- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Действительные и страдательные причастия 7 класс
Действительные и страдательные причастия 7 класс
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 7 класс |
Тип | Презентации |
Автор | Пурахина Н.В. |
Дата | 13.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Класс:
7 а.б.в.г.д
Дата:
12.10.13
№ урока:
18/3
Тема урока: Действительные причастия настоящего и прошедшего времени
Цель урока: ознакомить учеников со способами образования действительных причастий настоящего и прошедшего времени; научить выбирать гласную в суффиксах этих причастий; развивать пунктуационные навыки.
Задачи урока:
1. Ознакомить учеников со способами образования действительных причастий настоящего и прошедшего времени;
2.Развитие навыка выделения причастных оборотов запятыми, умение определять разряд причастий;
3.Воспитывать любовь к природе.
Учебник/литература: И.О Серикпаева, Е.В. Тюкачева, А.Ж. Белбеуова
Оборудование: учебники, тетради, таблицы.
Ход урока:
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания: § 8 упражнение 62(письменно).
III.Лингвистическая разминка
Синтаксический разбор предложения: ' Чистка плиты и закопченной посуды -трудоемкое занятие.
IV. Объяснение нового материала: 1.Изучение темы «Действительные причастия
настоящего времени»
1. Записать глаголы в 3-м лице множественного числа в два
столбика (I и II спряжения), оставляя каждый раз чистую строку:
думать, клеить, брить, гнать, лечить, лелеять, сеять, любить,
строить, каяться-
Выделить окончания глаголов.
2. Образовать от этих глаголов действительные причастия на
стоящего времени, подписать в свободные строки.
думают
клеят
думающий
клеящий
бреют
гонят
Вывод: гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени соответствуют гласным глагола (в 3-м лице множественного числа), от которого они образованы.
Если действительное причастие образовано от глагола I спряжения, в суффиксе пишем гласную у (ю),если от глагола II спряжения - гласную а (я).
3. Изучение теоретического материала учебника (§9,с.47),
беседа по вопросам.
2. Как образуются формы прошедшего времени у глагола?
(Записываем на доске в столбик.)
(От основы инфинитива, чаще всего с помощью суффикса -л-:
читать - читал
таять - таял
узнать - узнал
превратить - превратил.
Некоторые глаголы прошедшего времени образуются бессуфиксным способом, тоже от основы инфинитива:
нести - нес
расти - рос.)
Образуем от этих глаголов формы действительных причастий настоящего времени, а потом попробуем образовать формы действительных причастий прошедшего времени.
Заполним сначала первую и вторую колонки, а затем третью. Перед заполнением третьей колонки спросим:
Если к действительным причастиям настоящего времени можно задать вопрос «что делающий?», то какие вопросы зададим к действительным причастиям прошедшего времени?
(«Что делавший?'», «Что сделавший?»)
читать
читающий
читавший
таять
тающий
таявший
узнать
(не образуется)
узнавший
превратить
(не образуется)
превративший
нести
несущий
несший
расти
растущий
росший
- Почему не образуются действительные причастия настоящего времени от глаголов узнать, превратить! (Это глаголы совершенного вида.)
- Образуются ли действительные причастия прошедшего времени от глаголов совершенного вида?(Да.)
- От каких глаголов мы образовывали причастия - переходных или непереходных? (От тех и других.)
Выделим суффиксы действительных причастий прошедшего времени: -вш-, -ш-.
- В каком случае употребляется каждый из этих суффиксов?
(Суффикс -вш-, присоединяется к основам на гласную, суффикс -ш- - к основам на согласную.)
Вывод: действительные причастия прошедшего времени образуются от основ инфинитива (неопределенной формы) переходных и непереходных глаголов совершенного и несовершенного вида припомощи суффиксов -вшг, -ш.
V.Закрепление нового материала: упражнение 69,70,74,75
VI. Домашнее задание: §9, упражнение 71
VII. Подведение итогов урока, оценивание
3