Урок Старый год М. Горький

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Восточненская средняя общеобразовательная школа»












Урок литературы в 7 классе


А.М.Горький

Философская сказка «Старый Год»















Провела учитель русского языка и литературы Долгова Елена Павловна








Конспект урока.

Дата: 17.02.2016

Тема урока: Философская сказка М.Горького «Старый год».

Тип урока: беседа с элементами исследовательской работы

Цели:

Обучающая: повторить виды сказок, особенности литературной и фольклорной сказок, познакомить с термином «философия», понятиями, характеризующими внутренние качества человека.

Развивающая: развивать устную речь учащихся, умение высказываться монологически. вести диалог, навыки слушания рассказа учителя, расширить кругозор учащихся.

Воспитывающая: воспитывать интерес к внутреннему миру человека, душевному состоянию, толерантное отношение к людям, уметь видеть положительное и отрицательное в людях, уметь считаться с мнением других.

Оборудование: презентация к уроку, тексты сказки, рабочие тетради

План урока:

  1. Организационный момент

  2. Проверка домашнего задания

  3. Изучение нового материала

  4. Физминутка

  5. Подведение итогов урока

  6. Домашнее задание

1.Оргмомент: сообщение темы и целей урока, настрой на урок.

Дома должны были прочитать сказку «Старый год», поработать с понятием «философия», подобрать и записать в тетрадь положительные качества человека; заполнить первый столбик таблицы «Я представляю себе».

- Сегодня на уроке мы будем анализировать сказку, но сказку необычную. - Кто из вас читал сказки? Все? Давайте вспомним отличительные черты сказочного текста.

- Что такое сказка? (слайд №3)

- Какие виды сказок вы знаете?

- Фольклорные и литературные.

- Какие бывают сказки? (слайд 4)

- Назовите признаки сказки.

Признаки фольклорной сказки

  1. Соединение реального и волшебного(волшебные существа и предметы)

  2. Главные события совершаются в полночь

  3. Счастливый финал

  4. Поучительный характер

Это признаки фольклорной сказки. В литературной сказке, у которой есть автор, какие-то элементы могут изменяться или исчезать вовсе. Особенно, если это философская сказка. Сегодня мы будем работать с философской сказкой А.М.Горького «Старый Год».

Изучаемое нами произведение относится к раннему периоду его творчества. Впервые сказка «Старый год» была опубликована 1 января 1899 года в «Самарской газете»

"Старый год"- философская сказка.

Что такое философия? (слайд №5)

- Наука о жизни людей в обществе.

- Чтение стихотворения Эдуарда Асадова «Будь весёлым всегда»

Будь веселым всегда,
Не грусти никогда.
Будет трудно - крепись,
Будет ветер - не гнись,
Будет больно - не плачь,
Глаз в ладони не прячь.
Если грозы - иди,
Если слезы - сотри,
Если страшно - держись.
Помни, жизнь - это жизнь!

Анализ сказки:

-Что необычно для вас в этой сказке?

- Герои, которые являются качествами человека.

- Итак, в последний день своей жизни Старый Год ,пред тем как возвратиться к Вечности, устраивает нечто вроде торжественной встречи своему преемнику. Он собирает перед собой все человеческие Качества и беседует с ними до двенадцати часов - до рокового момента своей смерти, до момента рождения Нового Года.

- Как вы понимаете слово «вечность»? Зачитайте определение этого слова из домашней работы.

- Вечность - это то, что уйдёт навсегда и возврата назад нет.

- Вечером в гости к Старому Году стали собираться странные и неопределённые существа, чьи имена и формы известны нам, но чьи сущности и значения мы ещё не можем представить себе ясно.
- Назовите, кто пришёл в гости?

- Пришли первыми Лицемерие, Смирение, Честолюбие, Глупость

Качества

Их значение

Лицемерие

Отсутствие искренности

Смирение

Способность подчиняться кому-либо

Честолюбие

Жажда известности

Глупость

Ограниченные умственные способности

.

Задание: работа с таблицей и значением качеств человека, которые пришли первыми.

- Как вы думаете, почему они пришли в числе первых?

- Это все те качества человека, которые так мешают ему жить, характеризуют отрицательные стороны человека.

- Найдите в тексте описание их прихода, какие детали вы заметили?

- Почему именно они пришли первыми?

- Потому что широко распространенны среди людей.

.Ум, Любовь, Вера, Надежда и Мудрость, Правда показаны автором серыми, бессильными и гонимыми существами.

Определим значение этих качеств человека по вашим таблицам.

Качества

Их значение

Ум

Способность человека мыслить

Любовь

Чувство взаимной привязанности к кому-либо, чему-либо

Вера

Уверенность в ком-либо, чём-либо

Надежда

Ожидание чего-то приятного

Мудрость

Обладание большим умом

Правда

То, что соответствует действительности

. Задание: найти описание Мудрости, Любви, Веры, Надежды Правды всех тех, кто пришёл вторыми:
- Мудрость была одета в яркие и лёгкие ткани, украшенные массой фальшивых камней, и насколько ярок и блестящ был её костюм, настолько сама она была темна и печальна.

Любовь полураздетая, грубая, с глазами, в которых не было ни искры мысли

Вера разбитое и колеблющееся существо

Надежда мелькнула и скрылась

Правда, робкая и забитая, как всегда, больная и печальная, она, тихо и не замеченная никем, прошла в угол и одиноко села там.

Физминутка (1-2 минуты)

- Как думаете, почему правда пришла последней и почему так выглядит?
- Правду никто не любит, она портит жизнь, отношения, люди привыкли её скрывать.

- Чтение диалога Старого Года с гостями и анализ.

- Каково отношение Старого Года к гостям?

- Он их жалеет, называет их «бледными», и «истасканными людьми», «уродливыми».

- Что должно произойти после 12-го боя часов?

- Чтение эпизода «Появление Меркурия»

- В полночь Старый Год собирался навсегда уйти, но явился Меркурий -посланник Вечности и объявил, что Старый Год останется жить до нарождения новых людей. Почему?

- Пока люди не обновят дум и чувств своих, Старый Год должен оставаться с ними.

- Старый Год, умирал с торжеством. Почему?

- Потому что тяжело быть всегда рядом с такими качествами.

- А какие это качества?

- Больше всего отрицательных качеств

- Назовите их

- Лицемерие, Смирение, Честолюбие, Глупость

- А если это не сказочные герои, а люди?

- Тогда ёщё тяжелее, очень плохо жить с такими качествами. - С кем остался Старый Год?

-Остался снова жить с Унынием, скорбно улыбавшимся в его морщинистое лицо.

- Если остался жить с Унынием, что его ожидало?

- Печаль, скука, тоска.

- Итак, все человеческие Свойства, прибывшие к Старому Году начали расходиться и остался Старый Год один, уже переодевшийся в платье Нового.

- Что автор хотел сказать этой сказкой?- То есть в чём идея данного произведения?

- Что такое идея? (зачитать определения из домашнего задания)

Идея произведения - основной принципиальный смысл произведения,

- призыв к чему-либо .
В человеке живут положительные и отрицательные качества. И пока отрицательные качества будут на первом месте время и жизнь не смогут идти вперед.

- Что объединяет всех этих персонажей? - - Какой образ связывает их воедино?

-Центральным является образ человека. Для раскрытия этого образа М.Горький прибегает к употреблению аллегории. Что такое аллегория?

- Аллегория - иносказание.

- Чтение по ролям эпизода « Беседа Старого Года со своими гостями». Задача - найти характеристику человеческого мира в сказке - Давайте обобщим человеческий образ, представленный в произведении:

  • Люди жалки и бесцветны;

  • Они разучились мечтать;

  • Они потеряли настоящие чувства и остались с похотями;

  • Они перестали быть оригинальными;

  • В них нет ничего, достойного быть человеческим.

Назовите положительные качества человека (из домашнего задания), которые способны улучшить мир.

- Доброта, товарищество, сочувствие, сопереживание, радость, ласка, доверие, взаимопомощь, отзывчивость, сострадание, милосердие, сотрудничество, нежность, любовь, ответственность.

Исследовательская работа

Заполнение второй части домашней таблицы:

Качества

Как я представляю себе

Что обнаружил(а) в тексте

Смирение

Монах, строгость, покорность

Под руку с Лицемерием

Ум

Очки, книга, шляпа, компьютер

Больная фигура, тоска и бессилие

Любовь

Красота, нежность, свет

Грубая, ни искры мысли, немая, кровь жидка и холодна

Мудрость

Пожилая, седая, тихая, задумчивая

Грубая, ни искры мысли, немая, кровь жидка и холодна

Правда

Яркая, открытая, громкая, лидер, смелая

Робкая и забитая, больная и печальная

Подведение итогов урока: Итак, мы говорили в начале урока о философии,

затем мы анализировали качества человека. Какой можно сделать вывод? - Нужно быть честным, быть правдивым, бороться с теми качествами, которые мешают человеку жить, ведь именно негатив делает человека и его жизнь серой, скучной и однообразной.

- Люди должны жить в мире добре и согласии, и как говорил Достоевский: «Только красота спасёт мир». Эта красота в самом человеке.

- Комментирование оценок за урок.

- Домашнее задание: 1. Закончить работу по таблице

2. Нарисовать иллюстрации к сказке «Старый Год»

© 2010-2022