Обучение сжатому изложению на примере текста В. М. Пескова

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Титаревская средняя общеобразовательная школа



Конспект урока русского языка в 9 классе

Подготовка к ГИА


Обучение сжатому изложению на примере текста В.М. Пескова




Учитель русского языка и литературы

Лозовая Е.Н.





2011 г.

Тема: обучение сжатому изложению на примере текста В.М. Пескова

Цели:

- научить вычленять главное в информации, отрабатывать приемы сжатия;

- правильно, логично и кратко излагать свои мысли, уметь находить и уместно, точно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания;

- продолжать работу по формированию коммуникативных умений, воспитывать внимательное отношение к русскому языку.

Оборудование: презентация, тексты в таблице, памятки по написанию изложения, критерии оценки.

Ход урока

I. Орг. момент

(Слайд 1)

Давайте, друзья, улыбнемся друг другу,

Улыбки подарим гостям.

К уроку готовы?

Тогда - за работу!

Удачи желаю всем вам!

(Слайд 2)

Ребята, эпиграфом к нашему уроку я бы хотела взять слова русского художника Аркадия Александровича Пластова «Я всем обязан деревне».

Слова эти взяты не случайно.

Во-первых, все мы с вами сельские жители, во-вторых, и автор, и герой текста, с которым мы сегодня будем работать родом из деревни. Да и вся современная Россия, наверное, многим обязана деревне.

II. Сообщение темы и целей урока.

(Слайд 3)

Запишите тему урока: «Обучение сжатому изложению». Мы будем продолжать учиться писать сжатое изложение, отрабатывать приемы сжатия текста.

Сегодня на уроке мы будем работать с текстом нашего земляка Василия Михайловича Пескова. Известно ли вам это имя? Что вы знаете о Пескове?

(Слайд4)

(Василий Михайлович Песков - наш земляк - талантливый советский писатель, родился 14 марта 1930 г. в селе Орлово Воронежской области. Окончив среднюю школу, работал пионервожатым, киномехаником, фотографом.

Творческий путь журналиста он начал в воронежской молодежной газете.

Первая книга В.М.Пескова - «Записки фоторепортера» вышла в 1960 г. В очерках и лирических миниатюрах Пескова перед нами предстают советские люди, картины их жизни и созидательного труда на разных широтах и меридианах нашей страны.

Произведения В.М.Пескова отличаются лиризмом, глубоким проникновением в духовный мир человека, поэтично раскрывают красоту родной земли. Журналист, писатель, специальный кор­респондент «Комсомольской правды» хоро­шо известен как автор книг о природе, о на­шем Отечестве, о ярких и интересных лю­дях - «Записки фоторепортера», «Ждите нас, звезды», «Край света», «Странствия», «Окно в природу» и др.)

Спасибо.

III. Словарная работа.

(Слайд 5)

Прежде чем перейти к работе над текстом, посмотрите на экран, вам встретятся незнакомые слова.

Знакомо ли вам их лексическое значение?

Верста - старая русская мера длины, рав­ная 1,06 км; псаломщик - служитель право­славной церкви, помогающий священнику при совершении обрядов; богомаз - неис­кусный иконописец; этнограф - специа­лист, изучающий быт и культуру какого-либо народа.

IV. Первичное чтение текста учителем.

- Ребята, прослушайте текст, определите его тему, количество микротем, выпишите себе ключевые слова.

- Вспомним, что такое тема, микротема, ключевые слова?

(Тема - это то, о чем говорится в тексте.

Микротема - несколько самостоятельных предложений текста, связанных одной мыслью.

Ключевые слова - это слова, несущие особую смысловую нагрузку, способные свертывать вы­раженную целым текстом информацию).

- Перед вами на столах лежат критерии оценки, еще раз посмотрите на них и постарайтесь не упустить ни одной микротемы.

Чтение текста.

(Слайд 6)

«Весна». Так называется эта картина из жизни русской деревни. Банный день. Мо­лодая мать одевает дочку в предбаннике. Чистота, здоровье, красота волнуют нас в этом правдивом обыденном моменте челове­ческого бытия. Идет синеватый дымок из бани. Под ногами счастливой матери золо­тится солома, стынет в ведерке вода из ру­чья, падает и тает редкий лопушистый сне­жок. Многие знают эту картину. Если кто-то запамятовал имя художника, назовем его: Аркадий Александрович Пластов - человек, чья судьба с первого до последнего часа жиз­ни была связана с деревней Прислонихой, стоящей в полусотне верст от Симбирска -Ульяновска. <...>

Прислониха - деревенька старинная. Ей триста лет. Стоит она, прислонившись к ко­согору, поросшему лесом. Среди всех собы­тий, пережитых деревней, главным надо счи­тать рождение в 1893 году в семье Пластовых мальчика, для которого родная деревня стала судьбой, а для деревни он навсегда теперь - верный, преданный сын.

Отец Аркадия был псаломщиком в мест­ной церкви и очень хотел «выучить мальчи­ка на священника». Но судьбу сына определила встреча с веселыми «богомазами», при­езжавшими подновлять церковь. Вид красок и результаты работ мастеров поразили вооб­ражение подростка: «Буду художником!»

И он художником стал. Большим, знаме­нитым. Получил много наград, звание акаде­мика, стал подлинно народным художником, бывал за границей, не переставая и там учиться, но часто искренне говорил: «Я всем обязан деревне».

Прислониха стала главным жизненным университетом Пластова. Он знал быт крес­тьян, знал цену труда на земле. И сам всю жизнь, по существу, оставался крестьянином - уже будучи живописцем, пахал зем­лю, косил, держал во дворе своем корову, овец, кур, гусей. И очень любил деревенс­ких людей. Начальные его работы - по большей части портреты крестьян. Я много раз подолгу рассматривал в альбоме их лица: пахарь, пастух, кузнец, плотник, охотник, сторож, доярка... Для этнографа это нагляд­ный мир русского мужика. Но писал эти лица не этнограф - художник! И видим мы не просто людей в полушубках, в буднич­ных линялых одеждах и в праздничных оде­яньях. Мы видим человеческие характеры, самые разные: вот на портрете Сила и Му­жество, вот мужицкая Хитрость, вот Муд­рость, вот лицо Федора Тоньшина, излучающее Доброту. (Пластов несколько раз писал это замечательное лицо!) Ничто в работах художника - ни облик людей, ни ощущение их мастерства, ни страсти - не подсахарено: всюду жизнь, какой она и была. Пластов дорожил этой жизнью, причастностью к ней. Рассказывают; будучи в Венеции и восхищаясь ее самобытностью, он доставал из кармана коробочку с сухой полынью и нюхал степную траву, поясняя с улыбкой: «Это чтобы свое не забыть». [Песков 2007].

V. Анализ первичного восприятия текста.

- Определите тему текста.

(Роль деревни Прислонихи в жизни Пластова)

(Слайды 7-10)

- Знакомо ли вам имя Аркадия Александровича Пластова?

- Что еще известно о самом художнике?

(Аркадий Александрович Пластов (1893-1972) - народный художник СССР, лауреат Государственной премии СССР, Государственной премии им. И.Е. Репина. Награжден золотой медалью Министерства культуры СССР. Родился в селе Прислониха (Карсунский район Ульяновской области), где сейчас находится его музей. Произведения художника хранятся во многих музеях страны (в Третьяковской галерее, например), в том числе и в Музее современного изобразительного искусства г. Ульяновска - около 100 произведений живописи и графики. Самые известные картины А. А. Пластова: «Жатва», «Сенокос» (1945), «Первый снег» (1946), «Ужин трактористов» (1951), «Родник» (1952), «Летом» 1954), «Полдень» (1961).

- На сколько смысловых частей можно поделить текст?

(На пять частей.)

- Составим простой план, опираясь на выписанные ключевые слова.

(Слайд 11)

- Какие ключевые слова вы выписали из первого абзаца?

(«Весна», картина жизни русской деревни, чистота, красота, здоровье, А.А. Пластов, деревня Прислониха)

Как можно озаглавить первую часть?

(1. Картина «Весна» и ее автор А.А. Пластов).

- Какие ключевые слова вы выписали из второго абзаца?

(Прислониха, рождение в семье Пластовых мальчика 1893 год, деревня стала судьбой)

Как можно озаглавить вторую часть?

(2. Деревня Прислониха - место рождения художника).

Какие ключевые слова вы выписали из третьего абзаца?

(Отец хотел видеть сына священником, встреча с богомазами, «Буду художником!»)

Как можно озаглавить третью часть?

(3. Судьбоносное решение).

Какие ключевые слова вы выписали из четвертого абзаца?

(Стал художником, «Я всем обязан деревне»)

Как можно озаглавить четвертую часть?

(4. «Я всем обязан деревне»).

Какие ключевые слова вы выписали из пятого абзаца?

(Прислониха - главный жизненный университет Пластова, оставался крестьянином, любил деревенских людей, в лицах видим человеческие характеры, дорожил жизнью, причастностью к ней)

Как можно озаглавить пятую часть?

(5. Глубинная связь с деревенской жизнью).

(Слайд 12)

Затем коллективно проверяем проделанную работу.

1. Картина «Весна» и ее автор А.А. Пластов.

2. Деревня Прислониха - место рождения художника.

3. Судьбоносное решение.

4. «Я всем обязан деревне».

5. Глубинная связь с деревенской жизнью.

VI. Работа с текстом

- Ребята, перед вами критерии оценки и распечатанный текст, занесенный в уже знакомую вам таблицу, и теперь наша задача - отработать приемы сжатия текста.

- Вспомним их.

(Исключение, обобщение и упрощение)

1. Разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации (подробностей, деталей, уточнений, пояснений и т.д.);

2. Свертывание исходной информации за счет обобщения (перевода частного в

общее).

К основным языковым приемам компрессии исходного текста относятся:

1) замены:

- замены однородных членов обобщающим наименованием;

- замена фрагмента предложения синонимичным выражением;

- замена предложения или его части указательным местоимением;

- замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением;

- замена сложноподчиненного предложения простым;

2) исключения:

- исключение повторов;

- исключение фрагмента предложения;

- исключение одного или нескольких синонимов;

3) слияние нескольких предложений в одно.

Подчеркните в тексте ключевые слова, которые вы выписали при первом слушании текста.

Прочитайте первую смысловую часть (первый абзац).

- С чего начинается абзац? (С описания картины «Весна».)

- Какой момент из жизни человека показывает художник? (Обыденный момент человеческого бытия.)

- Как художник изображает этот момент? Какое чувство, по мнению автора текста, вызывает картина? Что рождает это волнение?

Вычеркните второстепенную информацию.

Опираясь на свои ответы, сжато передайте содержание первой части данного абзаца. (На картине «Весна» А. А. Пластов правдиво изображает обыденный момент человеческого бытия, который волнует зрителя чистотой, здоровьем и красотой.)

- Какие приемы сжатия мы использовали? (Исключение деталей, подробностей и обобщение)

- Продолжим работу с первым абзацем. Каким способом можно сократить

информацию последнего предложения?

(Путем исключения деталей: Аркадий Александрович Пластов - художник, чья судьба была связана с деревней Прислонихой, которая находится неда­леко от Ульяновска.)

Прочитайте вторую смысловую часть (второй абзац).

- Какие ключевые слова вы выписали? (Год рождения, место рождения Пластова, а также то, что Прислониха стала судьбой худож­ника. )

- Передайте одним предложением со­держание этой смысловой части, ис­пользуя объединение нескольких пред­ложений в одно. (Для Пластова, родив­шегося в 1893 году в Прислонихе, кото­рую он прославил в своем творчестве, родная деревня стала судьбой.)

- Какой способ сокращения содержа­ния текста был использован? (Исклю­чение подробностей, деталей.)

Прочитаем третий абзац.

- Кем хотел видеть сына отец А. А. Пластова? (Хо­тел, чтобы сын стал священником.)

- Что повлияло на решение подростка? (Встреча с богомазами)

- Какое решение принимает А.А. Пластов? (Пластов принимает решение
стать художником.)

Главную информацию передайте одним предложением. (Отец Пластова
хотел, чтобы его сын стал священни­ком, но Пластов принимает решение
стать художником.)

- Какой способ сжатия был использован? (Исключение подробностей, дета­лей.)

Прочитаем четвертый абзац.

- Что нового вы узнали? (А. А. Пластов стал знаменитым художником.)

- Сохранилась ли связь с Прислони­хой? (Да, художник не забывал, что
всем обязан деревне.)

Передайте главную информацию данной смысловой части одним предло­жением. (А. А. Пластов стал знамени­тым художником, но не забывал о том,
что всем обязан деревне.)

Прочитаем последний абзац.

- Что нового о роли Прислонихи в жизни Пластова вы узнали из этой смысловой части? (Прислониха - главный жизнен­ный университет Пластова.)

- Почему? Выясним это. Что нового о Пластове как человеке вы узнали из это­го абзаца? (А. А. Пластов знал быт кре­стьян; знал цену крестьянского труда;
всегда оставался крестьянином - пахал землю, косил, держал корову, овец, кур,
гусей; уважал деревенских жителей.)

- Как обобщенно можно назвать эти качества А. А. Пластова? (Участие в жизни деревни, занятие сельским хозяйством)

В случае затруднения школьников учитель обращает их внимание на пред­последнее предложение текста.

- Как знание жизни русской деревни повлияло на творчество художника?
(А. А. Пластов правдиво изображал крестьянскую жизнь.)

- На примере каких картин автор доказывает эту мысль? (На примере
первых работ А. А. Пластова - портре­тов крестьян.)

- Последний абзац возвращает нас к началу текста, где о правдивости изоб­ражения автор говорит на примере кар­тины «Весна».

- Итак, сократите последнюю смыс­ловую часть, главную информацию постарайтесь передать одним предложением. (Благо­даря причастности к деревенской жизни А. А. Пластов изображал крестьянскую жизнь такой, какая она есть.)

- Какой прием сжатия вы использо­вали? (Сочетание исключения и обоб­щения.)

VII. Итог урока.

- Теперь осмыслим проделанную ра­боту.

-Помог ли вам сжатый пересказ понять прочитанный текст?

- Сформулируйте его основную мысль. (Своим мастерством, заключаю­щимся в правдивости изображения рус­ской деревни, А. А. Пластов обязан Прислонихе, с которой была связана вся его жизнь. Картины А. А. Пластова отличаются правдивостью изображения, потому что он всю жизнь прожил в Прислонихе и знал деревенскую жизнь изнутри.)

Согласитесь, что мы лучше понимаем текст, когда его содержание можно выразить иначе, другими словами. Сами по­пытки "выразить содержание иначе" яв­ляются одним из средств понимания текста. Именно в кратком пересказе выявля­ется степень понимания текста. Если текст не понят или понят лишь частично, краткий пересказ выявит все дефекты восприятия.

VIII. Домашнее задание.

Написать сжатое изложение.

(Слайд 13)

- Молодцы, ребята, вы очень хорошо работали на уроке. Я надеюсь, что, когда вы вырастите и станете успешными людьми, многого добьётесь в жизни, вы так же, как и Аркадий Александрович Пластов, скажете: «Я всем обязан деревне!»


© 2010-2022