Философские итоги романа Ф. М. Достоевского Преступление и наказание. Автор и его герой в романе

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок литературы в 10 классе на тему:

Философские итоги романа Ф.М. Достоевского

«Преступление и наказание».

Автор и его герой в романе.

Цель урока: помочь учащимся осмыслить философскую концепцию писателя, разобраться в трудных философских вопросах, которые поднял в романе автор.

Задачи:

обучающие: обобщить знания учащихся об образе главного героя, сравнить позиции героя и автора;

развивающие: развивать умение анализировать, систематизировать и обобщать материал, выделять главное и делать выводы; развивать монологическую и диалогическую речь;

воспитательные: воспитывать нравственные качества учащихся, заинтересовать творчеством Ф.М. Достоевского.

Оформление доски

1. Запись темы урока.

2. По обеим сторонам доски портреты автора и героя романа, под ними сделать записи, прикрыв листом бумаги (открывать по ходу урока):

Достоевский


Раскольников

Проблема выбора

«Надо стать солнцем, чтобы вас все заметили»

«…хотел Наполеоном сделаться»

Проблема добра и зла

«Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы - сердце человека».

«Одна смерть и сто жизней взамен»

3.На обратной стороне откидной доски запись:

«Построить человеческое общество на всем том. О чем рассказал Достоевский невозможно. Но общество, которое забудет то, о чем он рассказал, недостойно называться человеческим». (У.Оден)

Опережающее задание

1. Индивидуальное задание: - характеристика Раскольникова от 1 лица;

- символика имени главного героя;

2. Домашним заданием предыдущего урока был анализ эпизода «Последний сон Раскольникова» из эпилога романа.


Ход урока

Оргмомент - 1 мин.

I. Вступительное слово учителя.

Сегодня мы заканчиваем изучение удивительного произведения - романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», в котором автор поставил вопросы, заставившие задуматься над очень важными для человечества проблемами. Темой нашего урока я выбрала наиболее трудные проблемы - философские, не перестающие волновать человечество, лучшие его умы. Но мудрому писателю мало поднять проблему, ему нужно предложить своим читателям решение этой проблемы, показать свое видение выхода из многих проблем. Но если в романе И.С.Тургенева мы слышали голос автора, то в романе Ф.М.Достоевского это сделать нелегко, поэтому цель нашего урока - определить позицию автора произведения, услышать его советы, читателям ХХI века.

II. Репродуктивная беседа по образу главного героя - 15 мин

Мы не раз отмечали тот факт, что человек у Достоевского - центр познания, исследования. Тонкий психолог, писатель исследует душу Р.Р. Раскольникова (РРР)

- Кто же он, главный герой романа?

(слушаем индивидуальное дом. Задание - характеристика РРР от 1 лица).

Но ведь сколько таких, как РРР, страдающих от нищеты, унижений, безысходности было вокруг, тех, кто страдал, но не совершал преступления. РРР - убийца. Почему именно убийцу выбирает в свои герои писатель? Давайте обратимся к автору.

- Вспомните жизненный путь самого автора романа. Что довелось пережить ему?

(Приговор к смерти, каторгу)

Достоевский, по признанию многих, никогда бы не написал своих романов, если бы не пробыл «у смерти три четверти часа», «не был у последнего мгновения».

- За что был вынесен приговор Достоевскому?

(Участие в кружке Петрашевского. Проше искушение идеей насильственного изменения общества, желанием переделать мир).

- Что общего у Достоевского и РРР?

(Идея изменения мира насильственным путем).

Помните, говоря о психологизме Достоевского, мы отмечали. Что его герои - это герои-идеи. Вот почему не случайно РРР тоже носитель идеи, его теории о праве сильной личности.

- Что в теории РРР привлекательно, особенно для молодых людей?

(Желание стать одним из немногих, стать право имеющим)

- Что неприемлемо, отвратительно в ней?

(Отступничество от Бога, вседозволенность, возможность оправдывать преступления против простых людей)

Итак. Теория РРР как будто предлагает всем стать хозяином своей судьбы, властелином, а если не станешь, то будешь отнесен к разряду «материала», «тварей дрожащих».

Вот мы и вышли на первую труднейшую философскую проблему - проблему выбора.

(открываю первую запись на доске под портретами).

III. Аналитическая беседа по теме урока - 20 - 23 мин

Два пути - стать палачом или жертвой. Можно эту проблему поставить и по другому: что для тебя важнее - ты сам или окружающие? Твоя жизнь или жизнь чужая? Третьего не дано.

- Что выбираете вы?

(слушаем ответы учащихся)

- Что выбрал РРР?

(свою жизнь - хотел Наполеоном сделаться) - открываю вторую запись под портретом РРР.

- Почему в руки РРР Достоевский вложил топор? Встречали ли вы где-нибудь в русской литературе образ топора?

(Чернышевский, Пушкин - «Пока свой топор заткни за пояс» - Пугачев, Некрасов - «наши топоры лежат до поры).

Топор - символ борьбы с несправедливостью. Значит, образ РРР - это тоже образ-символл Давайте послушаем сообщение о символике имени главного героя.

(Слушаем ученика с опережающим заданием) и делаем вывод:

Образ РРР - это символический образ народа, молодежи, в среде которой происходит раскол: по какому пути идти_- смирения или бунта? РР выбирает протест против существующего порядка, против мира, созданного Богом.

- Кем был подсказан РРР этот путь?

(Разговор в трактире офицера и студента) - открываю запись под портретом РРР.

- Какой путь предлагает автор романа тем, кто протестует против несправедливого устройства общества?

(Автор создает образ, через который выражает свою позицию. В романе это образ Сони Мармеладовой и следователя Порфирия Петровича)

- Какой путь предлагает Соня?

(Вера, покаяние и смирение)

- Какой путь предлагает Порфирий Петрович? Читаем отрывок из разговора РРР со следователем - ч. 6, гл. 2 (от слов: «Раскольников даже вздрогнул…») - открываю запись на доске под портретом писателя.

- Как вы понимаете фразу: «Надо стать солнцем?

(Слушаем ответы учащихся и выходим на проблему добра и зла.

- Есть ли в системе образов романа четкое деление на положительных и отрицательных персонажей?

(Слушаем ответы учащихся. Как правило, большинство выделяет в качестве положительных героев Соню Мармеладову0.

- Но разве занятие проституцией это добро?

- А каким героем является Свидригайлов? Дуня Раскольникова?

(В результате дискуссии учащиеся придут к выводу, что каждый человек может совершить как добрые, так и дурные поступки. Посмотрим, что по этому поводу сказал сам писатель в романе «Братья Карамазовы» - открываю последнюю запись под портретом Достоевского.

- Так ли это? Что об этом говорит автор в романе «Преступление и наказание»? Расскажите о том, как вы поняли последний сон РРР, описанный автором в эпилоге.

(Анализируя эпизод, учащиеся приходят к выводу:

Проведя своего героя через жесточайшие душевные испытания, автор открывает ему путь к новой жизни. Веруя в искупительную, очищающую силу страдания, мудрый писатель предлагает человечеству путь добра. Зло не победит добро - только добром можно победить зло.

IV. Подведение итогов урока - 3 мин.

Завершая наш урок, я хочу обратиться к словам английского писателя Уильяма Одена: «Построить человеческое общество на всем том, о чем рассказал Достоевский, невозможно. Но общество, которое забудет то, о чем он рассказал, недостойно называться человеческим».

- Как вы понимаете эти слова?

(Слушаем ответы учащихся)

V. Домашнее задание - письменный ответ на вопрос: «Усвоило ли человечество уроки Достоевского? - 1 мин

VI. Оценка работы учащихся на уроке - 1-2 мин.




5


© 2010-2022