Урок Не с причастиями

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок Не с причастиямиУрок Не с причастиямиНе с причастиями.

Цели урока: повторить правописание не с разными частями речи, показать условия выбора этой орфограммы в причастии.

Обучающие: способствовать изучению учащимися закономерностей в правописании НЕ с причастиями; способствовать формированию навыка учащихся в умении различать «НЕ» - частицу и «НЕ» - приставку.

Развивающая: способствовать развитию умения писать НЕ с причастиями; умения работать в группе и самостоятельно; развитие мыслительных операций учащихся через анализ языкового материала; совершенствование речевой культуры учащихся через организацию делового общения учащихся на учебном занятии.

Воспитывающая: способствовать воспитанию у школьников ценности грамотного письма, культуры умственного труда, совершенствование речевой культуры учащихся через организацию делового общения учащихся на учебном занятии.

Тип урока: изучение нового материала.

Метод обучения: частично-поисковый.

Ход урока



  1. Орг.момент

  2. Теоретическая разминка для класса.

Индивидуальная работа у доски 2 ученика.

1 ученик. Записать, обозначить орфограммы в причастиях.

Дыш_щий, кле_щий, раста_вший, завис_мый, маш_щий, увид_вший, стел_щийся.

2 ученик. Списать предложения, обозначить причастный оборот, прокомментировать знаки препинания.

Степь содрогнулась от грохота поезда идущего к станции окруженной тьмой но через мгновение вновь слышны лишь окружающие нас ночные шорохи.

«Верно или неверно?»

  1. Причастие - это особая форма глагола, которая обозначает действие предмета.

  2. Причастный оборот обособляется, если стоит после определяемого слова.

  3. От переходных глаголов можно образовать действительные и страдательные причастия.

  4. Гласная в суффиксах действительных и страдательных причастий зависит наклонения глагола.

  5. Терп_щий, вид_щий, кол_щий. Лишним словом является терп_щий.

  6. В этом предложении 4 запятых: Тараз, расположенный некогда на Великом шелковом пути, имеет богатую историю, множество исторических памятников, пронизанных духом старины, и поражающую своим разнообразием флору и фауну.

  7. От какого глагола можно образовать все возможные формы причастия: обидеть, летать, рисовать, сделать.

- Проверить работу учащихся у доски.

  1. Проиллюстрируйте данные утверждения примерами.

Слово без не- не употребляется

Можно заменить синонимами без не-

Наличие отрицательных местоимений или наречий с ни- или пояснительных слов

Есть противопоставление

(Не)годовать, (не)яркий, далеко (не)близкий, (не)правда, а ложь, (не)настье, (не)дремлющий, нисколько (не)интересный, (не)лепый, (не)друг, (не)освещена, (не)решительный.

- Какие слова у нас остались неиспользованными? (не)дремлющий, (не)освещенаУрок Не с причастиями

- Что мы сегодня будем рассматривать?

  1. Дифференцированное задание. Групповая работа учащихся по овладению новыми знаниями. ( время на подготовку 3 минуты)

1 уровень читать т.м. учебника.

2 уровень прочитать грамматическую сказку и перевести ее на научный язык. Прокомментировать условия слитного и раздельного написания не с причастиями.

В волшебной школе Причастию подарили милое маленькое домашнее животное. Она назвала его - НЕ - Это хорошенький, но очень капризный зверек.

Причастие неразлучна с -НЕ- и живёт с ним в замке под названием «Без НЕ не употребляется». Будучи полной и одинокой, она тоже не может без НЕ. Зверек НЕ полюбил ее друзей: Почти, Очень, Слишком, Довольно, Абсолютно и других.

Когда же Причастие превращается в Краткое или когда рядом находятся няни - зависимые слова, НЕ боится подходить к девочке. А еще НЕ очень не любит противоречий.

Так и живет девочка Причастие в королевстве Части речи.

3 уровень на основе собственных наблюдений сформулировать правило по написанию не с причастиями. (Дети работают маркером на большом ватмане по составлению о/к)

  1. Негодовать - негодующий

Ненавидеть - ненавидевший

2. Неработающий мастер не работающий на заводе мастер

Невымытый пол еще не вымытый дежурными пол

3. Трава не скошена, книга не прочитана, дело не сделано.

4. Не исследованная, а дикая местность; не продуманный, а опрометчивый шаг.

- Начинаем проверку с 3 уровня. Когда не с причастиями пишется слитно?

  1. Опрос групп.

1. Результаты работы 3 группы, демонстрация и защита о/к.

2. Выразительное чтение лингвистической сказки, ее комментарий.

Не с причастиями пишется слитно:

1. Слово без НЕ не употребляется.

2. Причастие не имеет з/с.

3. При наречиях меры и степени: совершенно, абсолютно, крайне, очень, весьма, в высшее степени.

Не с причастиями пишется раздельно:

1. Есть противопоставление.

2. Причастие имеет з/с.

3. С краткими причастиями.

  1. Запись о/к.


  1. Закрепление.

1 задание.

Индивидуальное задание у доски. Распределительный диктант.

Слитно

Раздельно

Слова для справки: (не)замеченная ошибка, (не)оконченная в срок работа, (не)выучивший урок, (не)навидимый всеми, работа (не)закончена, ничем (не)оправданный поступок, абсолютно (не)исследованный район, (не)греющее солнце, (не)прочитанная, а просмотренная книга.

Класс: напротив каждого примера вписать СЛИТНО/РАЗДЕЛЬНО. Комментарийуч-ся.

1) Я не уставал рассказывать друзьям обо всём: о речке, о рыбалке, о (не)виданных размеров белом грибе, найденном мной под небольшой елью.

2) (Не)отремонтированная квартира выглядит неопрятно.

3) Эти обои (не)просохшие, а еще влажные.

4) Меня поразил его (не)доумевающий взгляд, брошенный исподлобья.

5) Совершенно (не)прожаренное на костре мясо есть было невозможно.

6) Убедительные аргументы так и (не)найдены.

7) Еще не улетевшие на зимовку птицы расположились у озера.

8) Это крайне (не)обдуманный шаг.

9) (Не)убранные поля, (не)скошенные луга - все говорило о запущении.

10) Человек, (не)знающий истории, не имеет будущего.

- Пунктуационная разминка.

  1. Приведите примеры предложений с обобщающим словом. (1,9)

  2. Приведите примеры предложений с обособленным определением, выраженным причастным оборотом. (1,4, 10)

  3. Найдите предложение с необособленным определением, выраженным причастным оборотом.(7)

2 задание.

Найди 3 лишнее, объясни свой выбор.

а) (не) озябшие птицы; (не) разобранные вещи; полы (не) вымыты;

б) (не) годующий взгляд; (не) решённая задача; (не) навидевший всех;

в) (не) проверенная учителем; комната (не) занята; (не) продуманный ответ;

г) (не) закрытое окно; (не) просушенные семена; (не) разбросанные, а сложенные;

д) (не) взлюбивший учебу ; никем (не) понятый; (не) освещенная улица.

а) не вымыты б) нерешенная задача в) непродуманный ответ

г) (не) разбросанные, а сложенные д) неосвещенная улица

3 задание. Работа над развитием речи.

Постарайтесь раскрыть значение фразеологических оборотов, используя не с причастиями.

Валять дурака -

Бездонная бочка -

Не от мира сего -

Справка: (не)скончаемые материальные затраты; (не)приспособленный к жизни; притворяться (не)понимающим глупым.

Урок Не с причастиями

4 задание. Из Статьи А.С.Пушкина «В назидание потомку».

Не проявляй услужливости...

Не принимай одолжений...

Не отвечай на оскорбление оскорблением...

Не делай долгов.

Правила, которые я тебе предлагаю, приобретены мною ценой горького опыта.

- С чего начинается каждая фраза?

- Какова роль частицы не?

- Перечислите случаи, когда не является частицей в написании причастии.

  1. Это интересно! Особенности использования частицы "не". Выступление 3 учащихся.

Использование частицы "не" имеет несколько нюансов:

1. Иногда люди успешно общаются между собой, не пользуясь формальной логикой, которая требуется, если фраза содержит частицу "не". Вполне допустим следующий диалог.

- Эта штука не сломается?

- Н-е-е-т!

С точки зрения логики, если "эта штука" действительно прочная, следовало бы ответить: "Д-а-а!". В этом случае частица "не" игнорируется не только подсознанием, но и сознанием!

2. Психологи утверждают, что частица НЕ плохо усваивается, особенно детьми. Если учитель говорит «Не забудь выучить правило», то по утверждению психологов частица НЕ не воспринимается, и ученик чаще забывает правило выучить. Лучше говорить: «Выучи правило»!

3. Множественное использование частицы "не" способно запутать собеседника.

С. Горин, автор книги «А вы пробовали гипноз?», выступая на лекции произнес фразу: Изучая психологию, я стал понимать, что не понимаю в людях очень многого, но никак не могу понять, что именно из непонятого мною я все же понимаю, и я, наверное, никогда не пойму разницу между тем, что я уже понял и тем, что я не понимаю. (Долгая пауза, затем смех в зале).

Реплика из зала: «Вы можете повторить эту фразу?»


  1. Тест.

  2. 1. Укажите вариант ответа, в котором НЕ со словом пишется раздельно.
    1) (не)навидящий взгляд
    2) весьма (не)возмутимый человек
    3) (не)прочитанная мной книга
    4) (не)начатое сочинение
    2. Укажите вариант ответа, в котором НЕ со словом пишется раздельно.
    1) (не)примиримые противоречия
    2) (не)доумевающий взгляд
    3) (не)обозримые просторы
    4) ничем (не)нарушаемая тишина
    3. Укажите вариант ответа, в котором НЕ со словом пишется раздельно.
    1) (не)замеченная учителем
    2) (не)решённая задача
    3) крайне (не)зависимый человек
    4) (не)навидящий скуку
    4. Укажите вариант ответа, в котором НЕ со словом пишется раздельно.
    1) (не)решённая, а списанная задача
    2) (не)причёсанный ребёнок
    3) (не)умытое лицо
    4) (не)выученные правила
    5. Укажите вариант ответа, в котором НЕ со словом пишется слитно.
    1) ещё (не)распустившиеся цветы
    2) фильм (не)просмотрен
    3) теорема (не)доказана
    4) (не)промокаемый плащ

    Ключ.

1) 3. 2) 4. 3) 1. 4) 1. 5) 4.

  1. Подведение итогов.

  2. Домашнее задание.


© 2010-2022