Методические рекомендации по самостоятельной работе 12 класс вечерней школы

Назначение данного пособия – оказание методической помощи обучающемуся в выполнении самостоятельной внеаудиторной работы. В структуру пособия входят следующие разделы: 1.      Фадеев А.А. «Разгром». 2.      Цветаева М.И. Стихи. 3.      Мандельштам О.Э. 4.      Ахматова А.А. Стихи. «Реквием». 5.      Пастернак Б.Л. Стихи. «Доктор Живаго». 6.      Булгаков М.А. «Мастер и Маргарита». 7.      Платонов А.П. «Котлован». 8.      Толстой А.Н. «Петр Первый». 9.      Шолохов М.А. «Тихий Дон». 10.    Рус...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 12 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Прокопьевский электромашиностроительный техникум»






Методическое пособие


по выполнению самостоятельной работы

по предмету «Литература»

по программам среднего общего образования

для 12 класса




















Прокопьевск, 2014

Утверждаю:

Зав.отделом ППКРС, ОО

_____________Зимогляд Г.М.

«_____»___________2014г











СОДЕРЖАНИЕ


Введение 5

Раздел 1. Фадеев А.А. «Разгром» 6

Тема 1.1 Фадеев А.А. «Разгром» 6

Раздел 2. Цветаева М.И. Стихи 7

Тема 2.1 Цветаева М.И. Стихи 7

Раздел 3. Мандельштам О.Э. 8

Тема 3.1 Мандельштам О.Э. 8

Раздел 4. Ахматова А.А. Стихи. «Реквием» 9

Тема 4.1 Ахматова А.А. Стихи. «Реквием» 9

Раздел 5. Пастернак Б.Л. Стихи. «Доктор Живаго» 10

Тема 5.1 Пастернак Б.Л. Стихи. «Доктор Живаго» 10

Раздел 6. Булгаков М.А. «Мастер и Маргарита» 11

Тема 6.1 Булгаков М.А. «Мастер и Маргарита» 11

Раздел 7. Платонов А.П. «Котлован» 12

Тема 7.1 Платонов А.П. «Котлован» 12

Раздел 8. Толстой А.Н. «Петр Первый» 13

Тема 8.1 Толстой А.Н. «Петр Первый» 13

Раздел 9. Шолохов М.А. «Тихий Дон» 14

Тема 9.1 Шолохов М.А. «Тихий Дон» 14

Раздел 10. Русская литература за рубежом 15

Тема 10.1 В.В.Набоков 15

Раздел 11. Великая Отечественная война в литературе 16

Тема 11.1 Великая Отечественная война в литературе 16

Раздел 12. Русская литература 50-90-х годов 17

Тема 12.1 Русская литература 50-90-х годов 17










ВВЕДЕНИЕ


Назначение данного пособия - оказание методической помощи обучающемуся в выполнении самостоятельной внеаудиторной работы.

В структуру пособия входят следующие разделы:

1. Фадеев А.А. «Разгром».

2. Цветаева М.И. Стихи.

3. Мандельштам О.Э.

4. Ахматова А.А. Стихи. «Реквием».

5. Пастернак Б.Л. Стихи. «Доктор Живаго».

6. Булгаков М.А. «Мастер и Маргарита».

7. Платонов А.П. «Котлован».

8. Толстой А.Н. «Петр Первый».

9. Шолохов М.А. «Тихий Дон».

10. Русская литература за рубежом.

11. Великая Отечественная война в литературе.

12. Русская литература 50-90-х годов.

Задания для выполнения самостоятельной работы имеют следующую структуру:

  1. Наименование раздела

  2. Наименование темы.

  3. Само задание

  4. Цель выполнения задания

  5. Методические указания по выполнению

  6. Вопросы для самоконтроля

  7. Список литературы

  8. Форма отчетности

Руководство к изучению теоретического курса представляет собой не что иное, как план изучения раздела по темам с рекомендуемым списком литературы. На внеаудиторную самостоятельную работу обучающихся по предмету «Литература» отводится 36 часа.





Раздел № 1 А.А.Фадеев «Разгром»

Тема № 1.1 А.А.Фадеев «Разгром»

Задание № 1 Изучение страниц учебника.

Цель задания: обобщить знания по творчеству А.А.Фадеева.

Методические указания по выполнению задания для внеаудиторной самостоятельной работы

1. Проанализировать литературу по заданной тематике.

2. Ответить на вопросы

Вопросы для самоконтроля

1. Как сочеталось эпическое и лирическое начало в «Разгроме» А. Фадеева? Почему А. А. Фадеев до конца дней считал себя «родом из Революции», берег память о ней как величайшую святыню?

Рекомендуемая литература:

2 Литература [Текст]: учебник для учреждений начального и среднего профессионального образования. В 2 ч. Ч. 2 / Г.А. Обернихина, Т.В. Емельянова, Е.В. Мацыяка, К.В. Савченко; под ред. Г.А. Обернихиной. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. С. 191 - 198

Форма отчетности:

Рассказ






Раздел № 2 М.И.Цветаева. Стихи

Тема № 2.1 М.И.Цветаева. Стихи

Задание № 1 Изучение страниц учебника.

Цель задания: обобщить знания по творчеству М.И.Цветаевой.

Методические указания по выполнению задания для внеаудиторной самостоятельной работы

1. Проанализировать литературу по заданной тематике.

2. Ответить на вопросы

Вопросы для самоконтроля

1. Какую роль сыграла в становлении личности М.И.Цветаевой ее мать, Мария Александровна? (Для ответа как дополнительный материал использовать очерки М.И.Цветаевой «Мать и музыка», «Сказки матери».)

2. «Портрет» дома Цветаевых. Каким вы его себе представляете по стихотворениям поэта?

3. Дайте психологическую характеристику героини стихотворения «Молитва». Какие свойства ее характера являются определяющими?

4. Чем дороги поэту «домики старой Москвы»? Что означает для М.И.Цветаевой само понятие «дом»?

5. В чем автор стихотворения «Литературным прокурорам» видит главное предназначение творчества?

6. Какие, на ваш взгляд, основные идеи выражены в ранних стихотворениях Цветаевой «о юности и смерти»?

В чем состоит их различие? Как это связано с содержанием стихотворений?

7.Каково значение символических образов ночи и горящего окна в стихотворениях из цикла «Бессонница»?

8.Как раскрывается понятие долга и верности в стихотворениях из сборника «Лебединый стан», «Кто уцелел...» (цикл «Дон»), «Трудно и чудно...», «Мракобесие. - Смерч. - Содом...»?

9. Что означает сравнение «крылатая душа» по от­ношению к цветаевской героине? (Для анализа можно использовать стихотворения «Если душа родилась крылатой...», « Что другим не нужно...», «Солнце - одно...», «Знаю, умру на заре!».)

Рекомендуемая литература:

2 Литература [Текст]: учебник для учреждений начального и среднего профессионального образования. В 2 ч. Ч. 2 / Г.А. Обернихина, Т.В. Емельянова, Е.В. Мацыяка, К.В. Савченко; под ред. Г.А. Обернихиной. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. С. 210 - 221

Форма отчетности:

Рассказ

Раздел № 3 О.Э.Мандельштам

Тема № 3.1 О.Э.Мандельштам

Задание № 1 Изучение страниц учебника.

Цель задания: обобщить знания по творчеству О.Э.Мандельштама.

Методические указания по выполнению задания для внеаудиторной самостоятельной работы

1. Проанализировать литературу по заданной тематике.

2. Ответить на вопросы

Вопросы для самоконтроля

1. Какие стихотворения русских поэтов затрагивают тему свободы личности, и какие мотивы сближают их со стихотворением О.Э.Мандельштама "Я вернулся в мой город, знакомый до слёз"?

2. В каких стихотворениях русских поэтов звучит тема назначения поэта и поэзии и чем они близки стихотворению О.Э.Мандельштама "За гремучую доблесть грядущих веков..."?

Рекомендуемая литература:

2 Литература [Текст]: учебник для учреждений начального и среднего профессионального образования. В 2 ч. Ч. 2 / Г.А. Обернихина, Т.В. Емельянова, Е.В. Мацыяка, К.В. Савченко; под ред. Г.А. Обернихиной. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. С. 224 - 234

Форма отчетности:

Рассказ





Раздел № 4 А.А.Ахматова Стихи. «Реквием»

Тема № 4.1 А.А.Ахматова Стихи. «Реквием»

Задание № 1 Изучение страниц учебника.

Цель задания: обобщить знания по творчеству А.А.Ахматовой.

Методические указания по выполнению задания для внеаудиторной самостоятельной работы

1. Проанализировать литературу по заданной тематике.

2. Ответить на вопросы

Вопросы для самоконтроля

1. Как раскрывается в творчестве Анны Ахматовой традиционная для русской литературы тема поэта и поэзии?

2. Отыщите в стихотворениях Ахматовой библейские сюжеты. Какую роль в ее творчестве играет библейская символика?

3. По словам М. Цветаевой, А. Блок сказал об А. Ахматовой: «Ахматова пишет стихи так, как будто на нее глядит мужчина, а нужно их писать так, как будто на тебя смотрит Бог». Разделяете ли вы точку зрения великого поэта? Опровергните ее или отыщите в стихах А. Ахматовой доказательства его правоты.

4. Одно из своих стихотворений Анна Ахматова начинает так: «Есть три эпохи у воспоминаний...». Как раскрывается в ее творчестве тема Памяти?

5. Сделайте подборку стихов Анны Ахматовой на пушкинскую тему. Каким предстает нам национальный гений на страницах ахматовской лирики? Какую роль пушкинская тема играет в творчестве Ахматовой?

Рекомендуемая литература:

2 Литература [Текст]: учебник для учреждений начального и среднего профессионального образования. В 2 ч. Ч. 2 / Г.А. Обернихина, Т.В. Емельянова, Е.В. Мацыяка, К.В. Савченко; под ред. Г.А. Обернихиной. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. С. 289 - 299

Форма отчетности:

Рассказ




Раздел № 5 Б.Л.Пастернак «Доктор Живаго»

Тема № 5.1 Б.Л.Пастернак «Доктор Живаго»

Задание № 1 Изучение страниц учебника.

Цель задания: обобщить знания по творчеству Б.Л.Пастернака.

Методические указания по выполнению задания для внеаудиторной самостоятельной работы

1. Проанализировать литературу по заданной тематике.

2. Ответить на вопросы

Вопросы для самоконтроля

1. В чем заключается своеобразие поэтического стиля Б. Пастернака?

2. Как объясняется название сборника Б. Пастернака «Сестра моя жизнь»?

3. Каково значение названия сборника Б. Пастернака «Когда разгуляется»?

Рекомендуемая литература:

2 Литература [Текст]: учебник для учреждений начального и среднего профессионального образования. В 2 ч. Ч. 2 / Г.А. Обернихина, Т.В. Емельянова, Е.В. Мацыяка, К.В. Савченко; под ред. Г.А. Обернихиной. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. С. 300 - 309

Форма отчетности:

Рассказ






Раздел № 6 М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита»

Тема № 6.1 М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита»

Задание № 1 Изучение страниц учебника.

Цель задания: обобщить знания по творчеству М.А.Булгакова.

Методические указания по выполнению задания для внеаудиторной самостоятельной работы

1. Проанализировать литературу по заданной тематике.

2. Ответить на вопросы

Вопросы для самоконтроля

1. Объясните выбор профессий Булгакова. Как эти профессии характеризуют его личность, характер? Какие еще писатели имеют похожую «профессиональную» биографию?

2. Что вы можете сказать о характере Булгакова, опираясь на факты биографии? Каким человеком он вам представляется?

3. Почему правительство запрещало произведения писателя? Охарактеризовать взаимоотношения Булгакова с властью. О чем просил писатель в своем письме правительство? Почему ему не разрешили уехать за границу?

4. Как биография Булгакова связана с историческими (политическими) событиями, свидетелем которых он стал в жизни? Отношение Булгакова к революции?

5. Какие художественные средства использовал автор для более яркого и убедительного показа реальной жизни 30-х годов XX века?

Рекомендуемая литература:

2 Литература [Текст]: учебник для учреждений начального и среднего профессионального образования. В 2 ч. Ч. 2 / Г.А. Обернихина, Т.В. Емельянова, Е.В. Мацыяка, К.В. Савченко; под ред. Г.А. Обернихиной. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. С. 252 - 259

Форма отчетности:

Рассказ



Раздел № 7 А.П.Платонов «Котлован»

Тема № 7.1 А.П.Платонов «Котлован»

Задание № 1 Изучение страниц учебника.

Цель задания: обобщить знания по творчеству А.П.Платонова.

Методические указания по выполнению задания для внеаудиторной самостоятельной работы

1. Проанализировать литературу по заданной тематике.

2. Ответить на вопросы

Вопросы для самоконтроля

1.Какова настоящая фамилия А. Платонова?

2.Кем он работал до того как пришел в литературу?

3.В каком произведении отразился опыт его работы помощником машиниста?

4.Писал ли Платонов стихи?

5.Как называется первое, изданное произведение Платонова?

6. К какому литературному течению причислял писатель себя и почему?

7.За какое произведение Платонов был обвинен в анархо - индивидуализме?

8.Какая трагедия случилась в жизни его сына? Сумел ли Платонов помочь ему?

9.Назовите произведения, написанные Платоновым после поездки в Туркмению и отражающие это время.

10.Какие известные романы он написал?

Рекомендуемая литература:

2 Литература [Текст]: учебник для учреждений начального и среднего профессионального образования. В 2 ч. Ч. 2 / Г.А. Обернихина, Т.В. Емельянова, Е.В. Мацыяка, К.В. Савченко; под ред. Г.А. Обернихиной. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. С. 237 - 243

Форма отчетности:

Рассказ




Раздел № 8 А.Н.Толстой «Петр Первый»

Тема № 8.1 А.Н.Толстой «Петр Первый»

Задание № 1 Изучение страниц учебника.

Цель задания: обобщить знания по творчеству А.Н.Толстого.

Методические указания по выполнению задания для внеаудиторной самостоятельной работы

1. Проанализировать литературу по заданной тематике.

2. Ответить на вопросы

Вопросы для самоконтроля

1. Как эволюционировала «петровская» тема в творчестве А. Толстого?

2. Почему А. Толстой обратился к петровской эпохе?

3. В чем особенность романа А. Толстого «Петр Первый»?

4. Какие средства использует А. Толстой для воссоздания колорита петровской эпохи?

Рекомендуемая литература:

2 Литература [Текст]: учебник для учреждений начального и среднего профессионального образования. В 2 ч. Ч. 2 / Г.А. Обернихина, Т.В. Емельянова, Е.В. Мацыяка, К.В. Савченко; под ред. Г.А. Обернихиной. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. С. 262 - 267

Форма отчетности:

Рассказ





Раздел № 9 М.А.Шолохов «Тихий Дон»

Тема № 9.1 М.А.Шолохов «Тихий Дон»

Задание № 1 Изучение страниц учебника.

Цель задания: обобщить знания по творчеству М.А.Шолохова.

Методические указания по выполнению задания для внеаудиторной самостоятельной работы

1. Проанализировать литературу по заданной тематике.

2. Ответить на вопросы

Вопросы для самоконтроля

1. Укажите годы жизни М. А. Шолохова.

2. Как назывался первый сборник рассказов, сделавший имя М. А. Шолохова

Известным?

3. Какое сословие изображает М. А. Шолохов в своих

произведениях?

4. Сколько времени продолжается действие романа «Тихий

Дон» ?

5. Судьбу какого героя прослеживает Шолохов от начала до

конца?

6. Как относится автор романа «Тихий Дон» к гражданской войне?

7. Какой женский образ романа является символом отчего

дома, домашнего очага?

8.Какие черты воплотились в образе Григория Мелехова?

9. Укажите, кто из героев романа «Тихий Дон» проходит

сложный и извилистый путь исканий правды.

Рекомендуемая литература:

2 Литература [Текст]: учебник для учреждений начального и среднего профессионального образования. В 2 ч. Ч. 2 / Г.А. Обернихина, Т.В. Емельянова, Е.В. Мацыяка, К.В. Савченко; под ред. Г.А. Обернихиной. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. С. 270 - 280

Форма отчетности:

Рассказ



Раздел № 10 Русская литература за рубежом

Тема № 10.1 В.В.Набоков

Задание № 1 Изучение страниц учебника.

Цель задания: обобщить знания по творчеству В.В.Набокова.

Методические указания по выполнению задания для внеаудиторной самостоятельной работы

1. Проанализировать литературу по заданной тематике.

2. Ответить на вопросы

Вопросы для самоконтроля

1. Какие черты характерны для проходного героя прозы Набокова? Почему в его романах возникает проблема «одиночки» и «толпы» («Защита Лужина», «Приглашение на казнь»)?

2. Как соотносится творчество Набокова с классической традицией - золотым веком русской литературы?

3. Можно ли сказать, что в произведениях Набокова нравственное начало отходит на второй план, уступая началу эстетическому, «алгебре великолепной техники»?

4. В какой степени набоковское наследие принадлежит постмодернизму?

Рекомендуемая литература:

2 Литература [Текст]: учебник для учреждений начального и среднего профессионального образования. В 2 ч. Ч. 2 / Г.А. Обернихина, Т.В. Емельянова, Е.В. Мацыяка, К.В. Савченко; под ред. Г.А. Обернихиной. - М.: Издательский центр «Академия», 2013.

Форма отчетности:

Рассказ




Раздел № 11 Литература Великой Отечественной войны

Тема № 11.1 Литература Великой Отечественной войны

Задание № 1 Изучение страниц учебника.

Цель задания: обобщить знания по творчеству поэтов и писателей периода Великой Отечественной войны.

Методические указания по выполнению задания для внеаудиторной самостоятельной работы

1. Проанализировать литературу по заданной тематике.

2. Ответить на вопросы

Вопросы для самоконтроля

1. Несмотря на жестокость войны, многие стихотворения военных лет проникнуты лиризмом. Их копировали, переписывали, вырезали из страниц газеты. Назовите такое стихотворение Константина Симонова.

2.Первые главы поэмы Твардовского «Василий Тёркин» сразу понравились читателям. Какой подзаголовок носила поэма Твардовского «Василий Тёркин»?

3. Борис Васильев-автор многих повестей о войне. В одной из них пять молодых девчат ценой своей жизни не дали пройти фашистам к Беломоро - Балтийскому каналу. Как называется эта повесть?

4.Вячеслав Кондратьев, Василь Быков, Валерий Брюсов, Борис Васильев - кто в этом списке лишний? Почему?

5. Мы все знаем песню Исаковского «Катюша». В каком году была написана эта знаменитая песня?

6. За два первых месяца войны свыше тысячи членов Союза писателей ушли на фронт. Кто из писателей- фронтовиков умер в марте 2013 года?

7.Часто личные письма домой с фронта становились народным достоянием, так как выражали общие чувства. Поэт-фронтовик Алексея Сурков написал своей жене стихотворение, которое стало текстом всеми любимой песни. Назовите это стихотворение или строчку из песни?

8.В одном из рассказов герой Андрей Соколов взял бездомного мальчика себе в сыновья. Как называется этот рассказ? Кто автор?

9.На обелисках, памятниках погибшим высечены слова «Никто не забыт и ничто не забыто». Кому из поэтов принадлежат эти слова?

10.В основу этого романа положена подлинная история героической борьбы и трагической гибели комсомольской организации в шахтёрском городке Краснодоне. Назовите автора и название романа.

Рекомендуемая литература:

2 Литература [Текст]: учебник для учреждений начального и среднего профессионального образования. В 2 ч. Ч. 2 / Г.А. Обернихина, Т.В. Емельянова, Е.В. Мацыяка, К.В. Савченко; под ред. Г.А. Обернихиной. - М.: Издательский центр «Академия», 2013.

Форма отчетности:

Рассказ

Раздел № 12 Литература 50 - 80-х годов

Тема № 12.1 Литература 50 - 80-х годов

Задание № 1 Изучение страниц учебника.

Цель задания: обобщить знания по творчеству поэтов и писателей периода 50 - 80-х годов.

Методические указания по выполнению задания для внеаудиторной самостоятельной работы

1. Проанализировать литературу по заданной тематике.

2. Ответить на вопросы

Вопросы для самоконтроля

1.Перечислите поэтов 50-90-х годов.

2.Укажите временной период «поэтического бума». Что важно для поэзии этого периода?

3.Укажите характерные черты поэзии периода после «поэтического бума.

4.Какие жанры поэзии развивались в 70-е годы?

5.Каковы особенности поэзии «новой волны»?

6.Каковы особенности поэзии конца 80-х годов?

7.Чем интересна судьба Иосифа Бродского?

8.Укажите особенности поэзии и.Бродского.

9.Что значит постмодернизм в литературе?

10.Каковы особенности поэзии нашего времени?

11.Укажите временные рамки периода «Оттепели» в литературе.

12.Что характерно для литературного процесса периода «Оттепели»?

13.Перечислите писателей «деревенской» прозы 60-80-х годов.

14.Кратко расскажите о В.М.Шукшине.

15.В чём особенности творчества В.П.Астафьева?

16.Укажите писателей военной темы 60-80-х годов. В чём новизна изображения ВОВ?-

17.Каковы особенности «городской» прозы?

18.Что характерно для творчества Ю.Трифонова?

19.В чём особенности исторической романистики 60-80-х годов?

20.Чем характеризуется современный литературный процесс?

Рекомендуемая литература:

2 Литература [Текст]: учебник для учреждений начального и среднего профессионального образования. В 2 ч. Ч. 2 / Г.А. Обернихина, Т.В. Емельянова, Е.В. Мацыяка, К.В. Савченко; под ред. Г.А. Обернихиной. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. С. 311 - 394

Форма отчетности:

Рассказ



© 2010-2022