Урок Тэффи Жизнь и воротник

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План-конспект урока на тему

«Нравственные проблемы рассказа Тэффи «Жизнь и воротник».

(смысловой анализ художественного произведения).

Цели урока:

1. Коротко познакомить с личностью Тэффи и содержанием рассказа «Жизнь и воротник».

2. Проанализировать жизненную ситуацию героини.

3. Определить нравственные проблемы, поднятые автором рассказа.

4. Показать актуальность рассказа для нашего времени.

Ход урока:

1. Организационный момент: проверка готовности учеников к уроку.

2. Объявление темы, постановка целей урока. Демонстрируются слайды №№2 - 3.

3. Слово учителя об авторе рассказа «Жизнь и воротник».

Слышали ли вы когда-нибудь это имя - Тэффи? Она принадлежит к плеяде писателей Русского зарубежья, которые покинули Родину после Октябрьской революции, но всю оставшуюся жизнь оставались истинно русскими. Так как их произведения не издавались в СССР, мы получили возможность приобщиться к их многогранному творчеству совсем недавно.

Итак, Тэффи. Это литературный псевдоним. Настоящая фамилия писательницы - Лохвицкая Надежда Александровна. Дочь успешного адвоката, она рано приобщилась к литературе. Став сотрудницей популярного в начале 20-го века журнала «Сатирикон

(Слайд №5), писала злободневные фельетоны, юмористические рассказы, сама стала необычайно популярной. Ее популярность была так велика, что выпускали духи и конфеты «Тэффи». В 1918 году эмигрировала, обосновалась в Париже. Её творческая жизнь продолжалась 52 года! За это время опубликовала огромное количество рассказов и фельетонов, стихов, песен, либретто, пьес, рецензий. Как в свое время в России, за рубежом она также была востребованной читателями, и не только из эмигрантских кругов.

Так как разговор на уроке пойдет о нравственности, попробуем сначала вместе обсудить, какие качества личности относятся к нравственным, какие считаются безнравственными.

(Ответы учеников заслушиваются, по ходу коллективной работы идет заполнение таблицы).

Примерная таблица (Слайд №6):

Нравственно

Безнравственно

Доброта

Милосердие, способность воспринимать чужую боль, как свою

Забота о тех, кто в этом нуждается

Трудолюбие

Честность

Порядочность

Тактичность, деликатность

Ответственное отношение к любому делу

Способность критически оценивать свои недостатки, проступки

Верность долгу, патриотизм, способность на самопожертвование, если это оправдано ситуацией

Уважительное отношение к историческому прошлому страны

Жадность, эгоизм

Пошлость

Цинизм

Паразитический образ жизни

Лживость

Хамство

Грубость, жестокость

Безответственность

Предательство в любой форме

Презрительное, неуважительное отношение к истории своего народа, своей страны

А теперь давайте перейдем к рассказу Тэффи «Жизнь и воротник». Работать будем по следующему плану (слайд №7):

1. Словарная работа.

2. Актуализация текста.

3. Беседа - контроль понимания текста.

4. Работа в группах (парах) по предложенным учителем вопросам-заданиям.

5. Обсуждение работы групп (пар).

6. Обобщение.

7. Выводы по рассказу.

Поскольку рассказ написан в начале 20-го века, некоторые слова могут быть вам непонятны, давайте с ними познакомимся. (Слайд №8):

1. Гостиный двор - построенные в старину торговые ряды, обычно каменные.

2. Мануфактура (устар.) - ткань, текстильные изделия.

3. Извозчик (устар.) - наемный экипаж с кучером.

4. Корюшка - небольшая морская промысловая рыба.

5. Омнибус (устар.) - многоместный конный экипаж для перевозки пассажиров.

6. Профукать - промотать, потратить.

Кто из вас читал этот рассказ? Тогда я предлагаю прослушать рассказ в исполнении народной артистки России Алины Покровской. Это займет у нас 10мин. 30 сек., но, я думаю, поможет работать над содержанием текста более осознанно.

(Слайд №9 с записью рассказа)

- Понравился рассказ? А чтение? Тогда продолжаем нашу работу. Давайте ответим на некоторые сначала простые вопросы по содержанию рассказа:

1) Кто герои рассказа? А кто главный герой? (Героиня рассказа - Олечка Розова, упоминаются также другие лица: муж, бабушка, студент. Главный герой, безусловно, - воротник).

2) Где и когда происходит действие? Какие детали это подчеркивают? (Действие происходит в Москве, так как Гостиный двор - это Москва, а было это очень давно - тогда еще ездили на извозчиках).

3) Чем занималась Олечка Розова до истории с воротником? Много ли у нее было дел? (Она вела маленькое семейное хозяйство, детей не было; судя по тому, как быстро расправилась с хозяйственными деньгами, жили с мужем скромно).

Работа в группах (парах). А теперь прошу поработать в группах или в парах, как вам удобно. Пожалуйста, ответьте на вопросы, которые я сейчас дам. При подготовке ответа можно использовать учебник с текстом. (Раздаются отпечатанные вопросы и задания с местом для записей).

Задание №1. Проследить перемены в Олечке после покупки воротника.

( Примерный ответ: Олечка начала приобретать другие вещи, которые, якобы, требовал воротник: юбку с глубокими складками, новые башмаки, шляпу, пояс и перчатки… Она стала вести странную жизнь. Не свою… Обманывает, выклянчивает деньги, обстригла волосы, стала курить, громко хохотала, если слышала какую-нибудь двусмысленность. Наконец, изменила мужу).

№2. Какие качества характера можно определить у героини? Когда они проявляются?

(Бесхарактерность, слабоволие, паразитический образ жизни, способность совершать позорные поступки как результат выше перечисленного).

№3. Какой художественный прием лежит в основе рассказа? Обосновать.

( Основной художественный прием - олицетворение. Рассказ построен на одушевлении неодушевленного предмета, который не просто действует самостоятельно, а управляет жизнью своего владельца).

№4. Что символизирует воротник в рассказе? (Роскошную жизнь, вседозволенность, пренебрежение нормами поведения)

№5. Какие уроки можно вынести из содержания рассказа? Есть ли в наше время такие Олечки?

№6. Исправилась ли Олечка после ухода мужа? Чего ей, оказывается, не хватало в жизни?(Дела, занятости)

Заслушивание сообщений по предложенным вопросам.

Оценка работы учеников, благодарность за сотрудничество.

Обобщение (беседа): Что же представляет собой рассказ, юмор это или сатира? Что показалось вам смешным? В чем актуальность рассказа? Над чем рассказ заставляет задуматься?

Выводы (слайд №10):

1. В рассказе есть и юмор, и сатира.

2. Автор сатирически изображает героиню, Олечку Розову, а в ее лице всех безалаберных, бесхарактерных, инфантильных, лживых, пустых, пошлых, паразитирующих на других людях эгоистов.

3. Люди, подобные Олечке, всегда обвиняют в своих неблаговидных поступках кого угодно, но только не самих себя.

4. В рассказе Тэффи ситуация доводится до абсурда: обвиняется неодушевленный предмет - «подлый воротник».

5. Нравственные проблемы рассказа, написанного в начале 20-го века, к сожалению, остаются актуальными.

Рефлексия. Подведение итогов урока. Итак, мы с вами проделали смысловой анализ текста, содержащего нравственные проблемы, подчеркнули актуальность произведения, созданного в начале 20-го века. Действительно, классика не стареет, а самое главное - учит жить.

Домашнее задание: читать рассказы Тэффи (в интернете: russkay-literatura.ru, knigosite.ru).

3


© 2010-2022