Конспект урока русского языка в 5 классе по теме Фонетический разбор

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Учебный предмет Русский язык

Класс 5

Тема урока Фонетический разбор слова.

Цель деятельности учителя

Выявить степень владения учащимися теоретическими знаниями и учениями по изучаемому материалу; развивать мышление учащихся; формировать у них умение анализировать свои учебные действия, выделять главное.

Тип урокаЗакрепления знаний и способов деятельности

Планируемые образовательные результаты

предметные - расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов; познакомить с порядком фонетического разбора слова; совершенствовать навык фонетического разбора;

личностные - самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация;

формирование УУД:

метапредметных: коммуникативных - планирование учебного сотрудничества, овладение различными видами речевой деятельности, формирование умения выражать свои мыслив соответствии с задачами и условиями коммуникации;

регулятивных - целеполагание, прогнозирование, контроль, саморегуляция, поиск путей решения проблемы;

познавательных - формирование устойчивой учебно - познавательной мотивации к предмету; формирование умения составлять алгоритм действий и работать по нему; выработка умения анализировать, сравнивать, устанавливать связи.

Методы и формы обучения Наблюдение за языком, создание проблемных ситуаций; индивидуальная, групповая, фронтальная.

Вступительное слово.


  1. Вслушайтесь в звучание стихотворения «Весенняя гроза» Ф.И. Тютчева.

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

Гремят раскаты молодые...

- Какие звуки передают грохот, раскаты грома? (г, р)

- Такой приём в художественной литературе называют звукописью.

- Звукопись - передача слуховых впечатлений словами, напоминающими звучание природных явлений или звуки издаваемые животными.

- Этот приём часто используют в поэзии. И мы с вами в этом убедимся на уроках литературы.

Сегодня у нас необычное занятие - урок погружения в разнообразный мир звуков, окружающий нас со всех сторон. Звуки «живут» и внутри нас самих. Давайте же погрузимся в этот мир и попробуем в нем разобраться.

-Какой раздел науки о языке изучает звуки? Фонетика.

Прежде, чем перейти к теме урока, давайте проверим полученные вами ранее знания.

ОТВЕТЫ НА ДОСКЕ

Лингвистическая задача.

1 группа Разделите слова на слоги

Ки-ло-метр, ма-га-зин, пред-мет, муз-ей

2 группа Прочитайте слова в транскрипции и запишите орфографически правильно:

[баица] [ваз'м'ом] [л'охк'ий'] [сй'эст] [сонцэ] [вышыфка] [скаска]

Боится, возьмем, легкий, съесть , солнце, вышивка, сказка.

3 группа

Запишите в три колонки слова, распределив их по принципу:

1) звуков больше букв;

2) звуков меньше букв;

3) звуков = букв.

Пьеса, звёздный, объём, льдины, ёжик, каюта.

Звуков больше

Звуков меньше

Звуков= букв

Ежик

Каюта

Звездный

Льдины

Пьеса

Объем

-Отлично! Для чего нужно изучать фонетику?

(Для правильного произношения в устной речи, для грамотного письма, так как многие орфографические правила основаны на знании фонетики)

-Что мы называем словом транскрипция? (Запись слова, как мы его слышим)

-Как вы думаете, достаточно ли владеть только подобным видом разбора для того, чтобы уметь давать полную фонетическую характеристику слову?

Сформулируйте тему урока.

Запись числа и темы урока.

Что мы понимаем под словосочетанием «фонетический разбор»? (Определение признаков всех звуков, из которых состоит слово)

Что необходимо для выполнения любого разбора? (план, алгоритм)

Найдите в учебнике план фонетического разбора.

СТРАНИЦА……Прочитайте.

Загадка.

Под соснами, под ёлками лежит мешок с иголками.

Ёжик. Совместно.

Ёжик ё-жик, 2 слога [й'ожык]

Ё [й'] - согласный, звонкий, мягкий, сонорный
[о] - гласный, ударный;
Ж [ж] - согласный, звонкий, твёрдый;
И [ы] - гласный, безударный;
К [к] - согласный, глухой, твёрдый
______
4 буквы, 5 звуков

Загадка. Самостоятельная работа.

Что же это за девица,

Ни швея, ни мастерица,

Ничего сама не шьёт,

А в иголках круглый год?

Ель

Первый сделавший -на оценку.

ФИЗМИНУТКА

- Вышла мышка как-то раз (ходьба на месте). Поглядеть который час (повороты влево, вправо, пальцы «трубочкой» перед глазами).

- Мышки дернули за гири (руки вверх и приседание с опусканием рук). Раз, два, три, четыре (хлопки над головой).

- Вдруг раздался страшный звон (хлопки перед собой).

- Убежали мышки вон (бег на месте).

Запишем предложения.

Объяснительный диктант.

Стоял жаркий июльский день. Косыми жаркими лучами солнце жгло сухую землю. Густая пыль поднималась по дороге и наполняла воздух. Облака объединялись в большую тучу. Прогремел дальний гром.

Произвести фонетический разбор слова ГУСТАЯ

ПРОВЕРКА- поменяйтесь тетрадями РАЗДАТКА С ПРАВЕЛЬНЫМ ОТВЕТОМ

Домашнее задание:

1.Контрольные вопросы на стр.147

2.Найдите строки стихотворения, в которых используется приём звукописи.(Ромашов, Меркулова, Ткачева, Полякова)

Рефлексия.

- Что нового узнали на уроке?

- Какие трудности у вас появлялись в процессе работы?

- Как вы их преодолевали?

- Понравилось ли вам на уроке?

- Какое настроение у вас сейчас?


© 2010-2022