- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок развития речи. Подготовка к написанию сочинения в публицистическом стиле на тему Берегите природу!
Урок развития речи. Подготовка к написанию сочинения в публицистическом стиле на тему Берегите природу!
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Щербак В.И. |
Дата | 08.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема урока «Подготовка к написанию сочинения в публицистическом стиле на тему «Берегите природу!»
Цели: 1) развивать речевую культуру учеников, устную речь, воображение, аналитическое и синтетическое мышление, навыки самостоятельной работы;
2) воспитывать бережное отношение к природе, чувство ответственности за всё живое на Земле; любовь к родному языку; интерес к предмету;
3) углубить знания учащихся об особенностях публицистического стиля, расширить кругозор, знания по экологии; подготовить к написанию сочинения в публицистическом стиле.
Литература: Е.Евтушенко «Сборник стихов», К.Паустовский «Душистый колокольчик», «Энциклопедический словарь», «Словарь русского языка» С.Ожегова.
Оборудование: ИКТ, раздаточный материал.
Ход урока:
-
Оргмомент.
-
Формулирование темы. Целеполагание.
А) Работа с эпиграфом.
У: - Сегодня урок развития речи. На уроке будут помощники, ребята, которым были даны индивидуальные задания.
-Вы спросите, на какую тему? Попробуйте догадаться, определить, о чём пойдёт речь на уроке, сами. Может, ему подскажет эпиграф?
(на экране появляется эпиграф) Слайд № 2
Наша планета хрупка и ранима,
Все ли мы помним об этом, друзья?
Мир наш беречь просто необходимо
От наших с вами следов бытия.
Что мы потомкам желаем оставить?
Грязные реки? Отравленный лес?
Может, не поздно ещё нам исправить
Действия монстра по кличке Прогресс?
- Итак, определим тему.
(учащиеся:
- думаю, что мы будем говорить о природе и о человеке
- мне кажется, что обсуждать мы будем проблему «Природа и человек»
- я думаю, что речь пойдёт о том, что человек должен беречь и любить природу)
- Правильно, тема урока «Берегите природу!», а наша цель - подготовиться к написанию домашнего сочинения в публицистическом стиле. Эти знания и умения для вас очень важны, т. к. они пригодятся на ГИА , ЕГЭ . (Слайд №3 с темой и целью урока) Оформление тетрадей: число, сочинение, тема.
-
Активизация знаний.
- Прежде, чем перейти непосредственно к теме, давайте вспомним какие стили и типы речи вы знаете. Укажите признаки стиля. (Развитие устной монологической речи)
А) Работа с ТЕКСТОМ №1 (Слайд №4)
Ландыш относится к семейству лилейных. Листья у ландыша эллипсоидальные, цветки собраны в колосья, плод - ягода; опыляется при помощи насекомых.
Ландыш, с белыми ароматными цветами и красными ягодами, широко распространён в лесах европейской части России, Кавказа, Дальнего Востока; цветки и листья применяются в медицине как сердечное средство; ядовит; разводится как декоративный; получаемое из цветов эфирное масло применяется в парфюмерии.
(уч-ся:
Текст 1 - научное описание ландыша. Нет ни авторской оценки описываемого предмета, ни отношения автора к излагаемому материалу.
- язык научный, строгий, точный. Есть специальная лексика (термины): семейство лилейных, эллипсоидальные, медицина, парфюмерия. (выписать термины в тетрадь)
Б) Работа с ТЕКСТОМ № 2 (Слайд № 5)
В лесу под зелёными сводами деревьев разлит чудный аромат - это цветёт белый, душистый колокольчик - ландыш. Пойдёмте скорее туда, вон на тот бугорок, где между редко растущими деревьями виднеется такая нежная, светлая зелень и разные белые цветы - это всё ландыш!
(уч-ся:
- Это художественное описание ландыша. В тексте много эпитетов: чудный аромат, душистый колокольчик, нежная зелень.
- Это описание яркое, художественное. Автор любуется ландышем, выражает свои эмоции с помощью предложений распространённых, восклицательных)
В) Работа с ТЕКСТОМ № 3 (Слайд №6)
Всякое растение - живое существо, оно выделяет в воздух кислород, задерживает пыль. Там, где много растений, легко дышится. Что за чудный запах? Ландыш! Какой красивый цветок с белыми жемчужинками!
Стой, мой друг! Не рви цветов в лесу! Пусть это чудо радует глаз, омолаживает сердце, душу всех, кто придёт следом за нами. Именно давняя привычка рвать цветы привела к исчезновению многих видов растений. Помни: ландыш, колокольчик, фиалка занесены в Красную книгу.
(уч-ся:
- в публицистическом. Автор призывает бережно относиться к цветам, не рвать их).
У: Убедил ли вас автор, почему не надо этого делать?
-Есть в тексте те языковые особенности публицистического стиля, о каких мы говорили?
-Молодцы. Давайте обобщим особенности публицистического стиля в таблице. Такая же таблица у вас на партах, приклейте в свои справочники. (Слайд 7)
Цель публицистического стиля - воздействовать на слушателя, читателя, привлечь его внимание к актуальным проблемам общества.
Жанры
Особенности стиля
Языковые средства
Очерки, статьи в газетах, журналах, в интернете и др.
Актуальность, логичность, эмоциональность, оценочность
Обращение, побудитель-ные, восклицательные предложения, сравнения, метафоры, лексические повторы
-
Работа над темой сочинения, основной мыслью. Особенности публицистического стиля.
- Итак, цель публицистического стиля - воздействовать на слушателя, читателя, привлечь его внимание к актуальным проблемам общества.
- Ребята, как вы думаете проблема «Природа и человек» является актуальной? Почему?
Работа с текстом
- Давайте обратимся к прекрасным строкам поэта Евгения Евтушенко.
Люди!
Берегите эти земли, эти воды,
Даже каждую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя!
- Вам понятно, о каких зверях говорит поэт?
( уч-ся:
Звери внутри природы - это различные обитатели леса, водоёмов, степей…
А звери внутри себя - это жестокость, равнодушие, злоба)
У: Ребята, есть ли в этом тексте языковые особенности публицистического стиля?
(уч-ся:
-да. В тексте есть обращение «люди», есть глаголы в повелительном наклонении «берегите», «убивайте» ,восклицательные предложения, побудительные, лексические повторы)
- Итак, наша с вами задача - написать сочинение в публицистическом стиле: это может быть заметка в школьную газету или небольшая статья о бережном отношении к природе. Ваша цель - воздействовать на читателя, слушателя.
5. Собирание языкового материала к сочинению.
Создание проблемной ситуации (беседа по проблеме)
У: Продолжаем работать над темой нашего сочинения. Ребята, вы, наверное, не раз слышали выражение «Земля - наш общий дом». Какое же место в этом доме занимает человек?
- Согласны ли вы с другим выражением: «Человек - царь природы»? Нет? Почему?
(ответы уч-ся)
У: Да, в последнее время всё чаще звучит, что человек всё же не царь природы, а её составная часть. Вам знакомо слово «экология»?
( Работа с толковым словарем.)
Экология - это наука, которая рассматривает взаимоотношения человека и окружающей среды.
- В каких же отношениях человек с природой? Приносит ли он пользу или вред окружающему миру?
Активизация деятельности учащихся (самостоятельная работа) ; 2 человека на доске
Работа в парах. Составьте таблицу - сопоставление (Уч-ся зачитывают)
вред польза
-мусор, хлам переработка мусора Слайд 6
-выхлопные газы очистительные системы
-дым заводов, фабрик посадка деревьев
-жидкие отходы цветочные клумбы
-химические удобрения охрана водоёмов,
-высокотоксичные и лесов от браконьерства
радиоактивные вещества заповедники
-браконьерство Красная книга
У: А знаете ли вы?
- Как губительно влияет мусор на почву?
(почва образуется очень медленно: для этого нужны сотни и даже тысячи лет. А разрушить её можно очень быстро. За последние 100 лет на Земле уничтожена почти 4-ая часть плодородных почв). Сообщение уч-ся
- Сколько мусора приходится на каждого жителя планеты?
(на каждого из 6 млрд жителей нашей планеты приходится в среднем около 1 тонны мусора в год! А если этот мусор не уничтожать и не перерабатывать, а ссыпать в одну кучу - образовалась бы гора высотой с Эльбрус! (5642 м). Сообщение уч-ся
- Сколько вредных веществ попадает в водоёмы?
(за каждый год во всём мире столько, что можно было бы заполнить 10 тысяч товарных поездов). Сообщение уч-ся
- А в водах Арктики нашли остатки стирального порошка!
У: Какую же пользу может принести природе каждый из нас? Подумайте и напишите в своих сочинениях.
Когда-то природа решала: быть или не быть человеку. Теперь именно человек решает быть или не быть природе.
- Вот группа туристов пришла на отдых. Это, пожалуй, горе-туристы, прислушайтесь к ним.
Горе -туристы:
-
Сегодня мы пришли гулять,
Благо лес - рукой подать!
Закупили всё подряд:
Пищу, спички, лимонад!
-
Свежий воздух возбудит
Наш здоровый аппетит.
А пакеты, банки, склянки…
Лес большой, он всё вместит!
Лес ведь он - ничей?
- хором: Ничей!
-
Расположимся скорей!
Тут уж нам не помешают:
Жги и лей, руби и бей!
-
Урны нет! Неси в кусты!
Мы с природою на «ты»!
-
Банки в землю закопаем,
Мусор птицам разбросаем!
В речку скинем все бутылки -
В море пусть плывут посылки!
-
Мы цари! Молчи, природа!
Всё здесь наше - лес и воды!
У: Вот от таких отдыхающих устаёт природа, страдает, гибнет.
- Будут ли дышать прохладой прозрачные родники, плескаться рыба в чистой воде озёр, рек? От каждого в отдельности это зависит.
Развитие письменной речи (самостоятельная работа)
- Давайте попробуем защитить наш окружающий мир. Выполним такое задание по группам :
Представьте себе группу отдыхающих в лесу (1 группа) и на берегу реки (2 группа). Вот они пришли к месту отдыха, а перед ними стенд с правилами «Как вести себя в лесу» ( на берегу). Ребята, составьте эти правила с использованием частицы НЕ:
Как вести себя в лесу? Как вести себя на берегу?
НЕ … НЕ …
- Прочитайте составленные правила для отдыхающих групп.
- Сравните с этими правилами (слайд 18)
Как вести себя в лесу? Как вести себя на берегу?
НЕ НЕ Слайд 8
-не ломай ветви деревьев - не бросай в воду
и кустарников! использованную посуду!
- не повреждай кору деревьев! - не бей стеклянную
- не рви цветов в лесу и на лугу! посуду на берегу!
- не вытаптывай траву и почву! - не пугай водоплаваю-
-не разводи костёр в лесу! щих птиц!
-не тревожь лесных обитателей! - не загрязняй воду!
-не кричи! Не шуми! - не оставляй на берегу
-не разоряй муравейников! беспорядок!
-не оставляй мусор!
У: Некоторые советы вы можете использовать в своих сочинениях: они будут звучать призывом, побуждением к действию.
Помните, что автор (вы) неравнодушный человек, авторское неравнодушие к проблеме должен почувствовать читатель заметки, статьи. (Возвращение к эпиграфу)
- Ещё раз прочитаем эпиграф. Соответствовал он теме урока?
- Выпишите некоторые словосочетания или предложения, которые понравились вам, используйте их в своём сочинении.
Итог урока
У: Теперь, я думаю, вы и сами понимаете, как важно относиться к природе бережно, помнить, что всё зависит от нас, от каждого из нас. Ведь любовь к природе - это любовь к Родине, к своему народу. Слайды
Слово учителя
Сергей Викулов
Пора бы человечеству понять,
Природные богатства разрушая,
Что Землю тоже нужно охранять:
Она, как мы, такая же - живая!
Мы рубим лес, устраиваем свалки,
Но кто, же под защиту всё возьмет?
Пусты ручьи, в лесу нет места галке.
Пора задуматься: а что нас дальше ждёт?
Ручаюсь ребята, что хватит всем дел,
Творите добро, кто еще не успел, -
Любите животных, людей и цветы,
Прошу вас не прячьте своей доброты.
Бездушье, безделье - гоните вы прочь!
Планета в беде! - вы должны ей помочь.
Конечно, задачи совсем не просты,
Но в каждом сердечке есть луч доброты!..
Рефлексия
Интересным на уроке было…
Особенно мне понравилось…
Трудным было…
Эти знания я смогу применить…
Рефлексия
Интересным на уроке было…
Особенно мне понравилось…
Трудным было…
Эти знания я смогу применить…
О люди, мыслю я, у всех у нас
Есть одна, по имени Природа
У ней для всех хватает доброты,
И мы живем, запечатлев навеки
В душе её прекрасные черты -
Поля, луга, леса, моря и реки.
Три клада у Природы есть:
Вода, земля и воздух - три её основы.
Какая бы ни грянула беда -
Целы они - всё возродится снова.
Сергей Викулов,
Пора бы человечеству понять,
Природные богатства разрушая,
Что Землю тоже нужно охранять:
Она, как мы, такая же - живая!
Мы рубим лес, устраиваем свалки,
Но кто, же под защиту всё возьмет?
Пусты ручьи, в лесу нет места галке.
Пора задуматься: а что нас дальше ждёт?
Ручаюсь ребята, что хватит всем дел,
Творите добро, кто еще не успел, -
Любите животных, людей и цветы,
Прошу вас не прячьте своей доброты.
Бездушье, безделье - гоните вы прочь!
Планета в беде! - вы должны ей помочь.
Конечно, задачи совсем не просты,
Но в каждом сердечке есть луч доброты!..