Открытый урок по русской литературе на тему Дубина народной войны поднялась со всею своею грозною. .. силой (Л. Н. Толстой) (10 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытый урок по русской литературе. 10 класс.

Тема: "Дубина народной войны поднялась со всею своею грозною ...силой". ( Л.Н.Толстой)

(Партизанская война. Платон Каратаев и Тихон Щербатый).

Федорова Анастасия Семеновна, учительница

русского языка и литературы.

Тема урока: "Дубина народной войны поднялась со всею своею грозною ...силой". (Л.Н.Толстой). (Партизанская война. Платон Каратаев и Тихон Щербатый).

Цели: расширить представления учащихся о народной войне 1812г., выяснить, какое значение сыграло партизанское движение в войне , рассказать о судьбе главных героев

(по 4 тому).

Оборудование: портрет писателя, иллюстрации из романа, тексты для пересказа.

Ход урока.

1. Организационная часть /тема, цель урока/.

2. Вступительное слово учителя.

В 1812году французами одержана победа под Москвой, Москва взята, и вслед за тем, без новых сражений, не Россия перестала существовать, а перестала существовать 600 тысячная армия, потом наполеоновская армия.

Война 1812года была величайшая из всех известных войн. В 4-ом томе романа Толстой рисует развитие народной войны. Главы этого тома посвящены сильному и могучему партизанскому движению.

"Со времени пожара Смоленска началась война, не подходящая ни под какие прежние предания войн. Сожжение городов и деревень, отступление после сражений, удар Бородина и опять отступление, оставление и пожар Москвы, ловля мародеров и т д - все это были отступления от правил. Партизаны уничтожили великую армию по частям. Они подбирали те опавшие листья, которые сами собой снимались с иссохшего дерева - французского войска, и тогда трясли это дерево, - " пишет Толстой.

3. Работа по тексту (т 4.романа "Война и мир" ).

Вопросы и задания: 1. О каких партизанских отрядах рассказывает писатель?

Партизанская война началась со вступления неприятеля в Смоленск (т.4 , ч.3, гл.3) 24 августа был учрежден первый партизанский отряд Давыдова. Вслед за его отрядом стали учреждаться другие. В октябре, в то время как французы бежали к Смоленску, этих партий различных величин и характеров были сотни. Были партии, перенимавшие все приемы армии, с пехотой, с артиллерией, штабами, с удобствами жизни, были казачьи, кавалерийские, были мелкие, сборные, пешие и конные, были мужицкие и помещичьи, никому неизвестные.

Был дьячок начальником партии, взявший в месяц несколько сот пленных. Была старостиха Василиса, побившая сотни французов. Более крупным планом автор рисует партизанские отряды Денисова и Долохова.

Сообщение 1 ученика.

Денисов - один из партизан. У него 200 человек. Он - боевой гусарский офицер, игрок, азартный шумный "маленький человек с красным лицом, блестящими черными глазами, с черными взлохмаченными усами и волосами.

Денисов - командир и друг Н.Ростова, человек для которого выше в жизни честь полка, в котором он служит. Он храбр, способен на дерзкие и необдуманные поступки, как в случае с захватом продовольственного транспорта, участвует во всех компаниях, командуя в 1812г партизанским отрядом, освободившим пленных и в т ч Пьера. Прототипом Денисова во многом послужил герой войны 1812 г. Д.В. Давыдов упоминаемый в романе и как историческое лицо.

Сообщение 2 ученика.

Долохов Федор - "семеновский офицер"...

4. Выразительное чтение отрывка из романа "Война и мир".

(глава 3, ч3, стр. 149)

Диалог "Денисов и Петя Ростов" ( В то время Денисов говорил с эсаулом...).

Сообщение ученицы "Крестьянин - партизан Тихон Щербатый- "самый полезный и храбрый человек" в отряде Денисова ( т4 , ч.3, гл.5-6).

Тихон Щербатый - тип из народа. В нем живет любовь к русской земле, дух бунтарства, все самое привлекательное и смелое, что наблюдал Толстой в крепостных крестьянах.

Выводы: в Тихоне Щербатом воплощены лучшие черты характера крестьянина -мстителя, сильного, смелого, энергичного и смекалистого. Любимое оружие Тихона - топор, которым он "владеет, как владеет волк зубами". Французы для него - враги, которых надо уничтожать. И он выслеживает французов днем и ночью.

Неистребимое чувство юмора, способность шутить при любых обстоятельствах, находчивость и удаль отличают Тихона Щербатого среди партизан.

5. Слово учителя: "Я люблю мысль народную вследствие войны 1812г", - писал Толстой. Отношение "к мысли народной" - важный критерий для писателя. Путь нравственных исканий любимых героев (Пьера, Наташи, Болконского) так или иначе подводил этих героев к сближению с народом. Пьер сближается с Платоном Каратаевым - источником народной мудрости и жизненной философии, носителем идей патриархального крестьянства.

Чтение эпизода "Встреча Пьера с П.Каратаевым" (т 4, ч 1, гл 12, стр151) по ролям.

Вопросы: 1 Какие детали внешности, манеру говорить выделяет Толстой у П.Каратаева?

2.Обратим внимание на язык П.Каратаева. Какие изобразительно - выразительные средства использует крестьянин? ( эпитеты, сравнения, пословицы, просторечья)

6. Сообщение ученицы о Платоне Каратаеве.

П.Каратаев - солдат Апшеронского полка, встретившийся П.Безухову в плену. Прозван на службе Соколиком. При первой встрече с этим маленьким, ласковым и добродушным человеком Пьера поражает ощущение чего -то круглого и спокойного, что исходит от Каратаева. Он привлекает всех к себе спокойствием, уверенностью, добротой и улыбчивостью своего круглого лица. Ослабев от лихорадки, Каратаев начинает отставать на переходах, его пристреливают конвоиры - французы. После смерти Каратаева, благодаря его мудрости и неосознанно выражавшейся во всем его поведении народной философии жизни, Пьер приходит к понимании смысла бытия.

Вывод: Каратаев кроткий, добрый, проповедует идею всепрощения, который Тихону Щербатому неведомо. Тихон и Платон - две стороны русской души. Каратаев любит всех людей, даже врагов. Он терпелив и покорен судьбе. Для Толстого русский национальный характер связывался с образом Каратаева, воплощавшего патриархальность, доброту и смирение русского крестьянина. Таким образом, народ -носитель лучших человеческих качеств. Ему принадлежит ведущая роль на войне 1812года.

7. Вопрос: Что пишет Л.Толстой о значении партизанской войны в общей победе русских в 1812г.

Ответ: Партизанская война с французами приняла народный характер. Она несла с собой новые методы борьбы "опрокидывая завоевательную стратегию Наполеона". "Дубина народной войны поднялась со всею своею грозною и величественною силой и, не спрашивая ничьих вкусов и правил, с глупою простотой... не разбирая ничего, поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие", - так пишет Толстой о роли партизанской войны в общей победе русских в 1812г. В этих словах гордость Толстого и преклонение перед народной силой, который он любил именно как силу стихийную.

8. Общие выводы.

Вопросы: О чем узнали сегодня? Как вам работалось? Что понравилось? Какой этап урока вам запомнился?

9.Домашнее задание: 1.Прочитать т4, ч.3, гл.7, стр. 163-165, гл.9, стр. 166-168,гл.11. "Сцена гибели Пети Ростова". Ответить на 4 вопрос. Правда о войне в романе Л.Н.Толстого.

© 2010-2022