- Преподавателю
- Обществознание
- Открытый урок по обществознанию на тему Конфликты в межличностных отношениях
Открытый урок по обществознанию на тему Конфликты в межличностных отношениях
Раздел | Обществознание |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Нестеренко О.В. |
Дата | 11.01.2016 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
Тема урока: «Конфликты в межличностных отношениях» 6класс.
Учитель истории и обществознания Нестеренко О.В.
Цель: способствовать формированию представлений о возникновении межличностных конфликтов и путях их разрешения.
Задачи: 1. Способствовать формированию социальной и ценностно-смысловой компетентности школьников в ситуации конфликта через практическое усвоение информации о сущности и стадиях развития конфликта, о значимости конфликтов в отношениях между людьми, о формах цивилизованного поведения в межличностных конфликтах.
2. Содействовать развитию культуры отношений в группе.
Планируемые результаты:
Предметные: научатся сохранять достоинство в конфликте. Получат возможность научиться допускать существования различных точек зрения, принимать другое мнение и позицию, приходить к общему решению, задавать вопросы; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное.
Метапредметные УУД:
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют тему урока и цели; анализируют вопросы, формулируют ответы.
Коммуникативные: участвуют в коллективном решении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнёра.
Регулятивные: ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно, оценивают способную учебную деятельность, свои достижения; анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учётом.
Личностные УУД: проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой, выражают положительное отношение к процессу познания, адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности.
Методы и формы обучения:
Методы: технология проблемного диалога, репродуктивный, частично-поисковый.
Формы: фронтальная, групповая.
Тип урока: комбинированный
Основные понятия: конфликт, конфликтная ситуация, инцидент, сотрудничество, компромисс, приспособление, избегание, подчинение, интеграция.
План:
-
Основные стадии (этапы) конфликта
-
Виды конфликтов
-
Способы поведения в конфликтной ситуации.
Оборудование: раздаточный материал для групповой работы, учебники, рабочие тетради.
Ход урока.
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Орг. момент
Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку
Приветствуют учителя, готовятся к уроку
Мотивация
Читает притчу (Приложение1)
О чем эта притча?
Что будем изучать? Чего мы не знаем?
-подводит учащихся к правильной
формулировке пунктов плана
Слушают притчу
методы решения конфликтных ситуаций.
Формулируют план урока:
-основные этапы конфликта
- правила поведения в конфликте
-методы решения конфликтных ситуаций
Актуализация знаний
? при каком виде деятельности могут возникать конфликты?
? что мы называем «общением»?
? какие средства общения вам известны?
? могут ли неправильно выбранные средства общения спровоцировать конфликт?
- при общении
- это взаимные деловые и дружеские отношения людей
- речь, невербальное общение
- конечно могут
Работа в группах парах,решение конфликтных ситуаций
Физкультминутка (зарядка для глаз):
Приложение3
-?Так что же мы можем назвать конфликтом? Назовите не менее 5 синонимов
А сейчас ,ребята, мы поработаем в парах(тест(Приложение2)и индивидуально. (Составить кроссворд)
Все ли мы знаем о стадиях конфликта?
- нам предстоит более подробно изучить каждый этап, который проходит конфликт в своем развитии.
Работа с определениями.(стадии конфликта)
- разногласия между людьми
Повторяем схему
характеристика стратегий поведения в конфликтах. Разбирают стадии конфликта, приводя примеры.
Делятся на группы, готовятся к выполнению задания.
осмысление и закрепление
Организует обсуждение конфликтных ситуаций
Выполняют практические задания
Домашнее задание
П.9 прочитать, ответить на вопросы, прочитать сказку Чуковского «Федорино горе», разобрать по стадиям конфликта (№4 с 43-44 р.т)
Записывают д\з в дневники
Рефлексия
в современном обществе невозможно избежать конфликтов, и они нужны, потому что именно в споре рождается истина.
Ребята, о каком явлении нашей жизни мы сегодня говорили?
Когда случается конфликт? Каковые его причины? Для разрешения конфликта нужно учитывать интересы и поведение другого человека по общению.
Продолжи предложение:
Тема сегодняшнего урока….
Я так и не понял…
Мне стало понятно…
Больше всего понравилось…
Не понравилось…
Отвечают: (о конфликте),
(когда есть разногласия, противоречия и столкновения между людьми).
(Приложение1)
Притча
Два человека не могли поделить один апельсин. Каждый утверждал, что это его апельсин, и не хотел уступать другому. Неизвестно, чем бы закончилась эта история, если бы этим людям не пришла в го лову простая мысль - выслушать друг друга. И тогда выяснилось, что; одному нужен апельсин, чтобы выжать из него сок, а второму - чтобы из семечек вырастить новое дерево. Оказывается, эту проблему было просто решить.
Основные стратегии взаимодействий в конфликте (Приложение2)
Стратегия поведения
Характеристика
-
Избегание
А. Стремление к доминированию и в конечном счете устранение одной из сторон в конфликте. Максимальная настойчивость в удовлетворении собственных интересов
-
Конкуренция
Б. Уступка противоположной стороне в достижении ее интересов вплоть до их полного удовлетворения и отказа от своих интересов
-
Приспособление
В. Стремление к интеграции интересов всех участников конфликта. В содержании интересов каждой из сторон входит удовлетворении основных интересов другой стороны
-
Сотрудничество
Г. Взаимные уступки, согласие на частичное удовлетворение собственных интересов в обмен на достижение частных интересов другой стороны
-
Компромисс
Д. Это реакция на конфликт, выражающаяся в игнорировании или фактическом отрицании конфликта. Это минимальный, практически нулевой степенью настойчивости в удовлетворении собственных интересов
(ответ: А-2, Б-3, В-4, Г-5, Д-1)
(Приложение3) Физкультминутка (зарядка для глаз):
Рисуй глазами треугольник.
Теперь его переверни
Вершиной вниз.
И вновь глазами
ты по периметру веди.
Рисуй восьмерку вертикально.
Ты головою не крути,
а лишь глазами осторожно
ты вдоль по линиям води.
И на бочок её клади.
Теперь следи горизонтально,
И в центре ты остановись.
Зажмурься крепко, не ленись.
Глаза открываем мы, наконец.
Зарядка окончилась.
Ты молодец!
(Приложение 4)( используются не все )
Предлагаю конфликтные ситуации на примере сказок, определите, чем вызван конфликт. (ПРИЧИНА)
Р.н.с. "Заюшкина избушка"
… Вот лиса попросилась к зайчику переночевать, да его из избенки и выгнала…"
(Различия, связанные с положением в обществе)
А.С.Пушкин "Сказка о золотой рыбке"
… Воротился старик ко старухе, Рассказал ей великое чудо…Я сегодня поймал, было рыбку, Золотую рыбку, непростую…Не посмел я взять с неё выкуп, Так пустил ее в синее море.Старика старуха забранила:"Дурачина, ты, простофиля, Не сумел ты взять выкупа с рыбки…"(эмоциональное состояние)
Р.н.с. "По щучьему веленью"
"Жил-был старик. У него было три сына: двое умных, третий - Емеля, прозвали его дурачком. Те братья работают, а Емеля лежит целый день на печке, знать ничего не хочет…"(различные представления о правилах или нормах поведения).
Определите стратегию поведения сказочных героев в ситуации острого конфликта. (ПОВЕДЕНИЕ)
Р.н.с. "Заюшкина избушка"
"… Идет дорогой зайчик, плачет. Ему на встречу - собака. - Что, зайчик, плачешь?- Как же мне не плакать? Была у меня избёнка лубяная, а у лисы - ледяная. Попросилась она ко мне ночевать, да меня же и выгнала!- Не плачь, зайчик! Я твоему горю помогу!Подошли они к избенке, и собака залаяла. - Тяф-тяф-тяф! Поди, лиса, вон!А лиса им отвечает с печи.- Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!Собака испугалась и убежала. (Уклонение от конфликта. Она выражается в стремлении выйти из конфликтной ситуации, не разрешая ее).
А.С.Пушкин "Сказка о золотой рыбке"
"…Вот пошел старик к синему морю…Стал он кликать золотую рыбку, Приплыла к нему рыбка, спросила:"Чего тебе надобно, старче?" "…Смилуйся, государыня рыбка, Разбранила меня старуха,Надобно ей новое корыто…"(поведение- приспособление).
В.Г.Сутеев "Яблоко"
Крик, шум на весь лес. И уже драка начинается. Вот тут-то Медведь и появился. Спорщики обратились к нему.- Рассуди нас по справедливости. Кому это яблоко присудишь, так тому и быть. И рассказали Медведю все, как было.- Вот что, - рассудил Медведь, - все вы правы, и потому каждый из вас должен яблоко получить...- Но тут только одно яблоко! - сказали Еж, Заяц и Ворона.- Разделите это яблоко на равные части, и пусть каждый возьмет себе по кусочку. (Стратегия компромисса позволяет урегулировать разногласия через взаимные уступки.)
Басня Эзопа.
Лев и вепрь боролись, пытаясь оттолкнуть друг друга от ручья, и вдруг увидели, как рядом с ними на дерево опустился гриф-падальщик. "Лучше пить вместе из ручья, - решили они, - чем кормить таких, как он". (сотрудничество, выражается в совместном поиске решения, удовлетворяющего интересы обеих сторон.)
(РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТА)
Перед вами пословицы и поговорки с одной стороны, и четыре варианта исхода конфликта с другой стороны. Найдите соответствие
"Худой мир лучше доброй ссоры" (компромисс)
"С глаз долой, из сердца вон" (прерывание конфликта)
"Сядем рядком да поговорим ладком" (интеграция)