Программа Формирование национального самосознания через лингвостилистический анализ художественного текста

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Воротилина Татьяна Ивановна, учитель русского языка и литературы

МБОУ «Ириклинская средняя общеобразовательная школа»

Гайского городского округа Оренбургской области

Программа "Формирование национального самосознания через лингвостилистический анализ художественного текста" 10 класс.

Учитывая важность проблемы формирования национального самосознания, была разработана программа по воспитанию национального самосознания посредством лингвостилистического анализа текста, которая предполагает систему поэтапной работы учащихся. Система включает в себя структуру такого анализа текста, в результате которого формируется яркая языковая личность, способная стать достойным ценителем национального культурного наследия.

Пояснительная записка.

Программа курса "Формирование национального самосознания старшеклассников через лингвостилистический анализ текста" предназначена для изучения языковых явлений в произведениях писателей 19 века с целью идентификации системы ценностей, которая станет ориентиром формирования национального самосознания.

Основные задачи программы:

  1. Изучение приемов использования языковых средств отдельных писателей и поэтов;

  2. Выявление и объяснение использованных в художественном тексте языковых явлений, значение их употребления.

  3. Рассмотрение идейного содержания анализируемого художественного текста.

Приемы, методы и формы работы определяются указанными выше задачами курса и его содержанием: выразительное чтение, погружение в языковую стихию текста, анализ языковых средств, размышление о национальной специфике русских слов, понятий, творческая работа в жанре эссе.

Поэтому объектом изучения данной программы является не только текст, как таковой, но и теория, предполагающая актуализацию вопросов, связанных с проблемой анализа текста.

Исходя из этого, можно выделить основные знания и умения учащихся:

- расширение знаний о родном языке;

- умение владеть всеми видами речевой деятельности;

- повышение культуры устной и письменной речи;

- формирование русского национального самосознания и духовного здоровья учащихся;

Каждая тема программы включает теоретическую и практическую работы. Практическая работа (выполнение различных заданий, наблюдение и т.д.) будет способствовать тому, что учащиеся на основе многократного и вариативного повторения слов, устойчивых выражений, грамматических форм, будут активно вводить их в свою речь, идентифицировать мысли и чувства о национальной гордости за родной язык, создавать образ своего "идеального", связанного с образом "Я-русский", "Я-россиянин", "Я-наследник культуры своей нации".

Данная программа предназначена для проведения занятий в 10 классе в количестве 17 часов.

В тематическом плане программы отражены и отдельные занятия по ее реализации, и такие темы уроков литературы, на которых рекомендуется отработка полученных знаний в ходе программы.

Тема занятия по программе

Тема урока из тематического планирования по Программе общеобразовательных учреждений под ред. Коровиной В.Я.

Кол-во часов по прогр.

Кол-во часов по обще-

образ.

прогр.

Психологи-

ческие

установки

Формы

Контроля,

вид деят.

уч-ся

1.



2.



3.



4.



5.

6, 7

8.

9, 10.

11-13



14.



15.

16-

18

Введение



Тема №1



Тема №2



Тема №3



Тема № 4

Тема №5-6

Тема № 7

Тема № 8-9



Тема № 10-12



Тема № 13



Тема №14

Тема № 15-17





Образ города Калинова



Русский национальный характер Обломова. Что такое обломовщина?



Базаров - герой своего времени. Испытание героя смертью.

По усмотрению учителя

По усмотрению учителя

Проблематика сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина

Теория Раскольникова.

Значение образа Сони в романе. "Их воскресила любовь".

Пути духовных исканий А.Болконского, П.Безухова. Женские образы в романе.

Особенности романа "Война и мир".

Рассказы А.П.Чехова 80-х гг. Рассказы А.П.Чехова 90-х гг.

"Маленькая трилогия" Чехова. Сад как символ в пьесе "Вишневый сад"

Новый мир глазами Чернышевского Н.Г.

1 ч.



1 ч.



1 ч.



1 ч.

1 ч.

2 ч.

2ч..



3ч.



1ч.



1ч.



1 ч.



2 ч.



2 ч.

1 ч

2 ч

1ч..

3ч.



3ч.



4ч.



1ч.



Национ.

сис-ма

ценнос-

тей

Набор ценностей жителей города Калинова

Идеальный образ - Я



Наличие

целей в

жизни

Структура

образа -Я

авторов

Принятие себя, одобрение самого себя

Ценности в жизни



Смысл жизни, самосовершенствование



Структура образа - Я



Одобрение себя как личности.

Входная

диагнос-

тика

Текущий контроль, создание фильетона.

Сопоставление

описаний кабинета Обло

мова и кабинета Манилова

Составление

неотправ-

ленного пись-

ма Базарова



Текущий контроль

Текущий контроль

Анализ фрагмента любой сказки



Текущий контроль



Взаимодействие изобразительно-выразительных средств в романе.

Текущий контроль



Утопические модели будущего

Итоговая контрольная диагностика

Содержание программы

Введение (1 час).

Воспитание национального самосознания русской литературой

второй половины 19 века.

Роль литературы в пробуждении национального самосознания народа, ее связь с русским освободительным движением. Формирование нашего национального самосознания.

Практическая работа.

  1. Письменный ответ на вопрос: "Какова система ценностей, отраженная в русской литературе 19 века?"

Тема №1.

"…Я - хозяин русской сцены" А.Н.Островский (1 час)

Фразеологизмы в пьесах А.Н.Островского. Русские национально-маркированные фразеологические обороты, используемые А.Н.Островским на примере одного из его произведений. Аспекты языковой специфики пьес.

Практическая работа.

* Подобрать примеры фразеологических оборотов с учетом:

- обозначения специфических явлений русской жизни, быта, культуры;

- обозначение миросозерцания русского народа через фразеологические обороты.

* Каковы духовные ценности жителей города Калинова? Напишите фельетон о жителях города.

* Режиссерская интерпретация роли одного из персонажей пьес Островского (речь, портрет, мимика)

.

Тема № 2

"Я … увлекаюсь больше всего… своею способностью рисовать…"

И.А.Гончаров.

Изобразительные возможности русского языка на примере произведения Гончарова "Обломов". Использование И.А.Гончаровым художественных приемов, основанных на изобразительных возможностях русского языка в показе идеалов жизни Обломова и Штольца.

Практическая работа.

* Лингвостилистический анализ данного фрагмента с выделением всех языковых средств, создающих картину жизни Обломова, Штольца.

* Проанализируйте фрагменты текста, объясните использование слов с повторяющимися фрагментами.

* Подготовьте сообщение (на основе анализа текста романа) "Авторская позиция в изображении идеала жизни", "Мое отношение к идеалу жизни".

* Лингвостилистический анализ фрагментов, в которых прослеживаются цели жизни Обломова.

Тема № 3.

Языковые особенности романа "Отцы и дети" (1 час).

Языковые способы выражения нравственных качеств главных героев романа.

Практическая работа.

  • Выписывание и группировка (указать название тем, по которым слова группируются) естественно научной лексики романа, ее толкования.

  • Создать языковую картину нравственного мира одного из героев романа (научные термины, народно-бытовые слова, афоризмы, образные обороты речи, неполные и назывные предложения).

Тема № 4

А.А.Фет и русская напевность (1 час)

Поэтический стиль А.А.Фета (использование восклицательных конструкций; безглагольность как выражение устойчивости чувства; музыкальность стиха).

Практическая работа.

* Романсы на слова Фета. Чем стихи Фета привлекали композиторов?

* Подготовьтесь к выступлению с полным анализом одного из романсов на слова А.А.Фета (анализ предварительно изложить письменно)

Тема № 5-6.

Образ России в лирике Ф.И.Тютчева (2 часа).

Раскрытие концепции исторической миссии России в лирике Тютчева. Анализ лексических средств в стихотворениях Тютчева. Лексические повторы.

Практическая работа.

* Рассуждение-миниатюра по поводу выражения " Ф,И.Тютчев… один из малого числа носителей, даже двигателей нашего русского народного самосознания." (И.А.Аксаков)

* Наблюдение над лексическими средствами выразительности в стихотворениях: "Море и утёс", "Славянам", "Эти бедные селенья…"

Тема № 7 .

Лингвистический анализ сказки М,Е,Салтыкова-Щедрина "Премудрый пискарь" (1час)

Позиция и чувства "истинного сына отечества Салтыкова-Щедрина"

через анализ системы языковых средств.

Практическая работа.

  • Анализ сказки, подтекст сказки;

  • Принимает, одобряет ли герой сказки самого себя?

Тема № 8-9.

Лексический состав русского языка как отражение "русской души" в произведениях Ф.М.Достоевского (2 часа).

Особенности русского видения мира. лексические единицы, дающие информацию о русском характере и мировоззрении.

Практическая работа.

* Сопоставить образ Христа в произведении Ф.М.Достоевского "Мальчик у Христа на ёлке" с духовностью народных песен, предложенных учителем.

* Рассуждение "Жизнь - ценность. Но в чем ценность жизни?"

Тема 10-12.

Язык Льва Толстого - часть национальной культуры (3 часа).

Взаимодействие изобразительно-выразительных средств в романе "Война и мир". Наблюдение над языком романа. Самобытность, колоритность, естественность русской речи, отраженной в романе.

Практическая работа.

* Дать краткое толкование следующих слов: двоюродный брат, кузен, кузина, дядя, тётя, племянник, прадед, зять, невестка, тесть, свекровь, сноха, золовка, деверь, свояк, крестный отец,

посаженый отец, побратим, шурин, отчим, мачеха, пасынок, падчерица, сводная сестра, сирота.

* На основе ансамбля стилистических приёмов, находящихся в сложном взаимодействии друг с другом в романе Л.Толстого письменно изложить собственные взгляды по одному из вопросов:

- стремление к нравственному самосовершенствованию;

- ответственность человека перед своей семьёй, отчизной;

- о смысле и ценности жизни;

- сущность человеческого счастья;

* Проанализировать художественные средств, с помощью которых Л.Толстой передает психологическое состояние персонажей.

Тема № 13.

Окказиональные неологизмы в рассказах А.П.Чехова. Чеховское "новообразование" в русской лексике. Национальное своеобразие окказиональных неологизмов А.П.Чехова.

Практическая работа.

* Окказиональные выражения во всех произведениях Чехова;

* Выявление обобщенного переносно-образного характера в контексте произведения "Человек в футляре".

* Структура Образа - Я героя в повести "Ионыч".



Тема № 14

"…В глаголе течет самая алая, самая артериальная кровь русского языка" ( И.Б.Голуб). Произведения Н.Г.Чернышевского (1 час ).

Реконструкция русского языка Н.Г.Чернышевским в рамках романа "Что делать?". Использование авторов экспрессивной возможности русского глагола.

Практическая работа.

* Проанализируйте любой фрагмент текст романа и проследите за морфологическими средствами. с помощью которых достигается впечатление движения, изменения.

* Найдите в данном тексте глаголы. Попробуйте заменить их другими частями речи, сравните авторский текст с тем, который получился у вас.

* Переведите на иностранный язык тот фрагмент текста романа, который изобилует глаголами. Появились ли у вас затруднения в переводе русских глаголов?

Тема № 15 -17.

Точность и образность русской речи в произведениях литературы 19 века. Речевое богатство. Источники богатства русской лексики (1 час).

Синтаксические возможности русского языка (1 час). Интонационные ресурсы языка (1час).

Практическая работа.

* Защита своих работ с индивидуальным анализом художественного текста литературы 2 половины 19 века в аспекте заданной проблемы на уроке.

* Коллективная презентация сборников "Лингвистические анализы художественных текстов".

Только сочетание разнообразных приемов и методов обучения, тщательный подбор дидактического материала, поможет учителю воспитать яркую личность, сформировать национальное самосознание учащихся.

Чрезвычайно важной для положительной мотивации изучения языка является включенность всех учащихся в процесс анализирования текстов на уроке. Понятно, что учащиеся имеют различный уровень знаний и умений в языковой работе с текстом. Низкий уровень сформированности знаний и умений будет затруднять возможность осуществления проекта. Поэтому целесообразно постепенно наполнять информационное поле учащихся.

В помощь учащимся, затрудняющимся свободно строить письменную речь, предлагается использование стандартной модели.

Содержание стандартной модели может варьироваться в зависимости от типа анализируемого текста.

Стандартная модель.№1.

Первое, на что обращаешь внимание, прочитав текст…(указать текст или фрагмент), - умение автора заинтересовать читателя.

Уже с первых строк автор настраивает нас на размышление о … (указать тему). Секрет успеха автора в … (указать мысль текста)

Это размышление, вывод которого навеивается через подтекст и ассоциации… (указать какие).

Стихотворение состоит из …. строф, организованных по… строки, ритмически расчлененных…, написано….(указать размер стихосложения).

Выделяется звуковой образ …(указать чего): наличие аллитерации или ассонанса; звукоряд…(указать ряд и пример).

Стихотворение насыщено…(указать часть речи), что помогает запечатлеть… Этому также способствует синтаксическая структура: …(указать сложность синтаксических конструкций.

Образный строй текста осложнен художественными изобразительными средствами: …(указать какие средства, примеры). При этом развитие сюжета не тормозится подробными описаниями. Не большой, в сущности, текст дает нам ощущение… .

Благодаря таким средствам выразительности в тексте…


Стандартная модель № 2.

Этот текст (или фрагмент текста) заинтересовал меня, прежде всего,

своей темой…(указать)

Вчитываясь в строки…обнаруживаешь упорно повторяющуюся мысль, умело переданную автором и заключенную в…(указать главную мысль)

Видимо, автору хотелось. чтобы читатель задумался (узнал) о …

Как же добивается такого углубленного воздействия на читателя, ведь написанное не только вызывает размышление, но и …?

Может быть, разгадка столь необычайного впечатления заключается в самом языке текста. Текст состоит из … ( количество абзацев), каждый из которых…( смысловая нагрузка). Морфологическая структура текста такова, что… . Синтаксическая организация текста усиливает… . Для воплощения основной идеи автор использует …(указать средства изобразительно-выразительные)…

Все эти средства оказываются очень значимыми в понимании…

Учащиеся используют модели, заканчивая конструкции предложений. Это упражнение во многом облегчает работу по анализу текста. Следует учесть, что такое упражнение предлагается лишь на первом этапе приобретения знаний, умений лингвостилистического анализа и не заменяет его. Постепенно учащиеся отходят от использования стандартных моделей, так как им предлагается конструктивная модель, которую необходимо наполнить своим содержанием.

Конструктивная модель.

Текст, предложенный для анализа представляет собой…; поднимается проблема… .

Словарный состав текста неоднороден…; автор использует такие

средства выразительности; в тексте используются слова, имеющие несколько лексических значений…; автор логично вводит в текст (указать тропы); своеобразие языковых отношений в пределах текста заключается в использовании…(указать антонимы, примеры; синонимы, примеры; омонимы, примеры);

Для более точного (описания, рассуждения, повествования) автор использует и стилистические средства (указать, если есть).

Автору удалось…; достоинством текста…

Позиция автора близка уже тем, что …; мысль автора о… настраивает читателя на… .

Для тренировки следует предлагать небольшой по объему текст, так как учащиеся лишь оттачивают умение языковой работы. Зная, что универсального плана, которым можно воспользоваться при разборе текстов не существует, рекомендуется общая схема, по которой осуществляется непосредственный анализ. Схема-модель, состоящая из системы вопросов, облегчает работу тому, кто хочет научиться разбирать текст, так как высказывания в анализе могут выстраиваться в форме ответов на вопросы. Отвечая на вопросы, ученик, сам того не подозревая, создает логичный анализ текста.

Схемная модель для поэтического текста.

I. В чем своеобразие лирики автора и ее значимость как явления

национальной культуры?

Как воспринимается стихотворение, какие мысли и чувства вызывает?

  1. 1. Имеет ли стихотворение название?

Что в нем отражено?

В чем смысл?

2. Как построено стихотворение?

Если оно делится на строфы, то сколько их?

Каковы они по форме?

Как связаны между собой?

3. Как звучит начало стихотворения?

Какая нарисована картина и с помощью каких средств?

Если в стихотворении лирический герой, то каков его внутренний

мир?

Что с ним происходит? С помощью каких средств это изображено?

  1. Как движется поэтическая мысль от начала к финалу?

Какие мотивы возникают и в каких образах воплощаются?

Каковы особенности стиха?

Какие ассоциации возникают? Почему?

Как они углубляют восприятие?

Какими художественными средствами это изображено?

  1. Каков итог лирического высказывания?

Находит ли итог свое разрешение?

Какими поэтическими средствами это выражено?

Как достигается автором эмоционально смысловая целостность

стихотворения?

III. Как и на основании чего можно оценивать мастерство автора?

В чем традиционность, а в чем новаторство его манеры?

Поэтапное использование всех моделей (стандартной, конструктивной, схемной) способствует формированию умения не только последовательно излагать свои мысли, но и правильно, точно выражать их.

При работе по моделям следует идти непосредственно от текста, "вслед за автором". Технологически работа по моделям ведет к накоплению наблюдений и осмыслению текста. Широкое понятие "анализ" есть ничто иное как творческая работа, в которой должна обозначаться главная особенность текста. Поэтому основной работой должно стать самостоятельное анализирование творческого характера.

Литература для учителя.

  1. Бобылев Б.Г. Анализ и толкование текста стихотворения А.Фета "Ласточки пропали" // РЯШ . - № 5 - 2000.

  2. Власенков А.И. Русская словесность. 10 класс. - ВЛАДОС , 1999.

  3. Гиматутдинова И.Л. В мастерской художника слова: А.Чехова.// ЛВШ . № 4, 1998.

  4. Гулак А.Т. Взаимодействие изобразительно-выразительных средств в романе Л.Толстого "Война и мир" // РЯШ - № 4 . - 1998.

  5. Дружинин А.В. "Обломов". Роман И.А.Гончарова. (литературная критика. - М., 1983.).

  6. Карнаух Н.Л. Щербина И.В. Письменные работы по литературе.

- М : Дрофа, 2003.

7. Кузнецова А.Ф. Гризин А.И. Коллективные формы работы на уроке ( Островский А.Н. "Гроза").// - РЯШ № 6, 1989.

8. Любимов О.И. Из опыта нравственного восприятия "Грозы".-//

РЯЛШ № 9 , 1998.

9. Макарова С.А. Лирика А.А.Фета. // ЛВШ № 6 , 1998.

10. Медведев В.П. Пьесы А.Н.Островского в школьном изучении. - Л.: Просвещение , 1971.

11. Недзвецкий В.А. "Капитальнейшая вещь". Роман И.А.Гончарова "Обломов". - // ЛВШ № 7 , 1997.

12. Шанский Н.М. Лингвистический анализ стихотворного текста: Книга для учителя. - М: Просвещение, 2002.

13. Штильман С. Опыт медленного прочтения классики. И.С.Тургенев "Отцы и дети" - литература ("Первое сентября") № 20, 1999.

Предоставляется возможный вариант выполнения программы на уроке при изучении лирики А,А,Фета и Ф.И. Тютчева ( см. Приложение №2)



© 2010-2022