Открытый урок по литературе

Открытый урок по литературе в 9 классе при изучении темы: « Антон Павлович Чехов « Смерть чиновника«Название урока:  «А. П. Чехов. Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе 19 века. Червяков – «маленький человек»? Цель урока:Открыть новое в творчестве писателя; познакомить учащихся с понятием «эволюция» на примере литературного материала; развивать творческое воображение и способность смело высказывать собственное мнение. Повторить  произведения других писателей, в которых звучи...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект открытого урока по литературе в 9 классе

Выполнила : учитель русского и литературы

МБОУ СОШ № 3

города Чехова

Кордияк Ирина Валерьевна

А.П. Чехов. Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе 19 века. Червяков - «маленький человек»?


Цель: Открыть новое в творчестве писателя; познакомить учащихся с понятием "эволюция" на примере литературного материала; развивать творческое воображение и способность смело высказывать собственное мнение. Повторить произведения других писателей, в которых звучит тема «маленького человека»; развитие читательской культуры и понимания авторской позиции, творческого воображения воображение и способности смело высказывать собственное мнение; воспитание гражданской позиции, самоуважения; формирование умения самоконтроля.

Оборудование: Компьютер, экран портрет писателя, иллюстрации к рассказам, выставка книг, эпиграфы, презентации, отрывок художественного фильма.

Ход урока:

Эпиграфы к уроку:

Я телом в прахе истлеваю,

Умом громам повелеваю;

Я царь - я раб; я червь - я Бог!

Г.Р.Державин




Ничтожество своё сознавай, знаешь где? Перед Богом, пожалуй, перед умом, красотой, природой, но не перед людьми. Среди людей нужно сознавать своё достоинство.
А.П.Чехов - брату Михаилу


1 Организационный момент.

2.Вступительное слово учителя:

Сегодня мы вновь поговорим о творчестве А,П, Чехова. На прошлом уроке мы говорили о личности А.П.Чехова, анализировали его рассказ «Тоска», продолжили работу дома. Сегодня мы вновь возвращаемся к его творчеству, но начнем с подготовительную работу с мини-викторины « По страницам любимых рассказов». Ваша задача: по прочитанному отрывку вспомнить название рассказа и главного героя, а иллюстрации к произведениям помогут дать вам правильный ответ.

3. Мини-викторина «По страницам любимых рассказов»

1.После кампании двенадцатого года, вместе с ранеными прислан был он, Пролетная голова, привередлив, как черт, побывал и на гауптвахтах и под арестом, всего отведал. Под Красным ли, или под Лейпцигом, только, можете вообразить, ему оторвало руку и ногу.

О ком идет речь? ( «мертвые души» , капитан Копейкин).

2. «…вдруг побледнел, окаменел, но скоро лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой; казалось, что от лица и глаз его посыпались искры. Сам он съежился, сгорбился, сузился… Его чемоданы, узлы и картонки съежились, поморщились…на лице …было написано столько благоговения, сладости и почтительной кислоты …» (Тонкий, Порфирий).

3.«Чиновник нельзя сказать, чтобы очень замечательный, низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу и цветом лица что называется гемороидальным».(Акакий Акакиевич Башмачкин, «Шинель»)

4. О чем же думал он? о том,
Что был он беден, что трудом
Он должен был себе доставить
И независимость и честь;
Что мог бы бог ему прибавить
Ума и денег. Что ведь есть
Такие праздные счастливцы,
Ума недальнего, ленивцы,
Которым жизнь куда легка!
Что служит он всего два года; («Медный всадник», Евгений)

5. «… я смотрел на его седину, на глубокие морщины давно небритого лица, на сгорбленную спину - и не мог надивиться, как три или четыре года могли превратить бодрого мужчину в хилого старика». («Станционный смотритель», Самсон Вырин)

Ребята, молодцы, хорошо справились с заданием ,а как вы думаете почему в нашей викторине мы вспомнили именно эти произведения, что их объединяет? Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока (Тема «маленького человека»)

4.Формулирование темы урока

Тему «маленького человека мы продолжим и сегодня.

Запишем тему урока: Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе 19 века». Червяков «маленький человек»?

Запишем эпиграфы к уроку.

В теме урока звучит слово эволюция, а что оно означает (см. дом. задание.)

5.Работа над теоретическими понятиями

Эволюция - процесс постепенного непрерывного количественного изменения, подготавливающий качественный изменения; вообще развитие (процесс закономерного изменения, перехода из одного состояния в другое, более совершенное, от низшего к высшему).

Объясняют понятие «эволюция», т.е. медленное, постепенное изменение.

А теперь давайте обратимся к этимологии слова


Этимология

Эволюция (от лат. evolutio - «развёртывание») - естественный процесс качественной трансформации какой-либо системы во Вселенной. Различают космологическую, астрофизическую, геологическую, химическую, биологическую и социальную эволюцию. По сути, эти разновидности представляют собой ряд последовательных этапов развития материального мира от Большого взрыва до появления человека на Земле и развития современной человеческой цивилизации.

Грубо говоря, эволюция - это развитие процесса или явления.

А что означает понятие «маленький человек»?

(варианты ответов)

«Ма́ленький челове́к» - тип литературного героя, который возник в русской литературе с появлением реализма, то есть в 20-30 годах XIX века.

Маленький человек - это человек невысокого социального положения и происхождения, не одаренный выдающимися способностями, не отличающийся силой характера, но при этом добрый, никому не делающий зла, безобидный.

"Маленький человек". Этим понятием в литературе обозначают персонаж, не наделённый героическими качествами, не имеющий каких-то особенных отличий. "Маленький человек" - обычный, заурядный (заранее дома найти определение)

О теме «маленького человека сейчас выступят 2 группы исследователей, они провели исследовательскую работу по конкретным произведениям , и расскажут нам как тема «маленького человека» раскрывается до Чехова

6.Выступление групп исследователей:

1.Жовта, Гладких (А.С.Пушкин и его «маленький человек»),

Запись в тетради :

Самсон Вырин, Евгений

2. Золотухина, Фомичев ( Н.В.Гоголь и его» маленький человек»)

Запись в тетради:

Акакйй Акакиевич Башмачкин.

7.Составление таблицы

Открытый урок по литературе




Давайте сделаем вывод:

- Какие чувства вызывали все эти "маленькие люди"? (Жалость, обиду за героя, сочувствие, сострадание, боль за человека, желание помочь).

Запись вывода: Герои Пушкина и Гоголя вызывают жалость, обиду за героя, сочувствие, сострадание, боль за человека, желание помочь, смерть героев оправдана).

8.Работа с рассказами Чехова

Чехов продолжает тему «маленького человека», традиционную для русской классической литературы начала и середины XIX века. Однако эта тема раскрывается у Чехова по -другому.

«Толстый и тонкий» запишем еще одно имя в нашей лестнице: Порфирий.

Отличается ли образ этого героя от предыдущих? Вызывает ли этот человек сочувствие? Почему?

Здесь писатель критикует-высмеивает существующий общественный порядок и представляет яркий образ мелкого чиновника через подхалимство в «тонкого» Порфирия.

И вообще мы видим и понимаем , что Чехов вовсе не сочувствует своему «маленькому человеку», а высмеивает чинопочитание, которое лишает человека всего человеческого) Не будем пока записывать вывод, а поговорим об еще одном рассказе Чехова "Смерть чиновника".

9.История создания

Впервые это произведение было напечатано в журнале "Осколки" в 1883 году в № 27 от 2 июля, с подзаголовком "Случай", за подписью Антоша Чехонте..

Вспомним сюжет рассказа

10.Показ фильма

11Анализ текста

В каком чине находится Иван Дмитриевич Червяков? Можно ли его назвать «маленьким человеком»?

Иван Дмитриевич Червяков - экзекутор, мелкий чиновник и слово экзекутор

Что означает слово экзекуция и слово экзекутор.(см домашнее задание)

Экзекутор (лат.) - исполнитель, чиновник при канцелярии и присутственном месте, на котором лежат полицейские и хозяйственные обязанности.

Экзекуция - исполнение судебного приговора, телесная кара, наказание

Почему у Червякова есть имя, отчество, фамилия, а у генерала только фамилия? (см. д/з)

Посмотрите на значения имён. Иван (др.евр.) - Бог даровал, милость Божия. Дмитрий (др.греч.) - посвящённый Деметре, богине плодородия и земледелия. Червяков - червь, червяк, кольчатое, безногое животное, которое ползает, пресмыкается (Даль). Бризжалов - брезжать - бренчать, звенеть дрожью, болтать; брезготать - кричать резким голосом, ворчать (Даль). Почему такой выбор?

Иван. Бог даровал жизнь герою. Дмитрий. Связь с землёй, по которой ползает. Червяк. Животное, которое ползает по земле, пресмыкается. Герою сам Бог подарил жизнь человека, а он превратил её в жизнь животного.

Чем явилось для Червякова происшествие в театре

Это событие Червяков переживает как «потрясение основ.»

Какую роль этот эпизод играет в композиции рассказа?

является завязкой (…нагнулся и… апчхи!!! Чихнул …)

Какие ключевые слова вы выписали (см. д/ з ), характеризующие Червякова.

глаголы, которые создают образ Червякова.

Глядел - 5 раз.
Чихнул - 6 раз.
Сконфузился - 3 раза.
Обрызгал - 5 раз.

Извиниться - 7 раз.
Объяснить - 5 раз.
Бормотал - 3 раза.
Простите - 1 раз.
Понять - 1 раз


- Как он оценивает поведение генерала?

Он не может смириться с тем, что генерал не придаёт происшествию должного внимания и как-то легкомысленно прощает его. В лакейской душе Червякова селится подозрение, что генерал затаил на него злобу.
Какие меры принимает Червяков?

. Он идёт к генералу просить прощения на другой день, и на третий, пока генерал не выгоняет его. (Пошел вон!!!- гаркнул посиневший и затрявшийся генерал)

- Почему Червяков умирает?

Чехов акцентирует замечательную деталь: Червяков умер, не снимая вицмундира, который, несомненно, будет на нем и в гробу, что подчёркивает преклонение мелкого чиновника перед бюрократическим порядком и формой Причина смерти - магия чина. Чехов назвал рассказ не «Червяков», а «Смерть чиновника», явно намекая на социальное положение этого героя

Вот что говорит по этому поводу говорит литературовед Валентин Александрович Недзвецкий

Если Червяков и унижен в его человеческом достоинстве, то отнюдь не генералом Бризжаловым. Свое человеческое достоинство Червяков унижает, при этом весьма настойчиво, только сам. Итак, чеховский Червяков - чиновник не по роду службы или должности, но по натуре. Этот тип существует в любой среде и в любом народе. Он, увы, вечен, бессмертен. Герой «Смерти чиновника» помирал оттого, что не был понят и удовлетворён в праве на пресмыкательство.

В. Недзвецкий


- Вызывает ли у вас сочувствие герой рассказа?

Это рассказ о смерти добровольно унижающегося чиновника. Нам не жаль этого «маленького человека», потому что умер не нормальный человек, а нравственный урод.

Запишем в тетради еще одно имя -Червяков

Подведем итог, как видит Чехов «маленького человека»?

(ответы учащихся)

Вы абсолютно правы, а вот к какому выводу приходит Валентин Александрович Недзвецкий

Традиционная в русской прозе о «маленьком человеке» пара грозный генерал - робкий чиновник в рассказе Чехова перевернулась: скромный чиновник превратился в угнетателя (палача), а превосходительство в угнетаемую жертву. Высокий бюрократический ранг Бризжалова не помешал ему остаться нормальным человеком. Червяков, напротив, и при своём малом чине не личность.

В.Недзвецкий


Это рассказ о страхе. Генерал был крупный чиновник, а Червяков - мелкий чиновник. Такой был строй жизни, такая была система, что младшие до ужаса боялись старших. Он десять раз извинялся, тот на него накричал, Червяков испугался и умер.

В.Недзвецкий

Ну и давайте запишем ? Дайте ответ на вопрос, чему это равно. (Духовная смерть. Червяков умер духовно. Физическая смерть закономерна

Попробуем понять построенную нами эволюционную ступеньку,

В чем заключается эволюция образа маленького человека.?

Герои Пушкина и Гоголя вызывают сочувствие, герои Чехова- нет, лишь ; досада, насмешка: есть жена, возможность посещать театр, свой дом, вицмундир, он не беден и не одинок, как предыдущие герои. Автор негодует. Смерть не оправдана, так как к такому финалу чиновника привёл страх, уничижение.

Тема маленького человека характерна не только для русской литературы, но и зарубежной, возьмем для примера стихотворение Беранже «Знатный приятель», с которым вы работали дома ,французского поэта-сатирика Пьера Жана Беранже (1780-1857) в переводе (1856) русского поэта Василия Степановича Курочкина (1831 - 1875):...

.Сопоставление «Смерти чиновника» со стихотворением Беранже «Знатный приятель».

Пьер Жан Беранже

ЗНАТНЫЙ ПРИЯТЕЛЬ

Я всей душой к жене привязан

Я в люди вышел… Да чего!

Я дружбой графа ей обязан.

Легко ли! Графа самого!

Делами царства управляя,

Он к нам заходит, как к родным.

Какое счастье! Честь какая!

Ведь я червяк в сравненье с ним!

В сравненье с ним,

С лицом таким -

С его сиятельством самим!

Прошедшей, например, зимою

Назначен у министра бал;

Граф приезжает за женою,-

Как муж, и я туда попал.

Там, руку мне при всех сжимая,

Назвал приятелем своим!..

Какое счастье! Честь какая!

Ведь я червяк в сравненье с ним!

В сравненье с ним,

С лицом таким -

С его сиятельством самим!

Жена случайно захворает -

Ведь он, голубчик, сам не свой:

Со мною в преферанс играет,

А ночью ходит за больной.

Приехал, весь в звездах сияя,

Поздравить с ангелом моим…

Какое счастье! Честь какая!

Ведь я червяк в сравненье с ним!

В сравненье с ним,

С лицом таким -

С его сиятельством самим!

А что за тонкость обращенья!

Приедет вечером, сидит…

- Что вы всё дома… без движенья?..

Вам нужен воздух…- говорит.

- Погода, граф, весьма дурная…

- Да мы карету вам дадим! -

Предупредительность какая!

Ведь я червяк в сравненье с ним!

В сравненье с ним!

С лицом таким -

С его сиятельством самим!

Зазвал к себе в свой дом боярский:

Шампанское лилось рекой…

Жена уснула в спальне дамской…

Я в лучшей комнате мужской.

На мягком ложе засыпая,

Под одеялом парчевым,

Я думал, нежась: честь какая!

Ведь я червяк в сравненье с ним!

В сравненье с ним,

С лицом таким -

С его сиятельством самим!

Крестить назвался непременно,

Когда господь мне сына дал,-

И улыбался умиленно,

Когда младенца восприял.

Теперь умру я, уповая,

Что крестник взыскан будет им…

А счастье-то, а честь какая!

Ведь я червяк в сравненье с ним!

В сравненье с ним,

С лицом таким -

С его сиятельством самим!

А как он мил, когда он в духе!

Ведь я за рюмкою вина

Хватил однажды: - Ходят слухи…

Что будто, граф… моя жена…

Граф,- говорю,- приобретая…

Трудясь… я должен быть слепым…

Да ослепит и честь такая!

Ведь я червяк в сравненье с ним!

В сравненье с ним,

С лицом таким -

С его сиятельством самим!

Что сближает эти произведения?



Ну, а теперь ребята, давайте вернемся к эпиграфам нашего урока

Я телом в прахе истлеваю,

Умом громам повелеваю;

Я царь - я раб; я червь - я Бог!

Г.Р.Державин.

Ничтожество своё сознавай, знаешь где? Перед Богом, пожалуй, перед умом, красотой, природой, но не перед людьми. Среди людей нужно сознавать своё достоинство.
А.П.Чехов - брату Михаилу

К чему они призывают?

Призывают к тому , что каждый из нас вправе выбирать кем ему быть рабом, червем или достойным человеком, но иногда человеку сделать это очень трудно, поэтому рядом должны находиться люди , которые могут помочь. Ведь не случайно уже в другом произведении («Крыжовник») Чехов пишет:

Надо, чтобы за дверью каждого довольного человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти… и тогда его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других»

(А.П. Чехов, рассказ «Крыжовник»,1898 год)

Эти слова написаны почти 100 лет назад, но не утратили своей актуальности и сегодня. В них - весь Чехов. Он был тем самым человеком, который напоминал, что жить скучно, безынтересно нельзя, что «в человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и и душа, и мысли».

Подведение итогов урока. Выставление оценок.

Д/З Современное звучание темы «маленького человека». Темы для домашнего сочинения: 1Как я борюсь с «маленьким человеком в себе» 2.Что делать, чтобы не остаться «маленьким человеком» 3.Образ современного «маленького человека











© 2010-2022