Технологическая карта урока на тему Возвратные глаголы

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проект урока по русскому языку в 6 классе.

Тема: « Возвратные глаголы»

Учитель: Логинова Наталия Александровна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №21 городского округа город Шарья, Костромской области

Цель: создать условия для формирования и совершенствования умений учащихся определять грамматические признаки глагола.

Планируемые результаты:

  1. Формируемые универсальные учебные действия:

  • Личностные УУД:

интерес к познанию, предметно-исследовательской деятельности;

  • Регулятивные УУД:

умение принимать и сохранять учебную задачу; выделять и осознавать то, что уже известно и что неизвестно;

умение формулировать цель урока;

  • Познавательные УУД:

умение проводить сравнение, классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным критериям, обобщение;

умение получать информацию из текста и справочной литературы, структурировать её и моделировать, строить сообщения в устной форме;

  • Коммуникативные УУД:

умение с достаточной полнотой выразить свои мысли в соответствии с заданными условиями;

умение строить монологические высказывания в соответствии с нормами русского языка;

умение находить несколько вариантов решения учебной задачи в сотрудничестве со сверстниками и учителем;

контроль, коррекция действий сверстников.


  1. Предметные результаты:

Определение категории возвратности;

открытие знания о том, что такое возвратность и какие значения имеют возвратные глаголы;

применение знаний о том, как образуются и употребляются в речи возвратные глаголы, постановка мягкого знака в глаголах на -тся и -ться .

Оборудование:

Учебник. Русский язык. Практика. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений/ Г. К.Лидман-Орлова, С.Н. Пименова; под редакцией Г.К.Лидман-Орловой. - М.:Дрофа, 2013. - 318 с.

Русский язык. Теория. 5-9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений/В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова.-2-е издание, стереотип. - М.:Дрофа, 2013

Оборудование:

Словари: «Школьный толковый словарь русского языка» М.С.Лапатухин

Ноутбук, проектор, колонки.

Технология: личностно-ориентированный подход.

Технологическая карта урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организацион- ный момент

Видео «Бумеранг»

Какое отношение это видео может иметь к нашему уроку?

Что такое бумеранг?

Как работает это метательное орудие? Опишите действие. Бывает ли такое в человеческих отношениях?

Какая русская пословица иллюстрирует это.

Что значит - «аукнется»?

Каково происхождение глагола «аукаться»?

(это чисто русский междометный глагол, хотя в других языках слово «ау» тоже присутствует)

Подберите к пословице выражения-синонимы. Как видим, произведенное действие всегда к нам возвращается. В русском языке есть для обозначения таких глаголов специальный термин - возвратные глаголы.

После просмотра учащиеся выражают свои мысли.



Что посеешь, то и пожнешь. Какой привет-такой ответ.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой выразить свои мысли в соответствии с заданными условиями.



Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.



Актуализация знаний.

-Назовите действия, которые мы должны сегодня совершить.

-Какие задачи поставим?

Чем интересны эти глаголы:

Умываться, обуваться.

Плеваться, кусаться.

Мириться, встречаться.

- Почему у одних глаголов есть мягкий знак, а у других нет?

- Почему у одних глаголов -ся, а у других-сь?

Что такое -ся и откуда оно взялось, мы узнаем на следующем уроке, а сейчас нам предстоит важная работа: какое значение -ся и -сь вносят в значение глагола.

Глаголы 1 группы ( Умываться, обуваться)- действие направлено на себя.

2 группа (Плеваться, кусаться )- содержат постоянный признак, присущий предметам

3 группа(Мириться, встречаться) - действие направлено друг на друга. Это далеко не все значения возвратных глаголов. К остальным мы обратимся позже.

Технологическая карта урока на тему Возвратные глаголыТехнологическая карта урока на тему Возвратные глаголыТехнологическая карта урока на тему Возвратные глаголы

Отвечают на вопросы, формулируют задачи работы.





Дети обсуждают в парах и отвечают на вопросы учителя.




Коммуникативные: умение с достаточной полнотой выразить свои мысли в соответствии с заданными условиями.









Личностные: адекватная позитивная осознанная самооценка.

Предметные: применение знаний о возвратных глаголах.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой выразить свои мысли в соответствии с заданными условиями.


Первичное усвоение новых знаний

Проверим вашу наблюдательность. По классу расклеены таблички. На них зашифрованное послание. Сидя на местах, только поворачивая голову и корпус, прочтите надпись.

Назовите глаголы из пословицы. Какой из них возвратный? Почему? Какое из названных нами значений он имеет? Нужен ли в нем мягкий знак?

Дети хором читают: «НЕ стыдно не знать, стыдно не учиться»

Познавательные: анализ объектов, проведение сравнения, обобщение, классификация, доказательство.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой выразить свои мысли в соответствии с заданными условиями, сотрудничество со сверстниками.

Предметные: определять признак возвратности-невозвратности, значение глагола .

Первичное закрепление

С чего сегодня мы начали урок? Напомните его принцип действия. Сейчас мы с вами будем одним большим бумерангом и начнем двигаться согласно маршрутному листу. В конце урока все группы вернутся на свои места для подведения итогов работы.

1 группа, помашите мне ручками.

2 группа, хлопок и ухватите себя за нос.

3 группа, кивните головой 3 раза.

4 группа, подмигните друг другу сначала левым, затем правым глазом.

5 группа, пожмите друг другу руки.

6 группа и все остальные - аплодисменты.

Капитаны, подойдите за маршрутными листами. Назначьте секретарей и статистов. Время работы на каждой станции - 5 минут. В добрый путь!

Задания для групп:

Технологическая карта урока на тему Возвратные глаголыТехнологическая карта урока на тему Возвратные глаголы

Технологическая карта урока на тему Возвратные глаголыТехнологическая карта урока на тему Возвратные глаголы

Технологическая карта урока на тему Возвратные глаголыТехнологическая карта урока на тему Возвратные глаголы

Работа в группах. Движение по маршрутным листам и выполнение заданий.

.



























Регулятивные: выделение и осознание детьми того, что уже известно и что неизвестно, целеполагание, планирование решения учебной задачи, прогнозирование.


Познавательные: анализ объектов, формулирование проблемы, моделирование. планирование решения учебной задачи, прогнозирование.



Коммуникативные: участие в учебном диалоге, построение монологических высказываний, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, контроль, коррекция действий сверстников..

Личностные: положительное отношение к процессу познания, к предметно-исследовательской деятельности.

Предметные: открытие знания значениях возвратных глаголов.

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Капитаны, сдайте маршрутные листы. Поделитесь впечатлениями, какое задание понравилось, какое вызвало затруднения.

Ответы учащихся.

Регулятивные: контроль способа действия, оценка и корректировка своей деятельности и окружающих, нахождение ошибок, установление их причин.

Познавательные: выбор способа действия в зависимости от конкретного условия.

Коммуникативные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Предметные: работа со словарем, употребление в речи возвратных глаголов.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению



Подведение итога урока. Рефлексия.


д\з : (по выбору)

  1. Сочинить сказку о выборе между -тся, - ться и -ца.

  2. Составить задание наподобие тех, что вы сегодня выполняли.

  3. С. 115 «Теория», Упр.


В начале урока мы поставили перед собой задачи: изучить возвратные глаголы, научиться их правильно писать, объяснять их значение, употреблять в речи. И вот, сделав круг, наш бумеранг вернулся в исходную точку. Что нам удалось? Поблагодарите друг друга за сотрудничество и объясните, в чем оно проявилось.

Должна вам сказать, что закон бумеранга работает и в жизни. Я прочитаю стихотворение, а вы сосчитайте, сколько возвратных глаголов в нем присутствует.

Технологическая карта урока на тему Возвратные глаголы



Записывают задание в дневник











Отвечают на вопросы.




Дети считают: 4 глагола.


Личностные: осознанная самооценка и взаимооценка.

Регулятивные: оценка - выделение и осознание учащимися того, что усвоено, качества усвоения.



© 2010-2022