Разработка урока по литературе Изучение рассказа И. А. Бунина

Произведения Бунина – это литературное открытие для старшеклассников. В младших классах стихи Фета, Бунина учили наизусть, без особого анализа произведений. Семнадцатилетние и восемнадцатилетние  уже способны ответить на вопросы: Что значит для них любовь, жизнь? Можно ли бояться смерти,  именно  об этом думал писатель, когда писал свои повести и стихи. Именно он пытался раскрыть перед читателями «тайну смерти». Как отнесутся к этому выпускники, какова их философия? Этого мне хотелось достичь на...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Каменская средняя общеобразовательная школа» Выборгского района Ленинградской области







Разработка

УРОКА



Изучение рассказа И.А.Бунина

«Легкое дыхание»



11 класс



Выполнила:

Ройтенко Светлана Павловна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Каменская СОШ»




Программа: Программы общеобразовательных учреждений:

литератураб 5-11 классы

(Базовый уровень):

11кл.

.(Профильный уровень)

под.ред. Коровиной В.Я...-80е изд., М.: Просвещение, 2006г.

УМК

Русская литература XX в. В 2-х частях

под. Ред. В. П. Журавлева, 11 К Л., М.,

Просвещение, 2006г.

ТИП урока: комбинированный урок.

Цели урока:

ПРЕДМЕТНЫЕ: учить освоению художественного текста, показать своеобразие рассказа, новизну в изображении психологического состояния человека.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ: способствовать постижению философского плана рассказа, опираясь на знание ранее изученной лирики и прозы И.Бунина, развивать навык анализа художественного произведения, логическое мышление, монологическую речь учащихся, положительную мотивацию учебной деятельности.

ЛИЧНОСТНЫЕ: пробудить в учениках желание задуматься над вечными вопросами бытия, способствовать воспитанию духовности.

Задача: формирование интеллектуальных, моральных и волевых качеств личности.

ОБОРУДОВАНИЕ: мультимедийная презентация, портрет И.Бунина, сборники стихов И.Бунина и А.Фета, иллюстрации О. Верейского.

ПРИЕМЫ: выразительное чтение, аналитическая беседа, пояснения учителя, творческий пересказ, составление синквейна, прием тройного дневника.

МЕТОДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: исследовательский, метод интерпретации художественного текста.

ХОД УРОКА.


1.0ргмомент. Постановка целей урока.

Подготовка учащихся к восприятию материала.

На ДОСКЕ. Антитеза, кольцевая композиция.

В правом углу записаны эпиграфы:

«Каждое малейшее движение воздуха есть движение нашей собственной жизни...» (И.А.Бунин),

«Все из века равно самому себе, пребывая в круговороте...»

(М. Аврелий)

1ЭТАП УРОКА,

Слово учителя.

Мы знаем, что в литературу Бунин пришел как поэт, рано осознав свою высокую миссию на земле:

Ищу я в мире сочетанья Прекрасного и тайного, как сон,

Люблю ее за счастие слиянья

В одной любви с любовью всех времен!

Или

Нет, не пейзаж влечет меня,

Не краски жадный взор подметит,

А то, что в этих красках светит:

Любовь и радость бытия.

Да, именно «любовь и радость бытия» были главными в его творчестве.

Способность Бунина всеми чувствами испытывать радость жизни, наслаждение ею неизбежно привела его к мысли о ее быстротечности, к тайне смерти:

Стихотворения «Портрет» и «Эпитафия» читают заранее подготовленные ученики.

Разработка урока по литературе Изучение рассказа И.А.Бунина

ПОРТРЕТ.

Погост, часовенка над склепом,

Венки, лампадки, образа

И в раме, перевитой крепом,

- Большие ясные глаза.

Сквозь пыль на стеклах, жарким светом

Внутри часовенка горит.

«зачем я в склепе, в полдень, летом?»-

Незримый кто-то говорит. Кокетливо проста прическа

И пелеринка на плечах...

А тут повсюду- капли воска

И банты крепа на свечах.

Венки, лампадки, пахнет тленьем...

И только этот милый взор

Глядит с веселым изумленьем

На этот погребальный вздор,

ЭПИТАФИЯ.

Я девушкой, невестой умерла.

Он говорил, что я была прекрасна,

Но о любви я лишь мечтала страстно,-

Я краткими надеждами жила.

В апрельский день я от людей ушла,

Ушла навек покорно и безгласно-

И все ж была я в жизни не напрасно:

Я для его любви не умерла.

Здесь, в тишине кладбищенской аллеи,

Где только ветер веет в полусне, Все говорит о счастье и весне,

Сонет любви на старом мавзолее

Звучит бессмертной грустью обо мне,

А небеса синеют вдоль аллеи.

Эти стихотворения - своеобразная поэтическая иллюстрация к известному рассказу И. А. Бунина

«Легкое дыхание», о котором пойдет речь сегодня на уроке.Разработка урока по литературе Изучение рассказа И.А.Бунина

Рассказом «Легкое дыхание» мы завершаем изучение творчества И.Бунина. Почему именно «Легкое дыхание»? Потому что история Оли Мещерской вам близка, т.к. она . ваша ровесница.

II. ЭТАП УРОКА. 1.Сообщение о создании рассказа, его композиции, сюжете,

Разработка урока по литературе Изучение рассказа И.А.Бунина

Творческая история рассказа.

Сообщение учащегося:

История создания рассказа сообщена самим автором: «... вспомнилось, что забрел я однажды зимой совсем случайно на одно маленькое кладбище на Капри и наткнулся на могильный крест с фотографическим портретом на выпуклом фарфоровом медальоне какой-то молоденькой девушки с необыкновенно живыми, радостными глазами.

Девушку эту я тотчас сделал мысленно русской, Олей Мещерской, и, обмакнув перо в чернильницу, стал выдумывать рассказ о ней стой восхитительной быстротой, которая бывала в некоторые счастливые минуты моего писательства». Но это - только внешняя сторона «творческой истории» рассказа. Вчитаемся теперь в одну из бунинских биографических записей, которая лишь на первый взгляд не имеет прямого отношения к «Легкому дыханию»: «В тот февральский вечер, когда умерла Саша и я (мне было тогда лет 7-8) бежал по снежному двору в людскую сказать об этом, я на бегу все глядел в темное облачное небо, думая, что ее маленькая душа летит теперь туда.

Во всем моем существе был какой-то остановившийся ужас, чувство внезапно свершившегося великого непостижимого события». Эта запись относится к 1940 году, и в ней точно обозначен биографический, сугубо личный источник той психологической ситуации, которая запечатлена в «Легком дыхании». Зацепились друг за друга, сомкнулись в ассоциативный пучок, навсегда связались в сознании писателя - уже вне куда летит «маленькая душа», ужас, тайна. И стоило Бунину забрести на капринское кладбище, увидеть могильный крест и фотографию девушки с радостными глазами, как тотчас ожили в нем и отозвались впечатления детства. Поэтому и мог он с такой легкостью и «восхитительной быстротой» написать рассказ, что внутренне, психологически уже был на него ориентирован.

Рассказ «легкое дыхание» был написан И.Буниным в марте 1916 г. В Васильевском. Мысль о написании этого произведения возникла случайно, когда автор увидел фотографический портрет «какой-то молоденькой девушки с необыкновенно живыми, радостными глазами» на маленьком кладбище на Капри.

КОМПОЗИЦИЯ рассказа такова, что мы сразу узнаем о трагически оборвавшейся жизни юной гимназистки Оли Мещерской: ее портрет с «радостными, поразительно живыми глазами» вделан в крест из дуба, на ее могиле. Бунин начинает и завершает рассказ у этого надгробного креста. Банальная житейская драма убийство из ревности - превращена автором в историю о загадочной притягательности, обаянии, жизненной силе женственности, воплощенное в образе Оли. Легкое дыхание женственности эфемерно и хрупко, при столкновении с реальным миром, реальными людьми оно исчезает, его прерывают, как это сделал обманутый Олей казачий офицер. О биографии Оли сообщается вскользь, выделяется главное в ней - изящество, нарядность, легкость, ясный блеск глаз, которые и отличают ее из всей гимназии.

ГЛАВНЫЙ КОМПОЗИЦИОННЫЙ ПРИЕМ, который использует Бунин в рассказе - прием антитезы. Легкое дыхание Оли противопоставлено обыденному пошлому миру, «крепкому тяжелому кресту» на ее могиле, красавец аристократ Малютин, совративший Олю, - некрасивому плебею казачьему офицеру, бурная жизнь и ранний женский опыт героини - выдуманной жизни классной дамы, «немолодой девушки».

2.Аналитическая беседа.

- какие чувства возникают у вас с первых строк рассказа?

-что говорит Бунин о жизни Оли Мещерской?

-что настораживает вас уже с первых строк?

-для чего автор вводит описание последней зимы Оли?

-как связаны два события: вечер с Малютиным и встреча с казачьим офицером -как вы воспринимаете рассказчика?



III. ЭТАП УРОКА. СЛОВО УЧИТЕЛЯ.

1.Перед чтением рассказа я просила сформулировать и записать вопросы, которые вам хотелось бы обсудить на уроке.

Давайте зачитаем их и запишем на доске самые важные.

В Центре внимания учеников оказался проблемный вопрос:

« Почему произведение называется «Легкое дыхание?

Обращаемся к эпиграфам и просим учеников прокомментировать их, выделить в каждом ключевые слова.

Затем обращаемся к словосочетанию «легкое дыхание» и просим записать

слова - ассоциации, слова - ощущения (по звуку, по запаху, по цвету)

В результате творческих усилий на доске появляется запись

«Легкое дыхание - это чистота, свежесть, беззаботность, недуманье, свобода».

Расширить смысл словосочетания «легкое дыхание» поможет стихотворение А. Фета «Бабочка»

Разработка урока по литературе Изучение рассказа И.А.Бунина

2.Чтение и анализ стихотворения А.Фета «Бабочка».

(Текст стихотворения у каждого на столе)

Ты прав, одним воздушным очертаньем я так мила.

Весь бархат мой с его живым сияньем - лишь два крыла.

Не спрашивай: откуда появилась? Куда спешу?

Здесь на цветок я легкий опустилась. И вот дышу. Надолго ли, без цели, без усилья дышать хочу?

Вот-вот сейчас, сверкнув, раскину крылья. И улечу.

Вопросы и задания к стихотворению:

  1. Чем мила бабочка?

  2. Выпиши те слова, подчеркивающие ее особенность.

3. - что символизирует бабочка в системе эстетических ценностей А.Фета?

(Символ красоты, поэзии, искусства, не связанного с действительностью)

- Фет был любимым поэтом Бунина, он для него - поэт чувственный и страстный, прозревающий сквозь полотно Вселенной трепет и мерцание бытия.

Как и Фет, Бунин пробивает корку материи, заставляя все житейское, будничное говорить языком легкого дыхания.

3.Класс делится на группы, каждая из которых выполняет определенное задание:


L rpynna.

Выписать из текста слова, словосочетания, которые определяют характер поведения Оли Мещерской, ее внутреннее состояние .

Ответьте на вопрос:»Что общего между героиней рассказа и бабочкой Фета? («Беспечна к наставлениям», «сошла сума от веселья», «ничего не боялась», «самая беззаботная и самая счастливая», «вихрем носилась по залу», «присела легко и грациозно», «никогда не думала любить его», и т.д.)





  1. группа. Ответьте на вопрос: «Как в тексте решается важная для писателя проблема жизни и смерти. Выявите эпизоды, в которых звучат эти мотивы».

  2. группа. Обдумайте вопросы: «Чем привлекает Оля классную даму?», «Почему она каждый праздник ходит на могилу?» (Эта женщина обделена судьбой, она ничем не примечательна, и, может быть, смерть девочки наполнила ее скромную жизнь новым содержанием.) С образом классной дамы и холодного весеннего ветра связано возвращение легкого дыхания.

  3. группа. Ответьте на вопрос: «Как лирическое в тексте преобразует прозаическ4ое(грубое и тяжелое),подготавливая появление финальных строк рассказа?» Выпишите из текста слова, входящие в лексическое гнездо с корнем «дых» (вздох, вздыхать, дыхание, дышавший, воздух)

4ЭТАП УРОКА. РЕФЛЕКСИЯ

Используя прием «Тройной дневник», ответьте на проблемный вопрос:»Почему произведение, рассказывающее об отдельных моментах жизни Оли Мещерской, называется « Легкое дыхание»?

3.Составьте синквейн на тему: «Оля Мещерская».

На Заключительном этапе урока подводим итоги.

- Чем явился для вас этот рассказ?

(Он звучит как предостережение. Ведь самое опасное - это легкомыслие.)

4..ПРОДОЛЖИТЕ ФРАЗЫ:

Самым интересным на уроке было...

Я запомнил, что...

5.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

  1. Индивидуальное: прочитать несколько рассказов из цикла «Темные аллеи» и подготовить общую характеристику цикла, ответив на вопрос:

  2. Какие оттенки любовного чувства воспроизводит писатель?

  3. Всем: Прочитать рассказ И.А.Бунина «Чистый понедельник».

  4. Подумать, как смысл рассказа воплотился в его названии?



© 2010-2022