Разработка урока на тему: «Я-ребенок! Я-гражданин!»

Парламентский урок на тему «Я- ребенок! Я – гражданин!»   «Священно не общество, не государство, не нация, а Человек….» Н.Бердяев Цели урока: Обучающие: - знакомство с основными документами, где закреплены права детей; - понимать суть основных прав ребенка. Развивающие:  - уметь соотносить права ребенка, зафиксированные в документах с реальным их воплощением. Воспитательные: - воспитание гражданственности, сознательного отношения к своим правам и обязанностям, умение защищать их. Оборудование: документы ( Конвенция о правах ребенка, Конституция РФ, Семейный кодекс, Закон об образовании ), проектор, компьютер, презентация. Основные понятия: декларация, права человека, конвенция. Ход урока: 1.Организационный момент. Дорогие ребята, сегодня по всей республике проходят и это стало традицией парламентские уроки.Разрешите представить вам нашего уважаемого гостя   депутата Государственного Совета РТ, заслуженного нефтяника РТ Газизова Генара  Янбаковича. Учитель не сообщает ребятам тему урока и зачитывает стихотворение, по которому учащиеся сами определяют тему урока.     2.  Ребята,   вы , наверное, уже догадались, что тема урока посвящена правам ребенка.   «Я – ребенок! Я – гражданин!»   В настоящее время в  зарубежных странах и в  России дейстствует большое количество законов и иных нормативно- правовых актов, так или иначе касающихся прав ребенка.  Давайте попробуем назвать некоторые из них (учащиеся называют документы).      В России: -Конвенция ООН о правах ребенка ( подписана Россией  2 сентября 1990 г.) -Конституция РФ         -Семейный кодекс РФ- (определяет правовое положение ребенка в       семье)      -Закон «Об образовании»         В своём развитии человечество не сразу пришло к осознанию того, что ребёнок тоже полноценный член общества, а не собственность своих родителей или тех, кто их заменяет.         В 1959 году Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию прав ребенка .   Основной ее тезис состоял в том, что человече­ство обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет .Декларация призывала родителей, отдельных лиц, неправительственные организации, местные власти и правительства признать изложенные в ней права и свободы и стремиться к их соблюдению.  Потребность в придании пра­вам детей силы норм договорного права с особой силой проявилась в ходе подготовки к Международному году ребенка, который отмечался в 1979 году.         В 1989 году созданная в ООН рабочая группа во главе с польским профессором Адамом Лопаткой завершила работу над текстом Конвенции о правах ребенка. Получился многостраничный документ, в котором значительно подробнее, чем в Декларации прав ребенка, определялись и раскрывались права детей всего мира. После принятия Конвенции о правах ребенка Генеральной Ассамблеей ООН (20 ноября 1989 г.), в январе 1990 года началось ее подписание представителями разных стран мира. Уже   26 ноября Конвенцию...        «Мировая Конституция прав ребенка» - так называют Конвенцию     Принятие Конвенции о правах ребенка означало признание мировым сообществом необходимости особой заботы о детях и особого внимания к их жизни и развитию. Вопрос учащимся:Почему же ребенку требуется особая забота, которую должны проявлять не только его родители, но и государство, где он живет?   Вопрос учащимся: ребята, попробуйте перечислить жизненные ситуации, где ребенок оказывается в трудном положении.        Для того , чтобы ориентироваться в своих правах , каждый ребенок должен сделать Конвенцию  своей настольной книгой. Давайте обратимся к нему:       Вопрос учащимся: как вы думаете,  кто должен заботиться о выполнении в России Конвенции о правах ребенка?  К кому вы можете обратиться, если нарушаются ваши права?   В РФ и  каждой республике есть Уполномоченные по правам ребенка  Вопрос учащимся: кто является Уполномоченными по правам ребенка в РФ и РТ?    Вопрос учащимся: назовите номер телефона доверия. Для помощи детям, оказавшимся в сложных условиях жизни, в школах есть социальные педагоги. Разобраться в волнующих школьников проблемах, например, если он считает, что с ним поступают несправедливо, сможет помочь школьный психолог, классный руководитель, директор школы. 3.Заключение.  Вопрос   учащимся: каким правом вы пользуетесь сейчас, сидя за партами в школе? (право на образование) Именно это право позволило вам познакомиться с правами ребёнка. Читайте книги, пользуйтесь Интернетом, обращайтесь в общественные и государствен-ные организации, к учителям, правозащитникам, родителям за информацией, за полезными советами, в том числе о том, как защитить свои права.
Раздел Обществознание
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Парламентский урок на тему «Я- ребенок! Я - гражданин!»


«Священно не общество, не государство, не нация, а Человек….»

Н.Бердяев

(Слайд№1)

Цели урока:

Обучающие:

- знакомство с основными документами, где закреплены права детей;
- понимать суть основных прав ребенка.

Развивающие:

- уметь соотносить права ребенка, зафиксированные в документах с реальным их воплощением.

Воспитательные:

- воспитание гражданственности, сознательного отношения к своим правам и обязанностям, умение защищать их.

Оборудование: документы ( Конвенция о правах ребенка, Конституция РФ, Семейный кодекс, Закон об образовании ), проектор, компьютер, презентация.

Основные понятия: декларация, права человека, конвенция.

Ход урока:

1.Организационный момент.

Дорогие ребята, сегодня по всей республике проходят и это стало традицией парламентские уроки.Разрешите представить вам нашего уважаемого гостя

депутата Государственного Совета РТ, заслуженного нефтяника РТ Газизова Генара Янбаковича.

Учитель не сообщает ребятам тему урока и зачитывает стихотворение, по которому учащиеся сами определяют тему урока.

(слайд№2)

Я - ребенок, я - человек, я должен иметь права
На то, чтобы жить в свободной стране, а не там, где идет война.
Я имею права, на то, чтоб любить и на то, чтобы быть любимым,
Я имею права, на то, чтобы жить и на свете быть самым счастливым.
Я имею права, чтобы мир на Земле царил всегда и везде.
Я имею права, чтобы в небе большом всегда была тишина .

2. Ребята, вы , наверное, уже догадались, что тема урока посвящена правам ребенка.



(слайд №3)

«Я - ребенок! Я - гражданин!»

В настоящее время в зарубежных странах и в России дейстствует большое количество законов и иных нормативно- правовых актов, так или иначе касающихся прав ребенка. Давайте попробуем назвать некоторые из них (учащиеся называют документы).

(Слайд №4):

  • 1924 г. - Женевская декларация прав ребенка

  • 1948 г. - Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. (опубликована в России в 1988г.)

  • 1959 г. - Декларация прав ребёнка ( принята Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1959 г.)

  • 1989 г. - Конвенция о правах ребёнка ( принята Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.)

(Слайд №5):

В России:

-Конвенция ООН о правах ребенка ( подписана Россией 2 сентября 1990 г.)

-Конституция РФ

-Семейный кодекс РФ- (определяет правовое положение ребенка в семье)

-Закон «Об образовании»

На наших уроках вы узнали о самом важном документе в области прав человека - Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года. Теперь этот день отмечается во многих странах как День прав человека. Провозглашенные во Всеобщей декларации права человека носят всеобщий характер, т.е. относятся ко всем людям независимо их возраста, как к взрослым, так и к детям.

В своём развитии человечество не сразу пришло к осознанию того, что ребёнок тоже полноценный член общества, а не собственность своих родителей или тех, кто их заменяет. Понадобились демократические преобразования, последовавшие за революциями в Европе в прошлом веке, чтобы возник вопрос об отдельном рассмотрении прав детей. Права детей тогда рассматривались, в основном, в качестве мер по защите от: детского труда, рабства, торговли детьми, произвола родителей, проституции несовершеннолетних, экономической эксплуатации. . Потребовалось много лет, чтобы подготовить этот важный для каждого из вас международный документ.

Дети, их благополучие и права всегда находились в центре внимания ООН с момента ее создания в 1945 году. Одним из главных актов Генеральной Ассамблеи было образование Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ), который в настоящее время является главным механизмом международной помощи детям.

Представители ООН изучали положение детей в разных странах мира:

-они побывали в африканских парках, где дети умирали от голода в связи с засухой и неурожаем;

- в странах Азии представители ООН видели совсем маленьких детей, вынужденных трудиться, чтобы выжить;
-представители ООН стремились выяснить, почему так много детей умирает в первые годы жизни, изучали причины распространения среди детей разных болезней;

-они собрали сведения о состоянии образования в разных странах мира (оказалось, что в мире еще очень много детей школьного возраста, которые не посещают школу и даже не умеют читать);
-особое внимание обратили представители ООН на положение детей, оказавшихся в тяжелых жизненных ситуациях - детей-сирот, детей-беженцев, детей-инвалидов.

В 1959 году Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию прав ребенка . Основной ее тезис состоял в том, что человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет .Декларация призывала родителей, отдельных лиц, неправительственные организации, местные власти и правительства признать изложенные в ней права и свободы и стремиться к их соблюдению.

Вопрос к учащимся: В чем отличие Декларации от Конвенции?

Потребность в придании правам детей силы норм договорного права с особой силой проявилась в ходе подготовки к Международному году ребенка, который отмечался в 1979 году. В этом же году Комиссия ООН по правам человека приступила к разработке проекта Конвенции. Десять лет, с 1979 по 1989 год, Комиссия по правам человека, в работе которой приняли участие юристы, врачи, педагоги, психологи, социологи, культурологи, деятели общественных организаций и религиозных конфессий многих стран мира, разрабатывала этот проект.

В 1989 году созданная в ООН рабочая группа во главе с польским профессором Адамом Лопаткой завершила работу над текстом Конвенции о правах ребенка. Получился многостраничный документ, в котором значительно подробнее, чем в Декларации прав ребенка, определялись и раскрывались права детей всего мира.
После принятия Конвенции о правах ребенка Генеральной Ассамблеей ООН (20 ноября 1989 г.), в январе 1990 года началось ее подписание представителями разных стран мира.
Уже 26 ноября Конвенцию о правах ребенка подписали представители 61 страны.

"Мировая Конституция прав ребенка" - так называют Конвенцию


Принятие Конвенции о правах ребенка означало признание мировым сообществом необходимости особой заботы о детях и особого внимания к их жизни и развитию.

Вопрос учащимся:Почему же ребенку требуется особая забота, которую должны проявлять не только его родители, но и государство, где он живет?

Учащиеся(предполагаемые ответы):

-"Ребенок нуждается в особой заботе, потому что он маленький и беспомощный";

-"Потому что он еще мало знает о жизни";

-"Он мало что умеет делать";

-"Потому что он не может делать многое, что делают взрослые";

-"Если не заботиться о детях, их могут обидеть";

-"Он маленький и не может сам себя защитить";

-"Он нуждается в заботе, потому что он может попасть в неосторожное положение";

- "Потому что его могут обидеть или украсть" и т.п.

Вопрос учащимся: ребята, попробуйте перечислить жизненные ситуации, где ребенок оказывается в трудном положении.

Учащиеся:

-Дети, оставшиеся без попечения родителей

-Безнадзорные и бездомные дети

-Дети-инвалиды

-Дети с особыми нуждами (имеющие недостатки в психическом и физическом развитии)

-Дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических, техногенных катастроф, стихийных бедствий ( в том числе дети - вынужденные переселенцы и дети-беженцы)

-Дети - жертвы насилия

-Дети, отбывающие уголовное наказание за совершенные преступления в местах лишения свободы.

Словосочетания «права человека», «права ребенка» за короткое время стали не только известными широкой публике, но даже довольно избитыми. Смысл этих слов каждый понимает по-своему, причем выявляется масса курьезов. Многие думают, что права-это нечто само собой разумеющееся. То, о чем знает чуть ли не каждый младенец. То, в чем совершенно не нужно разбираться- ведь это и так понятно!

Я-человек. У меня есть права. Кстати, в одной школе сейчас как раз идет любопытный разговор о правах. Давайте послушаем и определим, правы ли его участники, а если не правы, то в чем.

Сценка, в которой участвуют Петров, Сидоров, Марья Ивановна, Кукушкина.

ПЕТРОВ: Эй , ты Сидоров, ну-ка, не толкайся! Не нарушай мои права! Я ведь твои не

нарушаю!

СИДОРОВ: Петров, какие у тебя, малявки, права? Они же есть только у больших и толстых!

М. ИВАНОВНА: Сидоров, перестань бубнить! Петров, сиди спокойно. Не вертись! Не нарушай права учителя!

ПЕТРОВ: А по какому праву Вы мне замечание делаете? У меня тоже есть права!

М.ИВАНОВНА: Права есть только у тех, кто выполняет свои обязанности! А у тех, кто не выполняет, никаких прав нет и быть не может!

КУКУШКИНА: Марья Ивановна, можно мне? Так вот. Права и обязанности -это почти одно и то же! Например, у ученика есть право учиться. И это же право является обязанностью. На каждое право есть обязанность. Что, Петров, скажешь не так?

ПЕТРОВ: Тебе, Кукушкина, я ничего не скажу, имею право хранить молчание!

КУКУШКИНА: Знаешь, Петров, не нарушай право нашего класса на образование!

М.ИВАНОВНА: Молодец, Кукушкина, «пять». Петров, садись, «два».

Обсуждение сценки.

Для того , чтобы ориентироваться в своих правах , каждый ребенок должен сделать Конвенцию своей настольной книгой. Давайте обратимся к нему:


(Слайды №6-25)

Сокращенный перечень прав ребёнка
(приводится по Конвенции о правах ребёнка)

Вопрос учащимся: как вы думаете, кто должен заботиться о выполнении в России Конвенции о правах ребенка? К кому вы можете обратиться, если нарушаются ваши права?

Обсуждение и обобщение: выслушав ответы учащихся, учитель сообщает учащимся необходимую информацию:
в Конституции России - самом главном законе страны записано, что защита человека и гражданина - обязанность государства; это значит, что все главные лица государства - Президент, Глава Правительства, депутаты Российского Парламента, губернаторы - все они должны думать, что нужно сделать для детей России, чтобы им жилось свободно и счастливо, и стараться выполнить все намеченное. В РФ и каждой республике есть Уполномоченные по правам ребенка .

Вопрос учащимся: кто является Уполномоченными по правам ребенка в РФ и РТ?

(слайды №26-27 )

В каждом городе и районе есть государственные служащие, обязанные защищать детей, если их обижают или нуждаются в срочной помощи. Это инспектора по охране детства и отдел образования города, района.
В случаях, если с ребенком жестоко обращаются, когда возникает опасность для его жизни, его обязаны защищать милиция, суд, прокуратура. Действует телефон доверия.

Вопрос учащимся: назовите номер телефона доверия.


Для помощи детям, оказавшимся в сложных условиях жизни, в школах есть социальные педагоги. Разобраться в волнующих школьников проблемах, например, если он считает, что с ним поступают несправедливо, сможет помочь школьный психолог, классный руководитель, директор школы.

3.Заключение.

Вопрос учащимся: каким правом вы пользуетесь сейчас, сидя за партами в школе? (право на образование)

Именно это право позволило вам познакомиться с правами ребёнка. Читайте книги, пользуйтесь Интернетом, обращайтесь в общественные и государствен-ные организации, к учителям, правозащитникам, родителям за информацией, за полезными советами, в том числе о том, как защитить свои права.

Чтобы содержание Конвенции не осталось добрым пожеланием, нужно всем государствам, ее подписавшим, всем людям: политикам, рабочим, крестьянам, ученым, врачам, учителям, каждому взрослому и школьнику приложить свои усилия по реализации ее идей. От усилий каждого зависит, будут ли люди жить в мире и согласии, уважая друг друга, заботиться о подрастающем поколении. Помните, что права ребенка-это ваши права!

(слайд №28)



© 2010-2022