- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок по русскому языку
Урок по русскому языку
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Дымская Н.А. |
Дата | 04.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Анализ текста.
/ Подготовка к ЕГЭ/
Урок в 11 классе по русскому языку.
Цели урока:
Образовательные:
повторить с учащимися лингвистический анализ текста; закрепить навыки определения типов речи в определенных смысловых отрезках и находить главную информацию в тексте.
Развивающие:
Способствовать развитию памяти, внимания, правильному рассуждению.
Воспитательные:
Способствовать культурному и интеллектуальному развитию учеников.
Ход урока.
Тексты окружают человека на каждом шагу:
реклама, статьи в газете, SMS-сообщение и т.д.
Умение понимать текст, находить в нем нужную
информацию, вот главная задача современного
человека.
А.В. Хуторской
1. Организационный момент.
-доклад дежурного.
2. Слово учителя:
Ребята, мы с вами живем в 21 веке. Это век современных инновационных коммуникативных технологий. Сплошь и рядом в повседневной жизни человека преследуют компьютеры, медиабиблиотека и интернет; без них мы уже не представляем свою жизнь. Но в потоке этой информации мы должны научиться видеть главное, уметь находить в текстах нужную информацию.
Сегодня к уроку я взяла слова академика Международного педагогического института, лингвиста Андрея Викторовича Хуторского .
- чтение эпиграфа.
-как вы думаете почему.
- на уроке мы будем работать с текстом.
-почему вы сделали такой вывод.
- опред. Эпиграфа.
(высказывание, помещенное перед текстом, призванное раскрыть замысел автора.)
3. Комментарий учителя.
Обратить внимание на то, что эпиграф не играет роли в изменении самого текста, а несет информацию о том, о чем будет произведение, а в данный момент на уроке.
4. Откройте тетради, записывайте тему урока.
- анализ текста. ( на слайде).
- цели урока. (слайд).
5. Повторение изученного.
- орфоэпический диктант.
- что изучает орфоэпия.(Орфоэпия- наука, связанная с постановкой ударения.)
- учитель: в тестах по русскому языку предлагается особое задание с постановкой ударения (акцентологичекие нормы).
- словарная работа:
Акценологические нормы - постановка ударения.
- слайд со словами.
-
Занять, начать, понять, родиться, создать, каталог, коклюш, квартал,
-
рефлексия, искра, ровня, фольга,
-
эпиграф, счастливчик, еретик, дефис,
-
занял, свекольный, торты, банты,
-
красивее, жалюзи.
- 4 тетради на проверку, остальные проверяют сами .
- слайд с ответами.
ЗанЯть, начАть, понЯть, родИться,
создАть, каталОг, коклЮш, квартАл,
рефлЕксия, Искра, рОвня, фольгА,
эпИграф, счАстлив, еретИк, дефИс,
зАнял, свекОльный, тОрты, бАнты,
красИвее, жалюзИ.
6. Материал к уроку
- Что мы называем текстом.
- ответ.
( Текст - это смысловая единица.)
7. Учитель: на уроках мы работали с лингвистическим анализом текста, а именно, разбирали задания Е Г Э с А-6 по А-11.
- 8 учеников работают индивидуально, выполняют Е Г Э, задания тестов А6-11.
( дидактический материал).
- Работа на интер.доске
- Слайд текста и заданий.
- разбор материала. Выполните задания A6 - A11.
(1)… (2)Вся другая информация (звуки, изображения) для обработки на компьютере должна быть преобразована в числовую форму. (3)Аналогичным образом на компьютере обрабатывается и текстовая информация: при вводе в компьютер каждая буква кодируется определённым числом, а при переводе на внешние устройства по этим числам строятся соответствующие изображения букв. (4)Это соответствие между набором букв и числами называется кодировкой символов. (5)Все числа в компьютере представляются с помощью нулей и единиц, а не десяти цифр, как это привычно для людей. (6)… компьютеры обычно работают в двоичной системе счисления.
Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?
A6
1) Персональные компьютеры - это универсальные устройства для обработки информации.
*2) Компьютер может обрабатывать только информацию, представленную в числовой форме.
3) Вся информация, предназначенная для долговременного пользования, хранится в файлах.
4) Информация в компьютере хранится в памяти или на различных носителях, например на гибких и жёстких дисках.
А7
Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в шестом предложении?
1) Прежде всего,
2) Однако
3) Кроме того,
*4) Иными словами,
Какие слова являются грамматической основой во втором (2) предложении текста?
А8
1) информация для обработки
2) информация должна
*3) информация должна быть преобразована
4) информация преобразована
Укажите верную характеристику третьего (3) предложения текста.
A9
*1) сложное с бессоюзной и союзной сочинительной связью
2) сложносочинённое
3) сложное бессоюзное
4) сложное с бессоюзной и союзной подчинительной связью
Укажите правильную морфологическую характеристику слова ПРЕОБРАЗОВАНА из второго (2) предложения текста.
A10
1) действительное причастие
*2) страдательное причастие
3) краткое прилагательное
4) деепричастие совершенного вида
Укажите значение слова КОДИРУЕТСЯ в предложении 3.
A11
1) воспроизводится в определённой последовательности
2) постоянно повторяется
3) записывается в виде текста
*4) переводится из одной системы знаков в другую
- Учитель: мы продолжаем работать с лингвиститеским анализом текста, обратимся к разделу- стилистика. Давайте вспомним:
- На какие стили и типы делятся тексты.
- ответы.
- научный
- публицистический
- официально-деловой
- разговорный
- художественный
- охарактеризовать особенности стиля.
- ответы.
- по типу.
- повествование.
- описание.
- рассуждение.
- охарактеризовать типы текста.
7.Закрепление материала.
- учитель: ребята, повторив с вами стилистику, мы поговорим с вами о том, как определить главную информацию в тексте.
Для этого нужно:
-
Внимательно прочитать текст.
-
Понять, о чем он.
-
Определить тему текста.
Только после этого вы можете определить
главную информацию в тексе.
8. Разбор заданий ЕГЭ.
Слайд текста.
- задание А 27
Прочитайте текст.
Если вы посмотрите на карту, то убедитесь, что Сибирь - это две пятых пространства Азии. Но Сибирь удивляет нас не только своими размерами, но и тем, что это крупнейшая сокровищница мира по запасам нефти, газа, угля, энергетическим ресурсам, огромным лесным массивам. Именно поэтому в планах экономического развития России Сибири уделяется большое внимание.
В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?
1) Сибири, занимающей две пятых пространства Азии, в планах экономического развития России уделяется большое внимание.
2) Сибирь удивляет нас не только своими размерами, но и тем, что это крупнейшая сокровищница мира по запасам полезных ископаемых.
3) В планах экономического развития России Сибири уделяется большое внимание потому, что здесь сосредоточены огромные природные богатства.
4) В развитии мировой экономики Сибири уделяется большое внимание, так как этот регион занимает две пятых пространства Азии и здесь сосредоточены огромные природные богатства.
Прочитайте текст и выполните задания A28 -А29.
(1 Представления о том, что всё в нашей жизни предопределено наследственностью, очень старые - старее научной биологии. (2)Именно на них базировалась система каст, где социальное положение личности определялось только положением родителей. (З)Представители прямо противоположной концепции считали, что разум новорождённого ребенка не содержит мыслей и принципов, всё возникает из чувственных данных и жизненного опыта.
(4)Накопленные с тех пор научные знания позволяют говорить, что истина лежит посередине. (5)Ни один признак не может развиться, если такая возможность не заложена в генотипе. (6)Но если развитие протекает в разных условиях, то проявление генотипа будет варьироваться. (7)А главное, каждому признаку надо помочь развиться. (8)«...Человек таков, каков он есть, потому что его генотип плюс вся биография сделали его таким, - пишет известный генетик XX века Феодосии Добжанский. -(9)Я употребляю слово «биография», а не «среда», потому что в некоторой степени человек сам делает себя таким, каким он хочет быть, разумеется, в рамках ограничений, накладываемых внешней средой».
(10)История знает много случаев, когда люди, родившиеся в глуши, ценой собственных усилий поднимались до высот знания и профессионального мастерства и в то же время эти высоты не были нужны людям, которым, казалось бы, всё дано от рождения. (11)Самый известный пример - жизнь М.В. Ломоносова.
12)Менее известна жизнь Д.И. Менделеева. (13)Тяжелобольная мать, распродав всё, что у неё было, привезла его из далёкого Тобольска в Петербург. (14)Они мечтали об университете, но, как выпускник Тобольской гимназии, Дмитрий Иванович не мог поступить ни в Московский, ни в Петербургский университет. (15)Менее чем через год он остался сиротой и дальше всего добивался сам...
(16)Трудно поверить в то, что замечательный писатель, великий мастер слова Иван Алексеевич Бунин в гимназии «пробыл» всего четыре года. (17)Всё остальное сделали книги...
(18)Недавно в интервью для журнала «Человек» И.И. Иванову, директору Медико-генетического центра, был задан вопрос: «Что получится, если появится возможность анализировать индивидуальный геном человека, подобно, например, анализу крови?» (19)Учёный ответил: «Мы наверняка узнаем, что у этого человека есть задатки, чтобы развить одну из ста тысяч версий, которые из него в принципе могут развиться, и не развивать другие сто тысяч версий, которые не дадут положительного результата. (20)Только это».
(По Л. Серовой)
- Задание А 29.
Укажите номер предложения, после которого в тексте может следовать высказывание:
«Вывод один - жизнь подарена нам судьбой, но войти в неё, прожить Человеческую жизнь -высокую интересную ,независимо от чинов и званий, -серьёзная задача, которую каждый решает по своему».
1) 1 2)5 3)18 4)20
А29. Какой (-ие) тип(ы) речи представлен(ы) в предложениях 4-9 ?
1)рассуждение
2)повествование
3)есть все типы речи
4)описание
9. Вывод: понятие о тексте; для чего нужен текст.
- учитель: чтение эпиграфа.
- заключение: в современном мире нужно находить главную информацию не только в тексте.
но и в жизни.
10. Оценки за урок.
11. Домашнее задание: повторить художественные средства выразительности; выполнить задания А 27-29 в сборнике ЕГЭ.