Конспект урока русского языка по теме: «Правописание букв О, Е после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях имен прилагательных»

"Описание материала: "Основной целью данного урока является формирование у ребят навыка правильного написания О,Е в суффиксах и окончаниях имен прилагательных. "На первом этапе учитель готовит школьников к восприятию новых знаний, ставит цели и задачи, определяет порядок работы. Выполнение учащимися индивидуальных заданий, словарный диктант актуализируют опорные знания школьников. "Изучение нового материала предполагает работу с таблицей, с материалом учебника, с алгоритмом. "В заключении - рефл...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок №

Тема: Буквы О,Е после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях имен прилагательных.

Цели и задачи: - совершенствование знаний учащихся о прилагательных, полученных на предыдущих уроках;

- формирование у ребят навыков правильного написания О,Е в суффиксах и окончаниях имен прилагательных;

- усвоение норм литературного языка;

- развитие у школьников речевого слуха, выражающегося в умении различать ударные и безударные слоги;

- совершенствование умения создавать связные устные высказывания;

- развитие творческих способностей учащихся;

- развитие логического мышления учащихся;

- воспитание уважения к учебному труду.

Средства обучения: учебники, доска, тетради, Школьный толковый словарь русского языка, Орфографический словарь русского языка, таблица, карточки, компьютер.

Тип урока: комбинированный

Эпиграф: В каждом параграфе,

В каждом рассказе,

В сказке и песне -

даже во фразе -

Ты только вдумайся,

Только всмотрись -

Кроется самая главная мысль.

Она не всегда открывается сразу,

Строчка за строчкой,

Фраза за фразой -

Ты только вдумайся,

Только всмотрись -

Откроется самая главная мысль.



Ход урока.
I. Подготовка учащихся к восприятию новых знаний.
1. Организационный момент. Постановка целей и задач.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Рада видеть Вас веселыми и здоровыми! Поскольку Вы пришли на 3-й урок, сначала сделаем небольшую зарядку для глаз. Пожалуйста, осторожно закройте глаза, прислушайтесь к себе. Теперь широко распахните их. Медленно поведем глаза влево, вправо. Выполняем круговые движения глазами по часовой стрелке и против. Спасибо! Располагайтесь поудобнее, не забудьте следить за своей осанкой.

- Итак, с чего начнем урок? (С записи даты, вида работы)

Учитель: Обратите внимание на стихотворение, записанное на доске. (Выразительное чтение его учеником)

Учитель: Это эпиграф, в переводе с греческого значит "надпись".

- А каково его лексическое значение? Обратимся к словарям. (Ответ ученика).

- Каким словарем Вы пользовались?

Учитель: Итак, эпиграф помогают читателю определить главную мысль произведения или какой-то его части. В ходе нашей работы нам предстоит определить главную мысль урока. Будьте внимательны.

II. Актуализация опорных знаний учащихся.
1. Работа учащихся по карточкам.
Карточка №1

1. Составить словосочетания с прилагательными, оканчивающимися на -ому (-ему), -ого (-его), -ым (-им), -ой (-ей).

2.Разобрать по составу слово широчайший.

3.Рассказать о кратких прилагательных.

Карточка №2
  1. Образовать прилагательные с помощью суффиксов -н-, -ист-, -лив-, - чив-, -еньк-.

  2. Фонетический разбор слова синяя.

  3. Рассказать о прилагательном как части речи.

Карточка №3
  1. Просклонять словосочетания зимняя сказка, птичьи голоса.

  2. Морфологический разбор слова зимняя.

  3. Рассказать о разрядах имен прилагательных.

2. Работа с классом. Словарный диктант.

Задание. I вариант: Записать словосочетания с именами существительными, в которых после шипящих пишется О.

II вариант: Записать словосочетания с буквой Е после шипящих в именах существительных.

Ехал с громоздким багажом, сидела перед зеркальцем, черная собачонка, беседа с врачом, скамейка под деревцем, наклониться над чашей, встретиться с товарищем.

Взаимопроверка выполнения задания (Словарный диктант проецируется на доску )

III. Изучение нового материала.
Работа с таблицей "О,Е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях имен прилагательных".

- Что нового узнали Вы о правописании прилагательных из таблицы? Сравните правописание О,Е после шипящих и ц в именах существительных? Можем ли мы объединить эти два правила в одно? Запомним эту орфограмму.

- А теперь сравним Ваши выводы с материалом учебника.

2.Работа с учебником.
а) чтение теоретического материала на стр.86);
б) работа с алгоритмом №6 (стр. 86). ( упр. 191,спишите слова, вставьте пропущенные буквы, пользуясь алгоритмом №6)
IV. Применение полученных знаний.
I. Работа у доски по цепочке.

Задание: Узнайте слово по лексическому значению, образуйте от него имя прилагательное, обозначьте изучаемую орфограмму.

а) высокое водяное или болотное растение из семейства осоковых (камыш - камышовый);

б) ползущее растение, цепляющееся за опору, которую оно обвивает (плющ - плющом);

в) шерстяная ткань с длинным ворсом ( плюш- плюшем);

г) блеск начищенной или отполированной поверхности (глянец - глянцем).

V. Подведение итогов.

- Итак, помните, что вначале была поставлена задача определить главную мысль урока. Как Вы ее сформулируете? (Ответы уч-ся)

- Наша работа над темой "Имя прилагательное" продолжается. Вольтер, французский философ-просветитель, сказал, что "…в 6 лет можно выучиться всем главным языкам, но всю жизнь надобно учиться своему природному". Это касается и нас, и нашего языка, который мы считаем родным. Усвойте эту истину, пожалуйста!

VI. Рефлексия.

- Работа над составлением синквейна на тему "Зима"

(Например,

Зима

Снежная, морозная.

Радует, пугает, злится.

На улице сутулятся прохожие.

Холод! )

VII. Домашнее задание: 1, Выучить материал учебника (стр.86)

  1. Выписать из художественного текста (по выбору) 10 слов с изученной орфограммой, обозначить ее.

Учебник: Е.В. Малыхина, Русский язык, Учебник для 6 класса общеобразовательных учебных заведений с русским языком обучения, Киев, "Генеза", 2006



© 2010-2022