Контрольная работа по русскому языку, 11 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Контрольная работа по русскому языку в 11 классе

I вариант

(1) Всем хорошим во мне я обязан книгам: ещё в молодости я понял уже, что искусство более великодушно, чем люди . (2) Я люблю книги: каждая из них кажется мне чудом.[…] (3) Я не могу говорить о книгах иначе, как с глубочайшим волнением, с радостным энтузиазмом . (4) Быть может, это смешно, но это так. (5) Вероятно, скажут, что это энтузиазм дикаря: пусть говорят - я неисцелим.

(6) Когда у меня в руках новая книга, предмет, изготовленный в типографии руками наборщика, этого своего рода героя, с помощью машины, изобретённой каким-то другим героем, я чувствую, что в мою жизнь вошло что-то новое, говорящее, чудесное. (7) Это новый завет, написанный человеком о самом себе, о существе самом сложном, что ни есть на свете, о самом загадочном, о наиболее достойном любви - о существе, труд и воображение которого создали всё, что есть на земле великого и прекрасного.

(8) Книга проводит меня сквозь жизнь, с которой я знаком, однако, довольно хорошо, и всегда учит чему-нибудь новому, чего я не знал и не замечал в человеке. (9) Иногда в целом произведении не находишь ничего, кроме единственной фразы, но как раз она и приближает вас к человеку, показывая новую улыбку или новую гримасу.

(10) Всё, что мы находим прекрасного, было вымышлено и рассказано человеком. (11) К сожалению, ему нередко случается создавать также страдания и обострять их, как это делали Достоевский, Бодлер и другие.

(12) Но даже в этом я вижу желание расцветить, украсить то, что есть в нашей жизни тягостного и ненавистного.

(13) В природе, которая окружает нас и враждебна нам, красоты нет, красоту человек создаёт сам из глубин своей души: так финн преображает свои болота, свои леса и рыжий гранит, где растет чахлый кустарник, так араб убеждает себя, что пустыня прекрасна. (14) Красота рождается из стремления человека её созерцать. (15) Меня поражает не безобразное нагромождение в горных пейзажах, а великолепие, которое придаёт им человеческое воображение. (16) Меня восхищает, с какой лёгкостью и с каким великодушием человек преображает природу, великодушием тем более удивительным, что земля, если хорошенько разобраться, уж не такое комфортабельное место. (17) Вспомним о землетрясениях, ураганах, метелях, наводнениях, о жаре и о холоде, о вредных насекомых и микробах и о тысяче других вещей, которые сделали бы нашу жизнь совершенно невыносимой, если бы человек был менее героичен, чем он есть.

(18) Наше существование всегда и всегда трагично, но человек превращает эти бесчисленные трагедии в произведения искусства: я не знаю ничего более удивительного, более чудесного, чем это превращение. (19) Вот почему в томике стихов Пушкина или в романе Флобера я нахожу больше мудрости и живой красоты, чем в холодном мерцании звёзд или механическом ритме океанов.

(20) Мир, в котором я живу, - это мир маленьких Гамлетов, Отелло, мир Ромео и Горио, Карамазовых и Анны Карениной, мир маленьких Дон-Кихотов и Дон-Жуанов.

(21) Из этих незначительных существ, из нас, поэты создали величественные образы и дали им бессмертие…(22) При подходе к людям книга всегда является дружеским и великодушным проводником. (23) И я питаю всё более и более глубокое уважение к скромным героям, создавшим всё, что есть на земле прекрасного и великого.

( По М.Горькому )

  1. Какое утверждение противоречит содержанию текста?

  1. Человек - самое сложное и загадочное существо на земле.

  2. Природа, окружающая человека, прекрасна.

  3. Писатель превращает обыкновенных людей и их трагедии в величественные образы.

  4. Любая книга может научить нас чему-нибудь новому, помогает узнать человека.


  1. Какой тип речи представлен в тексте?

  1. Повествование

  2. Описание

  3. Рассуждение

  4. Рассуждение с элементами повествования


  1. Укажите значение слова комфортабельное в предложении16.

  1. Красивое

  2. Мирное

  3. Поражающее своим великолепием

  4. Удобное, уютное

4. В каком предложении текста использовано имя прилагательное в простой превосходной степени сравнения?

1) 1 2) 3 3) 6 4) 7

5. Какие слова являются грамматической основой в одной из частей предложения 10 текста?

1) всё было вымышлено и рассказано

2) было вымышлено и рассказано

3) было вымышлено

4) находим прекрасного

6. Укажите предложение, в котором имеется слово с чередующейся гласной в корне.

1) 13 2) 14 3) 21 4) 23

7. Укажите правильную морфологическую характеристику слова вымышлено в предложении10.

1) краткое прилагательное

2) полное причастие

3) краткое причастие

4) глагол

8. Укажите предложение с обособленным определением, выраженным причастным оборотом.

1) 7 2) 8 3) 9 4) 10

9. Укажите верную характеристику предложения 12.

1) сложносочиненное

2) сложноподчиненное с придаточным изъяснительным

3) простое, осложненное однородными членами предложения

4) сложноподчиненное с придаточным определительным

10. Как объяснить постановку двоеточия в предложении 2?

1) Содержание второй части бессоюзного сложного предложения противопоставлено содержанию первой части.

2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.

3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.

В1. Каким способом образовано слово нагромождение в предложении 15?

_________________________________________________________________

В2. Из предложения 9 выпишите все местоимения.

_________________________________________________________________

В3. Из предложения 22 выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.________________________________________________________

В4. Среди предложений 13-17 найдите сложные предложения, в состав которых входят безличные предложения. Укажите номера этих предложений.

__________________________________________________________________

В5. Среди предложений 6-12 найдите предложения, осложнённые вводными словами. Укажите номера этих предложений._______________________

В6. Из скольких предложений состоит предложение 13?_________________

В7. Среди предложений 13-17 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи лексического повтора и контекстуального синонима. _________

С1. Сформулируйте и кратко прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором данного текста (избегайте чрезмерного цитирования).

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Общее количество баллов____________________________

Оценка_____________________________

Контрольная работа по русскому языку в 11 классе

II вариант

(1) Эти трое были живые, смешливые, острые на язык. (2) Разговор шел о новых книгах. (3) Было приятно слышать, как эти ребята, молодые строители, показывали свой вкус, самостоятельность суждений. (4) Они знали стихи Булата Окуджавы, уже прочитали новый роман Габриэля Гарсия Маркеса, были в курсе последних фильмов, премьер, книжных новинок… (5) Они сидели передо мной в своих замызганных спецовках, но видны были их модные стрижки, слова они употребляли на уровне высшего образования, разговаривать с ними было трудно и интересно.

(6) Когда они ушли, я обернулся к прорабу и похвалил его ребят. (7) «Понравились… а Ермаков, значит, не произвёл?» - сказал он как-то неприятно-насмешливо.

(8) Ермаков был плотник, с которым я разговаривал до этого, и Ермаков действительно «не произвёл». (9) Ничего не читал, не видел, не стремился. (10) Так-то оно так, и прораб согласно качал головой. (11) Однако, к вашему сведению, Ермаков - золотой человек, один из самых честных и добросовестных работников. (12) Тот, на кого можно положиться в любой ситуации, сердечный, отзывчивый человек, работу которого, кстати, можно никогда не проверять. (13) Не то, что эти молодцы, тяп-ляп, кое-как, лишь бы скорее. (14) Прораб говорил об этих троих с подчеркнутым пренебрежением, он был обижен за Ермакова, и мои оценки задели его несправедливостью. (15)Позднее я убедился: он был прав, удручающе прав…

(16) Годами не убывающая очередь стоит в Эрмитаж. (17) С утра до вечера залы его полны горожан и приезжих издалека. (18) Какая-то часть из приходящих сюда действительно что-то получит для себя, как-то взволнуется произведениями великих мастеров, но сколько зайдёт сюда, чтобы отметиться, чтобы сказать, что был в Эрмитаже, для престижа, сколько из них скользят равнодушно-спокойным взглядом, запоминая, чтобы знать. (19) Ермаков, тот вообще не был в Эрмитаже, и в Павловске не был, и в Пушкине… (20) Был в Петергофе, фонтаны смотрел. (21) Огромная культурно-художественная жизнь такого города, как Петербург, проходит мимо него. (22) Но, может быть, этот откровенный неинтерес более честен, чем […] приобщение к культуре.

1. Какое утверждение противоречит содержанию текста?

  1. Ермаков - добросовестный работник, на которого можно положиться.

  2. Некоторые люди ходят в музеи только для престижа.

  3. Прораб обижен на Ермакова.

  4. Приобщение к культуре должно быть искренним, неравнодушным.

2. Какой (-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в предложениях 1-5?

  1. Описание

  2. Описание с элементами повествования

  3. Рассуждение с элементами описания

  4. Повествование

3. Укажите значение слова отметиться в предложении18.

  1. Делать что- либо формально, для галочки

  2. Зарегистрироваться, отметить свое имя в списке

  3. В чём-то отличиться, проявить себя как-либо

  4. Сделать заявление о своем отъезде для исключения из числа проживающих где-нибудь

4. В каком предложении текста использовано имя прилагательное в составной сравнительной степени?

1) 5 2) 11 3) 15 4) 22

5. Укажите предложение, в котором имеется слово с чередующейся гласной в корне.

1) 9 2) 11 3) 12 4) 17

6. Укажите правильную морфологическую характеристику слова полны в предложении17.

1) краткое прилагательное

2) полное причастие

3) краткое причастие

4) глагол

7. Укажите предложение с необособленным определением, выраженным причастным оборотом.

1) 5 2) 14 3) 16 4) 17

8. Какие слова являются грамматической основой в одной из частей предложения 18?

1) часть получит для себя

2) сколько зайдет

3) что-то получит

4) был в Эрмитаже

9. Укажите верную характеристику предложения 6.

1) сложносочиненное

2) сложноподчиненное с придаточным изъяснительным

3) простое, осложненное однородными членами предложения

4) сложноподчиненное с обстоятельственным придаточным времени

10. Как объяснить постановку двоеточия в предложении 15?

1) Содержание второй части бессоюзного сложного предложения противопоставлено содержанию первой части.

2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.

3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.

В1. Каким способом образовано слово издалека в предложении 17?

_____________________________________________________________

В2. Из предложения 3 выпишите все местоимения.

_____________________________________________________________

В3. Из предложения 16 выпишите словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ. _____________________________________________________

В4. Среди предложений 1-5 найдите сложные предложения, в состав которых входят безличные предложения. Укажите номера этих предложений.

__________________________________________________________

В5. Среди предложений 16-22 найдите предложение, осложнённое вводными словами. Укажите номер этого предложения. ___________________

В6. Из скольких предложений состоит предложение 14? _______________

В7. Среди предложений 1-5 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи личного местоимения. _______________________________

С1. Сформулируйте и кратко прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором данного текста (избегайте чрезмерного цитирования).

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Общее количество баллов____________________________

Оценка_____________________________

Ключи к контрольной работе


Номер задания

Вариант 1

Вариант 2

1

2

3

2

3

2

3

4

1

4

3

4

5

1

3

6

1

1

7

3

3

8

1

2

9

2

4

10

3

4

В1

суффиксальный

приставочно-суффикс.

В2

ничего, она, вас

эти, свой

В3

всегда является

стоит в Эрмитаж

В4

13,16

3,5

В5

8,11

22

В6

2 (два)

3 (три)

В7

16

4



Система оценивания заданий

За каждый правильный ответ ставится 1 балл. В заданиях, где в качестве ответа записывается несколько слов, 1 балл выставляется, если верно указаны все слова.

Критерии оценки С1

Понимание содержания исходного текста 0-1б.

Отражение позиции учащегося. 0 -1 б.

Смысловая цельность и композиционная стройность. Точность, богатство и выразительность речи. 0 - 1 б.

Грамотность:

1 орфографические ошибки

1 -2 пунктуационные ошибки

1 -2 грамматические ошибки

1 -3 лексические ошибки или недочеты

1 балл

более ошибок - 0 баллов

Максимальное количество баллов за сочинение - 4 б.

Максимальное количество баллов за всю работу - 21 балл

Шкала перевода первичных баллов в оценки

отметки

«2»

«3»

«4»

«5»

интервал баллов

0-8

9-14

15-18

19-21




© 2010-2022