Урок по русскому языку

  Ни для кого не секрет, что русский язык считается не только одним из самых трудных, но чуть ли не самым скучным и потому нелюбимым предметом школьного курса. Редко можно найти людей, интересующихся именно русским языком, а не литературой. И это притом, что изучению родного языка в учебном плане уделяется большое количество часов, а высокой целью многолетнего терпеливого труда учителя-словесника неизменно провозглашается воспитание любви к родному слову.   В своей работе я нередко сталкиваюсь с...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Анализ текста.

/ Подготовка к ЕГЭ/

Урок в 11 классе по русскому языку.



Цели урока:

Образовательные:

повторить с учащимися лингвистический анализ текста; закрепить навыки определения типов речи в определенных смысловых отрезках и находить главную информацию в тексте.

Развивающие:

Способствовать развитию памяти, внимания, правильному рассуждению.

Воспитательные:

Способствовать культурному и интеллектуальному развитию учеников.

Ход урока.

Тексты окружают человека на каждом шагу:

реклама, статьи в газете, SMS-сообщение и т.д.

Умение понимать текст, находить в нем нужную

информацию, вот главная задача современного

человека.

А.В. Хуторской

1. Организационный момент.

-доклад дежурного.

2. Слово учителя:

Ребята, мы с вами живем в 21 веке. Это век современных инновационных коммуникативных технологий. Сплошь и рядом в повседневной жизни человека преследуют компьютеры, медиабиблиотека и интернет; без них мы уже не представляем свою жизнь. Но в потоке этой информации мы должны научиться видеть главное, уметь находить в текстах нужную информацию.

Сегодня к уроку я взяла слова академика Международного педагогического института, лингвиста Андрея Викторовича Хуторского .

- чтение эпиграфа.

-как вы думаете почему.

- на уроке мы будем работать с текстом.

-почему вы сделали такой вывод.

- опред. Эпиграфа.

(высказывание, помещенное перед текстом, призванное раскрыть замысел автора.)

3. Комментарий учителя.

Обратить внимание на то, что эпиграф не играет роли в изменении самого текста, а несет информацию о том, о чем будет произведение, а в данный момент на уроке.

4. Откройте тетради, записывайте тему урока.

- анализ текста. ( на слайде).

- цели урока. (слайд).

5. Повторение изученного.

- орфоэпический диктант.

- что изучает орфоэпия.(Орфоэпия- наука, связанная с постановкой ударения.)

- учитель: в тестах по русскому языку предлагается особое задание с постановкой ударения (акцентологичекие нормы).

- словарная работа:

Акценологические нормы - постановка ударения.

- слайд со словами.


  • Занять, начать, понять, родиться, создать, каталог, коклюш, квартал,

  • рефлексия, искра, ровня, фольга,

  • эпиграф, счастливчик, еретик, дефис,

  • занял, свекольный, торты, банты,

  • красивее, жалюзи.

- 4 тетради на проверку, остальные проверяют сами .

- слайд с ответами.

ЗанЯть, начАть, понЯть, родИться,

создАть, каталОг, коклЮш, квартАл,

рефлЕксия, Искра, рОвня, фольгА,

эпИграф, счАстлив, еретИк, дефИс,

зАнял, свекОльный, тОрты, бАнты,

красИвее, жалюзИ.

6. Материал к уроку

- Что мы называем текстом.

- ответ.

( Текст - это смысловая единица.)

7. Учитель: на уроках мы работали с лингвистическим анализом текста, а именно, разбирали задания Е Г Э с А-6 по А-11.

- 8 учеников работают индивидуально, выполняют Е Г Э, задания тестов А6-11.

( дидактический материал).

- Работа на интер.доске

- Слайд текста и заданий.

- разбор материала. Выполните задания A6 - A11.

(1)… (2)Вся другая информация (звуки, изображения) для обработки на компьютере должна быть преобразована в числовую форму. (3)Аналогичным образом на компьютере обрабатывается и текстовая информация: при вводе в компьютер каждая буква кодируется определённым числом, а при переводе на внешние устройства по этим числам строятся соответствующие изображения букв. (4)Это соответствие между набором букв и числами называется кодировкой символов. (5)Все числа в компьютере представляются с помощью нулей и единиц, а не десяти цифр, как это привычно для людей. (6)… компьютеры обычно работают в двоичной системе счисления.

Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?

A6

1) Персональные компьютеры - это универсальные устройства для обработки информации.

*2) Компьютер может обрабатывать только информацию, представленную в числовой форме.

3) Вся информация, предназначенная для долговременного пользования, хранится в файлах.

4) Информация в компьютере хранится в памяти или на различных носителях, например на гибких и жёстких дисках.

А7

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в шестом предложении?

1) Прежде всего,

2) Однако

3) Кроме того,

*4) Иными словами,

Какие слова являются грамматической основой во втором (2) предложении текста?

А8

1) информация для обработки

2) информация должна

*3) информация должна быть преобразована

4) информация преобразована

Укажите верную характеристику третьего (3) предложения текста.

A9

*1) сложное с бессоюзной и союзной сочинительной связью

2) сложносочинённое

3) сложное бессоюзное

4) сложное с бессоюзной и союзной подчинительной связью

Укажите правильную морфологическую характеристику слова ПРЕОБРАЗОВАНА из второго (2) предложения текста.

A10

1) действительное причастие

*2) страдательное причастие

3) краткое прилагательное

4) деепричастие совершенного вида

Укажите значение слова КОДИРУЕТСЯ в предложении 3.

A11

1) воспроизводится в определённой последовательности

2) постоянно повторяется

3) записывается в виде текста

*4) переводится из одной системы знаков в другую

- Учитель: мы продолжаем работать с лингвиститеским анализом текста, обратимся к разделу- стилистика. Давайте вспомним:

- На какие стили и типы делятся тексты.

- ответы.

- научный

- публицистический

- официально-деловой

- разговорный

- художественный

- охарактеризовать особенности стиля.

- ответы.

- по типу.

- повествование.

- описание.

- рассуждение.

- охарактеризовать типы текста.

7.Закрепление материала.

- учитель: ребята, повторив с вами стилистику, мы поговорим с вами о том, как определить главную информацию в тексте.

Для этого нужно:

  1. Внимательно прочитать текст.

  2. Понять, о чем он.

  3. Определить тему текста.

Только после этого вы можете определить

главную информацию в тексе.

8. Разбор заданий ЕГЭ.

Слайд текста.

- задание А 27

Прочитайте текст.

Если вы посмотрите на карту, то убедитесь, что Сибирь - это две пятых пространства Азии. Но Сибирь удивляет нас не только своими размерами, но и тем, что это крупнейшая сокровищница мира по запасам нефти, газа, угля, энергетическим ресурсам, огромным лесным массивам. Именно поэтому в планах экономического развития России Сибири уделяется большое внимание.

В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

1) Сибири, занимающей две пятых пространства Азии, в планах экономического развития России уделяется большое внимание.

2) Сибирь удивляет нас не только своими размерами, но и тем, что это крупнейшая сокровищница мира по запасам полезных ископаемых.

3) В планах экономического развития России Сибири уделяется большое внимание потому, что здесь сосредоточены огромные природные богатства.

4) В развитии мировой экономики Сибири уделяется большое внимание, так как этот регион занимает две пятых пространства Азии и здесь сосредоточены огромные природные богатства.

Прочитайте текст и выполните задания A28 -А29.

(1 Представления о том, что всё в нашей жизни предопределено наследст­венностью, очень старые - старее научной биологии. (2)Именно на них базиро­валась система каст, где социальное положение личности определялось только положением родителей. (З)Представители прямо противоположной концепции считали, что разум новорождённого ребенка не содержит мыслей и принципов, всё возникает из чувственных данных и жизненного опыта.

(4)Накопленные с тех пор научные знания позволяют говорить, что истина лежит посередине. (5)Ни один признак не может развиться, если такая возмож­ность не заложена в генотипе. (6)Но если развитие протекает в разных услови­ях, то проявление генотипа будет варьироваться. (7)А главное, каждому призна­ку надо помочь развиться. (8)«...Человек таков, каков он есть, потому что его ге­нотип плюс вся биография сделали его таким, - пишет известный генетик XX ве­ка Феодосии Добжанский. -(9)Я употребляю слово «биография», а не «среда», потому что в некоторой степени человек сам делает себя таким, каким он хочет быть, разумеется, в рамках ограничений, накладываемых внешней средой».

(10)История знает много случаев, когда люди, родившиеся в глуши, це­ной собственных усилий поднимались до высот знания и профессионального мастерства и в то же время эти высоты не были нужны людям, которым, казалось бы, всё дано от рождения. (11)Самый известный пример - жизнь М.В. Ломоно­сова.

12)Менее известна жизнь Д.И. Менделеева. (13)Тяжелобольная мать, рас­продав всё, что у неё было, привезла его из далёкого Тобольска в Петербург. (14)Они мечтали об университете, но, как выпускник Тобольской гимназии, Дмит­рий Иванович не мог поступить ни в Московский, ни в Петербургский университет. (15)Менее чем через год он остался сиротой и дальше всего добивался сам...

(16)Трудно поверить в то, что замечательный писатель, великий мастер слова Иван Алексеевич Бунин в гимназии «пробыл» всего четыре года. (17)Всё остальное сделали книги...

(18)Недавно в интервью для журнала «Человек» И.И. Иванову, директору Медико-генетического центра, был задан вопрос: «Что получится, если появит­ся возможность анализировать индивидуальный геном человека, подобно, на­пример, анализу крови?» (19)Учёный ответил: «Мы наверняка узнаем, что у это­го человека есть задатки, чтобы развить одну из ста тысяч версий, которые из него в принципе могут развиться, и не развивать другие сто тысяч версий, кото­рые не дадут положительного результата. (20)Только это».

(По Л. Серовой)

- Задание А 29.

Укажите номер предложения, после которого в тексте может следовать высказывание:

«Вывод один - жизнь подарена нам судьбой, но войти в неё, прожить Человеческую жизнь -высокую интересную ,независимо от чинов и званий, -серьёзная задача, которую каждый решает по своему».

1) 1 2)5 3)18 4)20

А29. Какой (-ие) тип(ы) речи представлен(ы) в предложениях 4-9 ?

1)рассуждение

2)повествование

3)есть все типы речи

4)описание

9. Вывод: понятие о тексте; для чего нужен текст.

- учитель: чтение эпиграфа.

- заключение: в современном мире нужно находить главную информацию не только в тексте.

но и в жизни.

10. Оценки за урок.

11. Домашнее задание: повторить художественные средства выразительности; выполнить задания А 27-29 в сборнике ЕГЭ.


© 2010-2022