План-конспект урока по литературе «Что такое правда и ложь?» (по рассказу В. Быкова «Крутой берег реки»)

""Описание материала: "Что такое правда и ложь? Всегда ли следует говорить правду? "Эта проблема стоит в рассказе В. Быкова «Крутой берег реки». Учить вдумываться в прочитанное, делать выводы, высказывать собственное мнение, определять тему и основную мысль, пробуждать интерес к личности и творчеству известного писателя - цели и задачи данного урока. "Проводится работа по умению определять прямые и переносные, символические значения слов и выражений. В урок включена работа по расширению словар...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План открытого урока в 8 классе на тему

«Проблема гуманного отношения к страдающим людям. (На примере рассказа Василия Быкова «Крутой берег реки»).

Цели: Помочь понять идейно-тематическое содержание рассказа, символическое значение элементов пейзажа в рассказе (образов берега, костра, реки).

Познакомить с разными точками зрения на правду и ложь, упражнять в аргументировании своего мнения.

Продолжать воспитывать нравственные ценности: любовь к малой родине и к Отечеству, гуманность.

Пробудить интерес к личности и творчеству В.Быкова, желание читать.


Методы и приёмы: фронтальная работа с текстом, беседа, сообщение ученика.

Оборудование: Портрет В.Быкова (электронный вариант).

Текст рассказа.

Распечатки высказываний о правде и лжи.

Песня «На Мамаевом кургане».


Составила учительница русского языка и литературы

МКОУ СОШ №2 г. Коркино Челябинской области

Денисова Л.П.


Ход урока

1.- Как вы понимаете смысл выражения «Проблема гуманного отношения?»

(Проблема - 1.Сложный вопрос, задача, требующие разрешения, исследования.

2.(перен.) О чём-нибудь трудно разрешимом, осуществимом.)

(Гуманный - человечный, отзывчивый). Каждый человек имеет право на гуманное к себе отношение.

2.Запись темы урока.

3. - А начать наш разговор на эту тему я хочу с песни «На Мамаевом кургане». Прослушайте её и ответьте на вопрос: « Что объединяет эту песню и рассказ В. Быкова «Крутой берег реки»?

Песня «На Мамаевом кургане».

4. Беседа по содержанию рассказа:

-Взволновал ли вас рассказ, чем?

- О чём этот рассказ?

-Перечислите всех участников описываемых событий. Как вы считаете, какую роль в произведении играет образ Петровича?

-Почему Петрович каждый вечер приходил на берег реки?

-Что вы узнали о его сыновьях?

-По каким словам, фразам в рассказе можно догадаться о том, какую жизнь прожил Петрович, какой это человек? (блеклые глаза, скрюченные ревматические пальцы больших работящих рук, заношенный военный китель, страдальческий взгляд, молчаливость - стр.81,82.)

-Что вы можете рассказать о Юре? (Парень из соседней деревни, сейчас работает в городе, добрый, тактичный).

-Прочитайте отрывок - стр.81,3 абзац сверху. Каким вы увидели Коломийца? (Плотный, крутоплечий, с большими руками, с тяжеловатым уверенным взглядом - трудолюбивый, но только для собственного блага, глаза - зеркало души: этакий хозяин жизни, который уверен, что его мнение самое правильное. Нет в нём доброты).

-Прочитайте разговор Коломийца с Петровичем - стр.82-83. Что значил для Коломийца разговор с Петровичем? (Грубо, в оскорбительной форме навязывает свою точку зрения, утверждает свою правоту, совсем не заботясь о чувствах убитого горем Петровича).

-А что означал этот разговор для Петровича? (Слова Коломийца причинили ему огромную душевную боль - стр.83, лишили его надежды и цели жизни, убили, скорее всего, не только в переносном смысле этого слова).

- Как в речи Юры проявляется его отношение к поступку Коломийца?

5. - Вы писали сочинение-рассуждение на тему «Что лучше: горькая правда или сладкая ложь?» Изменилась ли ваша точка зрения на эту проблему после знакомства с этим рассказом?

(Используйте при ответе записанное на доске клише:-Я считал(а), что… После прочтения этого рассказа моё мнение …).

6. - Прочитайте высказывания известных людей о правде и лжи, найдите то или те, что, по-вашему, подходят к описанной в рассказе ситуации.

7. - Почему, по-вашему, рассказ назван так? (Название символичное).

- Символом чего является река? Берег? Костёр? (Река - символ жизни, а берега - символ единства противоположностей, которые сосуществуют в жизни: это жизнь и смерть, радость и горе, добро и зло, правда и ложь).

-Что символизирует крутой берег? ( Берег крутой, каменистый, что означает трудную жизнь, а для Петровича она подходит к концу и в любой момент может оборваться. Да и все годы жизни без сыновей он, по сути, находился как на краю обрыва. Окружающие Петровича люди долгие годы щадили его, удерживали в этой жизни, но нашёлся бессердечный человек, «столкнувший его с обрыва», т. е. по сути убивший.)

8.- Я уверена, что никто из нас не хочет быть таким «сталкивающим с обрыва». И мне кажется, тут поможет совет известного русского писателя Фонвизина: «Имей сердце, имей душу, да будешь человек во всякое время».

-Как вы понимаете эти слова?

9.А жизненный опыт нам помогают приобрести в любом возрасте хорошие, умные книги. И таковыми являются произведения В. Быкова. Да и вся его жизнь тоже учит. Послушайте сообщение о Быкове.

Быков Василий Владимирович(1924 - 2003) - прозаик, публицист,

сценарист - родился в селе Череновщина Витебской области(Белоруссия) в семье крестьянина. В 1941 году ушёл на фронт. Был дважды ранен, чудом спасся, а мать получила «похоронку». Великая Отечественная война определила темы, сюжеты и героев большинства его произведений, наиболее известные из которых «Сотников», «Обелиск, «Дожить до рассвета», «Альпийская баллада», «Пойти и не вернуться», «Знак беды». Многие его произведения экранизированы. Книги Василия Быкова любимы миллионами читателей, потому что написаны с искренней любовью к народу-труженику. Быков - лауреат Государственной премии СССР(1974 г.) и Ленинской премии(1986 г.).

8.Объявление оценок.



© 2010-2022