- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Открытый урок по литературе
Открытый урок по литературе
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Кордияк И.В. |
Дата | 25.03.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Конспект открытого урока по литературе в 9 классе
Выполнила : учитель русского и литературы
МБОУ СОШ № 3
города Чехова
Кордияк Ирина Валерьевна
А.П. Чехов. Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе 19 века. Червяков - «маленький человек»?
Цель: Открыть новое в творчестве писателя; познакомить учащихся с понятием "эволюция" на примере литературного материала; развивать творческое воображение и способность смело высказывать собственное мнение. Повторить произведения других писателей, в которых звучит тема «маленького человека»; развитие читательской культуры и понимания авторской позиции, творческого воображения воображение и способности смело высказывать собственное мнение; воспитание гражданской позиции, самоуважения; формирование умения самоконтроля.
Оборудование: Компьютер, экран портрет писателя, иллюстрации к рассказам, выставка книг, эпиграфы, презентации, отрывок художественного фильма.
Ход урока:
Эпиграфы к уроку:
Я телом в прахе истлеваю,
Умом громам повелеваю;
Я царь - я раб; я червь - я Бог!
Г.Р.Державин
Ничтожество своё сознавай, знаешь где? Перед Богом, пожалуй, перед умом, красотой, природой, но не перед людьми. Среди людей нужно сознавать своё достоинство.
А.П.Чехов - брату Михаилу
1 Организационный момент.
2.Вступительное слово учителя:
Сегодня мы вновь поговорим о творчестве А,П, Чехова. На прошлом уроке мы говорили о личности А.П.Чехова, анализировали его рассказ «Тоска», продолжили работу дома. Сегодня мы вновь возвращаемся к его творчеству, но начнем с подготовительную работу с мини-викторины « По страницам любимых рассказов». Ваша задача: по прочитанному отрывку вспомнить название рассказа и главного героя, а иллюстрации к произведениям помогут дать вам правильный ответ.
3. Мини-викторина «По страницам любимых рассказов»
1.После кампании двенадцатого года, вместе с ранеными прислан был он, Пролетная голова, привередлив, как черт, побывал и на гауптвахтах и под арестом, всего отведал. Под Красным ли, или под Лейпцигом, только, можете вообразить, ему оторвало руку и ногу.
О ком идет речь? ( «мертвые души» , капитан Копейкин).
2. «…вдруг побледнел, окаменел, но скоро лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой; казалось, что от лица и глаз его посыпались искры. Сам он съежился, сгорбился, сузился… Его чемоданы, узлы и картонки съежились, поморщились…на лице …было написано столько благоговения, сладости и почтительной кислоты …» (Тонкий, Порфирий).
3.«Чиновник нельзя сказать, чтобы очень замечательный, низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу и цветом лица что называется гемороидальным».(Акакий Акакиевич Башмачкин, «Шинель»)
4. О чем же думал он? о том,
Что был он беден, что трудом
Он должен был себе доставить
И независимость и честь;
Что мог бы бог ему прибавить
Ума и денег. Что ведь есть
Такие праздные счастливцы,
Ума недальнего, ленивцы,
Которым жизнь куда легка!
Что служит он всего два года; («Медный всадник», Евгений)
5. «… я смотрел на его седину, на глубокие морщины давно небритого лица, на сгорбленную спину - и не мог надивиться, как три или четыре года могли превратить бодрого мужчину в хилого старика». («Станционный смотритель», Самсон Вырин)
Ребята, молодцы, хорошо справились с заданием ,а как вы думаете почему в нашей викторине мы вспомнили именно эти произведения, что их объединяет? Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока (Тема «маленького человека»)
4.Формулирование темы урока
Тему «маленького человека мы продолжим и сегодня.
Запишем тему урока: Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе 19 века». Червяков «маленький человек»?
Запишем эпиграфы к уроку.
В теме урока звучит слово эволюция, а что оно означает (см. дом. задание.)
5.Работа над теоретическими понятиями
Эволюция - процесс постепенного непрерывного количественного изменения, подготавливающий качественный изменения; вообще развитие (процесс закономерного изменения, перехода из одного состояния в другое, более совершенное, от низшего к высшему).
Объясняют понятие «эволюция», т.е. медленное, постепенное изменение.
А теперь давайте обратимся к этимологии слова
Этимология
Эволюция (от лат. evolutio - «развёртывание») - естественный процесс качественной трансформации какой-либо системы во Вселенной. Различают космологическую, астрофизическую, геологическую, химическую, биологическую и социальную эволюцию. По сути, эти разновидности представляют собой ряд последовательных этапов развития материального мира от Большого взрыва до появления человека на Земле и развития современной человеческой цивилизации.
Грубо говоря, эволюция - это развитие процесса или явления.
А что означает понятие «маленький человек»?
(варианты ответов)
«Ма́ленький челове́к» - тип литературного героя, который возник в русской литературе с появлением реализма, то есть в 20-30 годах XIX века.
Маленький человек - это человек невысокого социального положения и происхождения, не одаренный выдающимися способностями, не отличающийся силой характера, но при этом добрый, никому не делающий зла, безобидный.
"Маленький человек". Этим понятием в литературе обозначают персонаж, не наделённый героическими качествами, не имеющий каких-то особенных отличий. "Маленький человек" - обычный, заурядный (заранее дома найти определение)
О теме «маленького человека сейчас выступят 2 группы исследователей, они провели исследовательскую работу по конкретным произведениям , и расскажут нам как тема «маленького человека» раскрывается до Чехова
6.Выступление групп исследователей:
1.Жовта, Гладких (А.С.Пушкин и его «маленький человек»),
Запись в тетради :
Самсон Вырин, Евгений
2. Золотухина, Фомичев ( Н.В.Гоголь и его» маленький человек»)
Запись в тетради:
Акакйй Акакиевич Башмачкин.
7.Составление таблицы
Давайте сделаем вывод:
- Какие чувства вызывали все эти "маленькие люди"? (Жалость, обиду за героя, сочувствие, сострадание, боль за человека, желание помочь).
Запись вывода: Герои Пушкина и Гоголя вызывают жалость, обиду за героя, сочувствие, сострадание, боль за человека, желание помочь, смерть героев оправдана).
8.Работа с рассказами Чехова
Чехов продолжает тему «маленького человека», традиционную для русской классической литературы начала и середины XIX века. Однако эта тема раскрывается у Чехова по -другому.
«Толстый и тонкий» запишем еще одно имя в нашей лестнице: Порфирий.
Отличается ли образ этого героя от предыдущих? Вызывает ли этот человек сочувствие? Почему?
Здесь писатель критикует-высмеивает существующий общественный порядок и представляет яркий образ мелкого чиновника через подхалимство в «тонкого» Порфирия.
И вообще мы видим и понимаем , что Чехов вовсе не сочувствует своему «маленькому человеку», а высмеивает чинопочитание, которое лишает человека всего человеческого) Не будем пока записывать вывод, а поговорим об еще одном рассказе Чехова "Смерть чиновника".
9.История создания
Впервые это произведение было напечатано в журнале "Осколки" в 1883 году в № 27 от 2 июля, с подзаголовком "Случай", за подписью Антоша Чехонте..
Вспомним сюжет рассказа
10.Показ фильма
11Анализ текста
В каком чине находится Иван Дмитриевич Червяков? Можно ли его назвать «маленьким человеком»?
Иван Дмитриевич Червяков - экзекутор, мелкий чиновник и слово экзекутор
Что означает слово экзекуция и слово экзекутор.(см домашнее задание)
Экзекутор (лат.) - исполнитель, чиновник при канцелярии и присутственном месте, на котором лежат полицейские и хозяйственные обязанности.
Экзекуция - исполнение судебного приговора, телесная кара, наказание
Почему у Червякова есть имя, отчество, фамилия, а у генерала только фамилия? (см. д/з)
Посмотрите на значения имён. Иван (др.евр.) - Бог даровал, милость Божия. Дмитрий (др.греч.) - посвящённый Деметре, богине плодородия и земледелия. Червяков - червь, червяк, кольчатое, безногое животное, которое ползает, пресмыкается (Даль). Бризжалов - брезжать - бренчать, звенеть дрожью, болтать; брезготать - кричать резким голосом, ворчать (Даль). Почему такой выбор?
Иван. Бог даровал жизнь герою. Дмитрий. Связь с землёй, по которой ползает. Червяк. Животное, которое ползает по земле, пресмыкается. Герою сам Бог подарил жизнь человека, а он превратил её в жизнь животного.
Чем явилось для Червякова происшествие в театре
Это событие Червяков переживает как «потрясение основ.»
Какую роль этот эпизод играет в композиции рассказа?
является завязкой (…нагнулся и… апчхи!!! Чихнул …)
Какие ключевые слова вы выписали (см. д/ з ), характеризующие Червякова.
глаголы, которые создают образ Червякова.
Глядел - 5 раз.
Чихнул - 6 раз.
Сконфузился - 3 раза.
Обрызгал - 5 раз.
Извиниться - 7 раз.
Объяснить - 5 раз.
Бормотал - 3 раза.
Простите - 1 раз.
Понять - 1 раз
- Как он оценивает поведение генерала?
Он не может смириться с тем, что генерал не придаёт происшествию должного внимания и как-то легкомысленно прощает его. В лакейской душе Червякова селится подозрение, что генерал затаил на него злобу.
Какие меры принимает Червяков?
. Он идёт к генералу просить прощения на другой день, и на третий, пока генерал не выгоняет его. (Пошел вон!!!- гаркнул посиневший и затрявшийся генерал)
- Почему Червяков умирает?
Чехов акцентирует замечательную деталь: Червяков умер, не снимая вицмундира, который, несомненно, будет на нем и в гробу, что подчёркивает преклонение мелкого чиновника перед бюрократическим порядком и формой Причина смерти - магия чина. Чехов назвал рассказ не «Червяков», а «Смерть чиновника», явно намекая на социальное положение этого героя
Вот что говорит по этому поводу говорит литературовед Валентин Александрович Недзвецкий
Если Червяков и унижен в его человеческом достоинстве, то отнюдь не генералом Бризжаловым. Свое человеческое достоинство Червяков унижает, при этом весьма настойчиво, только сам. Итак, чеховский Червяков - чиновник не по роду службы или должности, но по натуре. Этот тип существует в любой среде и в любом народе. Он, увы, вечен, бессмертен. Герой «Смерти чиновника» помирал оттого, что не был понят и удовлетворён в праве на пресмыкательство.
В. Недзвецкий
- Вызывает ли у вас сочувствие герой рассказа?
Это рассказ о смерти добровольно унижающегося чиновника. Нам не жаль этого «маленького человека», потому что умер не нормальный человек, а нравственный урод.
Запишем в тетради еще одно имя -Червяков
Подведем итог, как видит Чехов «маленького человека»?
(ответы учащихся)
Вы абсолютно правы, а вот к какому выводу приходит Валентин Александрович Недзвецкий
Традиционная в русской прозе о «маленьком человеке» пара грозный генерал - робкий чиновник в рассказе Чехова перевернулась: скромный чиновник превратился в угнетателя (палача), а превосходительство в угнетаемую жертву. Высокий бюрократический ранг Бризжалова не помешал ему остаться нормальным человеком. Червяков, напротив, и при своём малом чине не личность.
В.Недзвецкий
Это рассказ о страхе. Генерал был крупный чиновник, а Червяков - мелкий чиновник. Такой был строй жизни, такая была система, что младшие до ужаса боялись старших. Он десять раз извинялся, тот на него накричал, Червяков испугался и умер.
В.Недзвецкий
Ну и давайте запишем ? Дайте ответ на вопрос, чему это равно. (Духовная смерть. Червяков умер духовно. Физическая смерть закономерна
Попробуем понять построенную нами эволюционную ступеньку,
В чем заключается эволюция образа маленького человека.?
Герои Пушкина и Гоголя вызывают сочувствие, герои Чехова- нет, лишь ; досада, насмешка: есть жена, возможность посещать театр, свой дом, вицмундир, он не беден и не одинок, как предыдущие герои. Автор негодует. Смерть не оправдана, так как к такому финалу чиновника привёл страх, уничижение.
Тема маленького человека характерна не только для русской литературы, но и зарубежной, возьмем для примера стихотворение Беранже «Знатный приятель», с которым вы работали дома ,французского поэта-сатирика Пьера Жана Беранже (1780-1857) в переводе (1856) русского поэта Василия Степановича Курочкина (1831 - 1875):...
.Сопоставление «Смерти чиновника» со стихотворением Беранже «Знатный приятель».
Пьер Жан Беранже
ЗНАТНЫЙ ПРИЯТЕЛЬ
Я всей душой к жене привязан
Я в люди вышел… Да чего!
Я дружбой графа ей обязан.
Легко ли! Графа самого!
Делами царства управляя,
Он к нам заходит, как к родным.
Какое счастье! Честь какая!
Ведь я червяк в сравненье с ним!
В сравненье с ним,
С лицом таким -
С его сиятельством самим!
Прошедшей, например, зимою
Назначен у министра бал;
Граф приезжает за женою,-
Как муж, и я туда попал.
Там, руку мне при всех сжимая,
Назвал приятелем своим!..
Какое счастье! Честь какая!
Ведь я червяк в сравненье с ним!
В сравненье с ним,
С лицом таким -
С его сиятельством самим!
Жена случайно захворает -
Ведь он, голубчик, сам не свой:
Со мною в преферанс играет,
А ночью ходит за больной.
Приехал, весь в звездах сияя,
Поздравить с ангелом моим…
Какое счастье! Честь какая!
Ведь я червяк в сравненье с ним!
В сравненье с ним,
С лицом таким -
С его сиятельством самим!
А что за тонкость обращенья!
Приедет вечером, сидит…
- Что вы всё дома… без движенья?..
Вам нужен воздух…- говорит.
- Погода, граф, весьма дурная…
- Да мы карету вам дадим! -
Предупредительность какая!
Ведь я червяк в сравненье с ним!
В сравненье с ним!
С лицом таким -
С его сиятельством самим!
Зазвал к себе в свой дом боярский:
Шампанское лилось рекой…
Жена уснула в спальне дамской…
Я в лучшей комнате мужской.
На мягком ложе засыпая,
Под одеялом парчевым,
Я думал, нежась: честь какая!
Ведь я червяк в сравненье с ним!
В сравненье с ним,
С лицом таким -
С его сиятельством самим!
Крестить назвался непременно,
Когда господь мне сына дал,-
И улыбался умиленно,
Когда младенца восприял.
Теперь умру я, уповая,
Что крестник взыскан будет им…
А счастье-то, а честь какая!
Ведь я червяк в сравненье с ним!
В сравненье с ним,
С лицом таким -
С его сиятельством самим!
А как он мил, когда он в духе!
Ведь я за рюмкою вина
Хватил однажды: - Ходят слухи…
Что будто, граф… моя жена…
Граф,- говорю,- приобретая…
Трудясь… я должен быть слепым…
Да ослепит и честь такая!
Ведь я червяк в сравненье с ним!
В сравненье с ним,
С лицом таким -
С его сиятельством самим!
Что сближает эти произведения?
Ну, а теперь ребята, давайте вернемся к эпиграфам нашего урока
Я телом в прахе истлеваю,
Умом громам повелеваю;
Я царь - я раб; я червь - я Бог!
Г.Р.Державин.
Ничтожество своё сознавай, знаешь где? Перед Богом, пожалуй, перед умом, красотой, природой, но не перед людьми. Среди людей нужно сознавать своё достоинство.
А.П.Чехов - брату Михаилу
К чему они призывают?
Призывают к тому , что каждый из нас вправе выбирать кем ему быть рабом, червем или достойным человеком, но иногда человеку сделать это очень трудно, поэтому рядом должны находиться люди , которые могут помочь. Ведь не случайно уже в другом произведении («Крыжовник») Чехов пишет:
Надо, чтобы за дверью каждого довольного человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти… и тогда его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других»
(А.П. Чехов, рассказ «Крыжовник»,1898 год)
Эти слова написаны почти 100 лет назад, но не утратили своей актуальности и сегодня. В них - весь Чехов. Он был тем самым человеком, который напоминал, что жить скучно, безынтересно нельзя, что «в человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и и душа, и мысли».
Подведение итогов урока. Выставление оценок.
Д/З Современное звучание темы «маленького человека». Темы для домашнего сочинения: 1Как я борюсь с «маленьким человеком в себе» 2.Что делать, чтобы не остаться «маленьким человеком» 3.Образ современного «маленького человека