Конспект урока по рассказу В. П. Астафьева Фотография, на которой меня нет

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Память как нравственная ценность

(по рассказу В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет)


Технология урока: технология развития критического мышления через чтение и письмо.

Технологические этапы урока: 1) вызов; 2) осмысление содержания; 3) рефлексия.

Приемы ТРКМ: 6 шляп мышления, кластеры

Формы работы на уроке: групповая, индивидуальная.

Цель урока: выяснить, как тема памяти раскрывается в рассказе «Фотография, на которой меня нет», что и почему сохранила память героя рассказа Виктора Потылицына, что должен делать человек, чтобы сохраниться в памяти, а также будем учиться мыслить критически и постараемся взглянуть на события рассказа с разных точек зрения.

Образовательные задачи:

  1. совершенствовать навыки анализа художественного произведения;

  2. вызвать размышления о прочитанном, переживания, душевный отклик.

Воспитательные задачи:

  1. воспитывать умение внимательно слушать и слышать, уважать другое мнение;

  2. воспитывать гражданскую позицию через литературное произведение;

  3. способствовать нравственному становлению личности учащихся

  4. формировать бережное отношение к семейным реликвиям, традициям, обычаям, любви к родному краю

Развивающие задачи:

  1. развивать способности к переключению уровней мышления;

  2. развивать критическое мышление через работу с различными источниками информации;

  3. развивать мыслительные навыки учащихся, необходимые не только в учебе, но и в обычной жизни;

  4. развивать умение работать в группе (компетентности: интеллектуальная, социальная)

Оборудование урока: портрет В.П.Астафьева, книга «Последний поклон» и другие, фотографии(из семейных альбомов), 6 цветных шляп, цветные салфетки на столы, карточки с заданиями для каждой группы, раздаточный материал: кластеры.

Оформление доски:

Дальних лет мгновенные картинки,

Как магнит, приковывают взгляд

Магией старинных фотоснимков,

Что на нас из прошлого глядят.

В срезах нашей памяти ожившей,

Памяти отцов и матерей -

Дар, крупицы жизни сохранивший,

Как окаменелость в янтаре. (А. Берлин)

Как много жёлтых снимков на Руси
В такой простой и бережной оправе!

И вдруг открылся мне и поразил

Сиротский смысл семейных фотографий:

Огнём, враждой

Земля полным - полна,

И близких всех душа не позабудет… (Н. Рубцов)

Ход урока:

  1. Оргмомент. Приветствие.

- Здравствуйте, ребята. Знаете ли вы, что такое айсберг? (это плавучая ледяная гора, отколовшаяся от ледника, большая часть которой скрыта под водой.)

- Вот и литературное произведение, как айсберг: малая часть лежит на поверхности, ясная, понятная, а большая - скрыта от нас, и её надо научиться видеть. А для этого необходимо внимательное, вдумчивое чтение, работа ума и сердца. Ведь прочесть произведение - это проникнуть в мир писателя, прожить жизнь вместе с ним и его героями. На этом уроке мы будем учиться открывать тот глубинный смысл и те чувства, которые скрыты от невнимательного читателя, помня «у каждого из слов душа своя».

Стадия вызова:

Время неудержимо идет вперед, оставляя позади события и судьбы. Но память о прошлом живет в людях, без нее жизнь человека не может быть полноценной. Об этом напоминает нам и художественная литература. В повести писателя Чингиза Айтматова "И дольше века длится день" есть легенда о Манкурте, человеке, который потерял память. И вместе с памятью он теряет человеческий облик, утрачивает нравственность, становится убийцей собственной матери.

Литература заставляет задуматься о том, что слово "память" должно быть священно.

Прошлое не проходит бесследно, оно возвращается к нам через воспоминания, предметы, произведения искусства, фотографии.

Особенности шести разных способов мышления

Задания группам: (Групповая работа по карточкам-заданиям)

Белая шляпа (белый стол).

(Мыслим цифрами, фактами, событиями. Без эмоций, без собственного оценивания.)


- Какие черты недавней истории нашего народа восстанавливает в памяти людей В. П. Астафьев? Найдите приметы, по которым можно определить время событий в рассказе.

- Можно ли говорить, что незримо в рассказе присутствуют события ВОВ?

- Вывод: мы видим, что Астафьев словно восстанавливает черты прошлого, которые ему очень дороги как память о детстве, школе, одноклассниках, родном селе. Фотография - часть истории. Память тоже способна запечатлеть эпоху, создать её портрет. Поэтому мы можем говорить об исторической и народной памяти, воплощенной в рассказе.

С появлением этой книги от многих читателей пошли письма. Общая мысль в них: «Вы хотели рассказать о своей бабушке, о своих близких, а рассказали обо всех нас, детях и взрослых того времени...» В одном из своих писем Виктор Петрович Астафьев сам дал оценку своей книги:

«Шлю Вам свою книжку, ту самую, ради которой, наверное, и родила меня мать».

Черная шляпа (черный стол).

(Негативная, мрачная, отрицательная шляпа.)

- Какие события, поступки героя вы можете назвать отрицательными?

- Почему так произошло?

- Какой отрицательный опыт появился у героя рассказа?

- Вывод: отсутствие героя на фотографии - это наказание за плохое поведение. Мальчик понял, что каждый должен отвечать за свои поступки.

Желтая шляпа (желтый стол).

(Желтая шляпа самая радостная, позитивная, жизнеутверждающая).

- Какие положительные, хорошие события в рассказе вы можете отметить? Какой положительный житейский опыт приобрел мальчик?

-Вывод: эта фотография является для него нравственным уроком, обретением духовного богатства. События вокруг неё помогли ему измениться, стать лучше, взрослее, ответственнее.

Всё лучшее в нас прорастает в мире детства, где царят доброта, любовь, милосердие, уважение. А Витя похож на оживающие весной цветы, тоже тянется к солнцу, свету, теплу.

Красная шляпа (красный стол).

(Это эмоциональная шляпа.

В красной шляпе вы отдаете себя во власть эмоций, чувств, впечатлений.)

-Какие чувства и эмоции у вас вызвали поступки героев в сценах: «Приезд фотографа», «Лечение мальчика», «Случай со змеей»?

- Какие чувства испытывает герой, рассматривая фотографию?

-Вывод: человеческая забота - это характерно для деревенских жителей, они волнуются, переживают, где поселить фотографа.

Бабушка Катерина Петровна способна на жертвы ради своих близких; мудрая, добрая, порядочная. Поэтому этот тёплый образ запечатлелся в памяти автора.

Всеобщее уважение к учителям. Это люди, которые просто любили и ничего не требовали взамен.

Зеленая шляпа (зеленый стол).

(Зеленая шляпа - творческая.)

-Рассказ называется «Фотография, на которой меня нет». А какой мог бы быть сюжет у рассказа под заголовком «Фотография, на которой я есть»? Какова бы была его главная мысль?

Синяя шляпа (синий стол).

(Это философская, обобщающая шляпа.)

- Какой нравственный урок несет история, рассказанная писателем? Что должен делать человек, чтобы сохраниться в памяти? Чем интересен и полезен этот рассказ нашим современникам?

-Вывод: автор утверждает, что история - это не только войны, перевороты, эпохальные события. История страны, ее судьба складывается из историй и судеб отдельных людей. Фотография - это память человека, память народа, портрет эпохи.

Виктор Астафьев и поэт Николай Рубцов поняли сокровенный смысл фотографии: "И близких всех душа не позабудет…" (см. эпиграф к уроку)

Выступление групп.

Кластеры

- Как вы думаете, какое слово в названии рассказа является ключевым? (фотография)

- У вас на столах лежат схемы-кластеры. Запишите это ключевое слово в верхний прямоугольник. А в овалах запишите те понятия, ассоциации, которые у вас вызывает слово «фотография». (Работа в группах).

фотография

Конспект урока по рассказу В.П. Астафьева Фотография, на которой меня нетКонспект урока по рассказу В.П. Астафьева Фотография, на которой меня нетКонспект урока по рассказу В.П. Астафьева Фотография, на которой меня нетКонспект урока по рассказу В.П. Астафьева Фотография, на которой меня нетКонспект урока по рассказу В.П. Астафьева Фотография, на которой меня нет

Конспект урока по рассказу В.П. Астафьева Фотография, на которой меня нетКонспект урока по рассказу В.П. Астафьева Фотография, на которой меня нетКонспект урока по рассказу В.П. Астафьева Фотография, на которой меня нетКонспект урока по рассказу В.П. Астафьева Фотография, на которой меня нетКонспект урока по рассказу В.П. Астафьева Фотография, на которой меня нетКонспект урока по рассказу В.П. Астафьева Фотография, на которой меня нет

Динамическая пауза.

Вновь у нас физкультминутка,

Наклонились, ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись.

Голова устала тоже.

Так давайте ей поможем!

Вправо-влево, раз и два.

Думай, думай, голова.

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка!

Молодцы, ребята!

- Вернуть время мы с вами не в состоянии, ни один миг нашей жизни не повторяется. А фотография позволяет хотя бы в мыслях возвратиться назад. Фотография - это память, личная память.

Давайте обратимся к нашей памяти. На урок вы принесли старую фотографию из семейного альбома (фотографии периода сибирской ссылки ), на которой изображены ваши родные. Какое общее определение (название) можно дать этим снимкам? Есть ли вы на этих снимках? Правильно, это фотографии, на которых вас нет.

Наш народ, пройдя через неимоверные трудности и понеся огромные потери, все же приспособился к существованию в тех холодных краях. К счастью, мы не видели ужаса депортации, безысходного горя и слез отчаяния тысяч людей в первые ссыльные годы. Но для старшего поколения, у которого там прошли годы детства, юности, какой бы безрадостной ни была действительность, для них жизнь представлялась прекрасной, ведь молодость брала свое. Людей, особенно старшего возраста, пожилых, часто одолевает тоска по прошедшим, прожитым годам. Но как бы ни хотелось попасть в прошлое, сделать это невозможно. А вот остановить мгновения жизни можно, и помогает нам в этом фотография.

Черная шляпа (черный стол).

Негативная, мрачная, отрицательная шляпа.

- Почему период ссылки калмыков в Сибирь считается трагическим ?

- Расскажите историю жизни ваших родных, знакомых в этот период.

Белая шляпа (белый стол).

(фото с датами, с обозначением места жительства)

(Мыслим цифрами, фактами, событиями. Без эмоций, без собственного оценивания. Только факты)

- Назовите годы ссылки калмыцкого народа в Сибирь?

- Сколько лет длилась ссылка?

- Снимки каких годов не встречаются?

- Как вы думаете, почему в эти годы люди не фотографировались?

- В каком году были сделаны снимки?

Вывод: ссылка нашего народа длилась долгих тринадцать лет. В большинстве своем это снимки начала 1950-х годов. Видимо, когда пошло послабление в режиме содержания спецпереселенцев. Очень мало фотографий, относящихся к начальному периоду ссылки. Слишком трагическими они были, не до фотографий.

Желтая шляпа (желтый стол).

(Желтая шляпа самая радостная, позитивная, жизнеутверждающая.)

- Какое настроение, по-вашему, у изображенных на снимке?

- Во что они одеты? Как выглядит их одежда, прически?

Вывод: Это был своего рода праздник. К нему тщательно готовились, надевали самые лучшие наряды, обменивались шалями, пальто (на многих снимках это заметно). На них были тяжелые облегающие пальто с большими воротниками, хромовые сапоги, валенки, у девушек-модниц - ботики, двубортные пиджаки, косоворотки, большие цветные шали с бахромой (позаимствовали у русских). В одежде можно, пожалуй, отметить аккуратность, опрятность, несмотря ни на что ухаживали за собой, старались следовать моде.

Красная шляпа (красный стол).

(Это эмоциональная шляпа.

В красной шляпе вы отдаете себя во власть эмоций, чувств, впечатлений.)

Вас с героями этих фотографий разделяет более семидесяти лет. В связи с этим, какие чувства и эмоции у вас вызвали эти фотографии? Сохранились ли в вашем семейном альбоме фотографии этого периода? Рассматривали ли вы их когда-нибудь? Какие чувства при этом испытывали?

Зеленая шляпа (зеленый стол).

(Зеленая шляпа - творческая.)

- Как вы думаете, кто фотографировал (неизвестный фотограф, полупрофессионал, профессионал)?

- Обратите внимание на фон (рисунки, сюжеты). Снимки производились в ателье или это была переносная декорация?

- Что общего в интерьере (тумбы, цветы, столики…)?

-Есть ли надписи на тумбах, о чем они говорят?

Вывод: Снимки неизвестного фотографа, полупрофессионала. Фоном очень часто служило полотно с незамысловатым сюжетом: лебеди, плавающие в озере, тумба(тумбочка), столик, на котором стояли вазы с искусственными цветами. По обе стороны располагались фотографирующиеся. На многих фотографиях фон один и тот же. Это свидетельствует о том, что, по всей видимости, фотограф на всю округу был один. Надписи на тумбочках, имитирующие цветники, разнообразны, в зависимости от места проживания. ( «Привет из Сибири, с Алтая…и т.д.)

- Ребята, из ваших выступлений получился рассказ, рассказ о детстве и юности ваших прадедушек и прабабушек. Чем-то наше повествование схоже с рассказом Астафьева. О своих наблюдениях нам поведает группа, сидящая за синим столом.

Синяя шляпа (синий стол).

Это философская, обобщающая шляпа.

- Можно ли назвать, рассказ о сибирских фотографиях «Фотография, на которой меня нет»? Почему? Какую мысль вы вкладываете в это название?

- Какую роль играют старые снимки в нашей жизни?

- Из чего складывается история страны, история народа? Какая роль отведена в этом фотографиям из семейного альбома?

Вывод: Прошлое, запечатлевшееся на снимках, близко и дорого нам, оно живёт в нас. Старые фотографии пробуждают память и воображение, помогают оживить образы ушедших от нас людей, по-новому взглянуть на своих родных, с уважением относиться к их жизни.

- Итак, заканчивая работу над рассказом, давайте подумаем, какие нравственные ценности, которые определили жизнь не одного поколения, находит Астафьев в своем рассказе и мы, заглянувшие в далёкие сибирские годы.

(Второй раз автор рассказа рассматривает фотографию взрослым человеком и видит всё те же лица, но мысли у него сейчас другие: о свойствах человеческой памяти и шире - о памяти исторической. Он рассматривает и другие фотографии, видит на них родные лица, иногда улыбается наивности людей, «снявшихся на карточку», но никогда не смеётся над ними, потому что «деревенская фотография - своеобычная летопись народа, настенная его история».)

- Закончить урок сегодня мне хочется высказыванием академика Д.С.Лихачёва:

«Без памяти нет совести. Вот почему так важно воспитывать в моральном климате памяти: памяти семейной, памяти народной, памяти культурной. Семейные фотографии - это одно из важнейших «наглядных пособий» морального воспитания детей, да и взрослых.

Память - основа совести и нравственности, память - основа культуры. Хранить в памяти, беречь в памяти - это наш нравственный долг перед самими собой и перед потомками. Память - наше богатство».

Синквейн «Память»

Итог урока

Сегодняшний урок заканчивается и уходит в прошлое, и чтобы этот момент остался в нашей памяти, я хочу предложить нам всем сфотографироваться. И когда-нибудь ваши дети, заинтересовавшись этим снимком, расспросят вас о нём, и вы, может быть, через много лет переживёте то приобщение к прошлому, памяти, которое испытали сегодня на уроке. Мы назовём этот снимок «Фотография, на которой я есть».

© 2010-2022