Дидактические материалы по русскому языку для 8 класса

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Дидактические материалы по русскому языку для 8 классаДидактические материалы по русскому языку для 8 классаДидактические материалы по русскому языку для 8 классаДидактические материалы по русскому языку для 8 классаДидактические материалы по русскому языку для 8 классаДидактические материалы по русскому языку для 8 классаДидактические материалы по русскому языку для 8 классаДидактические материалы по русскому языку для 8 класса

8 класс. Второстепенные члены предложения. Теория и практика.

  1. Продолжи теоретическое утверждение:

  1. Определение, выраженное именем существительным, называется……..

  2. На вопросы косвенных падежей отвечает…………….

  3. Прямое дополнение выражается……………..

  4. Согласованное определение сочетается с……….

  5. Обстоятельство образа действия отвечает на вопросы………..

  6. В предложении Ветер становился сильнее, порывистее, свирепее. нет обстоятельства.

  1. В предложении ниже укажи особенности всех членов предложения:

Например: Зари ( косв.доп.,р.п.) прощальные (соглас.) лучи вдали (место действ.) померкли(простое глаг.).

Шепота ветвей, журчанья вод в реке уже не слышно.


Согласованные и несогласованные определения. Приложение.

  1. ДА? или НЕТ?

  1. Согласованные определения сочетаются с определяемым словом в числе, времени, лице.

  2. Несогласованные определения могут выражаться именами существительными, личными местоимениями, наречиями, неделимыми словосочетаниями, инфинитивом.

  3. Несогласованные определения связаны с поясняемым словом управлением или примыканием.

  4. Приложение выражается только именем существительным.

  5. Приложение обозначает действие определяемого слова.

  6. Приложение и определяемое слово выражаются существительными в разных падежах.

  7. Если приложение и определяемое слово выражены нарицательными именами существительными, то между ними ставится дефис (черточка).

  8. В выражении «Варвара-краса» черточка ставится, потому что приложение стоит после определяемого слова.

II. Расставь знаки при приложении в предложениях, указывая причину их постановки:

1.Девочки подростки, сидя на заборе, весело пели песню.

2.Разлилась Волга матушка, превратившись в море.

3.Старик паромщик обещал придти к полудню.

4.Матрос Кошкин первым заметил вражеский катер.

5.Поэт Пушкин поразил своей лирикой.

Практическая работа в 8 классе. Обособление определений и приложений.

Задача: закрепить знания об условиях обособления определений и приложений; совершенствовать умение применять правило обособления приложений и определений; контроль усвоения темы.

ЗаданиеI. 1.В данной таблице перечислены условия обособления определений и приложений. Каких условий не хватает? Запиши эти условия в пустую колонку.

2. Какие условия обособления используются в данных ниже предложениях? Укажи номера этих предложений в тех, колонках, в которых этот приём использован.

Определение и приложение относятся к личному местоимению.

Согласованные определения или приложения имеют добавочное обстоятельственное значение.

Приложение относится к собственному имени существительному и уточняет его, при этом стоит после него.



  1. Подгоняемая шестами лодка наша хорошо шла по течению.

  2. Худенький низенький быстрый в рваной фуфайке и широких штанах он был настоящим хозяином побережья.

  3. Мичурин вывел за свою жизнь более трехсот новых плодовых сортов способных сопротивляться суровому климату Севера.

  4. Дымов русый кудрявый без шапки и с расстёгнутой на груди рубахой казался красивым и необычайно красивым.

  5. Взыскательный художник Крылов кропотливо работал над каждой строкой.

  6. Егоровна добрая старуха теперь сделалась его нянькою.

  7. Движимый интересом и любовью к человеку Миклухо-Маклай захотел изучить его в первобытном состоянии.

  8. Эта пелена струистая яркая и обманчивая иногда притекала из дали почти к самому берегу реки.

  9. Моего одноклассника как самого любознательного и неугомонного приняли в отряд юных пограничников.

  10. Сестра Лена студентка Московской консерватории по классу скрипки писала о своих успехах.

  11. От деревьев освещенных косыми солнечными лучами ложатся длинные серые тени.

Задание II. Из данных ниже предложений выпиши только обособленные определения и приложения. В каком предложении ( №…) обособления нет?

  1. Омытый дождями молодой месяц светлой прорезью покоился на западной окраине неба.

  2. Как одному из руководителей областного подполья Ивану Федоровичу надлежало находиться при отряде базировавшемся в лесу возле станции Митякинской.

  3. Весь день большой и значительный Батманов провел в непрерывном действии.

  4. Посыпался дождь. Сначала редкий он быстро перешёл в крупный плотный лившийся с неба тонкими струйками.

  5. Очень богат русский язык словами относящимися к временам года и к природным явлениям с ними связанным.

  6. Все звёзды мелкие и крупные были ярки и чисты.

  7. Усталые и продрогшие ребята вяло тянулись по раскисшей дороге.

  8. Лютикова как депутата городского совета хорошо знали все жители Краснодона.

Задание III. Определи, вместо каких цифр необходимо поставить знаки препинания.

  1. Отодрав (1)лист от расходной книги(2) она продиктовала повару (3) Харитону(4) единственному кистеневскому грамотею(5) письмо(6) которое в тот же день(7)и отослала в город на почту.

  2. Отец Клавы(1) заведующий хозяйством(2) управления(3) был непосредственным начальником отца(3)Вани(4) Александра Фёдоровича Земнухова.

  3. На стеблях(1) раскрылатившихся под солнцем(2) трав (3)на ростках(4) возмужалых хлебов(5) дрожала (6) нанизанная стеклярусом роса.

Задание lV. Из перечня слов выпиши те, которые пишутся с НН:

Вычерче..ый, некоше..ые луга, кова..ая подкова, жизне..ый путь, свежезамороже..ая рыба, безветре..ый день, серебр..ый иней, решё..ая задача, глин..ный сосуд, революцио..ый плакат, звери..ые тропы.

Тест Виды односоставных. Определенно-личные и неопределенно-личные предложения.

А1.Какие из утверждений являются неверными?

1. Односоставные предложения - это предложения с одной грамматической основой.

2. Определённо-личные предложения так называются потому, что в них при сказуемом легко

угадывается отсутствующее подлежащее.

3. Сказуемое в определенно-личных предложениях выражено глаголом в форме 2,3лица.

4. К сказуемому неопределнно-личного предложения можно подобрать любое местоимение

1,2,3 лица множественного числа.

А2. Какое из предложений является определенно-личным?

  1. Не воскреснуть Игоря дружине, не подняться после грозной сечи.

  2. Всякое лето нахожу новые приятные места или в старых новые красоты.

  3. Лиза стояла подле матери и не смела взглянуть на неё.

  4. Мне принесли твое письмо утром.

А3. Какое из предложений является неопределенно-личным?

  1. Часто хожу на сие место и почти всегда встречаю там весну.

  2. В декабре темнеет рано.

  3. Девы готские у края моря синего живут.

  4. На школьном крыльце шумели, шутливо толкались и громко хохотали.

Грамматическая основа предложения.

1.В указанных ниже предложениях выдели грамматическую основу, надпиши, чем выражены главные члены предложения. Расставь недостающие знаки препинания.

  1. Мы с ним служили вместе в одном полку в одной роте в одном взводе.

  2. Тайга самый огромный на земле лес.

  3. Сосны пихты кедры и ели.

  4. Тропа выбита звериными лапами и копытами.

  5. Ноги то тонут в о мху то скользят по упругой хвое.

  6. Белочки да бурундуки основные обитатели верхнего яруса деревьев.

  7. Высушенные листки Иван-чая заваривают и получают крепкий и вкусный напиток.

2. Дополни схемы: Виды сказуемого


Составное глагольное Составное именное

Именная часть

Вспомогательный глагол

+ +

3.Найди ошибки в распределении сказуемых по колонкам. Запиши правильный вариант.


Составные именные сказуемые

Составные глагольные сказуемые

Был рад подсказать

Решил отпроситься

Хочу стать инженером

Должен ответить

Был первым

Оказался назначенным

Продолжили рисовать

Зайти побеседовать

Считался артистом

Обязан зайти

Откликнулся помочь

Стал отвечать

Был удивлён

Стал вторым запевалой

Назвался родственником

Хотел бы удивить

Должен был казаться чудовищем

Приказал отъезжать

4. Синтаксический разбор предложений.

а) Сколько раз приходилось ходить в лес просто на прогулку.

б) Идёшь тогда с пустыми руками и душа спокойна.

в) Я продолжать жить в этом городе испытывая нужду и одиночество.

План разбора:

-утвердительное - отрицательное

-по цели высказывания

-по интонации

-по составу:

Простое Сложное, из ..ГО

-односоставное-двусоставное 1ГО-однос/двусост, распр/нераспр, полное/неполн, осложн.

-распростр/нераспростран. Связаны 2ГО- …………………

-полное-неполное 3ГО- …………………

-осложнено….

Вводные слова и вставные конструкции

Определи вставные конструкции в предложении.

  1. Как важно сегодня завтра уже может быть поздно увлечь человека прекрасной задачей овладеть всей полнотой культуры.

  2. Ежегодно и это стало доброй традицией в Москву приезжают совершенствоваться в русском языке зарубежные преподаватели русского языка.

  3. Боярышник сам жёлтый ягоды красные хорошеет с каждым днём.

  4. Поэт Асеев живший рядом писал стихи о героической Испании это было во время испанских событий о древнем небе Барселоны.

  5. Наконец и ещё ныне с самодовольством вспоминаю эту минуту чувство долга восторжествовало во мне над слабостию человеческою.

  6. Когда я была совсем маленькая мне не было пяти лет я не умела ещё читать меня однажды взяли в театр на праздничный утренник.

  7. На краю глухой маленькой деревушки Выгорь это название деревеньки и теперь осталось в моей памяти отец остановил лошадь.

  8. Орешник в некоторых местах его называют лещиной широколистный кустарник который выгоняет свои стебли до вершины деревьев.

  9. Огни маяка кажутся далёкими словно случайными.

  10. Тетерев я считаю много умнее куропатки.

  11. Довольно давно больше десяти лет назад я решил написать трудную но как я тогда думал да и сейчас думаю интересную книгу.

Какие знаки нужны?

  • Подъезжая к лесу 1 увидел он соседа своего 2 гордо сидящего верхом 3 и4 поджидающего зайца.

  • Кстати 1 сам он 2 видимо 3 не знал о случившемся. Всё 4 что мы принесли 5 оказалось 6 кстати.

  • День такой яркий 1 что даже с отмели видно 2 как за версту3 сверкает рыбья чешуя 4 словно серебряная.

  • Вода в круглых окнах-колодцах 1 казалась 2 неподвижной 3 но 4 если приглядеться то можно было увидеть 5 как из глубины оконцев все время поднимается тихая струя 6 и в ней вертятся сухие листики брусники.

Вставные конструкции. Комплексная работа

  1. Найдите вводные и вставные предложения, расставьте знаки препинания.

  1. Таких рассказов я, человек неопытный и в деревне «живалый» как у нас в Орле говорится наслушался вволю.

  2. Увидеть и услышать писателя для меня, провинциала, я тогда работал в Сибири было бы необычайным ослепительным счастьем.

  3. Лишь ранняя смерть от туберкулёза Белинскому было едва 37 лет предотвратила заточение его в казематы Петропавловской крепости.

  4. Появление автопортрета кажется впервые у Матвеева в 1729 году было среди людей, склонных к самоуничижению делом весьма неслыханным.

  5. С того первого спектакля это была опера «Демон» и начал расти во мне актёр.

  6. Потом это было очень большим шагом Анна Сергеевна увидела возможность завести правильное преподавание.

  7. Посланный Петром Первым, Беринг вместе с Чириковым открыл Берингов пролив между Азией и Америкой подвиг Дежнёва и Попова тогда не был известен достиг Аляски.

  8. Но однажды это было месяцев через пять после свадьбы Дмитрий Сергеевич возвратившись с урока нашёл жену в каком-то особенном настроении духа.


  1. На месте каких цифр нужно поставить знаки препинания?

  1. Вареньке 1 должно быть 2 стали скучны эти речи 3 и она запела вполголоса 4 рассматривая берег 5 потускневшими глазами.

№________________________________

  1. Нельзя 1 видите ли 2 лечит какую-нибудь тяжелую болезнь 3 заочно 4 не видавши 5 самого больного. №______________________________

  1. Данные предложения дополни вставными конструкциями. Запиши эти предложения и расставь знаки препинания.

  1. Взрослый кедр (……….) живет более ста лет.

  2. Прихвастнуть он любил (………..)может и тут что приплёл для красного словца.

  3. Татьяна, состоявшая (………) в должности прачки, была женщина лет двадцати восьми.


  1. Несчастье (……….) нисколько его не изменило а напротив он стал ещё крепче и энергичнее.

  2. Студент испугавшийся вероятно последствий (…. ….) извинился перед преподавателем.


  1. Запиши данный текст. Расставляя знаки препинания и обозначая конструкции, выделенные запятыми.

Дидактические материалы по русскому языку для 8 класса

  1. Ответь на вопрос: когда вставные конструкции отделяются скобками, а когда- тире.?






© 2010-2022