Годовые диктанты 5-9 классы

  На заседании МО учителей русского языка и литературы рассмотрены тексты годовых  контрольных диктантов для учащихся 5-9 классов.Создан банк контрольных работ.каждая работа имеет задания по языковому анализу текста.контрольные работы проводятся согласно утвержденному графику, совместно с ассистентом. Вводится практика проведения диктанта другим учителем, не ведущим уроки в этом классе. Контрольные диктанты записываются в тетрадях для контрольных работ.эти тетради проверяются замдиректором по УВ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рассмотрено на заседании МО учителей русского языка и литературы

январь, 2015


Контрольный годовой диктант


6 класс

Предгорья


Группа долго продвигалась по равнине. Зелёных предгорий, не поросших лесами, здесь не было. Горы начинались отвесной скалой, поднимавшейся вверх. Ветер, вода и просто минувшие века много потрудились над ней. В некоторых местах были заметны слои разноцветного камня, словно кем-то перекошенные и изломанные. Кое-где они напоминали каменную кладку.

Стена смотрела на север, и солнце никогда не освещало её. Граница вечных снегов спускалась низко, и ещё до неё деревья редели, потом пропадали. Под стеной тянулась незаметная дорога. Она старалась не прижиматься к стене. Но упрямая жизнь всё-таки брала своё. И по этой стене карабкались цепкие кустарники, выросшие из семян, принесённых ветром или птицами.

Дорога взбиралась на гору, следуя изгибам каменного откоса.

(110 слов)


Грамматическое задание

1. Выполните морфологический разбор причастия: (стеной) поднимавшейся (1 вариант); (семян) принесённых (2 вариант).

2. Морфемный разбор слов: поросших, заметная, продвигалась (1 вариант); изломанные, разноцветного, взбиралась (2 вариант).

3. Сделайте полный синтаксический разбор предложения, нарисуйте схему:

В некоторых местах отчётливо были заметны слои разноцветного камня, словно кем-то перекошенные и изломанные. (1 вариант);

И по этой стене карабкались цепкие кустарники, выросшие из семян, принесённых ветром или птицами. (2 вариант).


Контрольный годовой диктант

6 класс

Старый тополь

Старый тополь за окном был со мной всю зиму. Я всегда видел его в окне, и своей холодной белизной он успокаивал меня.

Потом пришла весна. Однажды утром после ночного дождя в окно заглянуло что-то зелёное, дымчатое.

Теперь за окном будто поселился кто-то живой, шумел и вдруг замолкал. Он жил всеми своими листьями и радовался жизни каждую минуту.

На его ветви прилетали птицы, они свистели, пели свои короткие городские песни. Тополь рассказывал обо мне, и они заглядывали в окно.

Какое это было долгое чудесное лето с живым тополем у самого окна! Какие были бесконечные закаты, светлые ночи, лёгкие сны!

Я просыпался. Тополь глядел в комнату, и предрассветный зелёный шум сливался с ощущением счастливого пробуждения.
(110 слов)

Дополнительные задания


1. Произведите синтаксический разбор предложения: Какие были бесконечные закаты, светлые ночи, лёгкие сны! (1 вар.). Тополь рассказывал обо мне, и они заглядывали в окно (2 вар.).

2. Укажите морфемы в словах: предрассветный, белизной, замолкал (1 вар.); бесконечные, радовался, пробуждения (2 вар.).

3. Произведите морфологический разбор слов: своей (1 вар.); каждую (2 вар.).













Контрольный годовой диктант

6 класс

Поход

Пойти в поход хотелось всем. Мы сговорились встретиться в шесть утра. Я беспокоился, что просплю. И из-за этого сон мой был прерывистый. На рассвете я сбросил с себя одеяло, вскочил и встал под душ, чтобы освежиться и приободриться. Я быстро расправился с завтраком, схватил рюкзак и очутился на улице.

Было пустынно, но солнце уже ласково пригревало. Погода стояла чудесная!

Я беззаботно напевал, когда шёл к месту встречи. Я самоуверенно рассчитывал быть первым. Оказалось, что некоторые мои одноклассники проворней меня. Они расположились кружком и оживлённо обсуждали маршрут предстоящего похода. Я преспокойно присоединился к их шумной беседе, стал горячо разъяснять свои представления о том, как лучше организовать наше путешествие.

(107 слов)

Дополнительные задания

1. Произведите синтаксический разбор предложения:

Я быстро расправился с завтраком, схватил рюкзак и очутился на улице (1 вар.);

Они расположились кружком и оживлённо обсуждали маршрут предстоящего похода (2 вар.).

2. Укажите морфемы в словах: одноклассники, пустынно, прерывистый, разъяснять (1 вар.); путешествие, беззаботно, чудесный, встретиться (2 вар.).

4. Произведите морфологический разбор числительных: шесть (1вар.); первым (2 вар.).













Контрольный годовой диктант

6 класс

Жук

Отряд остановился на отдых. Все были в сборе, палатки поставили, развели костры, варили ужин.

Вдруг какой-то сильный шум окружил нас. Что-то больно ударило меня в лицо, и я почувствовал посторонний предмет у себя на шее. Я быстро поднял руку и схватил нечто жесткое, колючее и испуганно сбросил на землю.

Это оказался огромных размеров жук. Другого такого жука я смахнул с руки и вдруг увидел ещё трёх у себя на рубашке. Некоторые жуки ползали около костра. Особенно страшными казались те, что летали и старались сесть на голову. Жуки долго ещё попадались на чьём-нибудь одеяле, на шинели, у кого-нибудь в сумке.

Никто из нас ничего не знал об этих жуках. Позднее я выяснил их название - гигантский усач.

(110 слов)

Дополнительные задания

1. Произведите синтаксический разбор предложения:

Все были в сборе, палатки поставили, развели костры, варили ужин (1 вар.);

Другого такого жука я смахнул с руки и вдруг увидел ещё трёх у себя на рубашке (2 вар.).

2. Укажите морфемы в словах: гигантский, попадались, рубашке (1 вар.); посторонний, выяснил, размеров (2 вар.).

3. Произведите морфологический разбор местоимений: какой-то (1 вар.); у кого-нибудь (2 вар.).











Контрольный годовой диктант
6 класс

Ураган

Западная часть неба становилась все темнее, постепенно покрывалась тучами, не предвещавшими ничего хорошего. Капитан приказал убрать паруса, и встревоженная команда быстро выполнила распоряжение.

Скоро низко нависшие тучи закрыли все небо, и через полчаса ураган с бешеной силой обрушил на корабль разъяренные волны. Пенящиеся водяные валы бросали корабль из стороны в сторону, угрожали перевернуть его. Мачты трещали и сгибались. Самая большая из них была сломана ураганом. Ещё мгновение - и бушующее море поглотило бы судно.1

Нерастерявшиеся матросы вооружаются топорами и рубят канаты, выбрасывают мачту за борт. Корабль выпрямляется. Проясняется лицо капитана, не покидавшего свой мостик все это время. Ещё час отважных моряков, борющихся с ураганом, носит по волнам. Все утомлены. Главное - все живы.1

(110 слов)

1 сказать о тире.


Грамматическое задание

1. Выполните морфологический разбор причастия: (команда) встревоженная (1 вариант); (моряков), борющихся (2 вариант).
2. Морфемный разбор слов: пенящиеся, отважных, сгибались (1 вариант); нерастерявшиеся, западная, проясняется (2 вариант).
3. Сделайте полный синтаксический разбор предложения, нарисуйте схему: Проясняется лицо капитана, не покидавшего свой мостик все это время. (1 вариант); Еще час отважных моряков, борющихся с ураганом, носит по волнам. (2 вариант).














Контрольный годовой диктант

6 класс

Белка

Под сосной на снегу виднеются совсем свежие следы. Кто-то старательно ворошил прошлогодние листья.

Выньте из кармана пару орехов и постучите друг о друга. Через минуту увидите: сыплется снег с ёлок. С ветки на ветку идёт пушистый зверёк.

Протяните руку с орехами, ребята. Вы заметите, что белка прыгнет на снег и побежит к вам. Наклоните руку. Угощение принято. Зверёк сидит на сосне и с хрустом грызёт гостинец. Хорош калёный орех!

Белка уже не стесняется, забирается прямо в карман. Хлопните по карману и сами выберите орех покрупнее. Белка не уйдёт. Будет следить, какой орех вы выберете. Смотришь и удивляешься: до чего смелый зверёк!

(По В.Пескову).

(107 слов)

Грамматическое задание

1. Выполните морфологический разбор глагола: протяните (1 вариант); (моряков), будет следить (2 вариант).

2. Морфемный разбор слов: пушистый, забирается, зверёк (1 вариант); покрупнее, выберите, орехами (2 вариант).

3. Сделайте полный синтаксический разбор предложения: Зверёк сидит на сосне и с хрустом грызёт гостинец. (1 вариант); Белка уже не стесняется, забирается прямо в карман. (2 вариант).





Контрольный годовой диктант

5 класс

Утро - чудесная пора

Над равниной расстилается туман. Солнце освещает верхушки деревьев. Зелень елей и берез становится алой. Утренний воздух прозрачен и свеж. Ветер гонит по небу серебристые облака, колышет ветви деревьев, будит птиц и зверей.

В гнездышке чирикают птенчики, просят свой завтрак. Птичка вспорхнула, расправила крылья и полетела искать червячков и букашек. Скачет по дорожке заяц, катится ёж, смотрит из-под пенька мышь.

Мы расположились на опушке берёзовой рощи. Здесь слышится шёпот и шорох. На берегу речки растёт раскидистая ива, она низко опустила ветви и намочила их в воде. Клонятся к воде и цветы: ромашки, одуванчики, колокольчики.

Слушаешь чудесные звуки, любуешься красотой русской природы и говоришь: «Здравствуй, утро!»

(100 слов)

Дополнительные задания по выбору обучающихся

1. Фонетический разбор: берёз (1 вариант), мышь (2 вариант).

2. Синтаксический разбор предложения:

Клонятся к воде и цветы: ромашки, одуванчики, колокольчики. (1 вариант);

Ветер гонит по небу серебристые облака, колышет ветви деревьев, будит птиц и зверей. (2вариант).

3. Морфемный разбор: серебристые, гнездышке, расстилается (1 вариант); раскидистая, червячков, клонятся (2 вариант).

4. Морфологический разбор: (на) опушке (1 вариант), (в) воде (2 вариант).



Контрольный годовой диктант

5 класс

Лисицы

О лисицах рассказано много всяческих басен и небылиц. В народных сказках лисицу обычно изображают хитрым зверем.

Живущие на воле лисицы часто ловят крупных птиц, таскают домашних уток и кур, любят зайцев. Лисицы устраивают кладовые. Зайца они не могут съесть в один приём и старательно зарывают мясо в снег. Лисицы помнят свои кладовые и доедают мясо.

Они разоряют гнёзда птиц, ловят птенцов, которые не умеют хорошо летать. Но самая обычная пища лисиц - это лесные и полевые мыши. Мышами питаются лисицы зимою, когда лежит глубокий снег. Пробегает лисица по снежным полям и сугробам и прислушивается к каждому звуку. Слух и чутьё у неё изумительные!

(100 слов)

Дополнительные задания

1. Произведите синтаксический разбор предложения: Лисицы помнят свои кладовые и доедают мясо (1 вар.); Но самая обычная пища лисиц - это лесные и полевые мыши! (2 вар.).

2. Укажите морфемы в словах: доедают, домашних, лисицах (1 вар.); пробегает, небылиц, народных (2 вар.).

3. Произведите морфологический разбор существительных: по сугробам (1 вар.); лисица (2 вар.).

Контрольный годовой диктант

5 класс

Утреннее купание

Над рекой медленно разгорается розовая заря. Солнце начинает пригревать землю. Встаёшь и бежишь купаться.

На гладкой прибрежной полосе песка остаются чёткие следы босых ног. Осторожно касаешься рукой поверхности воды. Прикоснёшься и отдёрнешь руку. Вода кажется очень холодной, даже обжигает. Нужно преодолеть самого себя и войти в реку.

В эти прелестные утренние часы река очень красива. Слышится слабый шепот тростника. У берега растут молодые ивы. Их жесткие листья блестят на солнце старинным золотом.
После купания всё тело горит. Растираешься большим полотенцем и расстилаешь его на берегу. Чувствуешь себя превосходно.

(90 слов)

Дополнительные задания по выбору обучающихся

1. Морфемный разбор: прибрежной, тростника, разгорается (1 вариант);

прелестные, купания, слышится (2 вариант).

2. Синтаксический разбор предложения:

Их жёсткие листья блестят на солнце старинным золотом. (1 вариант);

На гладкой прибрежной полосе песка остаются чёткие следы босых ног. (2вариант).

3. Найдите в тексте слова с чередованием гласных в корне, графически объясните написание:
О - А (1 вариант); И - Е (2 вариант).

4. Морфологический разбор глагола:

остаются (1 вариант), горит (2 вариант)

Контрольный годовой диктант


8-й класс

Потеря свободы


Я получил задание привезти из экспедиции, направленной в Закавказье, несколько редких животных.

Однажды ранним утром меня разбудили голоса: «Дикий кот у дяди Прохора! В капкан попался».

Через несколько минут я уже был у дяди Прохора. Там стояла толпа, наблюдавшая за лежащим на земле крупным камышовым котом. Короткая цепь капкана, прикрепленная к вбитому в землю колу, валила кота на землю. Я сбросил с себя кожаную куртку и, прикрывая ею лицо, приблизился к зверю. Зверь был связан и водворен в клетку. Однако вел он себя странно: не пытался освободиться, неподвижно лежал в углу клетки, не прикасаясь к пище, предлагаемой ему, и, казалось, не замечал людей.

Опасаясь за жизнь кота, я впустил в его клетку живую курицу - любимую пищу кота на воле. Вначале курица, испугавшись опасного соседа, металась по клетке, но потом успокоилась. Хищник не обращал на нее никакого внимания. Прожив еще два дня, кот умер. По-видимому, он не смог примириться с потерей свободы.

Курица, обреченная на съедение, осталась невредимой и была отпущена на волю.

(162 слова)

(По Е. Спангенбергу)

Грамматическое задание

1. Выпишите из текста сказуемое:

1-й вариант: составное глагольное;

2-й вариант: составное именное.

2. Обозначьте в тексте:

1-й вариант: вводное слово; обособленное обстоятельство;

2-й вариант: прямое дополнение; обособленное определение,

3. Выполните синтаксический разбор предложения.

1-й вариант: Вначале курица…

2-й вариант: Я сбросил с себя…

4. Фонетический разбор.

1-й вариант: предлагаемой

2-й вариант: наблюдавшая

5. Морфологический разбор.

1-й вариант: кожаную

2-й вариант: любимую



Контрольный годовой диктант

8-й класс

За стеклянной дверью с белыми кружевными занавесками виднелась комната консьержки и она сама, сидевшая в старом кресле лицом к двери. Она потянула за шнурок, задвижка щелкнула, дверь приоткрылась. «Мадам, месье?» - каркнула она, как ученая птица, и вопросительно посмотрела на нас. Я стал объяснять ей цель нашего визита, но она, не дослушав, кивнула головой и указала рукой на лестницу: «Второй этаж, налево. Но, кажется, профессора нет дома, он с утра ушел в библиотеку. Впрочем, поднимитесь. Я думаю, мадемуазель дома. По-моему, она еще никуда не выходила».… Проводив нас глазами до самой лестницы, эта почтенная дама закрыла дверь и затем неторопливо взялась за фаянсовый кофейник, чтобы подлить в толстую, объемистую чашку горячего кофе. Было заметно, что она чувствует себя опорой порядка и власти и живет в полное свое удовольствие.

(126 слов)
(По В.Катаеву)

Грамматическое задание.

1. Выпишите из текста сказуемое:

1-й вариант: составное глагольное;

2-й вариант: составное именное.

2. Обозначьте в тексте:

1-й вариант: вводное слово; обособленное обстоятельство; сказуемое в безличном предложении;

2-й вариант: прямое дополнение; обособленное определение, сказуемое в определенно-личном предложении.

3. Выполните синтаксический разбор выделенного предложения.



Контрольный годовой диктант



9-й класс

Они вскочили с травы и побежали к тому месту, где по расчету аэроплан должен был оторваться от земли. Если сам по себе полет к тому времени уже перестал казаться чудом, то самый взлет, тот сокровенный миг, когда между бегущим колесом аппарата и поверхностью земли вдруг оказывался еле заметный просвет, все еще продолжал восхищать, как волшебство, к которому существу земному не так-то легко было привыкнуть. Они стремительно пробежали метров сто и совсем по-мальчишески упали в траву…

Теперь уже аэроплан бежал совсем близко мимо них. Прижавшись к земле и вытянув шеи, они видели велосипедные колеса с новенькими шинами, бегущие по траве: они чуть подскакивали. Потом колеса слегка подпрыгнули и уже не сразу опустились, как бы повиснув в воздухе, но все-таки опять коснулись луга, затем снова подпрыгнули и уже на этот раз не возвратились на землю, хотя и находились над ней совсем низко.

(140 слов)
(По В.Катаеву)

Грамматическое задание.

Выполните синтаксический разбор выделенного предложения.







Контрольный годовой диктант

6-й класс

Над зданием центральной телефонной станции засветилось голубовато-серое небо, обещая немного туманный, но солнечный день поздней парижской осени. На круглой провинциально чистенькой площади велосипедист, чтобы несколько отдохнуть от езды по скользким мостовым, слез с велосипеда и пошел пешком. В круглой крышечке велосипедного звонка блеснуло серебряной звездой выглянувшее над Парижем солнце - слабое, грустное. Велосипедист прошел мимо памятника Людовику Четырнадцатому. Лошадь подняла передние ноги, поджала задние и всей своей тяжестью оперлась на могучий хвост. Это делало монумент похожим на памятник Петру в Петербурге. Но конная статуя французского короля стояла на обыкновенном, традиционном прямоугольном цоколе, в то время как его царственный брат - русский император - вместе со своим конем был утвержден на неотесанной финляндской скале естественной формы.

(112 слов)
(По В.Катаеву)

Грамматическое задание.

1. Выпишите из текста по 2 качественных и относительных прилагательных и существительное, которое склоняется, как прилагательное.

2. Выполните словообразовательный разбор слов:

1-й вариант: прямоугольный, засветиться;

2-й вариант: слезть, серебряный.

3. Выполните морфологический разбор слов:

1-й вариант: ноги, своей, оперлась;

2-й вариант: это, делало, Петру.



© 2010-2022