- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок Не с причастиями
Урок Не с причастиями
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 7 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Цой И.В. |
Дата | 14.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Не с причастиями.
Цели урока: повторить правописание не с разными частями речи, показать условия выбора этой орфограммы в причастии.
Обучающие: способствовать изучению учащимися закономерностей в правописании НЕ с причастиями; способствовать формированию навыка учащихся в умении различать «НЕ» - частицу и «НЕ» - приставку.
Развивающая: способствовать развитию умения писать НЕ с причастиями; умения работать в группе и самостоятельно; развитие мыслительных операций учащихся через анализ языкового материала; совершенствование речевой культуры учащихся через организацию делового общения учащихся на учебном занятии.
Воспитывающая: способствовать воспитанию у школьников ценности грамотного письма, культуры умственного труда, совершенствование речевой культуры учащихся через организацию делового общения учащихся на учебном занятии.
Тип урока: изучение нового материала.
Метод обучения: частично-поисковый.
Ход урока
-
Орг.момент
-
Теоретическая разминка для класса.
Индивидуальная работа у доски 2 ученика.
1 ученик. Записать, обозначить орфограммы в причастиях.
Дыш_щий, кле_щий, раста_вший, завис_мый, маш_щий, увид_вший, стел_щийся.
2 ученик. Списать предложения, обозначить причастный оборот, прокомментировать знаки препинания.
Степь содрогнулась от грохота поезда идущего к станции окруженной тьмой но через мгновение вновь слышны лишь окружающие нас ночные шорохи.
«Верно или неверно?»
-
Причастие - это особая форма глагола, которая обозначает действие предмета.
-
Причастный оборот обособляется, если стоит после определяемого слова.
-
От переходных глаголов можно образовать действительные и страдательные причастия.
-
Гласная в суффиксах действительных и страдательных причастий зависит наклонения глагола.
-
Терп_щий, вид_щий, кол_щий. Лишним словом является терп_щий.
-
В этом предложении 4 запятых: Тараз, расположенный некогда на Великом шелковом пути, имеет богатую историю, множество исторических памятников, пронизанных духом старины, и поражающую своим разнообразием флору и фауну.
-
От какого глагола можно образовать все возможные формы причастия: обидеть, летать, рисовать, сделать.
- Проверить работу учащихся у доски.
-
Проиллюстрируйте данные утверждения примерами.
Слово без не- не употребляется
Можно заменить синонимами без не-
Наличие отрицательных местоимений или наречий с ни- или пояснительных слов
Есть противопоставление
(Не)годовать, (не)яркий, далеко (не)близкий, (не)правда, а ложь, (не)настье, (не)дремлющий, нисколько (не)интересный, (не)лепый, (не)друг, (не)освещена, (не)решительный.
- Какие слова у нас остались неиспользованными? (не)дремлющий, (не)освещена
- Что мы сегодня будем рассматривать?
-
Дифференцированное задание. Групповая работа учащихся по овладению новыми знаниями. ( время на подготовку 3 минуты)
1 уровень читать т.м. учебника.
2 уровень прочитать грамматическую сказку и перевести ее на научный язык. Прокомментировать условия слитного и раздельного написания не с причастиями.
В волшебной школе Причастию подарили милое маленькое домашнее животное. Она назвала его - НЕ - Это хорошенький, но очень капризный зверек.
Причастие неразлучна с -НЕ- и живёт с ним в замке под названием «Без НЕ не употребляется». Будучи полной и одинокой, она тоже не может без НЕ. Зверек НЕ полюбил ее друзей: Почти, Очень, Слишком, Довольно, Абсолютно и других.
Когда же Причастие превращается в Краткое или когда рядом находятся няни - зависимые слова, НЕ боится подходить к девочке. А еще НЕ очень не любит противоречий.
Так и живет девочка Причастие в королевстве Части речи.
3 уровень на основе собственных наблюдений сформулировать правило по написанию не с причастиями. (Дети работают маркером на большом ватмане по составлению о/к)
-
Негодовать - негодующий
Ненавидеть - ненавидевший
2. Неработающий мастер не работающий на заводе мастер
Невымытый пол еще не вымытый дежурными пол
3. Трава не скошена, книга не прочитана, дело не сделано.
4. Не исследованная, а дикая местность; не продуманный, а опрометчивый шаг.
- Начинаем проверку с 3 уровня. Когда не с причастиями пишется слитно?
-
Опрос групп.
1. Результаты работы 3 группы, демонстрация и защита о/к.
2. Выразительное чтение лингвистической сказки, ее комментарий.
Не с причастиями пишется слитно:
1. Слово без НЕ не употребляется.
2. Причастие не имеет з/с.
3. При наречиях меры и степени: совершенно, абсолютно, крайне, очень, весьма, в высшее степени.
Не с причастиями пишется раздельно:
1. Есть противопоставление.
2. Причастие имеет з/с.
3. С краткими причастиями.
-
Запись о/к.
-
Закрепление.
1 задание.
Индивидуальное задание у доски. Распределительный диктант.
Слитно
Раздельно
Слова для справки: (не)замеченная ошибка, (не)оконченная в срок работа, (не)выучивший урок, (не)навидимый всеми, работа (не)закончена, ничем (не)оправданный поступок, абсолютно (не)исследованный район, (не)греющее солнце, (не)прочитанная, а просмотренная книга.
Класс: напротив каждого примера вписать СЛИТНО/РАЗДЕЛЬНО. Комментарийуч-ся.
1) Я не уставал рассказывать друзьям обо всём: о речке, о рыбалке, о (не)виданных размеров белом грибе, найденном мной под небольшой елью.
2) (Не)отремонтированная квартира выглядит неопрятно.
3) Эти обои (не)просохшие, а еще влажные.
4) Меня поразил его (не)доумевающий взгляд, брошенный исподлобья.
5) Совершенно (не)прожаренное на костре мясо есть было невозможно.
6) Убедительные аргументы так и (не)найдены.
7) Еще не улетевшие на зимовку птицы расположились у озера.
8) Это крайне (не)обдуманный шаг.
9) (Не)убранные поля, (не)скошенные луга - все говорило о запущении.
10) Человек, (не)знающий истории, не имеет будущего.
- Пунктуационная разминка.
-
Приведите примеры предложений с обобщающим словом. (1,9)
-
Приведите примеры предложений с обособленным определением, выраженным причастным оборотом. (1,4, 10)
-
Найдите предложение с необособленным определением, выраженным причастным оборотом.(7)
2 задание.
Найди 3 лишнее, объясни свой выбор.
а) (не) озябшие птицы; (не) разобранные вещи; полы (не) вымыты;
б) (не) годующий взгляд; (не) решённая задача; (не) навидевший всех;
в) (не) проверенная учителем; комната (не) занята; (не) продуманный ответ;
г) (не) закрытое окно; (не) просушенные семена; (не) разбросанные, а сложенные;
д) (не) взлюбивший учебу ; никем (не) понятый; (не) освещенная улица.
а) не вымыты б) нерешенная задача в) непродуманный ответ
г) (не) разбросанные, а сложенные д) неосвещенная улица
3 задание. Работа над развитием речи.
Постарайтесь раскрыть значение фразеологических оборотов, используя не с причастиями.
Валять дурака -
Бездонная бочка -
Не от мира сего -
Справка: (не)скончаемые материальные затраты; (не)приспособленный к жизни; притворяться (не)понимающим глупым.
4 задание. Из Статьи А.С.Пушкина «В назидание потомку».
Не проявляй услужливости...
Не принимай одолжений...
Не отвечай на оскорбление оскорблением...
Не делай долгов.
Правила, которые я тебе предлагаю, приобретены мною ценой горького опыта.
- С чего начинается каждая фраза?
- Какова роль частицы не?
- Перечислите случаи, когда не является частицей в написании причастии.
-
Это интересно! Особенности использования частицы "не". Выступление 3 учащихся.
Использование частицы "не" имеет несколько нюансов:
1. Иногда люди успешно общаются между собой, не пользуясь формальной логикой, которая требуется, если фраза содержит частицу "не". Вполне допустим следующий диалог.
- Эта штука не сломается?
- Н-е-е-т!
С точки зрения логики, если "эта штука" действительно прочная, следовало бы ответить: "Д-а-а!". В этом случае частица "не" игнорируется не только подсознанием, но и сознанием!
2. Психологи утверждают, что частица НЕ плохо усваивается, особенно детьми. Если учитель говорит «Не забудь выучить правило», то по утверждению психологов частица НЕ не воспринимается, и ученик чаще забывает правило выучить. Лучше говорить: «Выучи правило»!
3. Множественное использование частицы "не" способно запутать собеседника.
С. Горин, автор книги «А вы пробовали гипноз?», выступая на лекции произнес фразу: Изучая психологию, я стал понимать, что не понимаю в людях очень многого, но никак не могу понять, что именно из непонятого мною я все же понимаю, и я, наверное, никогда не пойму разницу между тем, что я уже понял и тем, что я не понимаю. (Долгая пауза, затем смех в зале).
Реплика из зала: «Вы можете повторить эту фразу?»
-
Тест.
-
1. Укажите вариант ответа, в котором НЕ со словом пишется раздельно.
1) (не)навидящий взгляд
2) весьма (не)возмутимый человек
3) (не)прочитанная мной книга
4) (не)начатое сочинение
2. Укажите вариант ответа, в котором НЕ со словом пишется раздельно.
1) (не)примиримые противоречия
2) (не)доумевающий взгляд
3) (не)обозримые просторы
4) ничем (не)нарушаемая тишина
3. Укажите вариант ответа, в котором НЕ со словом пишется раздельно.
1) (не)замеченная учителем
2) (не)решённая задача
3) крайне (не)зависимый человек
4) (не)навидящий скуку
4. Укажите вариант ответа, в котором НЕ со словом пишется раздельно.
1) (не)решённая, а списанная задача
2) (не)причёсанный ребёнок
3) (не)умытое лицо
4) (не)выученные правила
5. Укажите вариант ответа, в котором НЕ со словом пишется слитно.
1) ещё (не)распустившиеся цветы
2) фильм (не)просмотрен
3) теорема (не)доказана
4) (не)промокаемый плащ
Ключ.
1) 3. 2) 4. 3) 1. 4) 1. 5) 4.
-
Подведение итогов.
-
Домашнее задание.