Дополнение как второстепенный член предложения

         Прежний подход в образовании, когда «учитель говорит -   объясняет, а ученик внимательно слушает -  воспринимает – воспроизводит», постепенно и без колебаний заменяется подходом, когда «ученик сам изучает -  выявляет -  познает  - понимает -  осмысливает – применяет». Это самый продуктивный путь познания. Поэтому на уроке поставлена цель: создать условия для формирования у учащихся языковой компетенции через освоение знаний о дополнении как второстепенном члене, формирование умений и н...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Дополнение как второстепенный член предложенияДополнение как второстепенный член предложенияДополнение как второстепенный член предложенияДополнение как второстепенный член предложенияТема: Дополнение.

Цели: Создать условия для формирования у учащихся языковой компетенции через освоение знаний о дополнении как второстепенном члене, формирование умений и навыков монологического высказывания, развитие творческих способностей, что будет воспитывать интерес к изучению русского языка.

Ход урока.


  1. «Введение» в тему урока. Игра «Собери кубики»

- Перед вами несколько кубиков, на каждом из которых записана часть текста. Какие-то озорники перепутали вас получится текст, который написал писатель Евгений Чарушин.

Перед дальней дорогой скворцы посидят немного у своих домиков, даже споют на прощание.Осенью певчие птицы улетают на юг.

Все они будут ждать возвращения на родину.

Хотя в чужих краях и тепло, и сытно, но ни один скворец не будет петь, ни одна скворчиха не будет выводить птенцов.

- Есть ли среди этих предложений сложное? Докажите свою точку зрения.

- Запишем предложения. Все они будут ждать возвращения на родину.

Самостоятельно выполним разбор предложения по членам. Сверим свой разбор: 1 - подлежащее, 2 - сказуемое, 3 - дополнение, 4 - обстоятельство: 1 2 3 4.

- Я задумала слово из этого предложения. Угадав его, вы определите тему урока. Это второстепенный член предложения, употреблён в родительном падеже, выражен именем существительным.

(Дополнение - возвращения)

- Сегодня на уроке будем говорить о дополнении.

II. Целеполагание.

- Посоветуйтесь в парах: что должны знать о дополнении. (Что обозначает дополнение, на какие вопросы отвечает, какой частью речи может быть выражено).

- Что должны уметь? (Находить дополнения в предложении, употреблять в собственной речи).


  1. Контрольно-подготовительный этап. Приём «Опрос - кроссворд»


  1. Синтаксическая единица.

  2. Предложение, имеющее одну грамматическую основу.

  3. Предложение, в котором две и более грамматических основ.

  4. Члены предложения, зависящие от главных, дополняющие, распространяющие их.

  5. Второстепенный член предложения, отвечающий на вопросы какой? чей?

  6. Второстепенный член предложения в составе сказуемого, указывает на место, время, причину, цель и т.д.

  7. Второстепенный член предложения, отвечающий на вопросы косвенных падежей.

2. Реализация домашнего задания.

- Расскажите об определении, приведите примеры.

(Класс рецензирует ответ учащегося, используя принцип «Пять «П»:

Полно? Обо всём сказано? Что опущено?

Правильно? Всё правильно? Есть ли неточности, ошибки?

Последовательно? Всё ли было последовательно изложено? Были

ли нарушения? Повторы?

Примеры? Приводились ли примеры? Насколько удачно

Они иллюстрировали теоретические положения?

Пояснения? Разъяснялись ли приведённые примеры?

Насколько точно и понятно?)


  1. Раскрытие темы урока. Этап «Сотворчество»:


  1. Синтаксический разбор предложения.

- Из какого произведения взято предложение?

Первым делом он выр.. зал на полен... волосы, потом - ло.., потом - гл.. за.

- Прокомментируем пропущенные орфограммы, запишем предложение и выполним полный синтаксический разбор. (Один учащийся ведёт за собой класс).

- Пронаблюдаем за дополнениями. Предложите порядок наблюдения: (1. В состав какого члена предложения входит 2. Что обозначает. 3. На какой вопрос отвечает. 4. Какой частью речи выражен).


  1. Работа с учебником «Теория», п.18.

- Посмотрим материал параграфа сверим, все ли выводы сделали верно.

- Есть ли дополнительные сведения? (Да, дополнение может быть выражено и местоимением).

- Найдите в тексте параграфа пример, соответствующий этому положению правила. Рассмотрим его и поясним.

3. Обобщение материала. Приём «Паучок»

Вт.чл. предл.

Дополнение

Выраж. сущ. зависит от сказуемого

и мест.

Отв. на вопросы обозначает предмет

косв.падежей

- Составим связный рассказ о дополнении, приведём примеры.


  1. Творческая работа учащихся: составление инструкции о том, как сделать «птичью столовую» (упражнение 263)

- В какой последовательности будем выполнять упражнение?

- С какой целью дано это упражнение в учебнике? (Учиться использовать дополнения в собственной речи).

- Прочитайте получившиеся работы, оценим их. Что можно посоветовать ребятам? Насколько удачно выполнено задание?


  1. Самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой.

- Самостоятельно допишите начатые предложения. Подчеркните дополнение вместе с тем словом, к которому оно относится.


  1. Пятиклассники писали (что? О чём?) __ __ __ __ __ __ .

  2. Земля в саду усыпана (чем?) ___ __ __ __ __ __ .

  3. Автобус привёз (кого?) __ __ __ __ __ __ .

  4. Ребёнок радуется (чему?) __ __ __ __ __ __ .

- Из скольких пунктов состоит задание?

- В какой последовательности планируете его выполнять?

- Чему будете учиться? (Распространять предложения дополнениями, учиться видеть их в предложении, определять зависимость дополнения от другого члена предложения).

6. Проверка усвоения темы. Метод недописанного тезиса.

- Проконтролируем себя, как реализовали цели сегодняшнего урока. Помогите закончить предложения.

1. Дополнения - это …

2. Дополнение отвечает на вопросы …

3. Дополнение зависит от …

4. Дополнение может быть выражено …


  1. Рефлексия.

- Оцените свою работу на уроке. Что понравилось? Что хотелось бы изменить, исправить? Остались ли вопросы, ответы на которые хотели бы получить?


  1. Обсуждение домашнего задания:

Теория по кластеру, упр. 265 или 266 (на выбор)


© 2010-2022