Разработка урока литературы в 8 классе Тема чести и милосердия в повести А. С. Пушкина Капитанская дочка

Тема: Тема чести и милосердия в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».  (религиозно-нравственный смысл «Капитанской дочки» А.С. Пушкина) Цель: обобщить и систематизировать знания по изученной повести, особое внимание уделить теме милосердия, развивать способности анализа художественного текста, умение работать в группах, индивидуально; воспитывать чувство милосердия, чести, сострадания.                                                                                                           ...                 …твёрдо держащийся чести и совести…                                нравственные законы       преступить сумевший...                                                                                               2. Работа в группах: 1.     Первая встреча  Гринёва с  Пугачёвым. -         Как обращается  Гринёв к  Пугачёву? ( Брат… уже в этом  обращении от дворянина к босяку, нарушаются  социальные условности. Люди, пережившие только что опасность, чувствуют особую общность: все смертны, все п...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Тема чести и милосердия в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

(религиозно-нравственный смысл «Капитанской дочки» А.С. Пушкина)

Цель: обобщить и систематизировать знания по изученной повести, особое внимание уделить теме милосердия, развивать способности анализа художественного текста, умение работать в группах, индивидуально; воспитывать чувство милосердия, чести, сострадания.

Эпиграф: Молодой человек! Если записки мои попадут в твои руки,

вспомни, что лучшие и

прочнейшие изменения суть те,

которые происходят от улучшения

нравов, без всяких насильственных

потрясений.

А.С. Пушкин

Оборудование: иллюстрации к повести «Капитанская дочка», кластер.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Ход урока:

1. Психологический тренинг.

Предлагаю ответить на несколько вопросов, поднимая большой палец вверх («хорошо») или опуская большой палец вниз («плохо»). Положительный ответ сопровождается восклицанием: «Во!»

-Какие у вас друзья?

-а школа?

-а учителя?

-класс?

-как ваши дела?

-как настроение?

2. Вступительное слово учителя.

Сегодня мы проводим заключительный урок по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка», которую автор написал за несколько месяцев до смерти. Я не случайно выбрала именно эту тему для вас, ведь вы находитесь на пороге взрослой жизни ,и именно сейчас перед вами встают вопросы: что такое честь? Совесть? Милосердие? За что держаться в этой жизни? Что не подведёт?

В повести нигде честь не противоречит совести. Так за что же держаться? Ответ «Капитанской дочки» понятен: держаться надо за свою совесть, за честь в глазах Бога, за Бога. Это поможет сохранить честь и в глазах людей. «Держаться надо за милосердие»- такой ответ даёт Пушкин. Глубоко христианский ответ.

Вся последняя повесть Пушкина настолько проникнута духом милосердия, что её можно было бы назвать повестью о милосердии. Центральная сюжетная линия повести - история взаимоотношений Гринёва и Пугачёва- есть прежде всего история милосердия.

Во всех четырёх встречах милосердие является как бы нервом отношений наших героев. С милосердия начинается эта история, им и кончается.


Разработка урока литературы в 8 классе Тема чести и милосердия в повести А.С.Пушкина Капитанская дочкаГринев Пугачев

Разработка урока литературы в 8 классе Тема чести и милосердия в повести А.С.Пушкина Капитанская дочкаРазработка урока литературы в 8 классе Тема чести и милосердия в повести А.С.Пушкина Капитанская дочка

…твёрдо держащийся чести и совести… нравственные законы преступить сумевший...

2. Работа в группах:

  1. Первая встреча Гринёва с Пугачёвым.

  • Как обращается Гринёв к Пугачёву? ( Брат… уже в этом обращении от дворянина к босяку, нарушаются социальные условности. Люди, пережившие только что опасность, чувствуют особую общность: все смертны, все под Богом ходим…

  • Услышано ли это Пугачёвым? Докажите.

  • Как раскрылся, почти исповедался Пугачёв? (« - Как не прозябнуть в одном худеньком армяке! Был тулуп, да что греха таить? Заложил вечор у целовальника, мороз показался, не велик»)

  • Как Гринёв отблагодарил Пугачёва?

Как ни странно, но именно Савельич подчёркивает контраст в отношении к Пугачёву. Два отношения к человеку - Савельича и Гринёва.(сцена с заячьим тулупом).

В благодарности Гринёва больше: тут жалость, милосердие и …уважение. Уважение к человеку, его достоинству. И человеку холодно. А человеку не должно быть холодно. Потому что образ Божий. И если мы безразлично проходим мимо человека, которому холодно, это кощунственно. Это и понял Пугачёв.

  • Какое тёплое напутствие даёт Пугачёв Гринёву?(« Спасибо, ваше благородие! Награди вас господь за вашу добродетель. Век не забуду ваших милостей»)

И завязались таинственные отношения между нашими героями.

  • Чем можно ответить на милость, милосердие?

  • Чем его измерить? - только милосердием!

2 группа. Вторая встреча Гринёва с Пугачёвым.

  • Почему Пугачёв помиловал Гринёва?

  • Соразмерны ли услуга и воздаяние: стакан вина, заячий тулуп и … жизнь, подаренная офицеру войска, с которым ведётся беспощадная война? Каким законом управляется поведение Пугачёва?

  • Законом милосердия. Разглядел однажды Гринёв человека в Пугачёве, обратился к этому внутреннему человеку и не может уже забыть этого Пугачёв.

3 группа. Третья встреча Гринёва с Пугачёвым.

Пугачёв не верит в помилование для себя, и в этом неверии уже начало смерти, пророчество о ней… Гринёв,- наоборот, сама вера, сама надежда в добрые начала, которые живы в душе Пугачёва.

  • О чём просит Гринёв Пугачёва? (« …отпусти меня с бедной сиротой, куда нам бог путь укажет. А мы, где бы ты ни был и что бы с тобой ни случилось, каждый день будем бога молить о спасении грешной твоей души…»)

  • Кто же может устоять перед такой мольбой? Разве только уж очень одичавшее во зле сердце… Пушкинскому же Пугачёву, преступному и верующему, радостно возвращаться к себе милующему, к себе истинному.

  • О чём мечтает, чего страстно желает в этот момент Гринёв? («…Не могу изъяснить то, что я чувствовал, расставаясь с этим ужасным человеком, извергом, злодеем для всех, кроме одного меня. Зачем не сказать истины? В эту минуту сильное сочувствие влекло меня к нему. Я пламенно желал вырвать его из среды злодеев, которыми он предводительствовал, и спасти его голову, пока ещё было время…»)

  • Что отравляет радость Гринёва, когда восстание было подавлено? (« Емеля, Емеля! - думал я с досадой, Зачем не наткнулся ты на штык или не подвернулся под картечь? Лучше ничего не мог бы ты придумать»)

4 встреча - во время казни Пугачёва.

-Приведите примеры милосердия из повести (Урядник Максимыч, милосердие Гринева по отношению к Швабрину, прощение Гринёва императрицей.)

По степени авторской сознательности в изображении темы милосердия повесть «Капитанская дочка» является одним из самых христианских произведений в мировой литературе.

3.Составление синквейна по повести:

ЧЕСТЬ

ДВОРЯНСКАЯ, ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ

БЕРЕЧЬ, ОТСТАИВАТЬ, ЗАЩИЩАТЬ

БЕРЕГИ ЧЕСТЬ СМОЛОДУ.

ДОСТОИНСТВО.

4. Рефлексия.

-На что, по вашему мнению, направлено главное внимание автора? ( На открытие внутреннего мира человека.)

5. Домашнее задание: «Что такое милосердие? (по страницам повести «Капитанская дочка» А.С.Пушкина).


© 2010-2022