- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Сценарий урока по рассказу А. И. Куприна
Сценарий урока по рассказу А. И. Куприна
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Рахимова А.А. |
Дата | 23.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Жизнь и творчество А. И. Куприна.
Любовь в рассказе А. И. Куприна
«Гранатовый браслет».
2-й курс СПО
А. А. Рахимова, преподаватель русского языка и литературы 1-й квалификационной категории ГПОУ «Забайкальский многопрофильный техникум»,
г. Чита, Забайкальский край
Цели:
- обучающие: познакомить студентов с творчеством писателя; организовать деятельность студентов по осмыслению небольшого, но глубокого по содержанию рассказа А. И. Куприна «Гранатовый браслет»; способствовать осмыслению влияния любви на человека;
- развивающие: способствовать развитию интереса к творчеству А. И. Куприна; развивать умение философствовать на тему любви, учиться отстаивать свою точку зрения, приводя аргументы из текста и жизни;
- воспитательные: приобщать студентов к нравственным ценностям; формировать умение работать самостоятельно.
Оборудование: портрет писателя, презентация по теме.
Тип урока: изучение нового материала.
«… любовь - это чувство, которое до сих
пор не нашло себе истолкователя».
А. И. Куприн
Ход урока:
-
Организационный момент
-
Сообщение темы и целей урока
-
Вступительное слово преподавателя
- Наш урок будет посвящен знакомству с личностью и творчеством А. И. Куприна. Запишите в тетрадях тему урока. Исходя из темы урока, выделите основные задачи урока (Предположения студентов).
Итак, задачи: знакомство с биографией писателя и анализ рассказа «Гранатовый браслет», который вы прочитали дома.
-
Работа над темой урока
-
Рассказ преподавателя о жизни и творчестве А. И. Куприна
- На доске вы видите кластер, который должны заполнить после того, как я расскажу вам о А. И. Куприне.
Пример кластера
А. И. Куприн родился 26 августа (7 сентября) 1870 г. в захолустном городке Наровчате Пензенской губернии. Отца своего, умершего от холеры, когда мальчику шел второй год, он совсем не помнит. В 1874 году Куприн переезжает с матерью в Москву и поселяется в общей палате вдовьего дома на Кудринской площади.
Во вдовьем доме он, по крайней мере, не был оторван от матери. Для детства Куприна и формирования его личности громадную роль сыграла мать, Любовь Алексеевна Куприна, урожденная татарская княжна Куланчакова. Это была женщина энергичная, волевая (чего только ей стоило после смерти мужа воспитать, почти без средств к существованию троих детей!) и даже с деспотизмом в характере.
В 1887 из-за тяжелого материального положения Любовь Алексеевна была вынуждена отдать сына в Александровское малолетнее сиротское училище. Казенная обстановка, злобные старые девы- воспитательницы, наконец, сверстники,- все это причиняло мальчику страдания. Он совершает побег и, проплутав двое суток по Москве, возвращается с повинной в пансион.
В 1880 году он сдал вступительные экзамены во Вторую московскую военную гимназию, которая два года спустя была преобразована в кадетский корпус. В повести «На переломе» («Кадеты», 1900) Куприн подробно запечатлел калечащие детскую душу нравы, тупость начальства, «всеобщий культ кулака», отдавший слабого на растерзание более сильному, наконец, отчаянную тоску по семье и дому.
В сентябре 1888 г. Куприн поступил в Александровское юнкерское училище в Москве.
Не смотря на мрачность быта в кадетском корпусе, именно там родилась настоящая любовь будущего писателя к литературе. К этому времени и сам Куприн начинает пробовать свои силы в литературе (сперва в поэзии). Уже будучи в юнкерском училище, он впервые выступил в печати. В журнале «Русский сатирический листок» Куприн опубликовал посредственный рассказ «Последний дебют» (1889).
10 августа 1890 г., окончив «по первому разряду» Александровское училище, отправился в 46-й Днепровский пехотный полк в городишке Проскурове Подольской губернии.
Четырехлетняя служба впервые столкнула Куприна с тяготами обыденной жизни и армейской действительности. Именно эти годы дали возможность Куприну всесторонне познать провинциальный военный быт, а также познакомиться с нищей жизнью белорусской окраины, еврейского местечка, с нравами «заштатной» интеллигенции. Впечатления этой поры явились как бы «запасом» на много лет вперед (материал для повести «Поединок», Куприн подчерпнул именно во время своей офицерской службы). В 1893 году молодой подпоручик заканчивает повесть « Впотьмах»; рассказы «Лунной ночью» и «Дознание». Казарменные будни в Днепровском полку становятся для Куприна все более невыносимыми.
Куприн подает прошение об отставке, получает ее и к осени 1894 г. оказывается в Киеве. Он много печатается в местных и провинциальных газетах, пишет рассказы, очерки, заметки.
В автобиографии писателя приведен поистине устрашающий список тех занятий, какие он перепробовал, расставшись с военным мундиром:
был репортером, управляющим на постройке дома, разводил табак «махорку - серебрянку» в Волынской губернии, служил в технической конторе, был псаломщиком, изучал зубоврачебное дело, хотел было подстричься в монахи, служил в артели по переноске мебели фирмы некого Лоскутникова, работал по погрузке арбузов и т.д. Все это дало Куприну неисчерпаемое богатство впечатлений, - требовалось художественно обобщить их.
В 1896 г., поступив заведующим учетом кузницы и столярной мастерской на один из крупнейших сталелитейных и рельсопрокатных заводов Донецкого бассейна, Куприн пишет цикл очерков о положении рабочих, одновременно с ними складываются контуры первого крупного произведения - повести «Молох».
Вслед за «Молохом» появляются произведения, выдвинувшие писателя в первые ряды русской литературы, - «Прапорщик армейский» (1897), «Олеся» ( 1898), «В цирке» (1901), «Конокрады» ( 1903), «Белый пудель» ( 1903), повесть «Поединок» (1905).
В 1901 году Куприн приезжает в Петербург. В столице перед писателем открыты двери редакций наиболее популярных тогдашних «толстых» журналов.
В 1897 г. Куприн познакомился с И. А. Буниным, несколько позднее - с А. П. Чеховым, а в ноябре 1902 г. - с М. Горьким. Среди петербургской интеллигенции Куприн особенно сближается с руководителями журнала «Мир Божий» - редактором его, историком литературы Ф. Д. Батюшковым, издательницей А. А. Давыдовой, высоко ценившей талант Куприна. В 1902 г. писатель женится на дочери Давыдовой, Марии Карловне.
В течение перового десятилетия 1900-х гг. талант Куприна достигает своего зенита. В 1909 г. писатель получает за три тома художественной прозы академическую Пушкинскую премию, поделив ее с Буниным. Выходят в свет выдающиеся произведения писателя: «Гамбринус» (1906), «Суламифь» ( 1908), «Гранатовый браслет» (1911), «Анафема» ( 1913); цикл художественных очерков «Листригоны» ( 1907 - 1911) и многие другие.
Для Куприна, писателя и человека, были свойственны почти неуправляемая эмоциональность натуры, детская наивность и доверчивость, переменчивость настроения и даже политических симпатий. Он восторженно встречает несчастную для России германскую кампанию 1914 - 1918 гг., затем разочаровывается в ней, приветствует падение царского режима и видит в главе Временного правительства А. Ф. Керенском «Сердце народное» (так озаглавлен его очерк 1917 г., напечатанный в двух номерах за 1917 г. в редактируемой им эсеровской газете «Свободная Россия»). Он резко полемизирует с большевиками. После кратковременного ареста писателя органами петроградской чрезвычайной комиссии за написание статьи в защиту великого князя Михаила Александровича, вскоре расстрелянного, он делает попытку сотрудничества с большевистским руководством и встречается с Лениным, но получает отказ в издании беспартийной газеты «Земля». В октябре 1919 г. Куприн принимает сторону белых и становится редактором газеты Северо - Западного фронта генерала Н. Н. Юденича «Приневский край». Вместе с остатками разгромленной под Петроградом Добровольческой армии он через Нарву и Ревель оказывается в Гельсингфорсе. Отсюда по приглашению Бунина он выезжает в Париж.
Куприн всегда любил Россию горячо и нежно. Но только в разлуке с ней смог найти слова признания и любви. Он ясно сознавал, что оторванность от родины может губительно сказаться на его творчестве.
В эмиграции пишет рассказ «Светлана» (1934), «Ночь в лесу» (1931), «Вальдшнепы» ( 1934 ).
Лишь глубоко больным, неспособным работать, вернулся в 1937 г. на родину Куприн. Он умер от рака в Ленинграде в 1938 г., там же покончила с собой в пору блокады его жена Елизавета Морицевна. (Студенты заполняют кластер)
-
Беседа
Преподаватель. Что такое любовь? На протяжении многих столетий ответ на этот вопрос искали и продолжают искать художники, поэты, философы, композиторы и др. Это вечное чувство человека никогда не перестают прославлять. Дома вы должны были подобрать высказывания , а также стихотворения поэтов о любви (Студенты зачитывают свои записи о значении этого слова, высказывания, строки из стихотворений. Далее на экране проецируется словарная статья из словаря С. И. Ожегова: Любовь - 1. Чувство самоотверженной, сердечной привязанности. Л. К родине. Материнская л. Взаимная л. 2.Склонность пристрастия к чему - либо. Л. Музыке. Л. К искусству).
А теперь давайте обратимся к эпиграфу урока. Как Куприн говорил о любви? ( Студенты читают эпиграф урока, записывают его в тетрадь).
-
Викторина по рассказу «Гранатовый браслет»
Прежде чем перейти к анализу произведения Куприна, раскрытию темы, к обсуждению героев, проведем викторину. Проверим, внимательно ли вы читали рассказ Куприна «Гранатовый браслет».
Викторина
1. В какое время года происходит действие рассказа ? (Осень, сентябрь)
2. Где происходят события произведения? ( Причерноморский город)
3. Как зовут главную героиню рассказа? (Вера Николаевна Шеина)
4. Как зовут сестру Веры? (Анна Николаевна Фриессе)
5. Кто был предок Веры и Анны? ( Тамерлан)
6. Как зовут мужа Веры? ( Василий Львович Шеин)
7. Его должность? (Предводитель дворянства)
8. Какого числа был день рождения Веры? (17 сентября)
9. Что подарил ей муж? ( Серьги из грушевидных жемчужин)
10. Что подарила Вере ее сестра? ( Молитвенник, переделанный в записную книжку)
12.Кто подарил браслет с гранатами? (Желтков)
13. С чем сравнивает Вера густо - красные гранаты? («Точно кровь»)
14. Кто такой Желтков? ( Телеграфист, влюбленный в Веру)
15. Имя Желткова? ( Георгий)
16. Как звали пианистку, подругу Веры? (Женни Рейтер)
17. Какая музыка звучит в рассказе? ( Вторая соната Бетховена)
18. Как звали мужа Анны, сестры Веры? (Густав Иванович)
19. Кому принадлежат слова? « А где же любовь - то? Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды? Та, про которую сказано - « сильна как смерть»…такая любовь, для которой совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение - вовсе не труд, а одна радость. …Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире!» (Генералу Аносову)
20. О ком пишет Куприн: «…обняла ствол акации, прижалась к нему и плакала…»? (О Вере)
4.Беседа
Преподаватель. Молодцы! Вы действительно внимательно прочитали рассказ. Теперь давайте подробно поговорим о героях этого произведения.
- О чем повествуется в рассказе Куприна «Гранатовый браслет»?
( В рассказе показана чистая и возвышенная любовь Желткова к княгине Вере.)
- Какое значение имеет для любви социальный статус героев? Критикует ли Куприн общество княгини Веры Шеиной?
( Между княгиней Верой Шеиной и мелким чиновником Желтковым существуют преграды социального неравенства, которые делают неразделенной и безответной любовь Желткова. В своем письме к Вере Желтков признается, что на его долю выпало « только благоговение, вечное преклонение и рабская преданность.)
- Какое значение имеет описание осеннего пейзажа в первой главе рассказа? Какую роль играет пейзаж в передаче настроения Веры?
( Благодаря описанию осеннего пейзажа с опустевшими дачами и клумбами, ощущаем неизбежность увядания природы и мира. «Деревья успокоились, бесшумно и покорно роняли желтые листья». В таком же спокойном состоянии пребывала Вера.)
- Как рисует Куприн главную героиню рассказа княгиню Веру Николаевну Шеину?
( Мы видим, что внешне Вера царственно спокойна, со всеми «холодна и свысока любезна», с «холодным и гордым лицом», но она нежно любит свою сестру, «с чувством прочной, верной, истинной дружбы относится к мужу», по- детски ласкова «с дедушкой», генералом Аносовым, другом отца.)
- Какие подарки получила Вера, их символическое значение?
(Муж Веры дарит ей «прекрасные серьги из грушевидных жемчужин», а жемчуг- это камень одиночества; сестра Анна дарит молитвенник, переделанный в «маленькую записную книжку в удивительном переплете…любовное дело рук искусного мастера». Молитва - это просьба, обращение к Богу. От Желткова Вера получает в подарок «золотой, низкопробный, очень толстый, но дутый и с наружной стороны весь сплошь покрытый небольшими старинными, плохо отшлифованными гранатами» браслет.)
Символическое значение гранатового браслета
зеленый цвет-надежда
красный цвет-любовь «точно кровь» -жертва
круг-это кольцо-это оберег
Желтков вместе с гранатовым браслетом дарит Вере надежду на любовь, принося себя в жертву.
- Как развивается тема любви в рассказе?
(В начале рассказа чувство любви пародируется. Муж Веры, князь Василий Львович, вышучивает незнакомого ему Желткова, показывает гостям свой юмористический альбом с «историей любви» телеграфиста к княгине. Однако окончание этой смешной истории оказывается пророческим: «Наконец он умирает, но перед смертью завещает передать Вере две телеграфные пуговицы и флакон от духов, наполненный его слезами». Далее тема любви раскрывается в эпизодах и приобретает трагический оттенок. ( Студенты приводят примеры из текста.)
- Как изображает Куприн Желткова и его любовь?
(Тихий и незаметный чиновник со смешной фамилией Желтков силой своей любви оказывается человеком, ничуть не уступающим в благородстве аристократам. Любовь возвысила его, стала его страданием, единственным смыслом жизни. Уходя из жизни, Желтков благословляет Веру: «Да святится имя твое» .Для него любовь выше всего земного, она божественна. В словах Желткова нет ни капли обиды или жалобы, только благодарность за «громадное счастье - любовь».)
5.Работа с текстом
- Прочитайте письмо Желткова к Вере. Что мы узнаем о Желткове из этого письма? На основании прочитанного охарактеризуйте Желткова.
- Почему Куприн дал главному герою имя Георгий ?
- Как относится В. Л. Шеин к письмам Желткова. Способен ли князь глубоко и сильно любить?
- Какова роль генерала Аносова в рассказе «Гранатовый браслет»?
- Почему Вера заплакала, когда увидела мертвого Желткова?
- Какую роль имеет музыка - Вторая соната Бетховена?
- В чем на ваш взгляд состоит сила любви?
6. Заключительное слово преподавателя
- Любовь по Куприну, «всегда трагедия, всегда борьба и достижение, всегда радость и утрата, воскрешение и смерть». Куприн рассказал нам о любви, которая повторяется « только один раз в тысячу лет».
-
Подведение итогов урока
Преподаватель мотивирует студентов спланировать рефлексию по методике «Незаконченное предложение».
Преподаватель. Продолжите любое из понравившихся предложений:
- На уроке я узнал (а), что…
- Я наконец - то понял (а), что…
- Хотелось бы, чтобы этот урок…
- Я понял (а), что теперь могу…
- Урок дал для жизни мне…
-
Домашнее задание.
Написать сочинение на одну из предложенных тем:
- «…что это было: любовь или сумасшествие?» (По рассказу А. И. Куприна «Гранатовый браслет»).
- Тема трагической любви в творчестве Куприна («Олеся», «Гранатовый браслет»)
Литература:
Куприна К. А. Куприн - мой отец.- М., 1979
Михайлов О. Куприн.- М.,1981.- (Серия «Жизнь замечательных людей»)