- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок русского языка на тему
Урок русского языка на тему
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Сапашева Г.Е. |
Дата | 25.03.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Обособление деепричастных оборотов
(на материале творчества С.А. Есенина)
8 класс.
Цели:
-
Обучающая
-
Закрепить знания учащихся по данной теме, связать их с предметом «литература», «музыка».
-
Повторить правила, связанные с деепричастными оборотами, условиями их обособления и употребления в речи.
-
2. Развивающая
-
Развивать языковое чутье, чувство красоты языка
-
Развитие логического мышления школьников, их аналитических способностей: умения сравнивать, сопоставлять, делать выводы;
-
Развитие монологической речи учеников;
-
Умения анализировать свою деятельность.
3. Воспитательная
-
Воспитание уважительного отношения к родному языку;
-
Воспитание коммуникативных умений и навыков.
-
Воспитывать умение внимательно слушать и слышать, уважать другое мнение
Тип урока: совершенствование умений и навыков учеников.
Вид : урок - практикум.
Методы : репродуктивный, поисковый, творческий.
Формы работы: самостоятельная работа, работа в паре.
Ход урока
1. Оргмомент.
2. Первый этап урока.
Учитель читает на фоне музыки:
Фамилия его - русская коренная, в ней звучат языческие корни - Овсень, Таусень, Осень, Ясень,- связанная с плодородием, с дарами земли, с осенними праздниками… Сам он действительно деревенский, русый, кудреватый, голубоглазый, с задорным носом.
Ему присущ этот стародавний, порожденный на берегах туманных, тихих рек, в зеленом шуме лесов, в травяных просторах степей, этот певучий дар славянской души, мечтательной, беспечной, таинственно- взволнованной голосами природы…
-
Как вы считаете, о каком из поэтов идет речь в воспоминаниях Алексея Константиновича Толстого?
-
Почему вы так решили?
Появляется первый слайд презентации портрет поэта С.Есенина.
Появляется второй слайд со словами: А каков же язык произведений поэта?
3. Словарный диктант.
Сейчас мы убедимся в этом, написав словарный диктант, составленный на основе отрывков из произведений Есенина.
Метафоричность поэзии, грусть свою уменьшив, доверяясь призрачной мечте, шапку-месяц пригнув под кустом, динамизм изображения, свирепствуя и мучась, эмоциональный пейзаж, грустно другую любя, проживет не мучась, благодаря поэтическому дару, смотрел на нее улыбаясь; слушает, затаив дыхание.
После написания ребята обмениваются тетрадями для взаимопроверки.
Появляется третий слайд . Проверяют.
Выставляют отметки в контрольные листы, которые ребята заполняют в течение урока.
Оценочный лист по теме "Обособление деепричастных оборотов". Ф.И______________________
1
Словарный диктант (в парах)
0 ошибок - "5"
1-2 ошибки - "4"
3 ошибки - "3"
4 ошибки и более- "2"
2
Индивидуальная работа.
3
Итоговый тест
0 ошибок - "5"
1-2 ошибки - "4"
3 ошибки - "3"
4 ошибки и более- "2"
4
Самооценка за урок
5
Итоговая оценка
4. Проблемные вопросы для определения темы и целей урока.
Посмотрите на слайд № 4. У нас выделено словосочетание. Как вы понимаете это выражение: динамизм изображения? Обратимся к толковому словарю. (Смотрят в толковом словаре). Кто готов? Пожалуйста.
-
Динамика - движение, развитие, действие.
-
С помощью чего передается действие в речи (глагол).
-
А что позволяет "дорисовать" движение, сделать поэтическую речь яркой, динамичной выразительной, емкой? (деепричастия, деепричастные обороты).
-
Какими членами предложения они являются? (обстоятельствами).
-
А как они выделяются на письме? (знаками препинания).
-
А как называется процесс выделения на письме деепричастий и деепричастных оборотов? (обособление).
Вот мы с вами и подошли к теме нашего урока. Сформулируйте ее. (Обособление деепричастных оборотов.). Появляется слайд № 6 с темой урока.
5. Тема урока.
-
Скажите, тема вам уже знакома?
-
Так чем же мы будем заниматься на уроке? - цели урока?
( Закрепить полученные знания и умения и применять их на практике.)
6. Работа в группах.
Работать вы будете в группах. У каждой группы свой набор предложений, прочтите внимательно задание. Начинайте работать. Время работы - 4 минуты.
Знаки препинания при обособленных обстоятельствах
Обособляются
Не обособляются
1 группа:
-
обстоятельства, выраженные деепричастиями с зависимыми словами или одиночными.
-
одиночные слова сидя, стоя, лежа, молча, нехотя, шутя, не глядя, так как они по значению обычно сближаются с наречиями
2 группа:
-
деепричастный оборот, стоящий после сочинительного или подчинительного союза
-
деепричастные обороты, представляющие собой фразеологические обороты
3 группа:
-
одиночные деепричастия, деепричастные обороты , соединенные с помощью интонации, союзов.
-
если оборот тесно связан
по содержанию со сказуемым
и образует смысловой
центр высказывания
7. Формирование итоговой таблицы. Слайд №7,8
Выступления представителей групп. Подведение итогов работы по таблице.
Заполнение левой колонки таблицы.
-
А может ли деепричастие или деепричастный оборот не обособляться?
-
Приведите примеры из домашнего задания.
8. Работа со стихотворением С.Есенина
ОТГОВОРИЛА РОЩА ЗОЛОТАЯ… 1924
Красота, созданная Есениным, не оставляет никого равнодушным. Его поэзия сразу же привлекла и привлекает до сих пор внимание композиторов. Их покоряет "есенинское буйство глаз и половодье чувств", его отношение к природе, Родине, жизни.
Свиридов, Хренников, Пономаренко, Соловьев-Седой и многие другие композиторы не раз обращались в своем творчестве к стихам Есенина. Более 200 музыкальных произведений написано на стихи поэта.
Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.
Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник -
Пройдет, зайдет и вновь покинет дом.
О всех ушедших грезит конопляник
С широким месяцем над голубым прудом.
Стою один среди равнины голой,
А журавлей относит ветром вдаль,
Я полон дум о юности веселой,
Но ничего в прошедшем мне не жаль.
Не жаль мне лет, растраченных напрасно,
Не жаль души сиреневую цветь.
В саду горит костер рябины красной,
Но никого не может он согреть.
Не обгорят рябиновые кисти,
От желтизны не пропадет трава,
Как дерево роняет тихо листья,
Так я роняю грустные слова.
И если время, ветром разметая,
Сгребет их все в один ненужный ком...
Скажите так... что роща золотая
Отговорила милым языком.
Выразительное чтение учеником стихотворения.
-
Найдите в этом стихотворении сложное предложение с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.
-
Произведите разборы
(3 учащихся выполняют у доски, 3 - по программе -тренажер «Фраза» - откройте его. Введите фамилию, имя, выберите тему. )
Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, союзное, сложносочиненное состоит из 2-х простых предложений:
-
двусоставное, распространенное, полное, осложнено однородными определениями, с обратным порядком слов.
-
двусоставное, распространенное, полное, осложнено обособленным обстоятельством, с обратным порядком слов.
-
Пролетая - выполнить разборы.
Проверка с сигнальными карточками. Выставление оценок в контрольный лист.
10. Лирическая миниатюра.
Закройте на несколько минут глаза и представьте себе чудесную "страну березового ситца", сохраните ассоциации, возникшие в вашем воображении, и используйте их для своей творческой работы - лирического сочинения-миниатюры "В есенинской стране".
2-3 работы прослушать, оценить, отметки выставить в контрольный лист.
11. Итоговый тест.
У вас на партах карточки- тесты. Цель этих тестов- проверить, насколько хорошо усвоен
вами материал по обособлению обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом, одиночным деепричастием.
Тест
1.Обстоятельства, выраженные деепричастным оборотом, обособляются всегда.
а) да;
б) нет.
2. В предложении: В синюю высь звонко
Глядела она скуля,
А месяц скользил тонкий
И скрылся за холм в поля.(С.Есенин) - обособленных членов предложения нет и знаки препинания расставлены верно.
а) да;
б) нет.
3. Знать, у всех у нас такая участь.
И, пожалуй, всякого спроси -
Радуясь, свирепствуя и мучась,
Хорошо живется на Руси. (С.Есенин) - в этом предложении обособлены три деепричастия и знаки расставлены верно.
а) да;
б) нет.
4. Одиночно употребляемые слова: стоя, сидя, молча, не глядя - не обособляются, так как являются наречиями.
а) да;
б) нет.
5. Обняв трубу, сверкает по повети
Зола зеленая из розовой печи. (С.Есенин) - в этом предложении все знаки препинания расставлены верно.
а) да;
б) нет.
6. В обоих предложения: 1) Засучив по локоть рукава, я принялась месить тесто.
2) Работать здесь придется засучив рукава - знаки препинания расставлены верно.
а) да;
б) нет
Ответы:
1а, 2б, 3а, 4а, 5б, 6а.
12. Подведение итогов урока и выставление самооценки за урок.
Перед тем как подвести итоги нашего урока, оцените, пожалуйста, свою работу на уроке и выставьте себе отметку в контрольный лист.
-
Как вы считаете, почему наш урок был построен на материале творчества С.А.Есенина?\
-
Какова роль деепричастных оборотов в речи?
Листы собирают, учитель выставляет итоговые отметки за урок.
13. Домашнее задание (на выбор)
-
Упражнение 241.
-
Составьте словарный диктант (35-40 слов) по теме "Обособление обстоятельств" (на примере стихотворений Н. Рубцова).
-
Составить тестовые задания по теме "Обособление обстоятельств".
14. Заключительное слово учителя. (музыка)
Сегодня мы вновь почувствовали красоту и прелесть есенинского слога, вы попытались передать в своих сочинениях собственные ощущения, которые никогда не должны теряться за самым идеальным лингвистическим анализом.
И закончить урок я хочу словами: "Когда хоронили Есенина, кто-то всхлипнул: «Прощай, моя сказка»". А мы с вами, открывая вновь томик стихов Есенина, говорим: "Здравствуй, моя сказка!" Ибо жизнь вечна.