Доклад «Развитие книжной цензуры в России»

Доклад «Развитие книжной цензуры в России». Рекомендуется студентам первых курсов «Журналистики» и «Издательского дела и редактирвоания«Доклад «Развитие книжной цензуры в России». Рекомендуется студентам первых курсов «Журналистики» и «Издательского дела и редактирвоания«Доклад «Развитие книжной цензуры в России». Рекомендуется студентам первых курсов «Журналистики» и «Издательского дела и редактирвоания«Доклад «Развитие книжной цензуры в России». Рекомендуется студентам первых курсов «Журналист...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Развитие книжной цензуры в России (с истоков до конца XIX)

Считается, что впервые ввести цензуру попытался римский папа Сикст 5ый, который в 1471 запретил печатать книги без предварительного ознакомления с ними компетентных органов. Хотя при жизни Сикста 5ого эти самые органы так и не были созданы, он вошел в историю как отец цензуры. Лишь в 16 веке цензура была введена практически во всех европейских государствах.

В 1547 венчался на царство Иван 4ый. При молодом царе образовалась с неофициальными правительственными полномочиями «Избранная рада». Одной из реформ, инициаторами которых она была, стал переход от книгописания к книгопечатанию.

В 1551 был проведен Стоглавый собор, принявший «100 глав» (т.е. решений), составивших сборник «Стоглав», который предложил решения целого ряда жизненно важных проблем. В частности речь шла о божественных книгах, которые (цитата) «писцы пишут с неправленых переводов, а написав, не правят же, опись к описи прибывает, и недописи, и точки непрямые. И по тем книгам в церквах Божиих чтут, и поют, и учатся, и пишут с них. Что о сем небрежении и о великом нерадении от Бога будет по божественном правилом?». При рукописном воспроизведении книг постоянно происходило искажение канонического текста, поэтому в ряде глав говорилось о необходимости реформы книгописания, пересмотра всего книжного фонда. Глава «О книжных писцах» давала право духовным властям конфисковывать неисправленные рукописи. Этим самым вводилась предварительная цензура рукописных книг перед их продажей. Таким образом, «Стоглав» стал на Руси первым цензурным документом.

В дальнейшем на протяжении многих лет цензура была связана с православной церковью, борьбой с ересью, инакомыслием и иноверием. В 1627 «за слог еретический, обличавшиеся в книге», было сожжено множество книг, неугодных церкви. А позже стали из церквей изымать всю славянскую литературу «литовской печати», выпущенную типографиями Белоруссии и Украины. Эта же литература конфисковалась у частных лиц. С подозрением стали относиться даже к греческим книгам, издававшимся в западноевропейских типографиях.

Все эти церковные гонения ереси и иноверия вызывали протест оппозиции и даже вооруженные восстания. Вся эта борьба сопровождалась распространением рукописных и печатных обличительных текстов, о чем свидетельствует указ 1681,запрещавший распространять литературу, содержавшую рассуждения на религиозные темы.

К этому времени в центре России уже сложилась немалая читательская аудитория, потреблявшая разнообразную литературу. И, соответственно, потребности аудитории в литературе постоянно росли.

Таким образом, основное влияние на российское общество оказывала церковь, контролировавшая всю рукописную и печатную продукцию. Типографии тоже должны были получать разрешение на печать у Московского патриарха.

В 16-17 веках становление российской государственности проявилось в попытках выйти из-под опеки церкви, что отразилось, например, в деятельности царя Ивана IV, некоторых представителей культуры, литераторов. Так Симеон Полоцкий получил разрешение на создание в 1678 особой Верхней (т.е. дворцовой) типографии, неподконтрольной церковным властям. Верхняя типография в 17 веке выпускала бесцензурную литературу - учебную, дидактическую (поучительную), отечественную и переводную беллетристику (художественная литература), прозу и поэзию, к сотрудничеству привлекались лучшие художники.

Таким образом, период образования русского государства был периодом монополии русской православной церкви на рукописную и печатную литературу. Все начало меняться только с приходом к власти Петра I.

Реформы Петра I коснулись всех сторон российской действительности. Для укрепления своей власти царю необходимо было преодолеть это всесилие церкви, которое получало и в обществе все большее сопротивление. Поэтому было проведено ряд реформ в отношении церкви. А главное для нас - был положен конец полувековой монополии церкви на печать и книгоиздательство. В 1708 был составлен и стал вводиться гражданский алфавит, Петр I провел реформу шрифта и сам сделал первые эскизы нового алфавита. Царь даже определил, какую литературу каким шрифтом набирать. Первой такой книгой стала «Геометрия славенски землемерие», изданная в марте 1708. Царь сам правил рукопись.

Почти всё книгопечатное и издательское дело проходило под контролем царя, без разрешения которого ни одна строка не выходила из-под печатного станка.

Понимая значение периодической печати, с которой он познакомился за рубежом, Петр I стал создателем первой русской печатной газеты «Ведомости» (1702-1728). Газета проходила определённую цензуру, о чём свидетельствует архив, где сохранились не только отдельные страницы рукописей, но и целые произведения, не явившиеся в газете, а также неопубликованный 24-й номер «Beдомостей». Само содержание газеты говорит о том, что многие ее публикации могли быть напечатаны только с разрешения царя. Например, сообщение о том, сколько отлито пушек и сколько на это нужно меди. Обычно это информация является большой тайной. А также многие материалы проходили непосредственно через Петра, например, письма послов. А международная информация, источником которой служили иностранные газеты, оперативно доставлявшиеся в Россию, просматривалась царем или его кабинет-секретарем. То, что ими отмечалось, переводилось на русский язык и отсылалось в печать.

При Петре I основным видом цензуры становится светская, осуществляемая непосредственно царем и его помощниками, хотя духовная цензура ещё во многом по-прежнему сохраняла свои позиции. Пётр I немало сделал для её ограничения. В 1720 вышел указ о запрещении печати церковных книг без цензуры Духовной коллеги. После смерти Петра, т.е. при Елизавете Петровне, формально вся светская литература контролировалась Сенатом, но практически через Академию наук, где цензурой занимались все, хотя никаких цензурных правил не существовало.

Естественно, такая организация цензуры приводила к многим недостаткам и промахам.

Екатерина Вторая начала свою цензурную политику с совершенствования уже сложившейся структуры. В 1763 выходит указ, предлагающий усилить надзор за ввозимой литературой и конфисковать ненадлежащую литературу. А также этот указ предлагает первую организацию цензуры в государстве: в Санкт-Петербурге - Академия наук, в Москве - университет, в регионах - училища, а где их нет - градоначальники. В 1783 выходит указ о вольных типографиях. Теперь типографии приравнивались к фабрикам, что позволило каждому по своей воле заводить типографии, также, указом усиливалась роль полиции в цензуре. Благодаря этому указу, появляется большое количество новых типографий и, как следствие, - значительно увеличился поток информации, который надо было контролировать.

Значительно повлияли на Екатерину II события во Франции. Она была напугана возможным распространением идей Французской революции в Российском государстве. В 1792 князь Прозоровский писал ей о необходимости «положить границы продавцам книг иностранных и отнять способность еще на границах при портах подобные сему книги ввозить, а паче из расстроенной ныне Франции, служащие только к заблуждению и разврату людей, не основанных в правилах честности». Екатерина Вторая издала указ 1796 «В прекращение разных неудобств…»

Этот указ решил проблему организационно: «Цензуру... составить в каждом месте из трех особ, из одной духовной, из одной гражданской и одной ученой; духовных особ избирать Синоду гражданских - Сенату, а ученых - Академии наук и Московскому университету...»

Согласно этому указу институт цензуры официально начал свой путь, и профессия цензора получила государственный статус. Своим указом Екатерина II установила смешанную цензуру, соединив оба ее вида - древнюю духовную со светской. В этих документах была обобщена эволюция законодательной деятельности в области цензуры.

Павел I, пришедший к власти в 1796, в области цензуры развивал и совершенствовал екатерининские начинания. Была завершена организация цензурного аппарата - создан Цензурный совет. На рассмотрение Совета представлялись все книги, признанные цензурою недозволенными, и даже те, которые кажутся сомнительными. Тогда же был избран полный состав цензоров. Павел I повелел сжигать все книги, признанные Цензурным советом недозволенными к распространению. Он сам контролировал деятельность цензуры. За 2 года в стране было конфисковано 639 книг. В числе запрещенных оказались произведения Гете, Шиллера, Канта, Свифта и др. Так, «Путешествия Гулливера» получили следующую характеристику цензора: «В сей книге автор старается разные при дворах учреждения осмеивать, как, например, весьма едко на стр. 305, что прыгание на веревках производится токмо людьми великими».

Одновременно Павел I завершил организацию духовной цензуры в государстве. В 1799 выходит «Положение о духовной цензуре или комиссии», которое централизует всю духовную цензуру в Московском церковном центре, получившим официальное название «Учрежденная в Москве Духовная цензура для свидетельства и рассмотрения сочиняемых и переводных книг до Церкви и учений церковных касающихся». Она состояла из председателя и трех членов, известных своими познаниями в словесных науках и языках. Задачами цензуры было «рассмотрение и исправление как переводов, касающихся церкви и церковного учения, так и вообще сочинений, издаваемых соборным и не соборным духовенством. Синод распоряжался денежными средствами, полученными от продажи литературы.

Таким образом, начатое Екатериной II структурирование цензурного аппарата было завершено.

Затем приходит царствование Александра Первого, и уже в 1802 он подписывает указ, по которому деятельность цензоров в городах и портах была прекращена, предварительная цензура отменена. Снова было разрешено создавать «вольные типографии».

В 1804 был утвержден первый цензурный устав. Основные положения этого документа сводились к следующему:

  • цензура обязана рассматривать все книги и сочинения, предназначенные к распространению в обществе (§1);

  • назначение цензуры - «доставить обществу книги и сочинения, способствующие истинному просвещению ума и образованию нравов, и удалить книги и сочинения, противные сему намерению» (§ 2);

  • печатная продукция не должна содержать в себе ничего «против закона Божия, правления, нравственности и личной чести какого-нибудь гражданина» (§ 15);

  • цензоры при запрете сочинений и книг обязаны «руководствоваться благоразумным снисхождением, удаляясь всякого пристрастного толкования сочинений»;

  • поощрение распространялось на просвещение и свободу мышления: «скромное и благоразумное исследование всякой истины, относящейся до веры, человечества, гражданского состояния, законоположения, управления государством, или какой бы то ни было отрасли управления, не только не подлежит и самой умеренной строгости цензуры, но пользуется совершенною свободою тиснения, возвышающего успехи просвещения» (§ 22).

Этот цензурный устав получил позитивные отзывы в текущей периодике. Аппарат цензуры руководствовался этим уставом 20 лет.

В 1818 цензоры получили новое предписание: обо всем, что касается правительства, журналы, газеты, литераторы могут писать с санкции самого правительства.

Новый цензурный устав был принят 1826 уже при Николае I, и лег в основу осуществляемой цензурной реформы. В противоположность прошлому уставу, он был крайне подробен (его объем был в пять раз больше) и состоял из 19 глав. Новый устав был пронизан стремлением регламентировать все возможные задачи цензуры и действия ее аппарата. Но этот устав был перегружен такими подробностями, которые не имели прямого отношения к цензуре, загромождали и без того громоздкий текст и вносили путаницу в действия цензоров.

Ко второй половине 19 века цензура прошла длительный путь развития, прочно закрепив свои основные функции, накопив значительный опыт борьбы с вольномыслием. Подготовка нового цензурного устава началась в 1857 и растянулась на восемь лет, завершившись принятием «временных правил о печати» 1865, которые долгое время выполняли роль цензурного устава.

В эпоху великих реформ Александра II цензура, как и многие другие государственные институты, подверглась существенной трансформации.

В 1863 в разгар реформ цензура вновь и уже окончательно поменяла ведомственную принадлежность. Она была передана из Министерства народного просвещения в Министерство внутренних дел. С принятием этих «Временных правил о печати» институт цензуры стал Главным управлением по делам печати, просуществовавший вплоть до 1917.

В целом цензурная практика второй половины 19 века вобрала в себя и старые запретительные нормы, и новые, отвечавшие обстоятельствам и веяниям времени. В отношении исторической литературы это проявилось в строго дифференцированном (в зависимости от социального, возрастного и образовательного уровня предполагаемого читателя) подходе к цензурованию. Не пропуская в свет ничего явно «предосудительного», цензура все же предоставляла возможности для развития исторической науки. В контексте русской культуры 19 века цензуру следует рассматривать не только как регламентирующую, контролирующую и охранительную, но и как некую стимулирующую силу. Она заставляла оттачивать печатное слово, которое приобретало особую емкость, глубину подтекста. Научная мысль сумела успешно обходить цензуру, сохранив и даже приумножив глубину и оригинальность.

Страница | 5


© 2010-2022