Внеклассное чтение Пусть летят по небу лебеди. .. (по рассказу Н. С. Устиновича Лебединая дружба)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

2015 год.



Тема:

Внеклассное чтение по рассказу Н.С.Устиновича

«Лебединая дружба»









Тема: Пусть летят по небу лебеди…( Внеклассное чтение по рассказу Н.С.Устиновича «Лебединая дружба»)

Тип урока: усвоение новых знаний.

Цели:

  1. Познакомить учащихся с рассказом Н.С.Устиновича «Лебединая дружба»

  2. Помочь разобраться в прочитанном.

Задачи:

  • образовательные: определить идею произведения, уметь обобщать, анализировать рассказ;

  • развивающие: развитие эмоционального восприятия художественного текста, формирование навыков сравнительного анализа, творческого воображения;

  • воспитательные: формировать нравственную позицию уч-ся,воспитывать доброе отношение к природе.помочь уч-ся увидеть удивительный мир птиц в его многообразии и многозвучии.

Оборудование:

  1. Компьютерная презентация

  2. Портрет писателя

  3. Песня С.Ротару «Лебединая верность»

Виды деятельности:

  1. Аналитическая беседа по вопросам.

  2. Выразительное чтение, краткий пересказ.

  3. Сравнительный анализ.

  4. Словарная работа.

Метод обучения: Частично-поисковый.

Вид контроля: Самостоятельная работа, тестирование.

Формы работы

  1. Индивидуальная

  2. Коллективная

  3. Групповая

Ход урока

I. Слово учителя с элементами аналитической беседы:прочитайте эпиграф к нашему уроку.Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

1. Сегодня на уроке мы познакомимся кратко с биографией сибирского писателя Николая Станиславовича Устиновича и его рассказом "Лебединая дружба" (слайд № 1).

2. Звучат слова песни в исполнении С. Ротару "Лебединая верность" Как вы можете соотнести слова песни с рассказом "Лебединая дружба?" (рассказ заранее прочитан дома).

  • Что вы знаете об этих удивительных птицах? (слайд № 3 из презентации)

II. Сообщения учащихся:

  • описание лебедя

  • словарная работа: (слайд № 4 из презентации)

бакЕнщик - сторож при бакенах ,бакен-укрепленный на якоре плавучий знак для обозначения мелей.

Отмели - мель, идущая от берега

корЯжина - суковатое затонувшее дерево или часть его

забЕреги - лед, настывающий у берегов в заморозки

полыньЯ - незамерзшее или уже растаявшее место на ледяной поверхности реки, озера, моря

урЕма - поречье, поемный лес и кустарник по берегу речек

III. Проверка домашнего задания: комментированное чтение с элементами викторины, сжатый пересказ.

Викторина: (слайд № 5 из презентации)

Кто главные герои рассказа?

Где происходит действие?

Какое небывалое событие случилось на озере?

Расскажите о жизни лебедей .

Чему удивлялся бакенщик?

Как вел себя лебедь? Зачитайте текст.(лебедь несколько раз поднимался в воздух……

Какова основная мысль текста? Найдите ключевые слова

Почему зазимовала лебёдка и почему остался зимовать здоровый лебедь? Зачитайте слова из текста.

-«Человек познается в беде»-говорят в народе,можно ли эту пословицу использовать,говоря о птицах?

IV. Работа в группах: (слайд № 6 из презентации)

1 группа: дайте характеристику бакенщику. Как относился Никита Семенович к птицам? За что любил их? (запись в тетрадь).

2 группа: найдите и зачитайте описание природы. Какой предстает природа Сибири?

V. Физминутка. (слайд № 7 из презентации)

Лебеди летят, крыльями машут.
Прогнулись над водой, качают головой.
Прямо и гордо умеют держаться,
Очень бесшумно на воду садятся

VI. Анализ отрывка К. Воробьева "Гуси-лебеди" (читает учитель).

Отрывок из рассказа Константина Воробьева "Гуси-лебеди".

- Прилетали они по зорям. Сядут на середину озера, обнимутся шеями и плавают, а белые как снег. Ну, полюбуются, помилуются, а как солнце взойдет повыше - снимутся и улетят. Бабушка, бывало, говорит: "Храни тебя Бог, Данилыч, от причинения обиды птицам. Не тронь их". А дедушка…не стерпел. Подкараулил он их в одно прекрасное утро и полыхнул с берега, И убил самого. А лебедка осталась. Подплыл он на лодке, хочет взять убитого, а она прикрыла его крыльями, сипит на убийцу и норовит клюнуть…Насилу отнял, а ее пожалел, улетела…Прошел день, другой- всякое ведь дело забывается. Но вот на четвертую зорю на озеро прилетела лебедка- растрепанная, исхудавшая…И начала она метаться: то на воду сядет, то вынырнет, то взовьется. И стонет, в жизни я не слыхал такого крика - одна живая боль! И так каждое утро. Сторожка наша у самого берега стояла - слышно все, и бабушка захворала, не вынесла лебединой тоски. А дед…он тоже переживал, как от зубной боли. Как-то с ночи собрался в обход будто, а сам залез в кусты на берегу озера и дождался лебедку… Выпалил он по ней, да не попал - руки, верно, тряслись. И вот что получилось. Взвилась лебедка над озером и стала чуть заметной, а потом сложила крылья и камнем прямо на деда, на ружье…

Задание:

  • Чем схожи рассказ Н.С.Устиновича и отрывок из рассказа К. Воробьева?(птицы пострадали от рук человека)

  • В чем их отличие?

  • Как вы понимаете крылатое выражение "лебединая верность?"

  • Как вы думаете, осталась ли жива лебедка?

VII. Работа в группах:

Найдите в рассказе выразительные средства языка, характеризующие красоту лебедей (слайд № 8 из презентации).Какова их роль в тексте?

Как в русских сказках изображали лебедей? (Как лебедушка плывет).

VIII. Рефлексия (слайд № 9 из презентации).

-Ответьте на вопрос:Единое ли целое человек и природа?

- Чему учит нас Николай Станиславович Устинович, родившийся и выросший в тайге, убеждённый, что каждый человек должен любить кусочек земли, на котором он родился?

- Какие нравственные качества должны быть присущи нам, и взрослыми, и детям, чтобы принести в мир природы только хорошее, мудрое, доброе?

IX. Заключительное слово учителя.

- В рассказе "Лебединая дружба"Н.Устинович прославляет в мире птиц верность,товарищество,взаимопомощь.Символом этих качеств давно стали лебеди. Дружба птиц находит горячий отклик в душе бакенщика - Никиты Семеновича. "Грустно опустив голову, стоял он над замерзшими птицами…"

Вывод:Пусть летят по небу лебеди.И от белых стай . Мир добрее стал.

X. Домашнее задание: (на выбор)

Написать сочинение-миниатюру по одной из предложенных пословиц (слайд № 10 из презентации)

Изменить конец рассказа "Лебединая дружба".

XI. Оценки (медали: за активность, за успехи, за умение дружить)

6

© 2010-2022