УМК по русскому языку по теме Словообразование и морфемика

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования и науки РФ













Учебно-методический комплекс

по дисциплине: «Русский язык»

раздел «Словообразование» и «Морфемика»

для специальности 09.02.03 «Программирование в компьютерных системах»

для студентов очного отделения



















2015 г.


Утверждено научно-методическим

советом ________

«___»_________ 20… г.

Председатель: _________




Рассмотрено на заседании кафедры

общеобразовательных дисциплин

Протокол № ___ от ______ 20... г.

Зав. кафедрой _____________







Разработчик УМК: __________________________________



Рецензент: _____________________________________











Пояснительная записка


Данный учебно-методический комплекс по разделам «Словообразование» «Морфемика» предназначен для студентов группы П-1 обучающихся по специальности 09.02.03«Программирование в компьютерных системах».

Цель создания учебно-методического комплекса: повторить материал по школьной программе, углубить и расширить знания студентов, используя дополнительный теоретический материал, рекомендованный в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 09.02.03«Программирование в компьютерных системах».

Работа по данному учебно-методическому комплексу развивает современную концепцию культуры речи. Задача комплекса - усвоение нормативных правил по словообразованию русского литературного языка, развитием речевой компетенции студентов, выработка умения общаться, вести гармоничный диалог и добиваться успеха в процессе коммуникации.

Наряду с коммуникативными упражнениями в учебно-методическом комплексе включены практические задания для аудиторной и самостоятельной работы.

Структура каждого урока состоит из 5 основных разделов:

1. Организационный момент. На этом этапе проводится подготовка учебной группы к проведению занятия: приветствие, перекличка, проверка готовности кабинета к работе, объявление темы урока.

2. Проверка домашнего задания. Осуществляется контроль самостоятельного усвоения теоретического материала, выполнение письменных заданий.

3. Введение новой темы - лекция с элементами беседы, использования таблиц, схем с примерами и образцами по теме.

4. Закрепление знаний. Использование и применение различных видов работы со студентами: опрос по цепочке, групповая работа, карточки с индивидуальными и разноуровневыми заданиями, тексты для самостоятельной работы. Цель этого этапа - закрепить знания студентов, стимулировать развитие письменных и устных навыков у студентов.

5. Подведение итогов уроков: оценка усвоенности новой темы, постановка оценок, задания для дополнительной самостоятельной работы.

Учебно-методический комплекс рассчитан на 6 часов. Каждый урок содержит:

-учебно-методическую карту, которая показывает структуру урока: этапы урока, цели урока, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности;

- система упражнений построена по принципу нарастания трудности и предполагает большой объем самостоятельной работы для формирования навыка грамматически правильного оформления речи.

В целях развития логического мышления, навыков грамотной, литературной речи предусмотрена самостоятельная работа студентов.




Рецензия

на УМК по дисциплине «Русский язык», раздел «Словообразование» и «Морфемика», разработанный преподавателем________________для специальности 09.02.03 «Программирование в компьютерных системах».

Представленный учебно-методический комплекс разработан на основе примерной программы дисциплины «Русский язык в ССУЗах», в соответствии с ФГОС для среднего профессионального образования.

Основной задачей комплекса является постановка перед студентами образовательных, воспитательных, развивающих и профессиональных целей, выбор средств и технологий обучения, учет межпредметных связей для усвоения новых знаний по данному разделу.

Цель комплекса состоит в углублении знаний студентов по словообразованию русского литературного языка. Учебно-методический комплекс состоит из 3 комбинированных уроков. Комплекс содержит достаточное количество теоретического материала по теме, практические задания для закрепления знаний, необходимых для будущего специалиста СПО.

Учебно-методический комплекс «Словообразование» и «Морфемика» одобрен кафедрой общеобразовательных дисциплин.

В данном УМК имеются:

  • пояснительная записка, раскрывающая значение этого раздела дисциплины в профессиональной подготовке студентов;

  • выписка из тематического плана, уровень усвоения, содержание учебного материала, самостоятельная работа для обучающихся;

  • выписка из ФГОС СПО по специальности 09.02.03 «Программирование в компьютерных системах», содержащая требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы;

  • в комплексе указано количество учебных занятий студентов, максимальная учебная нагрузка и самостоятельная работа обучающихся

  • учебно-методические карты к каждому уроку;

  • приложения с грамматическими заданиями

  • список используемой литературы

В учебно-методическом комплексе предусматривается работа над развитием всех видов речевой деятельности. Особое внимание уделяется словообразовательному анализу, самостоятельному использованию студентами различных видов словообразования, стилей речи, жанров. Важна системная и последовательная работа по лексике и фразеологии, соблюдению орфографических и пунктуационных норм, как в письменной, так и в устной речи.

Преподавателем запланировано проведение практической работы по закреплению теоретического материала раздела.

В рабочей программе прослеживается логичность и последовательность изучения тем, что дает возможность осуществлять внутри и межпредметные связи.

Рецензент: СанджиеваА.Э., преподаватель русского языка и

литературы КФ ФГБОУИ ВО «МГГЭУ»

Выписка из ФГОС СПО

по специальности 09.03.02 «Программирование в компьютерных системах»

Требования к уровню подготовки выпускников.

В результате освоения дисциплины студент должен уметь:

  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

  • анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

  • проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

  • извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации;

  • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

  • соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

  • соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения.

В результате освоения дисциплины студент должен знать:

  • связь языка и истории; культуры русского и других народов;

  • смысл понятий: речевая ситуация и её компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

  • основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

  • орфоэпические, лексические, грамматические и пунктуационные нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения
















Перечень формируемых общих и профессиональных компетенций:


ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ПК 2.3. Решать вопросы администрирования базы данных.

ПК 2.4. Реализовывать методы и технологии защиты информации в базах данных.






Выписка из паспорта комплекта контрольно-оценочных средств

В результате освоения учебной дисциплины «Русский язык» обучающийся должен обладать предусмотренными ФГОС по специальности СПО 09.03.02 «Программирование в компьютерных системах» следующими умениями, знаниями, которые формируют профессиональную компетенцию, и общими компетенциями:

У1. Использовать свободно и грамотно языковые средства в речевой практике;

У2. Осуществлять речевой самоконтроль;

У3. Оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

У4. Проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

У5. Использовать основные виды чтения (ознакомительно- изучающее, ознакомительно- реферативное и др.);

У6. Извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации;

У7. Создавать устные и письменные, монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сфере общения;

У8. Соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

У9. Создавать и редактировать текст, видеть ошибки и устранять их.

З1. Связь языка и истории, культуры русского и других народов;

З2. Литературные нормы устной и письменной речи (орфоэпические, орфографические, словообразовательные, лексические, морфологические, синтаксические, пунктуационные);

З3. Функциональные стили литературного языка, социально-стилистическое расслоение современного русского языка;

З4. Коммуникативные качества речи (точность, понятность, богатство и разнообразие, чистота, выразительность);

З5. Применять литературные нормы в устной и письменной форме делового общения.

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.

ОК 7. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 8. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления её целей, содержания, смены технологий.

Формой аттестации по учебной дисциплине является экзамен.










Результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке

В результате аттестации по учебной дисциплине осуществляется комплексная проверка следующих умений и знаний, а также динамика формирования общих компетенций:

Таблица 1.1

Результаты обучения: умения, знания и общие компетенции

Показатели оценки результата

Форма контроля и оценивания

У1. Использовать свободно и грамотно языковые средства в речевой практике;

ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

-демонстрация устных и письменных высказываний в соответствии с поставленными коммуникативными задачами;

- ведение переговоров, установление контактов, урегулирование конфликтов;

- эффективный поиск необходимой информации;

- использование различных источников, включая электронные;

- обобщение, анализ, восприятие информации, постановка цели и выбор пути её достижения;

Устный опрос, практическая работа, тестирование

У2. Осуществлять речевой самоконтроль;

ОК 7. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

-самоанализ и коррекция результатов собственной работы;

- проявлять инициативу, нахождение организационно-управленческих решений и нести за них ответственность;

- демонстрация интереса к будущей профессии;

- осознание социальной значимости своей будущей профессии;

- высокая мотивация к выполнению профессиональной деятельности;

Устный опрос, практическая работа, тестирование

У3. Оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

-владение знаниями по русскому языку при изучении профессиональных модулей в профессиональной дейтельности;

-эффективный поиск необходимой информации;

- использование различных источников, включая электронные;

- обобщение, анализ, восприятие информации, постановка цели и выбор пути её достижения;

Устный опрос, практическая работа

У4. Проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

- владение лингвистическим анализом текстов различных функциональных стилей речи;

- создание, редактирование, оформление, сохранение, передача информационных объектов различного типа с помощью современных технологий;

- использование сервисов и

информационных ресурсов сети Интернет в профессиональной деятельности;

Устный опрос, проверочная работа

У5. Использовать основные виды чтения (ознакомительно- изучающее, ознакомительно- реферативное и др.);

ОК 7. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, осознанно планировать повышение квалификации.

- обсуждение на основе прочитанного с соблюдением речевых норм;

- стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства;

- умение критически оценивать свои личностные качества, намечать пути и выбирать средства развития достоинств и устранения недостатков;

- занятие самообразованием;

Устный опрос, практическая работа, тестирование

У6. Извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации;

ОК 4.Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

- эффективность понимания и выборочного извлечения необходимой информации из различных источников;

- эффективный поиск необходимой информации;

- использование различных источников, включая электронные;

- обобщение, анализ, восприятие информации, постановка цели и выбор пути её достижения;

Проверка домашней работы, устный опрос, практическая работа,

У7. Создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения;

ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.

- составление устных и письменных текстов в соответствии с орфографическими и пунктуационными нормами русского языка;

- ведение переговоров, установление контактов, урегулирование конфликтов;

- готовность к социальному взаимодействию в различных сферах общественной жизни, к сотрудничеству и толерантности

Устный опрос, практическая работа, тестирование

У8. Соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

- составление письменных текстов с соблюдением орфографии и пунктуации;

- организация собственной деятельности;

- оценка эффективности и качества выполненной работы;

- логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;

Устный опрос, практическая работа, тестирование

У9. Создавать и редактировать текст, видеть ошибки и устранять их.

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

- знание и применение норм русского литературного при создании текста, устранение ошибок в соответствии с правилами русского языка;

- демонстрация интереса к будущей профессии;

- осознание социальной значимости своей будущей профессии;

- высокая мотивация к выполнению профессиональной деятельности;

Проверка домашней работы, устный опрос, практическая работа

З1. Связь языка и истории, культуры русского и других народов;

- объяснение значение связи языка и истории, культуры русского и других народов.

Устный опрос, практическая работа

З2. Литературные нормы устной и письменной речи (орфоэпические, орфографические, словообразовательные, лексические, морфологические, синтаксические, пунктуационные);

-характеристика орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка; норм речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

З3. Функциональные стили литературного языка, социально-стилистическое расслоение современного русского языка;

-знание и применение художественного, официально-делового, научного, публицистического и разговорного стиля;

Проверка домашней работы, устный опрос, практическая работа

З4. Коммуникативные качества речи (точность, понятность, богатство и разнообразие, чистота, выразительность);

-знание значения слова, использование литературных норм языка при составлении устного ответа;

Устный опрос, практическая работа

З5. Применять литературные нормы в устной и письменной форме делового общения.

- демонстрация устных и письменных высказываний в соответствии с поставленными коммуникативными задачами.

Проверка домашней работы, устный опрос, практическая работа








Выписка из паспорта рабочей программы учебной дисциплины «Русский язык»

1.1. Область применения программы.

Программа учебной дисциплины «Русский язык» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 09.03.02 « Программирование в компьютерных системах»

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

учебная дисциплина «Русский язык» относится к циклу общеобразовательной подготовки.

1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины студент должен уметь:

  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

  • анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

  • проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

  • извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации;

  • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

  • соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

  • соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения.

В результате освоения дисциплины студент должен знать:

  • связь языка и истории; культуры русского и других народов;

  • смысл понятий: речевая ситуация и её компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

  • основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

  • орфоэпические, лексические, грамматические и пунктуационные нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки студента 117 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки студента 78 часов;

самостоятельной работы студента 39 часов.

Список использованной литературы

Основные источники:

  1. А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. - изд.: «Просвещение», 2008 г.

  2. Е.С.Антонова, Т.М. Воителева. «Русский язык и культура речи» - Изд.: «Академия, 2008 г.

  3. В.Ф.Греков, С.Е.Крючков, Л.А. Чешко. «Пособие для занятий по русскому языку» - Изд.: «Просвещение», 2009 г.

  4. Н.А.Герасименко «Русский язык» - Изд.: «Академия» -М: 2010 г.

5.Н.В.Егорова. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. М.,2010г.

6.Н.В.Кузнецова «Русский язык и культура речи». Москва, 2006 г.

Дополнительные источники:

  1. «Все правила русского языка» - Изд.: АСТ, Астрель, 2008 г.

  2. Л. Успенский «Слово о словах» - Изд.: АСТ, Зебра Е, 2009 г.,

  3. И.Б. Голуб, Д.Э.Розенталь «Секреты хорошей речи». - М.: 1993 г.

Интернет - источники:

  1. Сайт Министерства образования и науки РФ mon.gov.ru/

  2. Российский образовательный портал edu.ru

  3. Сайт ФГОУ Федеральный институт развития образования firo.ru/

  4. Сайт Федерального агентства по образованию РФ ed.gov.ru






2.2.Выписка из тематического плана и содержания учебной дисциплины «Русский язык»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, творческие и практические работы, самостоятельная работа обучающихся.

Объем часов

Уровень усвоения

1

2

3

4

Тема 7. Морфемика.

Содержание учебного материала

2

Понятие морфемы как значимой части слова. Морфемный разбор.

2


1,2

Тема 8. Словообразование.


Содержание учебного материала

4


Способы словообразования. Словообразование знаменательных частей речи.

2

1,2

Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов.

2

2,3

Самостоятельная работа с текстами.

2


Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)





Структура урока № 18

1. Организационный момент (5 мин.).

а) Приветствие, постановка целей и задач урока;

2. Проверка домашнего задания (10 мин.).

Анализ самостоятельного выполнения работы над ошибками в практической работе по закреплению основных правил русской орфографии.

3. Введение новой темы. (25 мин.)

а) Лекция с элементом беседы по теме «Способы словообразования. Словообразование знаменательных частей речи».

4. Закрепление знаний (35 мин.)

а) Работа с текстами;

б) Комментированное выполнение заданий по группам.

5. Подведение итогов (5 мин.).
Домашнее задание:

1. Подготовить сообщение по теме «Особенности словообразования профессиональной лексики 2. Упражнение № 97 стр. 56.






























УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА

Занятие № 18

Тема: «Способы словообразования. Словообразование знаменательных частей речи». *

Тип урока: комбинированный.

Задачи урока:

- обобщить и систематизировать материал о составе слова, о типах и функциях морфем,

- формировать представление учащихся о тесной взаимосвязи морфемного и словообразовательного разборов,

- совершенствование навыков правописания

Воспитательная:

- воспитание внимательности, самостоятельности, прилежности; f

- воспитание коммуникативно-речевого этикета, коммуникабельности в общении со сверстниками.

Развивающая:

- развитие культуры речи; - развитие языковых способностей и интереса студентов к изучаемому языку;
- развитие интеллектуальных способностей студентов;

- развитие общеучебных умений (работа с учебником, словарем).

Квалификационные требования: •]
- - Требования к специалисту по профессии «Техник - программист»

- Деловое общение в соответствии с литературными требованиями языка.

Наглядные пособия:

1. Лекция.

2. Упражнения по теме «Словообразование»

Литература.

1. Н.В.Егорова. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. М.,2010г.

2.Н.В. Кузнецова «Русский язык и культура речи». Москва, 2006 г.

3.А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова. Русский язык: грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10 - 11 классов.



Приложение №1

Лекция с элементами беседы.

«Способы словообразования. Словообразование знаменательных частей речи».

Раздел лингвистики, который изучает морфемы, называется морфемикой.

Словообразование (от лат. - отведение) - это образование нового слова на базе однокоренного слова (или слов) по существующим в языке словообразовательным моделям.

Словообразование - это раздел науки о языке, который изучает строение слов и способы их образования.

Слово состоит из основы и окончания. В основу входят приставка, корень, суффикс. Части слова называются морфемами.

Морфема - это минимальная значимая часть слова, которая не членится на более мелкие единицы того же уровня. Морфема обладает грамматической формой и грамматическим значением. Она способна передавать разные типы значений: 1) лексическое (носителем его является корневая морфема); 2) грамматическое (носителем его являются служебные морфе мы); 3) словообразовательное (оно вносится аффиксами).

Кроме материально выраженных, в языке иногда встречаются нулевые морфемы, т.е. морфемы, материально не выраженные, но обладающие грамматическим значением, например, в слове дом материально не выражено окончание.

Главной морфемой слова является корень (общая часть родственных слов), соотносящийся с понятием и предопределяющий лексическое значение слова. Корень обязательно присутствует в слове, он может употребляться и без аффиксальных морфем, тогда как аффиксы без корня употребляться не могут.

Приставка служит для образования новых слов или форм слов (ход - вход; добрый - предобрый).

В слове могут быть не одна, а, две и более при ставки: выход, безвыходный.

В русском языке большая часть приставок исконно русские (без-, от-, под-, над-, в-,) но есть и иноязычные приставки; суб-, анти-, контр-, экс-, например: субъект, контракт, экс-президент.

Некоторые приставки имеют несколько значе ний, например: приставка при- может обозначать приближение (приплыть), близость (прибрежный), неполное действие (прилег).

Морфема, стоящая после корня, называется суффиксом. Суф фикс также служит для образования новых слов (школа - школьник) или новых форм (играть - играл). Многие суффиксы свойственны определенным ча стям речи, например, суффиксы -чик, -щик, -тель, -ниц свойственны именам существительным: рез чик, летчик, сварщик, учитель, ученица.

Морфема, стоящая в конце слова и служащая для связи слов в словосочетании или предложении, называется окончанием или флексией.

Окончание выражает разные грамматические значения: у существительных, числительных и личных местоимений - падеж и число; у прилагательных, причастий и некоторых местоимений - падеж, число, род: у глаголов - лицо и число.

Окончание может быть нулевым, т.е. таким, которое не выражено звуками, например: нос, конь, мел.

Основные способы образования слов в русском языке:

  1. Морфемный

1. С помощью приставок, суффиксов:

а) суффиксальный способ: биатлон + ист - биатлонист;

б) приставочный: под + заголовок - подзаголовок;

в) приставочно-суффиксальный: под + окно + ник - подоконник;

г) бессуффиксный: выходить - выход;

2. Сложение:

а) без соединительной гласной: специальный + курс - спецкурс;

б) с соединительной гласной: сухие + о + фрукты - сухофрукты;

в) с одновременным присоединением суффикса: сок + 0 + выжимать + лк - соковыжималка;

II. Неморфемные

1.Переход из одной части речи в другую: ванная (прил.) комната - ванная (сущ.);

2.Сращение слов в одно: мало понятный - малопонятный.

3.Аббревиация - сложение начальных букв: СНГ, РФ, ОАЭ.

Словообразовательная пара - это два однокоренных слова, одно из которых непосредственно образовано от другого: елка от ель (ель - елка), отбежать от бежать (бежать - отбежать).

Словообразовательная цепочка - это ряд однокоренных слов, которые последовательно образуются друг от друга. Словообразовательная цепочка может состоять из трех и более однокоренных слов:

Грамота -∞ грамотный - неграмотный.

Вред - вредить - вредитель - вредительство.

Составление словообразовательных цепочек помогает лучше понять его лексическое значение и морфемное строение.

Иск - а - ть - С - ыск - а - ть - с - ыщ - ик.

Словообразовательное гнездо - это группа однокоренных слов, расположенных в определенном порядке, который показывает последовательность образования родственных слов друг от друга.

Во главе каждого гнезда стоит исходное слово.

дым - ок - дым - оч - ек

дым - чат - ый

дым - и - ть - ся

Дым- дым - и - ть за - дым - и - ть

на - дым - и - ть

дым - о - ход - дым - о - ход - н - ый

С точки зрения своей структуры основы как части слова, заключающие в себе его лексическое значение, делятся на непроизводные (производящие) и производные.

Непроизводная основа (производящая) основа является целым, которая далее со структурной точки зрения раздроблена быть не может.

Производная основа выступает в качестве единства, состоящей со структурной точки зрения из отдельных значимых частей - морфем.

Одним из важнейших качеств, отличающих производную основу от непроизводной, является зависимость первой от производящей:

подводный

производная производящая















Приложение №2


Задание №1

1. В каком варианте верно определение: Словообразование - раздел науки о языке, в котором…

А) даются ответы на вопросы, как построены (т.е. из каких частей состоят) слова и как они образованы (т.е. от чего и с помощью чего),

Б) изучается звуковая сторона слова,

В) изучаются правила правописания слов,

Г) изучается история слова,

Д) изучается лексическое значение и употребление слов.

2. Что такое основа?

А) главная значимая часть слова,

Б) значимая часть слова перед корнем,

В) часть изменяемого слова без окончания или все неизменяемое слово,

Г) значимая часть слова без корня,

Д) значимая часть слова, служащая для образования новых форм слова.

3. Определите вариант, в котором дана форма слова мести:

А) вымести,

Б) подмету,

В) подметенный,

Г) подметавший,

Д) метет.

4. Укажите слово, образованное по модели «∩^^□»:

А) молчание,

Б) сдержанный,

В) опасно,

Г) городской,

Д) давненько.

5. Укажите способ образования видовой пары глаголов:

прощать - простить, получать - получить, забывать - забыть.

А) суффиксальный,

Б) приставочный,

В) перенос ударения

Г) приставочно-суффиксальный,

Д) безаффиксный.

6. В каких случаях в сложных словах пишется соединительная гласная е?

А) только после основ на мягкий согласный и Ц,

Б) после основ на мягкий согласный и гласные,

В) после основ на мягкий согласный,

Г) только после основ на мягкий согласный, шипящий и Ц,

Д) после основ на шипящий и Ц.

7. Определите, какой вариант схем соответствует словам:

слушатель, сверхсекретный, приукрасить.

А) ∩^^□, ¬∩^□, ¬¬∩^□;

Б) ∩^□, ∩∩^□, ¬∩^□;

В) ¬∩^□, ∩^□, ¬∩□;

Г) ¬∩^^□, ¬∩□, ¬∩^^;

Д) ¬∩^□, ¬ ¬∩^□, ∩^^□.

8. Определите способ образования существительного учительская:

А) суффиксальный;

Б) переход из одной части речи в другую;

В) сложение основ

Г) приставочно-суффиксальный,

Д) безаффиксный.

9. Определите, с помощью каких морфем образовалось слово преотличный:

А) суффикс,

Б) два суффикса,

В) приставка и суффикс,

Г) приставка,

Д) соединительной гласной Е.

10. Какое слово образовано путём сложения основ:

А) настенный,

Б) подоконник,

В) пешеходный,

Г) ВУЗ,

Д) кресло-кровать



Задание №2

  1. Каким способом образовано слово беспредельный?

    • приставочным

    • суффиксальным

    • приставочно-суффиксальным

    • переходом из одной части речи в другую

  2. Укажите слово, производящая основа которого определена правильно?

    • наесться - есть

    • покрикивать - кричать

    • удивительно -удивить

    • обрадоваться - радоваться

  3. В каком словосочетании употреблено слово, перешедшее из одной части речи в другую?

    • замороженные овощи

    • шоколадное мороженое

    • восхищаться зимой

    • столовые приборы

  4. В каком ряду все слова образованы приставочно-суффиксальным способом?

    • стенной, намылить, безветренный, незнакомка

    • корзиночка, подстаканник, посмеяться, засидеться

    • безрукавка, по-зимнему, подснежник, наследник

    • по-детски, по-французски, подарок, повтор

  5. В каком ряду все слова образованы от глаголов?

    • посмеяться, приблизиться, печка

    • подрывник, разрядник, обрадоваться, узнать

    • побелка, рассмешить, учитель

    • учительница, модничать, применение

Задание №3



  1. В каком ряду даны слова, образованные непосредственно от слов: пруд, петь, трава, бедный?

    • прудик, запевать, травушка, бедняцкий

    • запруда, запевала, травка, бедняк

    • прудовой, певец, травянистый, беднота

    • прудище, допеть, травяной, бедняга

  2. В каком ряду все слова образованы сложением основ?

    • жар-птица, вездеход, полуночник, лесостепь

    • послезавтра, сотрудник, самовар, пулемёт

    • транснациональный, самолёт, лётчик-космонавт, стенгазета

    • пятилетний, многоэтажка, ультрасовременный, засухоустойчивый

  3. В каком ряду все слова образованы непосредственно от глагола строить?

    • построить, застроиться, строительство, расстроиться

    • достроить, стройка, строитель, строиться

    • надстроить, застройка, строительный, перестроить

    • перестройка, пристройка, пристраивать, стройуправление

  4. Укажите ряд с ошибкой в словообразовательной цепочке.

    • народнический - народник - народный - народ

    • безгрешность - безгрешный - грешный - грех

    • душевнобольной - душевно - душевный - душа

    • тяжесть - тяжелеть - тяжёлый - потяжелеть

  5. От основы какого слова образовано слово восхищение?

    • хищение

    • восхищаться

    • восхищать

    • восхитительный

Задание №4

1. В каком ряду все слова образованы без суффиксов?

  • синь, тень, зелёнка, тронь

  • повтор, засор, отбор, заборище

  • золотой, молодость, новь, явь

  • отброс, разлом, разрыв, бег

В каком ряду правильно указаны способы образования слов: 1) писатель, 2) булочная, 3) завхоз, развеселиться?

  • 1) суффиксальный, 2) переход в другую часть речи, 3) сложение, 4) приставочный

  • 1) суффиксальный, 2) аббревиация, 3) сращение, 4) приставочный

  • 1) суффиксальный, 2) переход в другую часть речи, 3) сложение, 4) приставочно-суффиксальный

  • 1) сложение, 2) переход в другую часть речи, 3) сращение, 4) приставочный

В каком ряду все слова призводные?

  • красный, прехитрый, включить, засмущаться

  • узнать, хитрец, неподалёку, слева

  • покраснеть, зазнайка, даль, любимый

  • краснота, перехитрить, ключ, любимец

В каком ряду все слова непроизводные?

  • красный, день, три, он

  • краснеть, денёк, тринадцать, она

  • покраснеть, дневной, тридцать, они

  • красный, дневать, триста, мы

Найдите в предложении слово, образованное переходом в другую часть речи: Вымой зеркало в ванной, пожалуйста.

  • вымой

  • зеркало

  • ванной

  • пожалуйста

Задание №5

  1. Найдите в предложении слово, образованное сложением: Он летит из Архангельска на самолете.

    • летит

    • Архангельска

    • самолёте

  2. Найдите в предложении слово, образованное аббревиацией: Мы мечтаем поступить в МГУ.

    • мы

    • мечтаем

    • поступить

    • МГУ

  3. Найдите в предложении слово, образованное суффиксальным способом: Она была высокая и тонкая, будто тростинка.

    • высокая

    • тонкая

    • тростинка

  4. Найдите в предложении слово, образованное приставочно-суффиксальным способом: Ребята погуляли вволю: покупались, позагорали, поиграли в волейбол.

    • погуляли

    • покупались

    • позагорали

    • поиграли

    • волейбол

    • вволю

  5. Найдите в предложении слово, образованное приставочным способом: Мы планируем переехать на новую квартиру в августе.

    • планируем

    • переехать

    • новый

    • квартира

    • августе

















УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА


Занятие № 19

Тема: «Стилистические возможности словообразования.

Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов». *

Тип урока: комбинированный.

Задачи урока:

- обобщить и систематизировать материал о составе слова, о типах и функциях морфем,

- формировать представление учащихся о тесной взаимосвязи морфемного и словообразовательного разборов,

- совершенствование навыков правописания

Воспитательная:

- воспитание внимательности, самостоятельности, прилежности; f

- воспитание коммуникативно-речевого этикета, коммуникабельности в общении со сверстниками.

Развивающая:

- развитие культуры речи; - развитие языковых способностей и интереса студентов к изучаемому языку;
- развитие интеллектуальных способностей студентов;

- развитие общеучебных умений (работа с учебником, словарем).

Квалификационные требования: •]
- Требования к специалисту по профессии «Техник - программист»

- Деловое общение в соответствии с литературными требованиями языка.

Наглядные пособия:

1. Лекция.

2. Упражнения по теме «Словообразование»

Литература.

1. Н.В.Егорова. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. М.,2010г.

2.Н.В. Кузнецова «Русский язык и культура речи». Москва, 2006 г.

3.А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова. Русский язык: грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10 - 11 классов.


Структура урока № 19

1. Организационный момент (5 мин.).

а) Приветствие, постановка целей и задач урока;

2. Проверка домашнего задания (10 мин.).

а) Сообщение по теме «Особенности словообразования профессиональной лексики

б) Проверка и анализ упражнения № 97 стр. 56.

3. Введение новой темы. (25 мин.)

Лекция с элементом беседы по теме « Стилистические возможности словообразования.

Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов».

4. Закрепление знаний (35 мин.)

а) Работа с текстами;

б) Комментированное выполнение заданий по группам.

5. Подведение итогов (5 мин.).
Домашнее задание:

1. Подготовить сообщение по теме «Особенности словообразования профессиональной лексики 2. Упражнение № 103 стр. 58.

























Приложение №1

Лекция с элементами беседы.

Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов.

Основу стилистических ресурсов в словообразовании составляют суффиксы и приставки субъективной оценки, или эмоционально-экспрессивные. За определенными морфемами в русском языке закрепились свои значения. Оттенок уменьшительности сопровождается экспрессией ласкательности, иногда шутливости и ироничности. Оттенок увеличенности - экспрессией грубости, иногда пренебрежения, иронии. Суффиксы субъективной оценки более свойственны устной разговорной речи, чем книжной.

Оттенок уменьшительности у существительных могут придавать суффиксы -ок- (-ек-): снежок, -ка мешек; -очек- (-ечек-): лепесточек, пенечек; -чик-: колокольчик, трамвайчик; -ец-: братец; морозец; -ушк- (-юшк-): бабушка, заюшка; -оньк- (-еньк-): кисонька, зоренька.

У имен прилагательных это суффиксы -оньк-(-еньк-): большенький, плохонький; -ехоньк- (-охоньк-): темнехонький, скорехонький; -ехонек-(-охонек-), -ешенек- (-ошенек-): близехонек, легошенек.

Суффиксальные образования со значением пре небрежительности, презрительности происходят при помощи суффиксов -ишк-: воришка, домишко, житьишко; -онк- (-енк-): душонка, бабенка.

Суффиксы, придающие словам значение увеличительности, чаще всего сопровождаются эмоциональными оттенками неодобрения, презрения, но могут выражать и восхищение, удивление, например: Какая кругом грязища! Вот это голосище!

Некоторые суффиксы существительных имеют значение лица-производителя действия:

  • тель/итель (преподава-тоелъ, дари-тель, распространи-тель);

  • ник/еник/енник (мош-енник, взяточ-ник);

  • щик/чик (камен-щик, инернет-чик);

  • ор/ёр/ер (танц-ор, дириж-ёр, стаж-ер».

В настоящее время этот суффикс активно участвует, в образовании новых слов, обозначающих профессии (продюс-ер, промоу-т-ер, дил-ер, брок-ер, менедж-ер)

Благодаря проникновению в русский язык слов из английского, за этим суффиксом закрепилось значение «орудие, производитель действия» (тост-ер, принт-ер, компьют-ер).

Приставки, вносящие в слово экспрессивно-стилистические оттенки (добрый - предобрый; веселый - развеселый), часто употребляются в сочетании с другими средствами и способами словообразования: суффиксами и сложением слов: злой - презлой, прехорошенький.

Аффиксы вносят в слова функционально-стилистические окраски, которые характеризуют слово по его отношению к книжной иди разговорной речи» к тому или иному функциональному стилю. Существует ряд суффиксов книжного происхождения и соответствующей функционально-стилевой окрас ки: -ств-, -ость- -изм-, -ани-, -тель, -ист, -изм. Например: авторство, сущность, оптимизм, вдох новитель, гуманист, программ-ист (слово, обозначающее профессию)

Оттенок разговорной речи придают словам следующие суффиксы: -як-: добряк, свояк; -ун-: бол тун, врун; -овк-: спецовка, столовка; -яг-:, бедняга, бедолага.

Для научной и научно-технической, а также профессиональной речи характерно образование слов с помощью суффиксов: -ость-: тугоплавкость, ем кость;

-ств-:мессианство, учительство; -изм-: ма териализм; -аци-: аргументация; -ит- (медицинские термины): плеврит, менингит, бронхит.

В публицистической речи употребляются слова с суффиксами:

-ость: сработанность; -ан-: политикан.

Функционально окрашенными приставками книжного происхождения, характерными для на учных и научно-технических, официально-дедовых терминов и публицистической лексики, являются следующие: -а-: аморальный, ассиметричный; -анти: антивирусный; -ультра: ультрарадикальный;

экстра: экстравагантный.

Сложение слов также обладает большими стилистическими возможностями. Например, экспрессивной окраской обладают имена существительные, образованные сочетанием глагольной формы 2-го лица единственного числа повелительного наклонения с существительным - вертихвостка, сорвиголова, скопидом.

Для художественной речи характерны сложные прилагательные, обозначающие оттенки цветов или качество с дополнительным оттенком: иссиня-черный, пепельно-серый, приятно-мягкий.

Сложносокращенные слова в связи с ограниченностью сферы их употребления также обладают некоторой функционально-стилистической окраской. Например, разного рода аббревиатуры в зависимости от сферы использования несут окраску либо официально-делового функционального стиля (УПК, финотдел, гороно), либо публицистического (АЭС, военком), либо научного (АТС, ЭВМ, УВЧ)




Приложение №2

ЗАДАНИЕ №1

Распределительный диктант с обозначением части речи, графическим выделением основы и окончания (если оно есть): есть формы словоизменения / нет формы словоизменения.

Купаный, ведь, два, дочь, веселее, луна, стойко, играючи, смеясь, могуч,

конечно, дело, мышь, никогда, можно, нарочно, нельзя, фойе, синий, краснеющий, горяч, около, вследствие, погасив, пополам, сторож, впоследствии, чуть, невтерпеж, покрасив.

ЗАДАНИЕ №2

Распределительный диктант. Делим слова на две группы, учитывая функции выделенных морфем:

1) слова со словоизменительными (формообразующими)

морфемами;

2) слова со словообразовательными морфемами.

Делай-те, рас-трепать, леп-и-ть, величествен-ее, наи-лучший, велич-ав-ый,

крепч-е, висе-л-а, высоч-айш-ий, счаст-лив-ый, при-чудливый,

де-маскировать, лис-ий, ярк-ий, мил-ейш-ий, красне-я.



ЗАДАНИЕ №3

1) Можно ли по морфеме определить часть речи? Докажите.

-ЕШЬ , -ИТ , -ОГО , -Л- , -ИЕ , -И И .

2) Можно ли, не определяя часть речи, правильно разобрать по составу слова СТЕКЛО, КРАСИВО ? Почему? Объясните графически.








ЗАДАНИЕ №4

В каждом ряду однокоренных слов найдите лишнее. Обоснуйте свой выбор. Как называются такие корни?

  1. Любить, любой, любовь, любитель;

  2. духовность, духовный, духи;

  3. долина, доля, обездолить, бездольный;

  4. долгий, долго, долгота, долг;

  5. плен, пленник, пленарный, пленить;

  6. липа, липкий, липняк, липовый;

  7. клад, кладоискатель, укладка;

  8. город, городской, горожанин, загородка;

  9. бурить, бурильщик, буря;

10) воротник, воротить, возврат;

11) мель, отмель, мельник;

12) носить, носовой, носильщик;

13) дорога, железнодорожный, дороговат;

14) направо, правопорядок, (уголовное) право;

15) делимое, подельник, делитель;

16) молитва, молить, моль;

17) сель, сельский, односельчане;

18) гулять, с гулькин нос, гулянка;

19) мина, миновать, заминировать;

20) манная (крупа), манок, заманить

ЗАДАНИЕ №5

1.В каком ряду все слова однокоренные?

  1. Дрожать, продрогнуть, вздрагивать;

  2. кусать, закуска, вкусный;

  1. воспитать, питание, подписка;

  2. утроить, третий, трефовый.

2.В каком ряду во всех словах выделяется нулевое окончание?

  1. Вбок, вброд, ввысь;

  2. вверх, вдаль, взлет;

  3. ввоз, вдох, взгляд;

  4. вниз, вдоль, взмах.

3.В каком ряду все слова не имеют окончания?

  1. Крюк, номер, насквозь;

  2. мышь, здесь, четверо;

  3. издавна, заново, лишь;

  4. напрокат, самокат, вдоволь.

4.В каком слове выделяются два окончания?

  1. Кареглазый;

  2. что-либо;

  3. семьдесят;

  4. кафе-бар.

ЗАДАНИЕ №6

1.В каком ряду во всех словах выделенные морфемы являются словоизменительными (формообразующими)?

  1. Наи-меньший, от-плыть, напева-я;

  2. сдела-л-а, велич-айш-ий, наи-худший;

  3. красив-ее, вынес-л-а, снов-а;

  4. пере-пилить, ши-л-и, весел-ей.

2.В каком ряду во всех словах выделяется приставка над-?

  1. Надпись, надуманный, надоедать;

  2. надрез, надомница, надувной;

  3. надломленный, надкусить, надсечка;

  4. надрубка, надрываться, надежность.

3. В каком ряду во всех словах выделяется приставка ис-?

1) Искалеченный, исколесить, искрометный;

2) искореженный, искоса, искательница;

3) искривленный, искуситель, исключительный;

4) искупление, исклеванный, ископаемые.

4. В каком ряду во всех словах выделяется окончание -ите?

1) Тратите, поднесите, толкните;

2) хотите, красите, согните;

3) строите, караулите, позволите;

4) берегите, подчеркните, соберите.

5. В каком слове есть суффикс -чик-?

1) Пончик;

2) зайчик;

3) ключик;

4) грузчик.

Задание №7

Распределите слова по столбикам, определяя способы словообразования:

голосовать, лесостепь, подбородок, водянистость, сокурсник, серебристый, созреть, загородный, трубач, одноклассник, балкончик, настольный, заварить, куриный, молокозавод, испаритель, приморский, уточнение, надорвать, чернослив, перекрасить, луноход, древнерусский, контратака, переносица, безумный, бездумный, железнодорожный.

Задание №8

Какие сложносокращенные имена существительные образованы от данных ниже словосочетаний? Запишите предложения с этими сложносокращёнными словами, определяя их род.

Образец записи:

Организация Объединённых Наций - ООН (ж.р.) одобрила резолюцию.

Российская Федерация, Московский Государственный университет, научно-исследовательский институт, Клуб весёлых и находчивых, Министерство иностранных дел, Российская академия наук, Волжский автомобильный завод, автоматическая телефонная станция, Государственная инспекция безопасности дорожного движения, театр юного зрителя, большой концертный зал.

Задание №9

Восстановите пропущенные в цепочке звенья

  1. Селить → … → переселение.

  2. Шелест → … → зашелестеть.

  3. Думать → … → обдумывать.

  4. Голос → … → голосование.

  5. Много → ... → множественный.

  6. Мир → … → примирить.

  7. Граница → … → ограничить → … → ограниченность → неограниченность.

  8. Свет → ... → … → освещение.

  9. Дешевый → … → … → удешевление.

Задание № 10

Восстановите порядок в цепочке. Выделите морфему, с помощью которой образовано каждое новое слово.

Образец: нести → ПОДнести → ПРЕподнести → преподнесЕНИе

  1. Подкрепление, крепить, подкрепить.

  2. Земледелец, земля, земледельческий.

  3. Затупить, затупиться, тупой, тупить.

  4. Глушить, приглушенный, приглушить, глухой, приглушенность.

Задание № 11

Выпишите слова, состав которых соответствует схеме ПРИСТАВКА - КОРЕНЬ - окончание

(не забудьте, что окончание может быть нулевым).

Обвинение, обед, обезьяна, обидный, облить, обогреть, обман, обмен, обрывок, обсудить, общение, объезд, обыск, одинокий, одобрение, окно, опечатка, оплата, ответ, отвести, отвар, отжать, отзыв, отметить, отрава, отрада, отрасти, отросток, отрывок, оттепель, отцвести, отцовский, охрана, очевидец.

Задание №12

Распределите слова на две группы в зависимости от строения:

а) ∩ниц(а):

б). ∩(а)

Синица, сахарница, лестница, гусеница, горница, салатница, куница, вафельница, пятница, игольница.





Структура урока № 17

1. Организационный момент (5 мин.).

а) Приветствие, постановка целей и задач урока;

2. Проверка домашнего задания (10 мин.).

3. Введение новой темы. (25 мин.)

Лекция с элементом беседы по теме « Понятие морфемы как значимой части слова.

Морфемный разбор (приложение №1)

4. Закрепление знаний (35 мин.)

а) Работа с текстами; (Приложение №2)

б) Комментированное выполнение заданий по группам.

5. Подведение итогов (5 мин.).
Домашнее задание: подобрать слова по схемам, обозначить морфемы.









УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА


Занятие № 17

Тема: « Понятие морфемы как значимой части слова. Морфемный разбор»

Тип урока: комбинированный.

Задачи урока:

  • Образовательная. Обобщить и углубить знания по словообразованию, повторить понятия и термины раздела «Морфемика и словообразование», способы образования слов, порядок словообразовательного анализа;

  • Развивающая. Развивать умение безошибочно выполнять типичные задания ВОУД, ГИА, ЕНТ, связанные с разделом «Морфемика и словообразование», различать морфемы в составе слова и выделять их значения, определять средства и способы образования слов.

  • Воспитательная. Воспитывать любовь и уважение к богатству и многообразию русского языка.

Квалификационные требования: •]
- Требования к специалисту по профессии «Техник - программист»

- Деловое общение в соответствии с литературными требованиями языка.

Наглядные пособия:

1. Лекция.

2. Практические задания по теме «Морфемика»

Литература.

1.А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова. Русский язык: грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10 - 11 классов.

2.В.Ф.Греков, С.Е.Крючков, Л.А. Чешко. «Пособие для занятий по русскому языку» - Изд.: «Просвещение», 2009 г.

3.Н.А.Герасименко «Русский язык» - Изд.: «Академия» -М: 2010 г.




Приложение №1

Лекция по теме « Понятие морфемы как значимой части слова. Морфемный разбор»

Морфемика - это состав, строение слова

Морфемы - значимые части слова: основа, окончание, корень, приставка, суффикс.

1) Окончание - изменяемая часть слова, которая обеспечивает связь слов в словосочетании и предложении и указывает значение рода, числа, падежа

Как выделить окончание в слове

1. Исследовать, изменяется ли слово. Если не изменяется - окончания нет.

2. Если изменяется, то изменить, ставя слово в две или три формы.

3. Изменяющаяся часть слова - окончание.

Надо запомнить: деепричастия, наречия, предлоги окончаний не имеют, т.к. являются неизменяемыми частями речи.

ПРИМЕРЫ:
Колыхаясь и сверкая, движутся полки (М.Лермонтов).

Летом на улице жарко. (В предложении слово летом является наречием, а не существительным, т.к. отвечает на вопрос Когда? и является обстоятельством, следовательно, окончания не имеет. Жарко также является наречием, окончания в этом слове нет)

Работы были выполнены в течение суток. (В течение - производный предлог, неизменяемая часть речи, окончания нет.)

Надо запомнить: изменяемые части речи могут иметь нулевое окончание. Чтобы найти его, поставьте слово в две или три формы.

Зима (0) - зимой, о зиме.

Много птиц (0)- птица, о птице.

Слышал (0) - слышала, слышали.

Одевал(0)ся - одевалась, одевались.

Прибежал (0) - прибежала, прибежали.

2) Корень - общая часть родственных слов, значимая часть слова. Слова с одинаковыми корнями называются однокоренными.

Как выделить корень в слове

1. Найти основу: для этого выделить окончание.

2. Подобрать родственные (однокоренные, т. е. с одинаковым значением) слова.

3. Найти наименьшую общую часть родственных слов.

Пример: 1) вода; 2) водяной, водный, водянистый; 3) вода

3) Приставка - значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

Как выделить приставку в слове

1. Найти в слове корень.

2. Определить часть слова, стоящую перед корнем.

3. Подобрать однокоренные слова без первой части, т.е. без приставки.

Пример: 1) подводный 2) подводный 3) водяной, вода, водянистый

4) Суффикс - значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

Как выделить суффикс в слове

1. Найти основу (часть слова без окончания)

2. Найти слово, от которого образовалось анализируемое слово. Выделить в нем основу (она называется производящей).

3. Наложить основы в словах друг на друга и выделить последующую часть слова, которая образовала наше анализируемое слово.

Пример: 1) руководитель(0) 2) руководить 3) руководитель - руководить

Надо запомнить: в слове может быть не один, а два и более суффиксов.

Обычно два суффикса:

1. В глаголах прошедшего времени (глагольный тематический -а-, -я-, -и-, -е-, -ну- и формообразующий суффикс -л-). Например: прыгнул, прочитал.

2. В глаголах на -ся, -сь. Например: восторгается, улыбаюсь;

3. В деепричастиях. Например: запекая, вычистив, сказав, возвращаясь.

4. В причастиях. Например: прочитанный, разыгравший, избегающий.

Формообразующие суффиксы

Суффиксы

Формы слов

-е- (выш-е); -ее/-ей (быстр-ее)

-ше (рань-ше), -же (глуб-же)

простая сравнительная степень прилагательных и наречий

- ейш-/-айш-

(быстр-ейш-ий, высоч-айш-ий)

простая превосходная степень сравнения прилагательных

-л (чита-л)

прошедшее время глагола

-и (пиш-и)

повелительное наклонение глагола

-ть/-ти (писа-ть, пас-ти)

(часто этот суффикс рассматривается как окончание.)

неопределенная форма глаголов (инфинитив)

-ущ-/-ющ- (пиш-ущ-ий, рису-ющ-ий)

-ащ-/ящ- (держ-ащ-ий, говор-ящ-ий)

-вш-/-ш- (держа-вш-ий, нес-ш-ий)

-ем-/-им-/-ом- (раздава-ем-ый, твор-им-мый, нес-ом-ый)

-енн-/-онн-/-нн- (принес-ённ-ый, разобра-нн-ый)

-т- (разби-т-ый)

действительные причастия

страдательные причастия

-а/-я (держ-а, нес-я)

-в/-вши/-ши (удержа-в, удержа-вши, принес-ши)

Деепричастие


Приложение №2

Задание№1

Распределительный диктант с обозначением части речи, графическим выделением основы и окончания (если оно есть): есть формы словоизменения / нет формы словоизменения.

Купаный, ведь, два, дочь, веселее, луна, стойко, играючи, смеясь, могуч, конечно, дело, мышь, никогда, можно, нарочно, нельзя, фойе, синий, краснеющий, горяч, около, вследствие, погасив, пополам, сторож, впоследствии, чуть, невтерпеж, покрасив.

Задание№2

Распределительный диктант. Делим слова на две группы, учитывая функции выделенных морфем:

1) слова со словоизменительными (формообразующими) морфемами;

2) слова со словообразовательными морфемами.

Делай-те, рас-трепать, леп-и-ть, величествен-ее, наи-лучший, велич-ав-ый, крепч-е, висе-л-а, высоч-айш-ий, счаст-лив-ый, при-чудливый, де-маскировать, лис-ий, ярк-ий, мил-ейш-ий, красне-я.

Задание№3

1) Можно ли по морфеме определить часть речи? Докажите.

-ЕШЬ , -ИТ , -ОГО , -Л- , -ИЕ , -И И .

Можно ли, не определяя часть речи, правильно разобрать по составу слова СТЕКЛО, КРАСИВО? Почему? Объясните графически.

Задание№4

В каждом ряду однокоренных слов найдите лишнее. Обоснуйте свой выбор. Как называются такие корни?

  1. Любить, любой, любовь, любитель;

  2. духовность, духовный, духи;

  3. долина, доля, обездолить, бездольный;

  4. долгий, долго, долгота, долг;

  5. плен, пленник, пленарный, пленить;

  6. липа, липкий, липняк, липовый;

  7. клад, кладоискатель, укладка;

  8. город, городской, горожанин, загородка;

  9. бурить, бурильщик, буря;

  10. воротник, воротить, возврат;

  11. мель, отмель, мельник;

  12. носить, носовой, носильщик;

  13. дорога, железнодорожный, дороговат;

  14. направо, правопорядок, (уголовное) право;

  15. делимое, подельник, делитель;

  16. молитва, молить, моль;

  17. сель, сельский, односельчане;

  18. гулять, с гулькин нос, гулянка;

  19. мина, миновать, заминировать;

  20. манная (крупа), манок, заманить.

Задание №5

1. В каком ряду все слова однокоренные?

  1. дрожать, продрогнуть, вздрагивать;

  2. кусать, закуска, вкусный;

  3. воспитать, питание, подписка;

  4. утроить, третий, трефовый.

2. В каком ряду во всех словах выделяется нулевое окончание?

  1. вбок, вброд, ввысь;

  2. вверх, вдаль, взлет;

  3. ввоз, вдох, взгляд;

  4. вниз, вдоль, взмах.

3. В каком ряду все слова не имеют окончания?

  1. крюк, номер, насквозь;

  2. мышь, здесь, четверо;

  3. издавна, заново, лишь;

  4. напрокат, самокат, вдоволь.

4. В каком слове выделяются два окончания?

  1. кареглазый;

  2. что-либо;

  3. семьдесят;

  4. кафе-бар.

5. В каком ряду во всех словах выделенные морфемы являются словоизменительными (формообразующими)?

  1. наи-меньший, от-плыть, напева-я;

  2. сдела-л-а, велич-айш-ий, наи-худший;

  3. красив-ее, вынес-л-а, снов-а;

  4. пере-пилить, ши-л-и, весел-ей.

Задание№ 6

1.. В каком ряду во всех словах выделяется приставка над-?

  1. надпись, надуманный, надоедать;

  2. надрез, надомница, надувной;

  3. надломленный, надкусить, надсечка;

  4. надрубка, надрываться, надежность.

2. В каком ряду во всех словах выделяется приставка ис-?

  1. искалеченный, исколесить, искрометный;

  2. искореженный, искоса, искательница;

  3. искривленный, искуситель, исключительный;

  4. искупление, исклеванный, ископаемые.

3. В каком ряду во всех словах выделяется окончание -ите?

  1. тратите, поднесите, толкните;

  2. хотите, красите, согните;

  3. строите, караулите, позволите;

  4. берегите, подчеркните, соберите.

4. В каком слове есть суффикс -чик-?

  1. пончик;

  2. зайчик;

  3. ключик;

  4. грузчик.

Задание №7.

Вставить пропущенное слово в словообразовательной цепочке вместо многоточия и выделить его.

Учить -> учитель -> … -> учительствовать

  • учительский

  • учительница

  • учение

  • учительство

Новый -> обновить -> … -> возобновление

  • обновитель

  • обновка

  • возобновить

  • новизна

Общий -> обобщить -> … -> обобщенно

  • обобщенный

  • общество

  • приобщение

  • обобщение

Пар -> парить -> … -> испарение

  • парной

  • испарить

  • парильня

  • парник

Задание 8.

Вставить пропущенное слово в словообразовательной цепочке вместо многоточия, выделить его

Свет -> светить -> … -> освещение

  • осветитель

  • светлый

  • осветить

  • просвет

Сказать -> предсказать -> … -> предсказательница

  • сказание

  • рассказывать

  • предсказывать

  • предсказатель

Ходить -> походить -> поход -> … -> по-походному

  • походка

  • похождение

  • походный

  • выход

Живой -> живить -> оживить ->… -> оживленность

  • оживление

  • оживленно

  • живительный

  • оживленный

Тьма -> темный -> темнеть -> … -> потемнение

  • темнота

  • затемнение

  • потемнеть

  • темноватый

Задание 9.

В конце задания из слов-ответов составить нумерованный список.

Какое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания?

  • зачеркнув

  • возвращение

  • полосатый

  • отрезанный

Какое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания?

  • безопасный, безотрывный

  • безоглядный, безотказный

  • безоружный, безобидный

  • безоблачный, безотрадный

В каком ряду расположены слова, расположенные суффиксальным способом?

  • сапожок, зубной, землянка

  • вбежать, красавец, глупыш

  • дипломник, циркач, предыстория

  • вредитель, баловень, прародина

В каком ряду расположены слова, расположенные приставочным способом?

  • разбить, нерадостный, предгрозовой

  • перепрыгнуть, внеклассный, чернослив

  • навсегда, подземный, пылесос

  • побольше, хлебозавод, внучок

В каком ряду расположены слова, расположенные приставочно-суффиксальным способом?

  • разрыдаться, привокзальный, наибольший

  • по-зимнему, сослуживец, наручник

  • наконечник, досрочный, премилый

  • закавказский, нахлебник, просмотреть

Задание 10.

Создать таблицу 2х2. Сгруппировать слова по значению корня МИР в разные столбцы. Дать названия столбцам таблицы.

Миропонимание, мировоззрение, всемирный, мирный, смириться, мирок, помириться, присмиреть, мировой, мирно, умиротворенный, мировосприятие, мир, мировидение, миролюбие, миросозерцание, миротворец, мироощущение, мирской.

Задание 11.

.

Внимательно прочтите слова и заполните таблицу.

Вся, кофе, шли, берет, пальто, насовсем, чтение, втроем, обе, течет, кенгуру, сестра, сжаться, снизу, снежный, мыть, лицевой, внизу, несут, строго, всерьез, кроме, поезд, этот, седьмой, метро, вдвоем, вчера, несли, быстро, зимой, рисовать, пятый, два, синева, синий, говорить, интересный, дочерний, сеяный, впятером, усеять, гусиный, реже, где.

Корень+окончание

Корень+суффикс+окончание

Корень+суффикс


Задание 12.

Внимательно прочитайте текст, разбейте слова на две колонки:

1) однокоренные слова

2) формы одного и того же слова

Осень - пора грибов. Идут и едут грибники в лес, ищут грибные места. Под берёзами, осинами и елями - всюду прячутся грибочки. Вон их сколько!

А ты хочешь, чтобы и в будущем году здесь было много грибов? Тогда срезай гриб осторожно, чтобы не повредить грибницу. Ведь из неё, из тоненьких белых нитей, спрятанных в земле, каждый год вырастают боровики и маслята, сыроежки и лисички, грузди и рыжики.

Задание 13.

Выберите слова, морфемное строение которых соответствует указанной схеме, и заполните таблицу.

ØÇ□

ØÇÙ□

ÇÙОÇÙ□

Всхлип, безопасный, единовластный, взрыв, безотрывный, златотканый, вспять, безоглядный, черноморский, стекловидный, вход, вскачь, встарь, безотказный, основоположник, всплеск, любознательный, взмах, безоружный, разнообразный, вскрик, безобидный, противотанковый, метростроитель, взгляд, безоблачный, вольнодумец, взнос, конноспортивный, безотрадный, вскользь, железнодорожный, жетончик, приоткрыть.




© 2010-2022