Конспект урока по литературе в 7 кл. «Художественные особенности «Сказок» М. Е. Салтыкова-Щедрина»

Конспект урока литературы в 7 классе «Художественные особенности «Сказок» М. Е. Салтыкова-Щедрина». (Программа по литературе (5 - 9 классы) под ред. В. Я. Коровиной) Цель урока: раскрыть художественное своеобразие сказок Салтыкова – Щедрина, открыть в них важный человеческий смысл, помочь ученикам уловить в сатирических образах не только смех над тем, как можно извратить, изуродовать свою жизнь и даже свой облик, но и слезы о том, как легко и незаметно человек способен отказаться от своего высокого предназначения и безвозвратно потерять себя. Образовательные задачи: -  выявить жанровые особенности сказок «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик»; -дать характеристики генералов, помещиков, мужиков в сказках «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» и «Дикий помещик»; - выяснить художественные приемы М. Е. Салтыкова Щедрина; -  изучить понятие «гротеск»; -  показать актуальность «Сказок». Развивающие задачи: -  развивать способности школьников к рефлексии своей деятельности, поведения, личности; - способствовать развитию устной речи, творческих возможностей. Воспитательные задачи урока: - обобщить, что подлежит отрицанию в сказках Щедрина; -  пробудить чувства уважения и любви к своей стране и народу. Внутрипредметные и межпредметные связи: -  исторические сведения об основах капиталистического общества периода его полной зрелости и начавшегося упадка; - знания жанровых признаков сказок и повестей; -  суть сатирических приемов: аллегории, гиперболы, эзопова языка. Домашнее задание предыдущего урока: -  выразительное чтение сказок «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» и «Дикий помещик»; -  повторение сатирических и юмористических приемов по словарю литературоведческих терминов. Форма урока: урок – практикум, работа в группах. Методы: - репродуктивный, (частично – поисковый при заполнении таблицы) для учащихся с низким уровнем литературного развития; - частично – поисковый (для учащихся среднего уровня); - исследовательский (для учащихся высокого уровня
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока литературы в 7 классе

"Художественные особенности "Сказок" М. Е. Салтыкова-Щедрина".

(Программа по литературе (5 - 9 классы) под ред. В. Я. Коровиной)

Цель урока:

раскрыть художественное своеобразие сказок Салтыкова - Щедрина, открыть в них важный человеческий смысл, помочь ученикам уловить в сатирических образах не только смех над тем, как можно извратить, изуродовать свою жизнь и даже свой облик, но и слезы о том, как легко и незаметно человек способен отказаться от своего высокого предназначения и безвозвратно потерять себя.

Образовательные задачи:

- выявить жанровые особенности сказок "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил", "Дикий помещик";

-дать характеристики генералов, помещиков, мужиков в сказках "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил" и "Дикий помещик";

- выяснить художественные приемы М. Е. Салтыкова Щедрина;

- изучить понятие "гротеск";

- показать актуальность "Сказок".

Развивающие задачи:

- развивать способности школьников к рефлексии своей деятельности, поведения, личности;

- способствовать развитию устной речи, творческих возможностей.

Воспитательные задачи урока:

- обобщить, что подлежит отрицанию в сказках Щедрина;

- пробудить чувства уважения и любви к своей стране и народу.

Внутрипредметные и межпредметные связи:

- исторические сведения об основах капиталистического общества периода его полной зрелости и начавшегося упадка;

- знания жанровых признаков сказок и повестей;

- суть сатирических приемов: аллегории, гиперболы, эзопова языка.

Домашнее задание предыдущего урока:

- выразительное чтение сказок "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил" и "Дикий помещик";

- повторение сатирических и юмористических приемов по словарю литературоведческих терминов.

Форма урока: урок - практикум, работа в группах.

Методы:

- репродуктивный, (частично - поисковый при заполнении таблицы) для учащихся с низким уровнем литературного развития;

- частично - поисковый (для учащихся среднего уровня);

- исследовательский (для учащихся высокого уровня).

Ход урока

1. Вступительное слово учителя.

Работа с эпиграфом:

"Есть книги - волею приличий

Они у века не в тени

Из них цитаты брать - обычай -

Во все положенные дни.

В библиотеке иль читальне

Любой - уж так заведено -

Они на полке персональной

Как бы на пенсии давно.

На них печать почтенной скуки

И давность пройденных наук;

Но, взяв одну такую в руки,

Ты, время,

Обожжешься вдруг…"

А. Т. Твардовский

Употребление какого слова удивило вас? Почему именно это слово употребил А. Твардовский? Разберемся в этом на сегодняшнем уроке.

2. Работа в группах.

Группы формируются с учетом уровня мотивации, способностей и литературной подготовки.

"Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил"

1 группа (НУ):

- краткий пересказ сказки;

- какие эпизоды при чтении вызвали улыбку?

2 группа (СУ):

- заполните таблицу "Жанровое своеобразие "Повести…"

Признаки сказки

(официально-бытовая)

Признаки повести

- Начинается с зачина ("Жили - были…")

- Словесные формулы ("Долго ли коротко ли…", "…мёд-пиво пил, по усам текло, в рот не попало!"

- Два плана: реальный и фантастический

- Разговорная речь

- Краткость, ограниченное число действующих лиц

- Раскрытие жизненной правды, высме-ивание людских пороков

- Приемы: эзопов язык, иносказание, сатира, юмор.

- Реальная исходная ситуация ("Робинзон Крузо")

- Словесные формулы употребляются в несвойственной для них функции (например, "мёд-пиво пил" - в сказке концовка, не оказывающая влияния на сюжет. В "Повести" эта фраза является смыслообразующей, т. к. указывает на то, что мужику на Подъячей "ничего не перепало"

- Слова, которые в сказке использоваться не могут: "примите уверение", "упразднили", "школа военных кантонистов"

- В сказке все происходит в некотором царстве, в некотором государстве (ситуация безвременья); в повести, хотя события и происходят на острове, читатель знает, что родом генералы из Петербурга, живут там в "Подъяческой улице". О времени повествования можно узнать из слов генерала, который жалеет о своем мундире "четвертого класса" (табель о рангах введен Петром I)

3 группа (ВУ):

- Сравнительная характеристика генералов и мужика в "Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил" (заполнить таблицу);

- В каком произведении герой оказывается в подобной ситуации (попадает на необитаемый остров) и в чём его от генералов?

- Какими приемами Салтыков-Щедрин обличает, судит враждебную ему действительность? (Аллегория (иносказание), гипербола, эзопов язык.) Докажите.

Генералы

Мужик

- Ничего не умеют и не хотят делать.

- Глупые ("ничего не понимали").

- Беспомощные.

- Бюрократы (попав на остров, размышляют: "Ежели теперича доклад написать, какая польза из этого выйдет?")

- По сравнению с мужиком они цивилизованны (знают, что такое Вавилонская башня).

- Невежественные (даже слов никаких не знали, кроме: "Примите уверение в совершенном моем почтении и преданности").

- Не способны думать ни о ком, кроме как о себе (когда хотели есть, чуть не съели друг друга).

- Все время занят работой.

- Глуп в некоторых ситуациях (сам свил веревку, которой его связали).

- Мастер на все руки, сметлив.

- Обладает определенным запасом знаний (знает, как добыть огонь, как сделать силок).

- Генералов кормит самым лучшим, а себе почти ничего не берет ("нарвал генералам по десятку спелых яблок, а себе взял одно, кислое").

- Выполняет все желания генералов, во всем им подчиняется, покорен.

3. Беседа по выполненным заданиям.

Начать работу с классом лучше с ответов учащихся 1 группы (НУ).

4. Задание всему классу

1. Запишите в тетради определение "гротеска".

Гротеск - предельное преувеличение, основанное на фантастике, на причудливом сочетании фантастического и реального. Крайняя форма гротеска - абсурд.

2. Приведите примеры гротеска в "Сказках".

Сказка "Дикий помещик" (1869)

1 группа:

- краткий пересказ;

- назовите элементы народной сказки;

- найдите отличия от народных сказок.

2 группа:

- сравнительная цитатная характеристика помещика и мужиков в сказке "Дикий помещик";

- сравните обе сказки по сюжету, идее.

Помещик

Крестьяне

- Самодовольный ("всего у него было довольно: и крестьян, и хлеба, и скота, и земли, и садов")

- Глупый (руководствовался в жизни газетой "Весть", не понимал значения мужиков, обрадовался чистому воздуху, когда те пропали)

- Жесток, беспощаден ("Все нельзя, да не позволено, да не ваше!")

- Склонен к искусству (приглашает актера Садовского с актерками)

- Беспомощен, ленив (без мужиков даже не умывается; печка не топлена, сырьем питается)

- Мечтатель ("у коров ни кожи, ни мяса, а все одно молоко, все молоко!")

- Глупые ("глупый у них помещик, а разум ему дан большой")

- Покорные ("легче нам пропасть, нежели всю жизнь так маяться")

- Жизнедеятельные (казначейство без них существовать не может, на базаре ничего нет).

- Пьющие (вино по кабакам пьют)

3 группа: (по выбору учащихся)

- Создайте собственную небольшую сказку на одну из школьных тем в духе сказок М. Е.Салтыкова-Щедрина.

5. Беседа по выполненным заданиям.

Беседа начинается с ответов 1 группы (задание сложнее, чем было дано им к первой сказке).

После ответов 2 группы можно подвести учащихся к выводу:

Сказка "Дикий помещик" - как бы вероятное продолжение истории с генералами (это то, что случилось бы с ними, если бы не отыскался мужик; они ведь и так без него чуть было не растерзали друг друга; и не встреться им мужик, они бы вконец одичали, озверели). Салтыков-Щедрин в "Диком помещике" словно бы доводит до логического завершения свое сказочное сатирическое исследование.

Главные пороки генералов, помещика и мужика - лень, паразитизм и излишняя покорность. Мир, в котором ничего не умеющие делать генералы управляют государством, а трудолюбивый мужик прозябает в нищете, существовать не может. Салтыков - Щедрин становится защитником "униженных и оскорбленных", борцом против духовного рабства.

Ответ 3 группы должен повести школьников к выводу о том, что "Сказки" Салтыкова - Щедрина и через 150 лет не утратили своей актуальности, способности "обжигать" (вернуться к эпиграфу урока).

6. Рефлексия.

Выскажитесь, как вам работалось сегодня на уроке, какие были удачи, что показалось трудным. Почему?

7. Домашнее задание (по выбору учащихся):

- Рассмотрите иллюстрации Б. Ефимова, Н. Муратова, Е. Рачева к сказке. Сравните их, определите, какие эпизоды запечатлены художниками.

- Составить опорный сигнал (или логическую схему) "Сказки М. Е. Салтыкова - Щедрина".

- Сочинить сатирическую сказку, обличающую современные пороки людей.

- Создайте короткометражный видеофильм (или слайд-шоу) по одной из сказок Щедрина. Вы можете точно следовать за сюжетом сказки, а можете изменить его. Тогда это будет фильм не по сказке, а по мотивам сказки. Придумайте название фильма. Фильм снимается по эпизодам. Напишите для примера сценарий одного эпизода.



© 2010-2022