Урок русского языка на тему

Обособление деепричастных оборотов на материале творчества С. А. Есенина. Цели урока: закрепить знания учащихся по данной теме, связать их с предметом "литература", "музыка"; повторить правила, связанные с деепричастными оборотами, условиями их обособления и употребления в речи. "Фамилия его – русская коренная, в ней звучат языческие корни – Овсень, Таусень, Осень, Ясень,- связанная с плодородием, с дарами земли, с осенними праздниками… Сам он действительно деревенский, русый, кудреватый, голубо...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Обособление деепричастных оборотов

(на материале творчества С.А. Есенина)

8 класс.

Цели:

  1. Обучающая

    • Закрепить знания учащихся по данной теме, связать их с предметом «литература», «музыка».

    • Повторить правила, связанные с деепричастными оборотами, условиями их обособления и употребления в речи.

2. Развивающая

  • Развивать языковое чутье, чувство красоты языка

  • Развитие логического мышления школьников, их аналитических способностей: умения сравнивать, сопоставлять, делать выводы;

  • Развитие монологической речи учеников;

  • Умения анализировать свою деятельность.

3. Воспитательная

  • Воспитание уважительного отношения к родному языку;

  • Воспитание коммуникативных умений и навыков.

  • Воспитывать умение внимательно слушать и слышать, уважать другое мнение

Тип урока: совершенствование умений и навыков учеников.

Вид : урок - практикум.

Методы : репродуктивный, поисковый, творческий.

Формы работы: самостоятельная работа, работа в паре.

Ход урока

1. Оргмомент.

2. Первый этап урока.

Учитель читает на фоне музыки:

Фамилия его - русская коренная, в ней звучат языческие корни - Овсень, Таусень, Осень, Ясень,- связанная с плодородием, с дарами земли, с осенними праздниками… Сам он действительно деревенский, русый, кудреватый, голубоглазый, с задорным носом.

Ему присущ этот стародавний, порожденный на берегах туманных, тихих рек, в зеленом шуме лесов, в травяных просторах степей, этот певучий дар славянской души, мечтательной, беспечной, таинственно- взволнованной голосами природы…

  • Как вы считаете, о каком из поэтов идет речь в воспоминаниях Алексея Константиновича Толстого?

  • Почему вы так решили?

Появляется первый слайд презентации портрет поэта С.Есенина.

Появляется второй слайд со словами: А каков же язык произведений поэта?

3. Словарный диктант.

Сейчас мы убедимся в этом, написав словарный диктант, составленный на основе отрывков из произведений Есенина.

Метафоричность поэзии, грусть свою уменьшив, доверяясь призрачной мечте, шапку-месяц пригнув под кустом, динамизм изображения, свирепствуя и мучась, эмоциональный пейзаж, грустно другую любя, проживет не мучась, благодаря поэтическому дару, смотрел на нее улыбаясь; слушает, затаив дыхание.

После написания ребята обмениваются тетрадями для взаимопроверки.

Появляется третий слайд . Проверяют.

Выставляют отметки в контрольные листы, которые ребята заполняют в течение урока.

Оценочный лист по теме "Обособление деепричастных оборотов". Ф.И______________________

1

Словарный диктант (в парах)

0 ошибок - "5"

1-2 ошибки - "4"

3 ошибки - "3"

4 ошибки и более- "2"

2

Индивидуальная работа.

3

Итоговый тест

0 ошибок - "5"

1-2 ошибки - "4"

3 ошибки - "3"

4 ошибки и более- "2"

4

Самооценка за урок

5

Итоговая оценка

4. Проблемные вопросы для определения темы и целей урока.

Посмотрите на слайд № 4. У нас выделено словосочетание. Как вы понимаете это выражение: динамизм изображения? Обратимся к толковому словарю. (Смотрят в толковом словаре). Кто готов? Пожалуйста.

  • Динамика - движение, развитие, действие.

  • С помощью чего передается действие в речи (глагол).

  • А что позволяет "дорисовать" движение, сделать поэтическую речь яркой, динамичной выразительной, емкой? (деепричастия, деепричастные обороты).

  • Какими членами предложения они являются? (обстоятельствами).

  • А как они выделяются на письме? (знаками препинания).

  • А как называется процесс выделения на письме деепричастий и деепричастных оборотов? (обособление).

Вот мы с вами и подошли к теме нашего урока. Сформулируйте ее. (Обособление деепричастных оборотов.). Появляется слайд № 6 с темой урока.

5. Тема урока.

  • Скажите, тема вам уже знакома?

  • Так чем же мы будем заниматься на уроке? - цели урока?

( Закрепить полученные знания и умения и применять их на практике.)

6. Работа в группах.

Работать вы будете в группах. У каждой группы свой набор предложений, прочтите внимательно задание. Начинайте работать. Время работы - 4 минуты.

Знаки препинания при обособленных обстоятельствах

Обособляются

Не обособляются

1 группа:

  • обстоятельства, выраженные деепричастиями с зависимыми словами или одиночными.

  • одиночные слова сидя, стоя, лежа, молча, нехотя, шутя, не глядя, так как они по значению обычно сближаются с наречиями

2 группа:

  • деепричастный оборот, стоящий после сочинительного или подчинительного союза

  • деепричастные обороты, представляющие собой фразеологические обороты

3 группа:

  • одиночные деепричастия, деепричастные обороты , соединенные с помощью интонации, союзов.

  • если оборот тесно связан

по содержанию со сказуемым

и образует смысловой

центр высказывания


7. Формирование итоговой таблицы. Слайд №7,8

Выступления представителей групп. Подведение итогов работы по таблице.

Заполнение левой колонки таблицы.

  • А может ли деепричастие или деепричастный оборот не обособляться?

  • Приведите примеры из домашнего задания.

8. Работа со стихотворением С.Есенина

ОТГОВОРИЛА РОЩА ЗОЛОТАЯ… 1924

Красота, созданная Есениным, не оставляет никого равнодушным. Его поэзия сразу же привлекла и привлекает до сих пор внимание композиторов. Их покоряет "есенинское буйство глаз и половодье чувств", его отношение к природе, Родине, жизни.
Свиридов, Хренников, Пономаренко, Соловьев-Седой и многие другие композиторы не раз обращались в своем творчестве к стихам Есенина. Более 200 музыкальных произведений написано на стихи поэта.

Отговорила роща золотая

Березовым, веселым языком,

И журавли, печально пролетая,

Уж не жалеют больше ни о ком.

Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник -

Пройдет, зайдет и вновь покинет дом.

О всех ушедших грезит конопляник

С широким месяцем над голубым прудом.

Стою один среди равнины голой,

А журавлей относит ветром вдаль,

Я полон дум о юности веселой,

Но ничего в прошедшем мне не жаль.

Не жаль мне лет, растраченных напрасно,

Не жаль души сиреневую цветь.

В саду горит костер рябины красной,

Но никого не может он согреть.

Не обгорят рябиновые кисти,

От желтизны не пропадет трава,

Как дерево роняет тихо листья,

Так я роняю грустные слова.

И если время, ветром разметая,

Сгребет их все в один ненужный ком...

Скажите так... что роща золотая

Отговорила милым языком.

Выразительное чтение учеником стихотворения.


  • Найдите в этом стихотворении сложное предложение с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.

  • Произведите разборы

(3 учащихся выполняют у доски, 3 - по программе -тренажер «Фраза» - откройте его. Введите фамилию, имя, выберите тему. )

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, союзное, сложносочиненное состоит из 2-х простых предложений:

  • двусоставное, распространенное, полное, осложнено однородными определениями, с обратным порядком слов.

  • двусоставное, распространенное, полное, осложнено обособленным обстоятельством, с обратным порядком слов.


  • Пролетая - выполнить разборы.

Проверка с сигнальными карточками. Выставление оценок в контрольный лист.

10. Лирическая миниатюра.

Закройте на несколько минут глаза и представьте себе чудесную "страну березового ситца", сохраните ассоциации, возникшие в вашем воображении, и используйте их для своей творческой работы - лирического сочинения-миниатюры "В есенинской стране".

2-3 работы прослушать, оценить, отметки выставить в контрольный лист.

11. Итоговый тест.

У вас на партах карточки- тесты. Цель этих тестов- проверить, насколько хорошо усвоен

вами материал по обособлению обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом, одиночным деепричастием.

Тест

1.Обстоятельства, выраженные деепричастным оборотом, обособляются всегда.

а) да;

б) нет.

2. В предложении: В синюю высь звонко

Глядела она скуля,

А месяц скользил тонкий

И скрылся за холм в поля.(С.Есенин) - обособленных членов предложения нет и знаки препинания расставлены верно.

а) да;

б) нет.

3. Знать, у всех у нас такая участь.

И, пожалуй, всякого спроси -

Радуясь, свирепствуя и мучась,

Хорошо живется на Руси. (С.Есенин) - в этом предложении обособлены три деепричастия и знаки расставлены верно.

а) да;

б) нет.

4. Одиночно употребляемые слова: стоя, сидя, молча, не глядя - не обособляются, так как являются наречиями.

а) да;

б) нет.

5. Обняв трубу, сверкает по повети

Зола зеленая из розовой печи. (С.Есенин) - в этом предложении все знаки препинания расставлены верно.

а) да;

б) нет.

6. В обоих предложения: 1) Засучив по локоть рукава, я принялась месить тесто.

2) Работать здесь придется засучив рукава - знаки препинания расставлены верно.

а) да;

б) нет

Ответы:

1а, 2б, 3а, 4а, 5б, 6а.

12. Подведение итогов урока и выставление самооценки за урок.

Перед тем как подвести итоги нашего урока, оцените, пожалуйста, свою работу на уроке и выставьте себе отметку в контрольный лист.

  • Как вы считаете, почему наш урок был построен на материале творчества С.А.Есенина?\

  • Какова роль деепричастных оборотов в речи?

Листы собирают, учитель выставляет итоговые отметки за урок.

13. Домашнее задание (на выбор)

  • Упражнение 241.

  • Составьте словарный диктант (35-40 слов) по теме "Обособление обстоятельств" (на примере стихотворений Н. Рубцова).

  • Составить тестовые задания по теме "Обособление обстоятельств".

14. Заключительное слово учителя. (музыка)

Сегодня мы вновь почувствовали красоту и прелесть есенинского слога, вы попытались передать в своих сочинениях собственные ощущения, которые никогда не должны теряться за самым идеальным лингвистическим анализом.

И закончить урок я хочу словами: "Когда хоронили Есенина, кто-то всхлипнул: «Прощай, моя сказка»". А мы с вами, открывая вновь томик стихов Есенина, говорим: "Здравствуй, моя сказка!" Ибо жизнь вечна.


© 2010-2022