Научно-исследовательская работа Использование синквейнов в изучении литературы

Синквейн как жанр литературного произведения, и его использование для  характеристики литературных героев на примере повести Дж. Толкина «Хоббит»  СИНКВЕЙН - это пятистрочный стих, который способен  резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах .   Именно поэтому весьма актуальным стало использование синквейнов для характеристики героев прочитанных произведений Предполагаемая гипотеза : если  синквейны представляют собой интересный жанр литературного...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Номинация литература

научно-исследовательская работа на тему:

Синквейн как жанр литературного произведения, и его использование для характеристики литературных героев на примере повести Дж. Толкина «Хоббит»


Выполнил: ученик 6А класса

МБОУ Лицей №21 Кировского района

городского округа г. Уфа

Республики Башкортостан

Хомский Даниил

Проверила

Алябина Н.Ю.,

учитель русского языка и литературы




2012-2013 учебный год





План исследовательской работы:

Введение

1. Обоснование выбора темы

2. Описание сущности синквейна как жанра литературного произведения

2.1 История возникновения

2.2 Основные принципы составления

2.3 Формы синквейнов

2.4 Значение синквейнов для формирования понятия о характере литературного героя

3. Практическая работа

3.1. Составление списка действующих лиц повести «Хоббит»

3.2. Составление синквейнов традиционной формы

Заключение. Перспективы и задачи на будущее



  1. Введение

1.1 обоснование выбора

СИНКВЕЙН - это пятистрочный стих, который способен
резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах .

Именно поэтому весьма актуальным стало использование синквейнов для характеристики героев прочитанных произведений Предполагаемая гипотеза : если синквейны представляют собой интересный жанр литературного произведения, то его использование в качестве характеристики литературных героев вызывает творческий интерес и дает возможность расширить представление об образах персонажей.

Целью нашей исследовательской работы стало изучение синквейна как литературного жанра и составление синквейнов для характеристики героев одного из моих любимых произведений -повести Дж. Толкина «Хоббит»


  1. Описание сущности синквейна как жанра литературного произведения

2.1 История возникновения

Интересную форму пятистиший - cinquains *- разрабатывала рано умершая от туберкулеза американская поэтесса Аделаида Крэпси (Adelaide Crapsey), (1878-1914). Каждый из ее текстов, вошедших в посмертную книгу «Стихи» (1915), представляет собой своеобразное стихотворение-волну: от начала к середине строка удлиняется, затем следует резкий обрыв, отчего стихотворение обретает некую гармонию в своей кажущейся незаконченности. По настроению стихи Аделаиды Крэпси близки к японским хокку и танка. Синквейны вошли в её посмертное собрание стихотворений, изданное в 1914 году и несколько раз переиздававшееся.

Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain - пятистрочная строфа) - стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии. В дальнейшем стала использоваться (в последнее время, с 1997 года, и в России) в дидактических целях, как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат.


2.2 Основные принципы составления

Традиционный синквейн состоит из пяти строк и основан на подсчёте слогов в каждом стихе: его слоговая структура -

2-4-6-8-2, всего 22 слога (в хайку 17, в танка - 31).

Первая строка - тема сиквейна,
заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.

Вторая строка - два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.

Третья строка - образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.

Четвертая строка - фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.

Пятая строка - одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.

Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке - два слова. Возможны варианты использования и других частей речи

2.3 Формы синквейнов

Авторы, развивавшие форму синквейна в дальнейшем, предложили ряд её вариаций:

Обратный синквейн (Reverse cinquain) - с обратной последовательностью стихов

2-8-6-4-2;

Зеркальный синквейн (Mirror cinquain) - форма из двух пятистрочных строф, где первая - это традиционный, а вторая - обратный синквейны;

Синквейн-бабочка (Butterfly cinquain) - девятистрочная форма со слоговой структурой

2-4-6-8-2-8-6-4-2;

Корона синквейнов (Crown cinquain) - 5 традиционных синквейнов, образующих завершенное стихотворение;

  • Гирлянда синквейнов (Garland cinquain) - аналог венка сонетов, корона синквейнов, к которой добавлен шестой синквейн, где первая строка взята из первого сиквейна, вторая строка из второго и т. д.


  1. Значение синквейнов для формирования понятия о характере литературного героя

Написание синквейна является формой свободного творчества,
требующей от автора умения находить в материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. Мы предположили, что написание синквейнов поможет лучше представить литературных героев и решили составить традиционные синквейны, характеризующие героев одного из моих любимых произведений -повести Дж. Толкина «Хоббит».


  1. Практическая работа

3.1. Составление списка действующих лиц повести «Хоббит»

Мною был перечитана повесть Дж. Толкина «Хоббит». Я выписал двадцать героев, к ним относятся: Бильбо, Гэндальф, Торин,Трандуил, Беорн, Даин, Балин, Двалин, Кили. Фили, Бифур,Бофур, Бомбур, Дори, Нори, Ори, Оин, Глоин, Голлум, Эльронд, Бард.

3.2.Составление синквейнов традиционной формы

  1. Бильбо

Основательный, состоятельный.

Выручает, помогает, хитрит.

Очень полюбил приключения.

Хоббит.

2.Гэндальф

Умный, хитрый.

Странствует, помогает, уговаривает.

Очень любит приключения и риск.

Майар.

3.Торин

Важный, высокомерный.

Воевал, помогал, создал (сообщество)

Он был очень отважный.

Гном.

4. Трандуил

Мудрый, смелый.

Воевал, основал и переименовал (лес).

Разумно разделил лес между жителями.

Король эльфов.

5. Беорн

Добрый, неординарный.

Сражался, снабдил (пищей), нанес (внезапный удар).

Умел превращаться в медведя.

Оборотень.

6. Даин

Отважный, сильный.

Воевал, помогал, сразил (Азога).

Приходился кузеном Торину.

Король гномов.

7. Балин

Наблюдательный, ответственный.

Сражался, поддерживал, выжил.

Старший брат Двалина.

Гном.

8. Двалин

Ответственный, нетерпеливый.

Воевал, помогал, процветал (после победы).

Младший брат Балина.

Гном.

9,10. Кили, Фили

Молодые, жизнерадостные.

Сражались, защищали, погибли.

Были братьями и племянниками Торина.

Братья


11. Бифур

Упорный, смелый.

Сопротивлялся, помогал, боролся.

Двоюродный брат Бофура.

Гном.

12. Бофур

Терпеливый, уравновешенный.

Воевал, выбрался (из бочек), спас (Бомбура).

Был братом Бомбура.

Гном.

13.Бомбур

Полный, глупый.

Ошибался, сражался, заснул (упав в Зачарованную реку)

Двоюродный брат Бифура.

Гном.

14. Дори

Сильный, смелый.

Сражался, помогал, спас (Бильбо).

Был братом Ори и Нори.

Гном.

15,16. Нори, Ори

Смелые, старейшие.

Сражались, помогали, выжили.

Были дружными братьями.

Гномы.

17,18. Оин, Глоин

Вспыльчивые, отважные.

Сражались, хранили (огниво), выжили.

Были неразлучными братьями.

Гномы.

19. Голлум

Трусливый, коварный.

Владел (кольцом), общался (с Бильбо), убивал (заблудившихся хоббитов).

Обитал в подземных лабиринтах.

Хоббит.

20. Эльронд

Благородный, мудрый.

Давал (советы), предсказывал, исцелял.

Умел играть на арфе.

Полуэльф.

21.Бард

Точный, смелый.

Сразил (дракона Смога), понимал (язык дроздов), получил (1/14 часть сокровищ).

Был капитаном лучников.

Человек-воин.

4. Заключение. Перспективы и задачи на будущее

Составленные мною синквейны были прочитаны на уроке литературы. Моим одноклассникам и ребятам параллельного класса были заданы несколько вопросов.

Вопрос 1 . Можно ли на основании прослушанных синквейнов составить представление о литературных героях?

Вопрос 2. Возникает ли желание самому перечитать книгу после прослушанных синквейнов?

Ответы я представлены нами в таблице

Вопросы

1

2

5А(24)

Да-24 Нет-

Да- 24 Нет-

5В(26)

Да- 25 Нет-1

Да- 26 Нет-

Полученные результаты позволяют предположить правильность нашей гипотезы: синквейн представляют собой интересный жанр литературного произведения, и его использование в качестве характеристики литературных героев вызывает творческий интерес. Для меня самого это работа показалась интересной и с точки зрения тренировки логического мышления. Я учился обобщать и анализировать характеры. В дальнейшем мы планируем попробовать составить другие формы синквейнов.



Использованная литература:

  1. Баннов А. Учимся думать вместе : Материалы для тренинга. М, 2007

  2. Мордвинова Т. Синквейн на уроке литературы. Фестиваль педагогических идей

  3. Написание синквейнов и работа с ними (викепедия)

  4. Дж. Толкин «Хоббит, или Туда и обратно» (в переводе Н. Рахмановой ) М., 1993






© 2010-2022