- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок Старый год М. Горький
Урок Старый год М. Горький
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 7 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Долгова Е.П. |
Дата | 24.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Восточненская средняя общеобразовательная школа»
Урок литературы в 7 классе
А.М.Горький
Философская сказка «Старый Год»
Провела учитель русского языка и литературы Долгова Елена Павловна
Конспект урока.
Дата: 17.02.2016
Тема урока: Философская сказка М.Горького «Старый год».
Тип урока: беседа с элементами исследовательской работы
Цели:
Обучающая: повторить виды сказок, особенности литературной и фольклорной сказок, познакомить с термином «философия», понятиями, характеризующими внутренние качества человека.
Развивающая: развивать устную речь учащихся, умение высказываться монологически. вести диалог, навыки слушания рассказа учителя, расширить кругозор учащихся.
Воспитывающая: воспитывать интерес к внутреннему миру человека, душевному состоянию, толерантное отношение к людям, уметь видеть положительное и отрицательное в людях, уметь считаться с мнением других.
Оборудование: презентация к уроку, тексты сказки, рабочие тетради
План урока:
-
Организационный момент
-
Проверка домашнего задания
-
Изучение нового материала
-
Физминутка
-
Подведение итогов урока
-
Домашнее задание
1.Оргмомент: сообщение темы и целей урока, настрой на урок.
Дома должны были прочитать сказку «Старый год», поработать с понятием «философия», подобрать и записать в тетрадь положительные качества человека; заполнить первый столбик таблицы «Я представляю себе».
- Сегодня на уроке мы будем анализировать сказку, но сказку необычную. - Кто из вас читал сказки? Все? Давайте вспомним отличительные черты сказочного текста.
- Что такое сказка? (слайд №3)
- Какие виды сказок вы знаете?
- Фольклорные и литературные.
- Какие бывают сказки? (слайд 4)
- Назовите признаки сказки.
Признаки фольклорной сказки
-
Соединение реального и волшебного(волшебные существа и предметы)
-
Главные события совершаются в полночь
-
Счастливый финал
-
Поучительный характер
Это признаки фольклорной сказки. В литературной сказке, у которой есть автор, какие-то элементы могут изменяться или исчезать вовсе. Особенно, если это философская сказка. Сегодня мы будем работать с философской сказкой А.М.Горького «Старый Год».
Изучаемое нами произведение относится к раннему периоду его творчества. Впервые сказка «Старый год» была опубликована 1 января 1899 года в «Самарской газете»
"Старый год"- философская сказка.
Что такое философия? (слайд №5)
- Наука о жизни людей в обществе.
- Чтение стихотворения Эдуарда Асадова «Будь весёлым всегда»
Будь веселым всегда,
Не грусти никогда.
Будет трудно - крепись,
Будет ветер - не гнись,
Будет больно - не плачь,
Глаз в ладони не прячь.
Если грозы - иди,
Если слезы - сотри,
Если страшно - держись.
Помни, жизнь - это жизнь!
Анализ сказки:
-Что необычно для вас в этой сказке?
- Герои, которые являются качествами человека.
- Итак, в последний день своей жизни Старый Год ,пред тем как возвратиться к Вечности, устраивает нечто вроде торжественной встречи своему преемнику. Он собирает перед собой все человеческие Качества и беседует с ними до двенадцати часов - до рокового момента своей смерти, до момента рождения Нового Года.
- Как вы понимаете слово «вечность»? Зачитайте определение этого слова из домашней работы.
- Вечность - это то, что уйдёт навсегда и возврата назад нет.
- Вечером в гости к Старому Году стали собираться странные и неопределённые существа, чьи имена и формы известны нам, но чьи сущности и значения мы ещё не можем представить себе ясно.
- Назовите, кто пришёл в гости?
- Пришли первыми Лицемерие, Смирение, Честолюбие, Глупость
Качества
Их значение
Лицемерие
Отсутствие искренности
Смирение
Способность подчиняться кому-либо
Честолюбие
Жажда известности
Глупость
Ограниченные умственные способности
.
Задание: работа с таблицей и значением качеств человека, которые пришли первыми.
- Как вы думаете, почему они пришли в числе первых?
- Это все те качества человека, которые так мешают ему жить, характеризуют отрицательные стороны человека.
- Найдите в тексте описание их прихода, какие детали вы заметили?
- Почему именно они пришли первыми?
- Потому что широко распространенны среди людей.
.Ум, Любовь, Вера, Надежда и Мудрость, Правда показаны автором серыми, бессильными и гонимыми существами.
Определим значение этих качеств человека по вашим таблицам.
Качества
Их значение
Ум
Способность человека мыслить
Любовь
Чувство взаимной привязанности к кому-либо, чему-либо
Вера
Уверенность в ком-либо, чём-либо
Надежда
Ожидание чего-то приятного
Мудрость
Обладание большим умом
Правда
То, что соответствует действительности
. Задание: найти описание Мудрости, Любви, Веры, Надежды Правды всех тех, кто пришёл вторыми:
- Мудрость была одета в яркие и лёгкие ткани, украшенные массой фальшивых камней, и насколько ярок и блестящ был её костюм, настолько сама она была темна и печальна.
Любовь полураздетая, грубая, с глазами, в которых не было ни искры мысли
Вера разбитое и колеблющееся существо
Надежда мелькнула и скрылась
Правда, робкая и забитая, как всегда, больная и печальная, она, тихо и не замеченная никем, прошла в угол и одиноко села там.
Физминутка (1-2 минуты)
- Как думаете, почему правда пришла последней и почему так выглядит?
- Правду никто не любит, она портит жизнь, отношения, люди привыкли её скрывать.
- Чтение диалога Старого Года с гостями и анализ.
- Каково отношение Старого Года к гостям?
- Он их жалеет, называет их «бледными», и «истасканными людьми», «уродливыми».
- Что должно произойти после 12-го боя часов?
- Чтение эпизода «Появление Меркурия»
- В полночь Старый Год собирался навсегда уйти, но явился Меркурий -посланник Вечности и объявил, что Старый Год останется жить до нарождения новых людей. Почему?
- Пока люди не обновят дум и чувств своих, Старый Год должен оставаться с ними.
- Старый Год, умирал с торжеством. Почему?
- Потому что тяжело быть всегда рядом с такими качествами.
- А какие это качества?
- Больше всего отрицательных качеств
- Назовите их
- Лицемерие, Смирение, Честолюбие, Глупость
- А если это не сказочные герои, а люди?
- Тогда ёщё тяжелее, очень плохо жить с такими качествами. - С кем остался Старый Год?
-Остался снова жить с Унынием, скорбно улыбавшимся в его морщинистое лицо.
- Если остался жить с Унынием, что его ожидало?
- Печаль, скука, тоска.
- Итак, все человеческие Свойства, прибывшие к Старому Году начали расходиться и остался Старый Год один, уже переодевшийся в платье Нового.
- Что автор хотел сказать этой сказкой?- То есть в чём идея данного произведения?
- Что такое идея? (зачитать определения из домашнего задания)
Идея произведения - основной принципиальный смысл произведения,
- призыв к чему-либо .
В человеке живут положительные и отрицательные качества. И пока отрицательные качества будут на первом месте время и жизнь не смогут идти вперед.
- Что объединяет всех этих персонажей? - - Какой образ связывает их воедино?
-Центральным является образ человека. Для раскрытия этого образа М.Горький прибегает к употреблению аллегории. Что такое аллегория?
- Аллегория - иносказание.
- Чтение по ролям эпизода « Беседа Старого Года со своими гостями». Задача - найти характеристику человеческого мира в сказке - Давайте обобщим человеческий образ, представленный в произведении:
-
Люди жалки и бесцветны;
-
Они разучились мечтать;
-
Они потеряли настоящие чувства и остались с похотями;
-
Они перестали быть оригинальными;
-
В них нет ничего, достойного быть человеческим.
Назовите положительные качества человека (из домашнего задания), которые способны улучшить мир.
- Доброта, товарищество, сочувствие, сопереживание, радость, ласка, доверие, взаимопомощь, отзывчивость, сострадание, милосердие, сотрудничество, нежность, любовь, ответственность.
Исследовательская работа
Заполнение второй части домашней таблицы:
Качества
Как я представляю себе
Что обнаружил(а) в тексте
Смирение
Монах, строгость, покорность
Под руку с Лицемерием
Ум
Очки, книга, шляпа, компьютер
Больная фигура, тоска и бессилие
Любовь
Красота, нежность, свет
Грубая, ни искры мысли, немая, кровь жидка и холодна
Мудрость
Пожилая, седая, тихая, задумчивая
Грубая, ни искры мысли, немая, кровь жидка и холодна
Правда
Яркая, открытая, громкая, лидер, смелая
Робкая и забитая, больная и печальная
Подведение итогов урока: Итак, мы говорили в начале урока о философии,
затем мы анализировали качества человека. Какой можно сделать вывод? - Нужно быть честным, быть правдивым, бороться с теми качествами, которые мешают человеку жить, ведь именно негатив делает человека и его жизнь серой, скучной и однообразной.
- Люди должны жить в мире добре и согласии, и как говорил Достоевский: «Только красота спасёт мир». Эта красота в самом человеке.
- Комментирование оценок за урок.
- Домашнее задание: 1. Закончить работу по таблице
2. Нарисовать иллюстрации к сказке «Старый Год»