Технологии работы со слабо мотивированными детьми

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

СЛАЙД 1. Технологии работы со слабо мотивированными детьми

"СЛАЙД 2. Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться"

Василий Андреевич Сухомлинский.

Каждому известна такая ситуация: ребенок может учиться, но ленив, безынициативен, ко всему относится спустя рукава. О таком говорят: не мотивирован…

В современной школе вопрос о мотивации учения без преувеличения может быть назван центральным, так как мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования.

А в основе мотивации лежат, как говорят психологи, потребности и интересы личности. Следовательно, чтобы добиться хороших успехов в учебе школьников, необходимо сделать обучение желанным процессом.

СЛАЙД 3. Мотивировать на учебную деятельность детей - значит так затронуть их интересы, склонности, чтобы у них появилось желание реализоваться в учебном процессе.

СЛАЙД 4. Готовых ответов на вопросы «Что сделать, чтобы ребенок хотел учиться?» или «Как спланировать деятельность на уроке?» педагог не найдет ни в одном учебнике, ни в одном методическом пособии. Он сам должен сконструировать ту схему, которая подходит именно его предмету, именно этим учащимся, именно на этом этапе изучения темы с учетом условий обучения. Но все же в практике уже существует ряд форм нестандартного проведения уроков:
СЛАЙД 5 - 7 - урок-путешествие, который предусматривают преодоление ряда этапов заданий на протяжении всего путешествия, тем самым заинтересовывая ученика, заманивая его в путь-дорогу по стране знаний.
СЛАЙД 8 - 10 - урок-экскурсия. Экскурсии могут быть реальными, когда есть возможность посетить объект, и виртуальными, когда нет такой возможности.
СЛАЙД 11 - 13 - урок-ролевая игра. Уроки ролевых игр нравятся ученикам тем, что они могут примерить многие роли на себя, решать те или иные вопросы. Такие уроки дают почувствовать себя в роли взрослых, принимающих серьезные решения. (Н.В.Гоголь «Ревизор», М.Горький «На дне», Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание» и т.д.).
СЛАЙД 14 - урок-игра. К такой категории уроков относятся уроки-КВНы, викторины, брейн-ринги и многие другие игровые уроки, написанные по телевизионным передачам.
СЛАЙД 15 - урок-аукцион. Дает возможность учащимся показать себя. Цель «урока-аукциона» - повторить и укрепить знания учащихся по пройденной теме, показать практическое применение знаний. На уроках-аукционах ученики более самостоятельны в решении различных учебных заданий, у них есть возможность проявить себя (итоговый урок по разделу, итоговый урок при изучении имени существительного и т.д.).
- урок-сказка. На уроке, вписанном в канву какой-либо сказки, дети выполняют задания сказочных героев, выручают их из плена, преодолевают различные препятствия и к концу урока есть ощутимый результат, и поставленная цель всегда достигается и реализуется.
- интегрированный урок. Учащиеся применяют знания и умения, полученные на одном каком-то уроке, в совершенно другой области. Главное - продумать единую нить, которая смогла бы объединить два или несколько предметов для получения и закрепления определенных знаний и умений. Для создания успешной мотивации важно показать ребенку значимость получаемых знаний, т.е. возможность их применения в той или иной сфере.

Важным условием повышения мотивации к учебно-познавательной деятельности на уроке служит наполнение урока жизненно важным содержанием. Урок педагог должен строить так, чтобы это было не только специально организованная форма познания, но и полноценное в социальном и нравственном отношении общение. Урок должен выступать средством своеобразного коммуникативного фона учебной деятельности, направленного на формирование активно-положительного отношения к учебе и развитию познавательного интереса.

СЛАЙД 16. Если разложить урок на основные элементы, то важно на каждом этапе педагогическими приемами поддерживать интерес - начиная с сообщения новой темы и заканчивая оцениванием и домашним заданием.

Для «сильных» учащихся необходимо готовить дополнительные задания. Ученикам, которые стремятся к избеганию неудач (что выявлено с помощью диагностики), давать задания, ограждающие от публичного осуждения и критики.

Создавать ситуацию успеха на уроке (атмосфера доверия, обращение по имени, доброжелательный визуальный контакт, постоянно проявление интереса к ученику, сопереживание ему). Стараться сделать ситуацию успеха достижимой, выбирая такие задания, при выполнении которых ученики чаще добиваются успехов, чем неудач.

СЛАЙД 17. Формы индивидуальной работы со слабоуспевающими учениками:

1. Составление картотеки:

- индивидуальных заданий по темам (карточки, таблицы и т.д.)

- занимательного материала (ребусы, кроссворды, головоломки, иллюстрации)

- наглядный материал, изготовленный самими учащимися, в виде творческих работ к уроку)

2. Специальные индивидуальные задания на уроке, частично или полностью исключающие учащихся из общей самостоятельной работы.

3. Дифференцированные задания отстающим при проверочной, самостоятельной и контрольной работах.

4. Предупреждающие опросы.

5. Выполнение учащимися заданий по индивидуальным карточкам дома.

6. Проведение консультаций. Проверка индивидуальных заданий в присутствии ученика.

7. Оказание помощи учащимся перед уроком.

СЛАЙД 18. ПРАВИЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ ПРИ РАБОТЕ СО «СЛАБОУСПЕВАЮЩИМИ» УЧЕНИКАМИ:

1. Верьте в способности «слабоуспевающего» ученика и старайтесь передать ему эту веру.

2. Помните, что для «слабоуспевающего» необходимо время, чтобы он понял пройденный материал. Нельзя торопить его.

3. Каждый урок - продолжение предыдущего. Многократное повторение основного материала - один из приемов работы со «слабоуспевающими» учениками.

4. Вселяя детям надежду в то, что они запомнят, поймут материал, чаще давайте им однотипные задания (с учителем, с классом, самостоятельно).

5. Работа со «слабоуспевающими» детьми - это огромный труд и терпение. Постепенное развитие памяти, логики, мышления, интереса к учению.

6. Не гонитесь за большим количеством новой информации. Выбирайте из изучаемого материала главное, многократно повторяйте и закрепляйте его.

7. Умейте расположить таких детей к себе. Общение - главная составляющая любой методики. Только тогда получите и результат обучения.

8. Научитесь управлять классом. Уроки должны быть разнообразными, тогда внимание учащихся будет приковано к изучаемому материалу.

9. Начав целенаправленно работать со «слабоуспевающими» детьми, помните: спустя некоторое время их группа вновь разобьется - на способных, средних и... «слабоуспевающих».

10. Научитесь привлекать к обучению «слабоуспевающих» детей более сильных ребят. Изложили материал, опросили сильных - посадите их к «слабым», и пусть продолжается учеба.

Привлечь внимание ученика, удивить его - это лишь начало возникновения интереса, и добиться этого, в общем-то, не так трудно. Гораздо труднее удержать интерес, сделать его достаточно стойким. Интерес к той или иной работе надо воспитывать постепенно, поддерживая его ко всем предметам различными приёмами. Сначала это будет интерес к непосредственной деятельности во время выполнения определённой работы. Позднее под чутким руководством педагога интерес перерастет в интерес к процессу мыслительной деятельности, к новым знаниям.

СЛАЙД 19. И как заключительные слова хочется сказать: Учитель - это свеча, которая освещает других, потребляя себя. Ученик - это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо - зажечь!

СЛАЙД 20. Желаю всем покорения горных вершин, имея внутреннюю мотивацию.

© 2010-2022