Конспект урока литературы для 10 класса на тему Анализ стихотворения А. Фета Шепот, робкое дыханье

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок литературы в 10 классе

Тема: Любовная лирика А.А.Фета. Анализ стихотворения «Шепот, робкое дыхание»

Цели: познакомить учеников с известным стихотворением Фета, прояснить его смысл путем подробного лингвистического и литературоведческого анализа текста; воспитывать уважение и умение чувствовать, понимать русское слово и ценить шедевры русской литературы.

Оборудование: портрет поэта А.А.Фета (бумажный или электронный), стихотворный текст у учеников и тетради по литературе.

Тип урока: лекция с элементами беседы.

После записи темы урока возможно прослушивание выразительного чтения учителем указанного стихотворения, либо прослушивание записи актерского чтения.

Ученики конспектируют лекцию.

Текст лекции: По тематике данное стихотворение относится к любовной лирике. Основная мысль: скоротечность свидания летней ночью. То, что это стихотворение повествует о любви, читатель понимает уже, увидев первую строчку. Первая строфа рассчитана на звуковое восприятие: мы слышим этот нежный шепот, дыханье, трель соловья и колыханье ручья. Только одно существительное в первой строфе указывает на цвет - это «серебро» ручья. Во второй строфе мы уже смотрим, а не слушаем: ночной свет, тени, изменения милого лица. В третьей строфе поэт представляет и картины природы, и состояния человека, здесь во второй раз появляются цвета, причем те, которые встречаются нечасто и тем самым являются загадочными, таинственными: дымный, пурпурный, янтарный отблеск, заря. Человеческие состояния - лобзания и слезы. В чем причина слез? Вполне понятно, что любимым не хочется расставаться, но неизбежно наступление рассвета. Это стихотворение необычно и знаменито тем, что в нем нет ни одного глагола и его производных, оно состоит из прилагательных и существительных. Всегда считалось, что без глагола нет динамики в тексте, развития действия, а только картины. Но Фету без глаголов удалось показать быстротечность летней ночи. Движение передано без употребления глаголов, благодаря мастерскому владению поэтическим словом. Динамику Фет передал другими языковыми средствами. Колыханье ручья - это движение, тени тоже движутся (хотя прямо об этом не написано), лицо любимой меняется, поднимается заря.

Все стихотворение состоит из одного сложного предложения, которое построено из простых назывных предложений. Все явления перечисляются друг за другом без использования союзов (бессоюзие), что придает тексту динамичность. Стихотворение заканчивается восклицательным знаком, что подчеркивает эмоциональность, накал чувств. Таинственность, загадочность текста создается использованием эпитетов: робкое, сонный, ночной, волшебный, милое, дымные. В стихе преобладают сонорные звуки, которые как самые звонкие в русском языке придают тексту особую звучность и ритмичность. Данная лирическая миниатюра написана и напечатана Фетом в 1850 году, стихотворение стало одним из самых известных и истинно фетовским, где нет глаголов, а также состояние природы и лирического героя сливаются, словно перетекают одно в другое. При чтении таких произведений читатель обычно испытывает восторженные чувства.

Швецова Надежда Владимировна,

учитель русского языка и литературы, МКОУ Дубровинская средняя общеобразовательная школа Мошковского района

© 2010-2022