Урок развития речи. Подготовка к написанию сочинения в публицистическом стиле на тему Берегите природу!

Данный урок - это урок развития речи, на котором идет подготовка обучающихся к написанию сочинения в публицистическом стиле. Данная тема сочинения актуальна в наши дни, дети это понимают и с интересом участвуют в уроке. Цели: 1)развивать речевую культуру учеников, устную речь, навыки самостоятельной работы; 2)воспитывать бережное отношение к природе, чувство ответственности за всё живое; прививать любовь к родному языку; 3)углубить знания учащихся об особенностях публицистического стиля, расшири...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока «Подготовка к написанию сочинения в публицистическом стиле на тему «Берегите природу!»

Цели: 1) развивать речевую культуру учеников, устную речь, воображение, аналитическое и синтетическое мышление, навыки самостоятельной работы;

2) воспитывать бережное отношение к природе, чувство ответственности за всё живое на Земле; любовь к родному языку; интерес к предмету;

3) углубить знания учащихся об особенностях публицистического стиля, расширить кругозор, знания по экологии; подготовить к написанию сочинения в публицистическом стиле.

Литература: Е.Евтушенко «Сборник стихов», К.Паустовский «Душистый колокольчик», «Энциклопедический словарь», «Словарь русского языка» С.Ожегова.

Оборудование: ИКТ, раздаточный материал.

Ход урока:

  1. Оргмомент.

  2. Формулирование темы. Целеполагание.

А) Работа с эпиграфом.

У: - Сегодня урок развития речи. На уроке будут помощники, ребята, которым были даны индивидуальные задания.

-Вы спросите, на какую тему? Попробуйте догадаться, определить, о чём пойдёт речь на уроке, сами. Может, ему подскажет эпиграф?

(на экране появляется эпиграф) Слайд № 2

Наша планета хрупка и ранима,

Все ли мы помним об этом, друзья?

Мир наш беречь просто необходимо

От наших с вами следов бытия.

Что мы потомкам желаем оставить?

Грязные реки? Отравленный лес?

Может, не поздно ещё нам исправить

Действия монстра по кличке Прогресс?

- Итак, определим тему.

(учащиеся:

- думаю, что мы будем говорить о природе и о человеке

- мне кажется, что обсуждать мы будем проблему «Природа и человек»

- я думаю, что речь пойдёт о том, что человек должен беречь и любить природу)

- Правильно, тема урока «Берегите природу!», а наша цель - подготовиться к написанию домашнего сочинения в публицистическом стиле. Эти знания и умения для вас очень важны, т. к. они пригодятся на ГИА , ЕГЭ . (Слайд №3 с темой и целью урока) Оформление тетрадей: число, сочинение, тема.


  1. Активизация знаний.

- Прежде, чем перейти непосредственно к теме, давайте вспомним какие стили и типы речи вы знаете. Укажите признаки стиля. (Развитие устной монологической речи)

А) Работа с ТЕКСТОМ №1 (Слайд №4)

Ландыш относится к семейству лилейных. Листья у ландыша эллипсоидальные, цветки собраны в колосья, плод - ягода; опыляется при помощи насекомых.

Ландыш, с белыми ароматными цветами и красными ягодами, широко распространён в лесах европейской части России, Кавказа, Дальнего Востока; цветки и листья применяются в медицине как сердечное средство; ядовит; разводится как декоративный; получаемое из цветов эфирное масло применяется в парфюмерии.

(уч-ся:

Текст 1 - научное описание ландыша. Нет ни авторской оценки описываемого предмета, ни отношения автора к излагаемому материалу.

- язык научный, строгий, точный. Есть специальная лексика (термины): семейство лилейных, эллипсоидальные, медицина, парфюмерия. (выписать термины в тетрадь)

Б) Работа с ТЕКСТОМ № 2 (Слайд № 5)

В лесу под зелёными сводами деревьев разлит чудный аромат - это цветёт белый, душистый колокольчик - ландыш. Пойдёмте скорее туда, вон на тот бугорок, где между редко растущими деревьями виднеется такая нежная, светлая зелень и разные белые цветы - это всё ландыш!

(уч-ся:

- Это художественное описание ландыша. В тексте много эпитетов: чудный аромат, душистый колокольчик, нежная зелень.

- Это описание яркое, художественное. Автор любуется ландышем, выражает свои эмоции с помощью предложений распространённых, восклицательных)

В) Работа с ТЕКСТОМ № 3 (Слайд №6)

Всякое растение - живое существо, оно выделяет в воздух кислород, задерживает пыль. Там, где много растений, легко дышится. Что за чудный запах? Ландыш! Какой красивый цветок с белыми жемчужинками!

Стой, мой друг! Не рви цветов в лесу! Пусть это чудо радует глаз, омолаживает сердце, душу всех, кто придёт следом за нами. Именно давняя привычка рвать цветы привела к исчезновению многих видов растений. Помни: ландыш, колокольчик, фиалка занесены в Красную книгу.

(уч-ся:

- в публицистическом. Автор призывает бережно относиться к цветам, не рвать их).

У: Убедил ли вас автор, почему не надо этого делать?

-Есть в тексте те языковые особенности публицистического стиля, о каких мы говорили?

-Молодцы. Давайте обобщим особенности публицистического стиля в таблице. Такая же таблица у вас на партах, приклейте в свои справочники. (Слайд 7)

Цель публицистического стиля - воздействовать на слушателя, читателя, привлечь его внимание к актуальным проблемам общества.

Жанры

Особенности стиля

Языковые средства

Очерки, статьи в газетах, журналах, в интернете и др.

Актуальность, логичность, эмоциональность, оценочность

Обращение, побудитель-ные, восклицательные предложения, сравнения, метафоры, лексические повторы


  1. Работа над темой сочинения, основной мыслью. Особенности публицистического стиля.

- Итак, цель публицистического стиля - воздействовать на слушателя, читателя, привлечь его внимание к актуальным проблемам общества.

- Ребята, как вы думаете проблема «Природа и человек» является актуальной? Почему?

Работа с текстом

- Давайте обратимся к прекрасным строкам поэта Евгения Евтушенко.

Люди!

Берегите эти земли, эти воды,

Даже каждую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя!

- Вам понятно, о каких зверях говорит поэт?

( уч-ся:

Звери внутри природы - это различные обитатели леса, водоёмов, степей…

А звери внутри себя - это жестокость, равнодушие, злоба)

У: Ребята, есть ли в этом тексте языковые особенности публицистического стиля?

(уч-ся:

-да. В тексте есть обращение «люди», есть глаголы в повелительном наклонении «берегите», «убивайте» ,восклицательные предложения, побудительные, лексические повторы)

- Итак, наша с вами задача - написать сочинение в публицистическом стиле: это может быть заметка в школьную газету или небольшая статья о бережном отношении к природе. Ваша цель - воздействовать на читателя, слушателя.

5. Собирание языкового материала к сочинению.

Создание проблемной ситуации (беседа по проблеме)

У: Продолжаем работать над темой нашего сочинения. Ребята, вы, наверное, не раз слышали выражение «Земля - наш общий дом». Какое же место в этом доме занимает человек?

- Согласны ли вы с другим выражением: «Человек - царь природы»? Нет? Почему?

(ответы уч-ся)

У: Да, в последнее время всё чаще звучит, что человек всё же не царь природы, а её составная часть. Вам знакомо слово «экология»?

( Работа с толковым словарем.)

Экология - это наука, которая рассматривает взаимоотношения человека и окружающей среды.

- В каких же отношениях человек с природой? Приносит ли он пользу или вред окружающему миру?

Активизация деятельности учащихся (самостоятельная работа) ; 2 человека на доске

Работа в парах. Составьте таблицу - сопоставление (Уч-ся зачитывают)

вред польза

-мусор, хлам переработка мусора Слайд 6

-выхлопные газы очистительные системы

-дым заводов, фабрик посадка деревьев

-жидкие отходы цветочные клумбы

-химические удобрения охрана водоёмов,

-высокотоксичные и лесов от браконьерства

радиоактивные вещества заповедники

-браконьерство Красная книга

У: А знаете ли вы?

- Как губительно влияет мусор на почву?

(почва образуется очень медленно: для этого нужны сотни и даже тысячи лет. А разрушить её можно очень быстро. За последние 100 лет на Земле уничтожена почти 4-ая часть плодородных почв). Сообщение уч-ся

- Сколько мусора приходится на каждого жителя планеты?

(на каждого из 6 млрд жителей нашей планеты приходится в среднем около 1 тонны мусора в год! А если этот мусор не уничтожать и не перерабатывать, а ссыпать в одну кучу - образовалась бы гора высотой с Эльбрус! (5642 м). Сообщение уч-ся

- Сколько вредных веществ попадает в водоёмы?

(за каждый год во всём мире столько, что можно было бы заполнить 10 тысяч товарных поездов). Сообщение уч-ся

- А в водах Арктики нашли остатки стирального порошка!

У: Какую же пользу может принести природе каждый из нас? Подумайте и напишите в своих сочинениях.

Когда-то природа решала: быть или не быть человеку. Теперь именно человек решает быть или не быть природе.

- Вот группа туристов пришла на отдых. Это, пожалуй, горе-туристы, прислушайтесь к ним.

Горе -туристы:


  1. Сегодня мы пришли гулять,

Благо лес - рукой подать!

Закупили всё подряд:

Пищу, спички, лимонад!


  1. Свежий воздух возбудит

Наш здоровый аппетит.

А пакеты, банки, склянки…

Лес большой, он всё вместит!

Лес ведь он - ничей?

- хором: Ничей!


  1. Расположимся скорей!

Тут уж нам не помешают:

Жги и лей, руби и бей!


  1. Урны нет! Неси в кусты!

Мы с природою на «ты»!


  1. Банки в землю закопаем,

Мусор птицам разбросаем!

В речку скинем все бутылки -

В море пусть плывут посылки!


  1. Мы цари! Молчи, природа!

Всё здесь наше - лес и воды!

У: Вот от таких отдыхающих устаёт природа, страдает, гибнет.

- Будут ли дышать прохладой прозрачные родники, плескаться рыба в чистой воде озёр, рек? От каждого в отдельности это зависит.

Развитие письменной речи (самостоятельная работа)

- Давайте попробуем защитить наш окружающий мир. Выполним такое задание по группам :

Представьте себе группу отдыхающих в лесу (1 группа) и на берегу реки (2 группа). Вот они пришли к месту отдыха, а перед ними стенд с правилами «Как вести себя в лесу» ( на берегу). Ребята, составьте эти правила с использованием частицы НЕ:

Как вести себя в лесу? Как вести себя на берегу?

НЕ … НЕ …

- Прочитайте составленные правила для отдыхающих групп.

- Сравните с этими правилами (слайд 18)

Как вести себя в лесу? Как вести себя на берегу?

НЕ НЕ Слайд 8

-не ломай ветви деревьев - не бросай в воду

и кустарников! использованную посуду!

- не повреждай кору деревьев! - не бей стеклянную

- не рви цветов в лесу и на лугу! посуду на берегу!

- не вытаптывай траву и почву! - не пугай водоплаваю-

-не разводи костёр в лесу! щих птиц!

-не тревожь лесных обитателей! - не загрязняй воду!

-не кричи! Не шуми! - не оставляй на берегу

-не разоряй муравейников! беспорядок!

-не оставляй мусор!

У: Некоторые советы вы можете использовать в своих сочинениях: они будут звучать призывом, побуждением к действию.

Помните, что автор (вы) неравнодушный человек, авторское неравнодушие к проблеме должен почувствовать читатель заметки, статьи. (Возвращение к эпиграфу)

- Ещё раз прочитаем эпиграф. Соответствовал он теме урока?

- Выпишите некоторые словосочетания или предложения, которые понравились вам, используйте их в своём сочинении.

Итог урока

У: Теперь, я думаю, вы и сами понимаете, как важно относиться к природе бережно, помнить, что всё зависит от нас, от каждого из нас. Ведь любовь к природе - это любовь к Родине, к своему народу. Слайды

Слово учителя

Сергей Викулов

Пора бы человечеству понять,

Природные богатства разрушая,

Что Землю тоже нужно охранять:

Она, как мы, такая же - живая!

Мы рубим лес, устраиваем свалки,

Но кто, же под защиту всё возьмет?

Пусты ручьи, в лесу нет места галке.

Пора задуматься: а что нас дальше ждёт?

Ручаюсь ребята, что хватит всем дел,

Творите добро, кто еще не успел, -

Любите животных, людей и цветы,

Прошу вас не прячьте своей доброты.

Бездушье, безделье - гоните вы прочь!

Планета в беде! - вы должны ей помочь.

Конечно, задачи совсем не просты,

Но в каждом сердечке есть луч доброты!..

Рефлексия

Интересным на уроке было…

Особенно мне понравилось…

Трудным было…

Эти знания я смогу применить…




Рефлексия

Интересным на уроке было…

Особенно мне понравилось…

Трудным было…

Эти знания я смогу применить…

О люди, мыслю я, у всех у нас

Есть одна, по имени Природа

У ней для всех хватает доброты,

И мы живем, запечатлев навеки

В душе её прекрасные черты -

Поля, луга, леса, моря и реки.

Три клада у Природы есть:

Вода, земля и воздух - три её основы.

Какая бы ни грянула беда -

Целы они - всё возродится снова.

Сергей Викулов,

Пора бы человечеству понять,

Природные богатства разрушая,

Что Землю тоже нужно охранять:

Она, как мы, такая же - живая!

Мы рубим лес, устраиваем свалки,

Но кто, же под защиту всё возьмет?

Пусты ручьи, в лесу нет места галке.

Пора задуматься: а что нас дальше ждёт?

Ручаюсь ребята, что хватит всем дел,

Творите добро, кто еще не успел, -

Любите животных, людей и цветы,

Прошу вас не прячьте своей доброты.

Бездушье, безделье - гоните вы прочь!

Планета в беде! - вы должны ей помочь.

Конечно, задачи совсем не просты,

Но в каждом сердечке есть луч доброты!..




© 2010-2022