- Преподавателю
- Русский язык и литература
- "Открытый урок на тему; «Кладовая солнца»"
"Открытый урок на тему; «Кладовая солнца»"
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Курсакбаева А.Е. |
Дата | 11.03.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема: М. Пришвин «Кладовая солнца»
Цель: 1) обобщить и систематизировать знания учащихся по произведению М. Пришвина «Кладовая солнца»;
2) формировать навыки осознанного чтения, умения работы с художественным текстом; 3) развитие навыков аналитического и критического мышления;
4) воспитание любви и бережного отношения природе, толерантности.
Оборудование: художественный текст, иллюстрации к произведению
Тип: контрольно- обобщающий
Вид: урок - анализ художественного текста
Метод: частично- поисковый, наглядный, проблемный, беседа
Время: 45 минут
Класс 5 Б
Ход урока
-
Организационный момент.
А) Приветствие и посещаемость;
Б) Готовность к уроку;
В) Целеполагание (сообщение темы урока и его цели)
2. Вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу - активизация деятельности учащихся. Мотивация дальнейшей работы.
- Ребята, мы завершили чтение сказки-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца». Понравилось ли вам произведение?
- Упражнение «Собери слова». Выберите только те слова, которыми характеризуется деятельность М.М.Пришвина.
«Правдивый сказочник», художник, агроном, географ, писатель, этнограф, краевед, учитель, врач, путешественник.
3.Проблемный вопрос.
Почему «Кладовая солнца названа «сказка - быль»? Перечислите отличительные признаки, которые позволили дать этому произведению такой двузначный подзаголовок.
Сказка - быль- название противоречивое, т.к. быль то, что было не самом деле, кажется, исключает сказочное, фантастическое. В повести Пришвина больше были- историческое время, место, реальные герои- дети, их соседи, Антипыч, занятия и заботы людей, мир природы. Но есть в «Кладовой солнца» элементы сказки. Главный из них - благополучный конец. Добрые чувства побеждают. «Мужичок в мешочке» не только спасается, но и убивает матерого волка. Травка находит нового хозяина. Кроме того, рассказ, как и сказка, начинается зачином ( рассказ о жизни детей), по - сказочному занятны прозвища ребят - «Золотая курочка», «Мужичок в мешочке»; как и в сказке дети выбирают одну из двух дорог, опасность, помощь Травки. Кроме того, природа одухотворена : деревья стонут, рычат, крик тетерева, косача или ворона переводится на человеческий язык.. Лось, сороки, лисичка, волк рассуждают, как люди. Но тут есть секрет пришвинской прозы: он не приписывает животным мысли и переживания людей, а лишь предполагает, что за мысли могут скрываться за поведением и повадками птиц и зверей.
Работа в тетради. 1 вариант отмечает признаки сказки. Второй признаки реальности.
Беседа.
-Какое историческое время описывается в произведении?
- Что вам о нем известно?
- Кто является главным героем в произведении и почему?
- Кто научил управлять хозяйством ребят? Как это у них получалось?
4 Выборочное чтение. Перечитайте и озаглавьте отрывок из «Кладовой солнца(стр. 258, 259). Подумайте, зачем писатель включил эту историю в свое повествование.
Эту часть можно было бы назвать «Несчастная жизнь ели сосны». Рассказывая её, автор, скорее всего, преследовал несколько целей: во-первых, это тревожное предупреждение- на фоне стона и воя сосны и ели ссорятся Настя и Митраша, их ждет беда. Во вторых, борьбе сосны и ели вторят волк и собака, один - извечный враг человека, другой - его надежный друг. И наконец, в- третьих, с елью и сосной связана дружба и соперничество: обреченные на случайное соседство, деревья мучаются два столетия, и в мире людей бывает также: желание доказать свою правоту, не считаясь с товарищем, может закончиться плохо.
5. Расскажите, как случилось, что Митраша попал в беду. Почему это произошло?
Митраша шел по верной дороге, определяя направление по компасу и болотной траве белоусу, выросшей на тропе, кем -то проторенной давным - давно. Обманула мальчика Слепая елань - топкое место, которое показалось ему безобидной полянкой. На самом деле даже название его произошло оттого, что обычная топь покрыта слоем воды, а в Слепой (незаметной) елани эта вода затянута травой. Митраша не знал секрета елани, не хотел её обходить по белевшей траве и попал в топь. Если бы он не был так самоуверен и упрям, может, смог бы избежать беды.
6. Задание поискового характера.
Какое настроение пронизывает пришвинское описание природы в « кладовой солнца»? Какими художественными средствами пользуется писатель ?
Все описание природы у Пришвина пронизано любовью к ней, восхищением её красотой, богатством, разнообразием. Для того, чтобы передать эти чувства, Пришвин использует самые разные средства. Какие? Сравнения: («могучие стволы соснового бора стали как зажженные свечи великого храма природы», елки сравнивает с колдуньями, сказочными старушками); олицетворения( «деревья стонали и выли», «боролись»» старушки елки «волновались», одна из них «тянет свою костлявую руку к тропе) ; говорящие названия лесных мест Блудово болото( место, где можно заблудиться); Звонкая борина(сосновый бор, где звонко поют птицы); эпитеты: «великое солнце», «несчастная жизнь, неизбывная злоба»).
* Какое лесное животное описано Пришвиным? Как? Какую роль выполняет оно в приключениях Насти и Митраши? (стр ).
М.М Пришвиным описан лось - лесной великан. Его величие подчеркнуто такими словами, как «громадина», «большое тело», «чудовище». Лось сравнивается с самыми крупными домашними животными - быком и лошадью. Писатель не просто восхищается его красотой («какие глаза», «какие рога») Это животное появляется в повествовании не случайно. С его помощью осуждается жадность человеческая, превращающая человека в бездушное животное. Именно так воспринимает Настю лесной гигант.
* Какую роль в произведении играет собака? Вспомните, как описывает её автор?
Она все понимает. Травка -верный друг человека, она очень любила Антипыча и сильно тосковала, когда он умер. Она утешает Настю и помогает выбраться из Слепой елани Митраше, признает его за молодого хозяина. Травка очень умная и ласковая собака, ей необходимы люди, которым она будет служить.
*Какую роль играют птицы и звери? Какие они?
Лесные жители относятся к человеку настороженно, даже враждеьно - Он охотник, ружьё несет смерть. Поэтому сороки, ворон, гадюка и особенно волк хотят ему зла.Другие - чибис, кулик, глухарь предостерегают Митрашу, тревожатся за него вместе с автором.
Похожи ли птицы и звери на сказочных? Нет. Он любовно рисует их, не идеализирует. Даже иногда животное напоминает кого- либо из героев.
Проблемный вопрос. Почему сказка - быль называется «Кладовая солнца»? Попробуйте отметить несколько значений этого названия.
-
«Кладовой солнца» автор называет Блудово болото, в котором скопились огромные запасы торфа- прекрасного горючего материала, образовавшегося за многие годы из остатков растений- детей солнца, сохранивших его тепло даже после смерти.
-
«Кладовая солнца» - это вся природа с её деревьями, цветами, птицами, зверьем. И главное - человеком.
-
«Кладовая солнца»- сердце человека, с его способностью любить, и в этой способности- великая правда, которую знал старый Антипыч. Доброта, сердечное тепло, неравнодушие ко всему вокруг- вот настоящее, истинное богатство.
-
Домашнее задание: подготовка к сочинению
План разработан учителем русского языка и литературы Раевской Н.В.