- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными
Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Охотина Е.П. |
Дата | 12.02.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Сложноподчиненные предложения с
придаточными обстоятельственными
Цели:
Обучающие:
Познакомиться со сложноподчиненными предложениями с придаточными обстоятельственными, видами придаточных обстоятельственных, средствами связи в данного типа сложноподчиненных предложениях.
Развивающее:
Определять типы придаточных обстоятельственных в СПП.
Воспитывающие:
Воспитание культуры общения, воспитание коммуникативных умений и навыков(воспитание умения работать в команде, принимать на себя различные роли, уважать друг друга), повышение мотивации к изучению предмета.
Оборудование:
Учебник ,презентация, карточки для групповой работы, компьютер, мультимедийный проектор, экран для демонстрации презентации.
ХОД УРОКА
-
Орг.момент.
-
Актуализация опорных знаний (повторение изученного).
Определить вид придаточного предложения, составить схему, расставить знаки препинания.
-
Мы вспомнили известных певцов, чьё детство прошло в нашем городе. (Придаточное определительное)
-
Старик! Я слышал много раз, что ты меня от смерти спас. (Придаточное изъяснительное)
-
Дни поздней осени бранят обыкновенно, но мне она мила , читатель дорогой. (Сложносочиненное предложение)
-
Нет города, который не гордился бы кем-нибудь из своих земляков.(Придаточное определительное)
-
Известно, что русский язык богат словами, называющими небесные явления. (Придаточное изъяснительное)
-
Там, где ранее было устье реки, тропа взбирается в гору
-
Постановка проблемы(создание проблемной ситуации).
Учитель
- С какими придаточными предложениями мы еще не знакомы и вам было трудно определить его вид.
-Как вы думаете,будет звучать тема нашего урока?
Тема урока
Запись темы на доске.
- Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными
-Как вы думаете, чему мы должны научиться на уроке, что узнать?
Постановка цели учащимися
У. Где вам это пригодится?
Д. На ГИА,ЕГЭ
Проблемный вопрос:
-Как вы думаете, что общего у обстоятельств и придаточных обстоятельственных?
4. Открытие новых знаний
1. Учебник (часть 2, форзац )
2. Презентация
5. Динамическая пауза
- А сейчас посмотрите на улицу. Какое настроение вызывает у вас эта погода?
-Да, природа всегда прекрасна, всегда совершенна. Природа всегда действует благородно.
У природы нет плохой погоды! Каждая погода благодать. Дождь ли, снег…любое время года Надо благодарно принимать,… (из к/ф Эльдара Рязанова « Служебный роман»)
6. Первичное закрепление
1-2 группа
Задание: прочитать предложения и записать в 2 столбика номера предложений:
-
в 1-й столбик СПП с придаточными обстоятельственными,
-
во 2-й - простые предложения с обстоятельствами.
1. Если жизнь тебя обманет,не печалься, не сердись. (С придаточным условным)
2.Войдя в лес, человек чувствует дыхание пробудившейся земли. (Простое предложение)
3.Зимой, когда все водоёмы замерзают, водоплавающая птица может погибнуть. (С придаточным времени)
4.Природа с глубокой древности используется для оздоровления и лечения человека. (Простое предл.)
5.Чтобы не заблудиться в лесах, надо знать приметы. (С придаточным цели)
6. Люблю грозу в начале мая. (Простое пр.)
-
Дорогою свободною иди, куда влечёт тебя свободный ум. (С придаточным места)
-
Дни поздней осени бранят обыкновенно. (Простое предл.)
-
Вскоре они к ней искренно привязались, потому что нельзя было её узнать и не полюбить. (С придаточным причины)
-
Подлинное большое искусство возвышает ум и душу народа. (Простое предл.)
Ключ: сложноподч. предл. простые предл.
1, 3, 5, 7, 9 2, 4, 6, 8, 10
- Назовите номера сложноподчиненных предложений и номера простых предложений.
- На что ориентировались, выполняя задание? (Вопросы, союзы, союзные слова, количество грамматических основ)
3-4 группа
Задание: прочитать предложения и записать в 2 столбика номера предложений:
-
в 1-й столбик СПП с придаточными обстоятельственными,
-
во 2-й - простые предложения с обстоятельствами.
-
Если отец был рядом, он закидывал голову и хохотал открыто и дурашливо. (С придаточным условным.)
-
Наскоро одевшись, он вышел в ночь. (Простое предложение).
-
Когда мы двигались к школе, за спиной все время звучал голос Терёхи. (С придаточным времени).
-
Двое продолжали гулять вопреки дождю. (Простое предл.).
-
Я остановился, чтобы сделать привал и отдохнуть.(С придаточным цели).
-
Переходя улицу, нужно быть очень внимательным.(Простое пр.)
-
Одного за другим уводят коней туда, откуда слышатся людские голоса.(С придаточным места).
-
Он шел, нервно оглядываясь, и думал о своем.(Простое предл.)
-
Я теперь счастливым стал навеки, потому что счастья не ищу.(С придаточным причины).
-
Земля быстро сохнет, благодаря теплой погоде.(Простое предл.).
5-6 группа
Запись предложений с определением видов придаточных обстоятельственных, выяснением средств связи их с главными предложениями; различение простых и составных союзов. Составление схем предложений.
-
Там счастье не диво, где трудятся нелениво.
-
Народными сказками восхищался Пушкин, настойчиво советуя молодым писателям читать их, «чтобы видеть свойства русского языка».
-
Глупец один не изменяется, ибо время не приносит ему развития, а опыт для него не существует.
-
С тех пор как я живу на свете, я ничего не читал скучнее этой статьи.
-
Чем дольше шел отряд, тем путь становился все более непроходимым.
-
Он не просто заплакал, как плачут городские дети, он закричал громче самого горластого мужика.
-
Как бы ни светило солнце, небо через окно всегда казалось серым и холодным, как осенью.
-
Я хотел бы жить и умереть в Париже, если б не было такой земли-Москва.
-
Роман был написан в стихах, видимо, потому, что тогда в русской литературе почти все писалось стихами.
-
Это было в мае, когда деревья уже оделись листвой.
-
Самостоятельная работа с самопроверкой по таблице(тест).
-
Включение нового знания в систему знаний.
Поставьте вопросы к придаточным предложениям и укажите, к какому разряду они относятся (придаточные предложения отвечают на разные вопросы, хотя начинаются с одного союзного слова куда)
Образец: Он прикинул воображением места (какие?), [куда он мог бы ехать]. (Определит.)
-
Она без ужаса не могла подумать (……….?), куда в таких случаях ездили мужчины. (……………)
-
Это была та пучина (……….?),куда ему страшно было заглянуть.
-
Она совсем забыла (………..?), куда и зачем она ехала. (……………)
-
Она смотрела туда (……….?), куда ушел он.(……………)
-
Но Пьеру не суждено было донести в целости свое настроение до того места (……….?), куда он направлялся. (……………..)
Вывод:
Что нужно делать , чтобы правильно определить вид придаточного предложения?
-
Рефлексия деятельности. Подведение итогов урока:
-
Что нового узнали о сложноподчиненных предложениях?
-
Как будем различать виды придаточных обстоятельственных?
Вывод учителя: Итак, мы сегодня ещё раз убедились, что сложноподчиненные предложения - это огромная и ещё малоизученная страна, поэтому мы посвятим изучению этой темы ещё ни один урок.
3. Выставление оценок .
10. Домашнее задание. Инструктаж.
1. Правила учить по таблице и учебнику §16
2. Из романа Пушкина «Евгений Онегин» выписать 10 предложений с разными видами придаточных обстоятельственных, построить схемы.