпиграф.

Да, меньшие братья нам преданно служат от века.

Однако жестокого сколько ещё вокруг?
Мы часто твердим, что собака - друг человека.
Но вот человек. Он всегда ли собаке друг?
Эдуард Асадов

- Вы дома прочитали рассказ «Кусака». Удачно ли, на ваш взгляд, подобран эпиграф?

3. Работа над текстом.

- Автор изучаемого нами рассказа «Кусака» Л.Андреев говорил:

«Общение с миром природы определяет уровень духовности человека».

«Отношение к животным - один из критериев нравственности».

- Объясните значение слов:

Нравственность -

Духовность -

Слайд 7

- Мы попросим экспертов……………………………….в «Толковом словаре» Сергея Ивановича Ожегова найти значение слов:

Милосердие -

Сочувствие -

Сострадание -

Сопереживание -

Выписать их и включиться в разговор, когда это понадобиться.

- У кого из вас есть собака? Объясните, за что вы ее любите и смогли ли бы обмануть, предать друга?

Итак, Л. Андреев «Кусака».

Чтение 1 абзаца.

- Проведем блиц-опрос.

Почему действие рассказа начинается именно зимой?

Как относились к Кусаке ребята, взрослые, дворовые собаки?

Чем можно объяснить такое отношение?

Почему Кусака, несмотря на то, что её обижали, продолжала показываться на улице?

Что значит - инстинктивная? Что хотел сказать автор, используя такой эпитет?

(Инстинкт - врождённая способность совершать целесообразные действия по непосредственному, безотчётному побуждению. То есть общение так же необходимо живому существу, как еда, вода, воздух; одиночество - это противоестественное состояние.)

- А теперь обратите внимание на глаголы, которые использует автор в первом абзаце, рассказывая о жизни Кусаки.

Слайд 8

Не принадлежала, не было, находилась, кормилась, отгоняли, показывалась, бросали, улюлюкали, свистали, мчалась, пряталась, зализывала, копила.

- Что общего между этими глаголами с точки зрения русского языка?

(Все эти глаголы несовершенного вида, что может указывать на незавершённость или повторяемость действия; в данном случае, конечно, на повторяемость.)

- Последний глагол в ряду - копила. Объясните лексическое значение этого слова. Что можно копить? А что копила Кусака?

- Выходит, что изначально в душе Кусаки не было ни страха, ни злобы. Люди заставляли собаку мчаться, прятаться- вот и появились злоба и страх, которые копились с новыми обидами.

- Кратко расскажите о случае с пропойцей-мужиком. Почему он пнул собаку?

- Чувствуем ли мы, как автор относится к человеку, ударившему собаку? Как выражено авторское отношение?

(Выражено использованием слов с ярко выраженной экспрессивной - негативной окраской). Прочитать.

- Какую роль этот случай сыграл в жизни Кусаки?

(Кусака с тех пор не доверяла людям, которые хотели её приласкать).

- Обратимся ко второй части. Наступает весна, которая приносит в жизнь Кусаки большие перемены. С чем связаны эти перемены?

(С приездом дачников. Леля сумела расположить к себе Кусаку, преодолеть её недоверие).

- Кусака меняется как внутренне, так и внешне.

Найдите описание внешности Кусаки в 3 главе: 1-й вариант прочитает, какой Кусака была, а 2-й - какой она стала.

БЫЛО

ЕСТЬ

Грязная, некрасивая; Шерсть, висевшая рыжими сухими космами и на брюхе покрытая засохшей грязью.

Можно предположить, что во взгляде затаились злоба и страх

Шерсть почернела и стала лосниться как атлас.

…важно осматривала улицу вверх и вниз

Ребята бросали в неё камнями и палками, взрослые весело улюлюкали и страшно свистали

Никому уже не приходило в голову дразнить её или бросить камнем

- Почему в некрасивую грязную собаку бросали палки и камни, весело улюлюкали, пронзительно свистали, а в Кусаку с почерневшей лоснящейся шерстью, важно осматривающую улицу, никому не приходило в голову бросить камнем?

- Как мы уже говорили, в Кусаке произошли не только внешние, но и внутренние перемены. Какие?

- Внутренние перемены давались Кусаке нелегко: "И когда все наперерыв стали ласкать её, она долго ещё вздрагивала при каждом прикосновении ласкающей руки, и ей больно было от непривычной ласки, словно от удара".

Найдите во 2 и 3 главах ещё подтверждения, что внутренние перемены давались Кусаке нелегко.

- Кусака изменилась, благодаря приехавшим "очень добрым дачникам. А вас ничего не настораживает в поведении этих "добрых людей"?

- Перечитать эпизод со слов: "И все собирались…"(с.97)

- Что за странная мольба в глазах у Кусаки?

Почему никто из "очень добрых дачников" не замечает этой мольбы?

( Озабочены дачники только собой, собственным весельем.)

Поэтому и появляется, казалось бы, неуместные во второй части слова - КАК ПРЕЖДЕ.

- А что в жизни Кусаки осталось как прежде?

- Но, может быть, хотя бы Леля не такая, как все. Любит ли она Кусаку?

- Был ли у Лели выбор, могла она хотя бы попытаться найти выход из ситуации?

Осознаёт ли Леля свою жестокость по отношению к Кусаке?

- Чей поступок для Кусаки больнее - Лели или пьяницы-мужика?

- Давайте попробуем выяснить, какие духовные и материальные преимущества или недостатки были у Кусаки в разные периоды ее жизни. Слова для справок разместите в соответствующие графы таблицы, которые у вас на столах. Работайте в парах.

ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ КУСАКИ

БЫЛО

НЕ БЫЛО

1.ДО ВСТРЕЧИ С ЛЕЛЕЙ

ЗЛОБА, СТРАХ

ИМЯ, ХОЗЯИН, ПИЩА

2.ПЕРИОД "ДРУЖБЫ" С ЛЕЛЕЙ И ДРУГИМИ ДАЧНИКАМИ

ИМЯ, ХОЗЯИН, ПИЩА,СТРАХ

ЗЛОБА

3.ПОСЛЕ ОТЪЕЗДА ЛЕЛИ

БЕЗНАДЁЖНОЕ СПОКОЙСТВИЕ

ИМЯ, ХОЗЯИН, ПИЩА, ЗЛОБА, СТРАХ

Проверка работы. Слайд 9.

- В какой период жизни Кусака находилась в самом неприятном положении?

Состояние после общения с Лелей и "очень добрыми дачниками" стало хуже, чем до встречи с ними.

"У неё отняли её непримиримую злобу".

В прежней жизни злоба для Кусаки была очень важна, помогала выжить. Теперь Кусака знала, что если кто-нибудь ударит её, она уже не в силах будет впиться в тело обидчика своими острыми зубами. Она стала беззащитна перед огромным миром.

Просмотр видео «Собака бывает кусачей»

- Так только ли пьяного мужика и людей, улюлюкающих и кидающих в Кусаку камнями, осуждает Леонид Андреев в своём рассказе?

История с Кусакой - не исключительная. Подобное происходит каждый день, и мы так привыкли, что порой просто равнодушно проходим мимо.

Может быть, Леонид Андреев поведал нам историю Кусаки, чтобы обратить наше внимание на то, что мы видим каждый день, но как-то не задумываемся об этом?

- Только ли об отношении к животным этот рассказ?

Вспомните два эпизода: пьяница, пнувший Кусаку, идёт домой и там долго и больно бьёт жену; кучка людей у трактира дразнит деревенского дурачка Илюшу. Зачем Андреев вставляет в рассказ эти эпизоды, не имеющие прямого отношения к истории Кусаки?

Люди жестоки не только к животным, но и друг к другу.

А какими должны быть?

Пусть наши эксперты еще раз напомнят нам, что такое милосердие, сочувствие, сострадание , сопереживание

Выступление экспертов.

- Вот теперь, когда мы заново открыли для себя рассказ Л. Андреева, давайте вновь попытаемся сформулировать его авторскую позицию.

Авторская позиция: своим рассказом Леонид Андреев призывает нас обратить внимание на то, что люди жестоки, и не только по отношению к животным, но и друг к другу. Эта жестокость стала настолько привычной, что порой её не замечают не только окружающие, но и те, кто эту жестокость совершает.

- В рассказе "Кусака" Леонид Андреев показывает, какими люди быть не должны.

Слайд 10

- Чтение стихотворения Сергея Кириллова.

Чем больше узнаю людей,
Тем больше нравятся собаки.
Они честней, они добрей,
По пустякам не лезут в драки.

Не лгут, не пьют, не предают,
Не обижают так беспечно,
И в душу ядом не плюют,
И понимают всё, конечно.

Чем больше узнаю людей,
Тем больше нравятся собаки.
Они как друг с тобой везде
Пойдут, не пятясь, точно раки.

Разборчивые их глаза
Не побегут за первым встречным,
И даже если "против" - "за",
И понимают всё, конечно.

Чем больше узнаю людей,
Тем больше нежности к собакам
Различных видов и мастей,
Безхвостым, стриженным, лохматым,

Что платят за добро добром
И в дружбу верят бесконечно,
Не треплют длинным языком
И понимают всё, конечно.


Мне невдомёк, в конце концов,
За что в ругательной атаке
Друг другу тычем мы в лицо,
Мол, дескать, злые, как собаки.

Нам до таких ещё расти,
Чтоб вровень стать с их благородством,
А им вовек не доползти
До человеческого скотства.

4. Итог.

- Какова, по-вашему, дальнейшая судьба Кусаки? Будет ли она доверять людям? (привлечение 2-го эпиграфа)

Слайд 11

- Какие выводы для себя вы сделаете после сегодняшнего урока?

Вывод. Человек - часть природы, и, если он следует «закону жизни» - осознает это единство и равенство, может жертвовать собой ради других, значит, в жизни его есть великий смысл. Равнодушие, жестокость по отношению к природе - это прямой путь к бездуховности.

5. Домашнее задание (на выбор).

Слайд 12

- Сделать презентацию «Мой друг».

- Составить цитатный план рассказа.

- Написать отзыв о рассказе «Кусака».

Слайд 13

Помощь в работе - на сайте ed.ua/, Вконтакте



© 2010-2022