"Открытый урок на тему; «Кладовая солнца»"

Тема:             М. Пришвин «Кладовая солнца» Цель: 1)  обобщить и систематизировать знания учащихся по  произведению М. Пришвина «Кладовая солнца»; 2) формировать навыки осознанного чтения, умения работы с художественным текстом; 3) развитие навыков аналитического и критического мышления;  4) воспитание любви  и бережного отношения природе,  толерантности. Оборудование:  художественный текст, иллюстрации к произведению Тип:    контрольно- обобщающий Вид:    урок – анализ художественного текста    Метод:  частично- поисковый, наглядный, проблемный, беседа Время: 45 минут Класс 5 Б                  Ход  урока 1.      Организационный  момент.                 А) Приветствие и посещаемость;                 Б) Готовность к уроку;                   В)  Целеполагание (сообщение темы урока и его цели) 2.     Вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу - активизация деятельности учащихся. Мотивация дальнейшей работы. - Ребята, мы завершили чтение сказки-были  М.М. Пришвина «Кладовая солнца». Понравилось ли вам произведение? -  Упражнение «Собери слова». Выберите только те слова, которыми характеризуется деятельность М.М.Пришвина.    «Правдивый сказочник»,   художник,  агроном,  географ,   писатель,  этнограф, краевед,  учитель,  врач,  путешественник.    3.Проблемный вопрос. Почему «Кладовая солнца названа «сказка – быль»? Перечислите отличительные признаки, которые позволили дать этому произведению такой двузначный подзаголовок.   Сказка – быль- название противоречивое, т.к. быль то, что было не самом деле, кажется, исключает сказочное, фантастическое. В повести Пришвина больше были- историческое время, место, реальные герои- дети, их соседи, Антипыч, занятия и заботы людей, мир природы. Но есть в «Кладовой солнца» элементы сказки. Главный из них – благополучный конец. Добрые чувства побеждают. «Мужичок в мешочке» не только спасается, но и убивает матерого волка. Травка находит нового хозяина. Кроме того, рассказ, как и... Работа в тетради. 1 вариант отмечает признаки сказки. Второй признаки реальности.   Беседа.  -Какое историческое время описывается в произведении? - Что вам о нем известно?  - Кто является главным героем  в произведении и почему? - Кто научил управлять хозяйством ребят? Как это у них получалось? 4 Выборочное чтение.  Перечитайте и озаглавьте отрывок из «Кладовой солнца(стр. 258, 259). Подумайте, зачем писатель включил эту историю в свое повествование.   Эту часть можно было бы назвать  «Несчастная жизнь ели сосны». Рассказывая её, автор, скорее всего, преследовал несколько целей: во-первых, это тревожное предупреждение- на фоне стона  и воя сосны и ели ссорятся Настя и Митраша, их ждет беда. Во вторых,  борьбе сосны и ели вторят волк и собака, один – извечный враг человека, другой - его надежный друг. И наконец, в- третьих, с елью и сосн
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: М. Пришвин «Кладовая солнца»

Цель: 1) обобщить и систематизировать знания учащихся по произведению М. Пришвина «Кладовая солнца»;

2) формировать навыки осознанного чтения, умения работы с художественным текстом; 3) развитие навыков аналитического и критического мышления;

4) воспитание любви и бережного отношения природе, толерантности.

Оборудование: художественный текст, иллюстрации к произведению

Тип: контрольно- обобщающий

Вид: урок - анализ художественного текста

Метод: частично- поисковый, наглядный, проблемный, беседа

Время: 45 минут

Класс 5 Б

Ход урока

  1. Организационный момент.

А) Приветствие и посещаемость;

Б) Готовность к уроку;

В) Целеполагание (сообщение темы урока и его цели)

2. Вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу - активизация деятельности учащихся. Мотивация дальнейшей работы.

- Ребята, мы завершили чтение сказки-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца». Понравилось ли вам произведение?

- Упражнение «Собери слова». Выберите только те слова, которыми характеризуется деятельность М.М.Пришвина.

«Правдивый сказочник», художник, агроном, географ, писатель, этнограф, краевед, учитель, врач, путешественник.

3.Проблемный вопрос.

Почему «Кладовая солнца названа «сказка - быль»? Перечислите отличительные признаки, которые позволили дать этому произведению такой двузначный подзаголовок.

Сказка - быль- название противоречивое, т.к. быль то, что было не самом деле, кажется, исключает сказочное, фантастическое. В повести Пришвина больше были- историческое время, место, реальные герои- дети, их соседи, Антипыч, занятия и заботы людей, мир природы. Но есть в «Кладовой солнца» элементы сказки. Главный из них - благополучный конец. Добрые чувства побеждают. «Мужичок в мешочке» не только спасается, но и убивает матерого волка. Травка находит нового хозяина. Кроме того, рассказ, как и сказка, начинается зачином ( рассказ о жизни детей), по - сказочному занятны прозвища ребят - «Золотая курочка», «Мужичок в мешочке»; как и в сказке дети выбирают одну из двух дорог, опасность, помощь Травки. Кроме того, природа одухотворена : деревья стонут, рычат, крик тетерева, косача или ворона переводится на человеческий язык.. Лось, сороки, лисичка, волк рассуждают, как люди. Но тут есть секрет пришвинской прозы: он не приписывает животным мысли и переживания людей, а лишь предполагает, что за мысли могут скрываться за поведением и повадками птиц и зверей.

Работа в тетради. 1 вариант отмечает признаки сказки. Второй признаки реальности.

Беседа.

-Какое историческое время описывается в произведении?

- Что вам о нем известно?

- Кто является главным героем в произведении и почему?

- Кто научил управлять хозяйством ребят? Как это у них получалось?

4 Выборочное чтение. Перечитайте и озаглавьте отрывок из «Кладовой солнца(стр. 258, 259). Подумайте, зачем писатель включил эту историю в свое повествование.

Эту часть можно было бы назвать «Несчастная жизнь ели сосны». Рассказывая её, автор, скорее всего, преследовал несколько целей: во-первых, это тревожное предупреждение- на фоне стона и воя сосны и ели ссорятся Настя и Митраша, их ждет беда. Во вторых, борьбе сосны и ели вторят волк и собака, один - извечный враг человека, другой - его надежный друг. И наконец, в- третьих, с елью и сосной связана дружба и соперничество: обреченные на случайное соседство, деревья мучаются два столетия, и в мире людей бывает также: желание доказать свою правоту, не считаясь с товарищем, может закончиться плохо.

5. Расскажите, как случилось, что Митраша попал в беду. Почему это произошло?

Митраша шел по верной дороге, определяя направление по компасу и болотной траве белоусу, выросшей на тропе, кем -то проторенной давным - давно. Обманула мальчика Слепая елань - топкое место, которое показалось ему безобидной полянкой. На самом деле даже название его произошло оттого, что обычная топь покрыта слоем воды, а в Слепой (незаметной) елани эта вода затянута травой. Митраша не знал секрета елани, не хотел её обходить по белевшей траве и попал в топь. Если бы он не был так самоуверен и упрям, может, смог бы избежать беды.

6. Задание поискового характера.

Какое настроение пронизывает пришвинское описание природы в « кладовой солнца»? Какими художественными средствами пользуется писатель ?

Все описание природы у Пришвина пронизано любовью к ней, восхищением её красотой, богатством, разнообразием. Для того, чтобы передать эти чувства, Пришвин использует самые разные средства. Какие? Сравнения: («могучие стволы соснового бора стали как зажженные свечи великого храма природы», елки сравнивает с колдуньями, сказочными старушками); олицетворения( «деревья стонали и выли», «боролись»» старушки елки «волновались», одна из них «тянет свою костлявую руку к тропе) ; говорящие названия лесных мест Блудово болото( место, где можно заблудиться); Звонкая борина(сосновый бор, где звонко поют птицы); эпитеты: «великое солнце», «несчастная жизнь, неизбывная злоба»).

* Какое лесное животное описано Пришвиным? Как? Какую роль выполняет оно в приключениях Насти и Митраши? (стр ).

М.М Пришвиным описан лось - лесной великан. Его величие подчеркнуто такими словами, как «громадина», «большое тело», «чудовище». Лось сравнивается с самыми крупными домашними животными - быком и лошадью. Писатель не просто восхищается его красотой («какие глаза», «какие рога») Это животное появляется в повествовании не случайно. С его помощью осуждается жадность человеческая, превращающая человека в бездушное животное. Именно так воспринимает Настю лесной гигант.

* Какую роль в произведении играет собака? Вспомните, как описывает её автор?

Она все понимает. Травка -верный друг человека, она очень любила Антипыча и сильно тосковала, когда он умер. Она утешает Настю и помогает выбраться из Слепой елани Митраше, признает его за молодого хозяина. Травка очень умная и ласковая собака, ей необходимы люди, которым она будет служить.

*Какую роль играют птицы и звери? Какие они?

Лесные жители относятся к человеку настороженно, даже враждеьно - Он охотник, ружьё несет смерть. Поэтому сороки, ворон, гадюка и особенно волк хотят ему зла.Другие - чибис, кулик, глухарь предостерегают Митрашу, тревожатся за него вместе с автором.

Похожи ли птицы и звери на сказочных? Нет. Он любовно рисует их, не идеализирует. Даже иногда животное напоминает кого- либо из героев.

Проблемный вопрос. Почему сказка - быль называется «Кладовая солнца»? Попробуйте отметить несколько значений этого названия.

  1. «Кладовой солнца» автор называет Блудово болото, в котором скопились огромные запасы торфа- прекрасного горючего материала, образовавшегося за многие годы из остатков растений- детей солнца, сохранивших его тепло даже после смерти.

  2. «Кладовая солнца» - это вся природа с её деревьями, цветами, птицами, зверьем. И главное - человеком.

  3. «Кладовая солнца»- сердце человека, с его способностью любить, и в этой способности- великая правда, которую знал старый Антипыч. Доброта, сердечное тепло, неравнодушие ко всему вокруг- вот настоящее, истинное богатство.

  4. Домашнее задание: подготовка к сочинению

План разработан учителем русского языка и литературы Раевской Н.В.



© 2010-2022